В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Голые короли российского образования Назад
Голые короли российского образования
Тема приоритетности образования и обороны, вновь получившая свое продолжение 25 апреля с.г. в интервью Президента РФ Дмитрия Медведева с рядом российских телеканалов, имеет почти полутора вековую историю.

Сегодня всем хорошо известны слова, приписываемые первому рейхсканцлеру германской империи Отто Бисмарку о победе прусского школьного учителя в австро-прусской войне. Исторической победе, объединившей Германию.

Смешно не знать военной истории

Причиной пятикратных, потерь австрийских войск в сравнении с прусскими, стала недостаточная обученность, организованность и низкое качество оружия.
Австрийские бронзовые пушки, шомпольные ружья Лоренца, заряжавшиеся с дула, в три раза уступали по дальности, скорострельности и точности стрельбы казенно зарядным винтовкам Дрейзе и орудиям из крупповской стали.

Фельдмаршал Мольтке (старший), под командованием которого прусские войска одержали решающую победу при Садова (1866 год) сформулировал закономерность: "Говорят, что школьный учитель выиграл наши сражения. Одно знание, однако, не доводит еще человека до той высоты, когда он готов пожертвовать жизнью ради идеи, во имя выполнения своего долга, чести и родины; эта цель достигается его воспитанием. Не учитель выиграл наши сражения, а воспитатель".

Сегодня уместно вспомнить слова Ленина: "Смешно не знать военной истории".
После череды военных поражений, жирную точку в споре о приоритете образования поставила Первая мировая война, похоронившая в 1917 году монархическую Россию, потерявшую в первые годы профессиональные командные кадры и показавшую неспособность организовать массовое оборонное производство.

Мишенью для крупповских пушек и пехоты, насыщенной скорострельным оружием, стали солдатские массы из малограмотных русских крестьян.

Император Николай II отказался принять на вооружение автомат знаменитого русского конструктора - оружейника Владимира Федорова из-за отсутствия мощностей патронного производства. При этом Россия закупила устаревшие ружья в Японии, продавшей России и поднятый с морского дна легендарный крейсер "Варяг".
Знаменитый Брусиловский прорыв Юго-Западного фронта 1916 года не получил развития без поддержки соседних русских фронтов, при дефиците боеприпасов, отсутствии фронтового и запоздалого ввода стратегического резерва.

Исторический факт: побежденные страны учатся быстрее стран победителей.
Главной движущей силой плана индустриализации СССР - ГОЭЛРО стал учитель, поднятый Лениным для ликвидации неграмотности на небывалую высоту.
Не меньшие усилия по развитию системы образования были предприняты и в Германии. При сохранении традиционной военной школы, немецкое руководство передало НИИ и вузы в ведение "прорывной" организации - Аненербе (Наследие предков), давшей импульс развитию технологий третьего тысячелетия.

В отличие от ГОЭЛРО долгосрочным приоритетом проектов Аненербе был человек, его подсознание, духовные и мыслительные возможности.

Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов 4-х классной Красной армии над немецкой 8-ми классной далась ценой вдвое больших боевых потерь.
Космические победы СССР заставили США переоценить свою систему образования и, с учетом достоинств советской и немецкой школ, сфокусировать усилия на технологических прорывах, организуемых новой структурой - ДАРПА.

Лекарство от авантюризма технократов

Советская система образования сегодня сохраняет индустриальный тренд развития. Попытки ее перевода на постиндустриальные рельсы с формальным копированием западных моделей, порой тупиковых, неумолимо приближают просвещение и воспитание России к точке не возврата к своим функциям.

Критерием эффективности деятельности исполнительной власти в финансировании, компьютеризации, слиянии образовательных учреждений, противопоставлении вузовской и академической науки, абсолютизации тестов выбран ненавистный всему образовательному сообществу ЕГЭ.

Главным требованием к универсальному критерию служит надежность, сколь угодно близкая к единице. По словам Президента РФ Дмитрия Медведева получается, что у ЕГЭ плюсов больше, чем минусов. Хотя, как известно, один минус всегда становится решающим. Вспомним притчу о послушной корове, имеющей один минус - привычку после дойки опрокидывать копытом подойник.

Количественная же оценка надежности знаний с помощью ЕГЭ по данным Рособрнадзора составляет 40%, что недопустимо для всякой большой системы.

Провозглашаемая доступность столичных вузов для провинциалов открывает двери неподготовленным, а порой невежественным абитуриентам - обладателям высоких баллов ЕГЭ. По данным НИУ ВШЭ, МИФИ и МГИМО обязательный школьный ликбез сокращает до половины программу бакалавриата.

В свою очередь боязнь потерять бюджетные места вынуждает ректоров разрушать вуз своими руками: увольнять принципиальных преподавателей и заменять их коррупционерами, выставляющими нужные баллы недоучкам и лодырям.

Кстати, все достоинства, которые приписывают ЕГЭ ВШЭ и Минобрнауки, не имеют к этой процедуре никакого отношения. Проектанты лукаво умалчивают, что целью ЕГЭ по постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. N 119 было "обеспечение совмещения государственной (итоговой) аттестации ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования".

По факту: нагрузку на школьника ЕГЭ не снял, коррупцию увеличил, а совмещение несовместимых процессов стало катастрофой для системы образования.

"В школе большое количество маразма, и с каждым днем он прибывает и прибывает", - были откровенны с Президентом РФ профессионалы - директора школ.
Идеи совершенствования ЕГЭ, вложенные в уста главы государства, увеличивают нагрузку на человеческий контур - "ученик - учитель". Это присутствие независимых наблюдателей в пунктах проведения экзаменов и на конфликтных комиссиях. Это и переход от бумажного формата к компьютерной сдаче экзаменов.

Главной заботой новелл является надежность защита от списывания, подделок и взломов баз КИМов. Данное направление актуально в банковской среде, но бессмысленно при создании комплексов оценки интеллектуальных данных ученика.
Горьким лекарством для авантюризма технократов служит наука о человеке.

Примером является Германия с ее традиционно сильной постановкой образования и воспитания, почитанием учителя и уважением учащегося

Электронизация сферы образования в Германии отодвинута в далекое будущее.
В настоящее время не то, что экзамены, занятия не проводятся в компьютерных классах. По статистике лишь 15% немецких школьников в возрасте от 14 до 19 лет пользуются компьютером, на уроках - один раз в неделю.

На вопрос о компьютерном экзамене десятиклассники гимназии имени фон Сименса отвечают: "Абсурд, научная фантастика, мы все пишем от руки".

В конце 80-х годов в НИИВО с участием автора исследовалась возможность компьютеризации, в том числе программированного обучения и оценки знаний.
Анализ ошибок и недостатков подготовки персонала ЧАЭС позволил сделать вывод о нереальности исключить учителя из программы самостоятельного обучения и о вспомогательной функции тестовых систем в подготовке специалистов.
Не вдохновила психологов НИИВО идея ЕГЭ, позаимствованная в США председателем Госкомвуза Геннадием Ягодиным в конце прошлого столетия.

Через четыре десятилетия разочаровались в тестах и США. С учетом критики ЕГЭ в РФ Обама решил приостановить тестовые экзекуции американских школьников.
Стриптиз королей

Провал реформ - армейской и образования заставляет их идеологов прятаться, подобно портным из сказки о голом короле, за спины первых лиц страны.
Создается впечатление, что ни Евгений Ясин, ни Ярослав Кузьминов, Владимир Мау и Андрей Фурсенко никогда не читали правительственную "Российскую газету".
Иначе экспромты главы государства, могли бы быть для учительской аудитории более убедительными нежели "у нас везде много маразма", "раньше "было то же самое". До нацпроекта "Образование "в России было 52 тысячи школ. Сейчас их всего 47 тысяч", "процент сильных учебных заведений выше, чем процент слабых школ".
Сомнительным выглядит предложение сравнить происходящее в школах некоторых стран: "Посмотрите, что там делают, что там нюхают, что там смотрят!".

Вряд ли имеет юридическую силу и доказательность кулуарное нашептывание "на ушко" главе государства анонимных учителей о пользе ЕГЭ.

Сказочный сюжет дополняет Илья Медведев, несогласный с отцом в вопросе ЕГЭ. Конечно, он не прав. Когда его отец поступал на юрфак в ЛГУ, репетиторы были профессионалами, они готовили к поступлению в вуз по школьной программе и старым учебникам, где образцом служил учебник математики Киселева.

Сегодня, при великом разнообразии учебников и программ, когда даже руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова не берется ответить на тесты, рынок репетиторских услуг по натаскиванию на ЕГЭ оценивается суммой в 15 млрд. рублей.

Отвечая на вопрос ведущей телепрограммы "25-й час" о скандальных итогах пробного ЕГЭ, школьная учительница четко определила порок тестовой системы, мешающей "научиться образовывать систему фактов".

Этот порок исключает лучшие вузы России из мировых рейтингов, не дает гарантий выхода из черной полосы космических неудач и задействовать десятки триллионов рублей на модернизацию оружия, в том числе стратегического.

Вся картина образовательных изъянов видна в состарившейся за 15 лет создания ракете "Булава", препятствующей развертыванию более совершенных систем.

Сергеев Олег Леонидович, кандидат технических наук, полковник, эксперт Всероссийского фонда образования, ветеран РВСН и ГРУ ГШ.

Док. 650135
Опублик.: 08.05.12
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Ясин Евгений Григорьевич
  • Глебова Любовь Николаевна
  • Кузьминов Ярослав Иванович
  • Мау Владимир Александрович
  • Фурсенко Андрей Александрович
  • Сергеев Олег Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``