Аспекты приложения классических моделей конкурентных стратегий развития для высших учебных заведенийНазад
Аспекты приложения классических моделей конкурентных стратегий развития для высших учебных заведений
Развитие образовательного рынка в России предопределило необходимость использования в системе управления вузами стратегического подхода. В подтверждение этому, исследования Национального фонда подготовки кадров показали, что 30% российских университетов системно внедряют стратегическое управление вузом и имеют четко выраженную уникальную миссию. Следовательно, вопросы выработки стратегии развития вуза и его поведения в отношении конкурентов представляются весьма актуальными.
Для формирования конкурентной стратегии вуза можно воспользоваться стратегическими моделями, предложенными для выбора стратегий развития бизнес-структур. Классический подход к выбору стратегий представлен в работах И.Ансоффа, который предлагает модель стратегического планирования, состоящую из 4-х основных элементов:
- Вектор роста портфеля (выбор за счет каких факторов будет расти общий портфель продуктов)
- Товары те же, рынки те же, рост за счет: снижения цен, агрессивной рекламы и брендинга, интеграции или поглощений (M&A) и т.п.
- Товары новые, рынки те же, рост за счет внедрения новых товарных направлений на существующие рынки.
- Товары старые, рынки (сегменты потребителей) новые, рост за счет выхода на новые сегменты потребителей.
- Товары новые и рынки новые (диверсификация).
- Товары старые, новые географические рынки (международный и глобальный маркетинг).
Другими словами, И.Ансофф предлагает выбирать стратегию роста "портфеля продуктов", основываясь на сравнении возможностей, представленных на пересечении товаров и рынков, имеющихся у компании