В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вне профессионализма Назад
Вне профессионализма
Вопросы образования

Закон об образовании Российской Федерации предполагает, что основой тех или иных конкретных образовательных программ являются Государственные стандарты. Они разрабатываются специалистами и утверждаются Правительством РФ.

На сегодняшний день в ВУЗах в основном уже начата подготовка, (хочется сказать "специалистов", но теперь так говорить нельзя, нужно говорить - "бакалавров") по стандартам третьего поколения. Стандарты первого поколения действовали до 2000 года, стандарты второго - с 2000-ого до прошлого года, и старшекурсники во многих ВУЗах еще завершают обучение именно по ним. Полтора года назад от ВУЗов в пожарном порядке потребовали подготовить новые учебно-методические комплексы. Уже в соответствии со стандартами Третьего поколения, причем задача готовить УМК по ним была поставлена еще до того, как сами они были утверждены.

Задача чисто отечественная: срочно подготовить новые методические материалы на основании более общих новых стандартов, которые еще не утверждены и никому не известны - но так, чтобы одно другому не противоречило. Это - вполне в духе стиля работы Минобранауки времен никогда не работавшего в высшей школе министра Фурсенко, провозгласившего, как известно: "недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других".

Когда факультеты и кафедры обращались с Учебно-методические управления и отделы своих университетов и ВУЗов с запросом на образцы, формы, по которым нужно было бы готовить учебно-методические комплексы - им отвечали: "Министерство ничего не дает. Делайте, как считаете нужным - получится и другие по вашим образцам делать будут". УМК делали, сдавали, потом из Министерств приходили разъяснения, что делать нужно иначе - и указания, после следования которым приходили уточнения, что все нужно переделать. В конце концов, УМК были созданы - как и стандарты.

Последние оказались смесью профессионального здравого смысла тех, кто в результате их отрабатывал - и безграмотных пожеланий Министерства и его Министра, которые как их делать не знали, но срочно переводили иноязычную литературу по этому поводу, стремясь показать себя знакомыми с "передовыми достижениями иностранной науки".

Поскольку Министерство давало указания, но само ничего не делало, благо, как это делать хоть в третьем, хоть в первом, хоть в четвертом поколении его сотрудники не знали - а делали в основном профессора высшей школы и члены Учебно-методических советов и управлений по дисциплинам - в целом Стандарты получились пригодные к употреблению.

Но в целом - особо лучше прежних они не стали - стали просто другими. Главное их достоинство, которое действительно присутствует - это расширение числа часов и предметов, которые ВУЗ теперь может определять самостоятельно: появление так называемой "вариативной части". - Теперь вариативная часть, определяемая ВУЗом составила половину.

И еще, что важно и нужно: у ВУЗов появилась возможность избирать в рамках бакалаврской подготовки разные профили и в рамках магистерских - разные программы. То есть теперь ВУЗ может в рамках одного направления подготовки - по той или иной дисциплине - открыть разные их варианты: половину, описанную Госстандартом и единую для всего направления читают всем, а половину определяемую "профилем" (то есть, специализацией) - можно по-разному читать для каждого из них.

Но в целом - то, что удалось в новых стандартах, удалось благодаря Учебно-методическим объединениям и ВУЗам, то, что в них оказалось неудачного - было рождено фантазией Министерства.

Существует две разные проблемы. Одна касается вопроса о том, может ли вообще Министерство образования вмешиваться в содержательные моменты программ или это должна делать общественность и профессиональные педагоги. И этот спор восходит еще к дореволюционным временам.

В принципе, поскольку в современных условиях образование осуществляется в рамках той или иной образовательной стратегии государства - ясно, что некую координирующую и унифицирующую роль государство играть должно (тем более, что на образование идут деньги, выделяемые в рамках государственного бюджета).

Но это плодотворно и работает на пользу, если Министерство образования возглавляет профессионал в этой области и в нем работают люди, обладающие значимым опытом в сфере преподавания.

То есть, если сферой руководят люди, которые разбираются в том, чем они руководят. В Министерстве образования на сегодня таких на значимых должностях уже практически нет. Там стали появляться люди, которые поняли, что нужно меньше выдумывать "инноваций" самим и больше слушать тех, кто в данном вопросе разбирается.

Там есть более умные люди (чем выше - тем меньше) и там есть менее умные люди. Там есть люди, которые хорошо разбираются в "финансовых потоках". Есть те, кто хорошо разбирается в том, как больше средств бюджета образования оставить на нужды Министерства, а меньше дать в саму сферу образования. Есть те, кто разбирается - из какой международной структуры можно получить гранты на программы демонтажа отечественного образования. Есть те, с кем можно вести конструктивный разговор и те, с кем это пытаться делать вообще бессмысленно.

Но там нет специалистов в области образования. Есть специалисты в области организации лотерей. Есть специалисты в области коммерциализации науки. Нет квалифицированных педагогов.

Конечно, можно ожидать, что сейчас руководство министерства сменится. И само Министерство приведут в нормальный вид, то есть - разделят на профильные части.

Но притом, кто возглавляет Правительство, притом, какие вообще кадровые подходы реализуются в стране, притом, что существует привычка на руководство любой сферой назначать не специалиста в этой сфере, а специалиста по финансам - хорошего ждать не приходится.

Почти все министерства из профессиональных ведомств превратились в административно-финансовые органы.

Отсюда содержательные вопросы - и разработка и утверждение Госстандартом - это именно содержательный вопрос - просто с точки зрения интересов дела лучше было бы у них изъять.

Идеально было бы полностью передать их в сферу ведения Учебно-методических объединений по специальностям, состоящих действительно из вузовских профессионалов.

Можно, как вариант, было бы передать это и законодательной власти. Здесь было бы как минимум два преимущества. Первое - это то, что парламентские профильные комитеты, в том числе по образованию, состоят все же из заинтересованных людей, включающих в себя и тех же профессионалов образовательной сферы. Второе - что принятые в ранге Законов образовательные стандарты были бы ограждены от того или иного административного произвола со стороны исполнительных структур.

Серьезным минусом то, что определяющую роль в принятии таких законов будет играть то же самое, неспособное к принятию конструктивных решений парламентское большинство, связанное указаниями своего начальства из той же исполнительной власти. И о чем-то договорится с ним - может оказаться куда сложнее, чем с любым ведомственным бюрократом.

Потому что последний все же иногда может руководствоваться началами здравого смысла и обеспокоенности за риск неразумного решения. А "Единая Россия" - даже об этом думать неспособна, поскольку всегда думает лишь об одном - не отругают ли ее завтра утром в Администрации Президента.

http://www.apn.ru/publications/article26569.htm

Док. 650415
Опублик.: 17.05.12
Число обращений: 0

  • Черняховский Сергей Феликсович
  • Фурсенко Андрей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``