Противоправная скоординированная антиармянская политика Баку и Анкары приводит к раздроблению региона - Серж СаргсянНазад
Противоправная скоординированная антиармянская политика Баку и Анкары приводит к раздроблению региона - Серж Саргсян
Президент Армении Серж Саргсян дал интервью изданию "Эксперт", в котором рассказал о том, как Армения относится к сотрудничеству с Россией, об особенностях развития армянской экономики и пр.
Армения, по сути, почти двадцать лет живет в состоянии экономической блокады. Каким образом государству удается выживать?
- Вы правы, в эпоху глобализации и интенсификации региональных интеграционных процессов в стране без прямого выхода к морю нелегко развиваться при закрытых границах с двумя непосредственными соседями. Это негативно влияет как на экономику нашей страны, так и на полноценное развитие региона в целом.
Противоправная скоординированная антиармянская политика Баку и Анкары не способствует региональной интеграции, приводит к раздроблению региона и препятствует установлению прочного мира и стабильности на Южном Кавказе. Это серьезнейшим образом препятствует конкурентоспособности наших производителей. Наши экспортеры вынуждены прилагать дополнительные усилия и затраты для компенсации убытков и решения проблем, связанных с блокадой.
Экономика Армении соответствующим образом адаптировалась, сконцентрировавшись на производстве товаров,
вывоз которых не требует высоких затрат, - это, к примеру, обработанные драгоценные камни, ювелирные изделия, разработки в сфере информационных технологий. То же самое можно сказать о товарах, ценовая маржа которых при экспорте достаточно высока, например медь и молибден. Росту экономики особенно способствовали неэкспортируемые отрасли, в том числе строительство и сектор услуг. Немаловажную роль играет туризм, год от года растет число иностранных туристов, желающих посетить страну, первой принявшую христианство как государственную религию, и взглянуть на библейский Арарат. В Армении интенсивно развивается современная туристическая инфраструктура.
Немалую роль в привлечении инвестиций играет армянская диаспора. Сегодня мы можем с гордостью констатировать, что цели, преследуемые азербайджано-турецкой блокадой Армении, не только не были, но никогда и не будут достигнуты.
- Как страна пережила кризис? Возобновился ли рост экономики?
- 2008-2009 годы стали испытанием для экономик всех стран вне зависимости от степени их развития. Армения сумела успешно выстоять во время первой волны кризиса благодаря эффективному финансовому контролю и отсутствию так называемых горячих денег в финансовом секторе экономики. Тем не менее Армении, как и многим другим странам, не удалось избежать воздействия экономического кризиса. В 2009 году был зафиксирован экономический спад на фоне стабильного роста ВВП в предшествующие годы. Это явление в основном было обусловлено сокращением внешних финансовых притоков и инвестиций.
Правительство Армении оперативно осуществило ряд действий. В пакете антикризисной политики для регулирования ситуации были представлены преимущественно четыре направления. Прежде всего это восстановление макроэкономической стабильности путем эффективной денежно-кредитной и фискальной политики, непосредственное содействие реальному сектору посредством поддержки компаний с экспортным и инновационным потенциалом, реализация программ, имеющих социальную направленность, и осуществление широкомасштабных инфраструктурных программ в сфере коммуникаций, гидроэнергетики и информационных технологий.
Сегодня мы можем сказать, что этот этап кризиса преодолен. Наблюдается позитивная динамика во многих отраслях экономики. Мы продолжаем осуществлять реформы и программы, направленные на формирование более эффективной экономической системы, которая способна адекватно реагировать на посткризисные вызовы.
- Какие отрасли экономики сегодня основные для Армении? Каков потенциал экономического развития страны?
- Наша политика развития современной и конкурентоспособной экономики основывается на модернизации производственного потенциала, на последовательном улучшении бизнес-климата, создании более благоприятных условий для расширения внешней торговли, на воспроизводстве научного потенциала.
Большое внимание уделяется перерабатывающей промышленности. Правительство принимает меры для привлечения инвестиций и поощрения экспорта. Особое внимание, в том числе в виде налоговых преференций, уделяется компаниям с инновационным потенциалом, использующим современные технологии. В рамках новой стратегии государство оказывает содействие повышению конкурентоспособности компаний, действующих в таких отраслях, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, информационные технологии, фармацевтика, переработка драгоценных камней. Мы последовательно работаем над развитием сферы услуг. Важнейшей целью для нас, безусловно, было и остается развитие человеческого капитала, который и является основой долгосрочного развития страны.
- Каков сегодня масштаб российско-армянского экономического сотрудничества?
- С Россией Армению связывает тесное стратегическое партнерство, в том числе в экономической сфере. На сегодня подписано более 80 межгосударственных договоров и соглашений. Мы эффективно сотрудничаем в многостороннем формате, в частности в рамках Содружества независимых государств. Мы осуществляем ряд крупных совместных проектов в сфере энергетики, транспорта и телекоммуникаций, горнодобывающей промышленности. Россия выступает важным торговым и инвестиционным партнером Армении. Факты говорят сами за себя: в Армении действует около полутора тысяч компаний с участием российского капитала, третья часть общего объема годовых инвестиций приходится на долю Российской Федерации. Торговые отношения двух стран тоже нужно оценивать как стабильно развивающиеся. В прошлом году товарооборот между нашими странами составил почти миллиард долларов.
Этим, конечно, не исчерпываются возможности взаимовыгодного партнерства. Потенциал сотрудничества намного
шире, и я не вижу никаких препятствий для его полноценного использования.
- Какие основные задачи стоят сегодня перед экономикой Армении?
- Дальнейшая диверсификация экономики - задача номер один, так как это поможет минимизировать нашу уязвимость в связи с внешними колебаниями. Особое внимание уделяем вопросам укрепления и развития действенных механизмов партнерства государственного и частного секторов. Это будет способствовать экономической активности в стране, реализации крупномасштабных проектов и обеспечению эффективного предоставления услуг частному сектору со стороны государства.
- Многие говорят, что армянская экономика сильно монополизирована. Осознается ли эта проблема государством и предпринимается ли что-нибудь для борьбы с монополизмом?
- Формирование благоприятных условий для вхождения в рынок новых субъектов и обеспечение равных условий и
правил игры для всех - приоритетные направления нашей экономической политики. Попытки развивать новые идеи и внедрять передовые технологии всегда находят практическое содействие со стороны государства.
Имея ограниченный внутренний рынок, государство ориентируется на стимулирование экспорта, всячески поддерживая инновационные начинания. Становление свободной конкурентной среды - один из важнейших механизмов достижения этой цели. Кроме достижений есть и проблемы, для решения которых проводится целый ряд системных реформ.
В частности, должен отметить, что достаточно эффективно функционирует Государственная комиссия по защите экономической конкуренции, и этот институт мы будем всячески поддерживать и укреплять.
- Некоторые эксперты считают, что Армения получит серьезные экономические выгоды от открытия границы с
Турцией. Насколько, на ваш взгляд, велики эти выгоды?
- Вопрос нормализации отношений между Арменией и Турцией не стоит оценивать сугубо в контексте двусторонних
экономических или политических связей. Он намного шире и глубже. Неразумно и нерационально в двадцать первом веке иметь закрытые границы с соседним государством по давно отжившему принципу железного занавеса. Этой позиции придерживается все мировое сообщество, которое с энтузиазмом восприняло нашу инициативу по нормализации. Но, к сожалению, руководство Турции оказалось не способным проявить необходимую политическую волю и довести процесс до логического завершения.
Очевидно, что в случае положительного результата обе стороны могли бы выиграть. Но прежде всего это способствовало бы созданию более развитого, динамичного регионального пространства.
- Ряд оппозиционных депутатов открыто говорит, что Россия должна вообще уйти из Армении в частности и с Южного Кавказа в целом. В чьих интересах был бы подобный шаг?
- Начну с того, что русофобский дискурс никогда не пользовался популярностью или влиянием в армянском обществе.
Очень возможно, что эти люди пытаются таким образом просто привлечь к себе внимание. Заявления пары маргинальных эпатажных деятелей не делают погоды. Более того, на мой взгляд, в широких кругах армянской общественности, вне зависимости от политических взглядов, существует консенсус в пользу развития союзнических, взаимовыгодных отношений с Россией.
- Как вы оцениваете отношения с Россией и ее политику в регионе?
- Российская Федерация играет важнейшую роль в регионе Южного Кавказа. Она предпринимает серьезные усилия для установления здесь мира и благополучия. Я благодарен президенту России за то, что он лично вовлечен в поиск путей мирного решения нагорно-карабахского конфликта. В свое время, в 1994 году, соглашение о прекращении боевых действий тоже стало возможным именно благодаря российскому посредничеству.
В целом же мы считаем, что Россия искренне заинтересована в мире и стабильности на Южном Кавказе. Как союзники по ОДКБ мы регулярно совещаемся по вопросам мира и безопасности в зоне ответственности ОДКБ. На двустороннем уровне мы тесно сотрудничаем с целью повышения эффективности взаимодействия вооруженных сил наших стран.
В прошлом году был подписан протокол, продлевающий срок пребывания российской военной базы на территории
Республики Армения и расширяющий круг ее стратегической ответственности.
- Людей, владеющих русским языком, в Армении все меньше и меньше. Уделяется ли внимание этому вопросу?
- Мы очень дорожим нашими гуманитарными связями: совместные культурные, образовательные, научные проекты находятся в центре внимания наших правительств, мы прикладываем значительные усилия для расширения связей между молодежью наших стран.
В этом плане значимую роль играет Совет по гуманитарному сотрудничеству СНГ и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества.
А что касается знания языков, то в Армении к этому относятся с особым уважением. Мы, возможно, единственная
в мире страна, где начиная со Средних веков каждый год празднуется День переводчиков. Ведь знание языков позволяет увидеть и узнать мир иначе, понять другую точку зрения. Русский язык для нас традиционно был окном в мир, с его помощью мы общались не только с Россией, но и с другими странами и культурами. Надеюсь и верю, что это богатство мы никогда не утеряем. Вообще, я считаю, что каждый человек должен в совершенстве владеть своим родным и еще двумя иностранными языками. Эта логика лежит в основе преподавания языков в армянских школах, а русскому языку и литературе уделяется особое внимание.