В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
- 2 - Назад
- 2 -
51

Ибо и отец на сына поднял меч,
и сын на отца поднял руку,
и по кормившим его сосцам ударил нечестивый,
и брат убил брата,
и хозяин оклеветал гостя,
и друг умертвил друга,
и человек заколол человека
тиранической рукой.

52

Итак, все на земле стали - одни человекоубийцами, другие братоубийцами, иные отцеубийцами и иные детоубийцами. Но нашлось и еще нечто более страшное и ужасное. Некая мать коснулась тела, которое родила, схватила того, кого питала сосцами, и плод чрева своего ввергла в чрево, и несчастная мать стала страшным гробом, проглотив ребенка, которого носила в утробе.

53

Больше нечего прибавить! Ибо много другого странного и еще более ужасного и нечестивого нашлось в людях.
Отец - на ложе дочери,
и сын - матери,
брат - сестры,
и мужчина - мужчины,
и "каждый ржал на жену ближнего" [8].

54

Гpех же радовался этому. Будучи сотрудником смерти, он внедрялся в души людей и готовил ей в пищу тела мертвецов. На всякой же душе грех оставлял след, и на ком оставлял - те должны были умереть.

55

Итак, всякая плоть подпадала греху,
и всякое тело - смерти,
всякая душа выселялась из телесного дома,
и взятое от земли возвращалось в землю,
и дарованное от Бога заключалось в ад,
и происходило разрушение прекрасного союза,
и разделялось прекрасное тело.

56

Человек был разделяем смертью. Ибо ужасное несчастье и пленение объяло его.
Он был захвачен в плен тенью смертной,
и образ Отца лежал заброшенный.
Именно по этой причине совершилось таинство Пасхи в теле Господа.

57

Вначале же Господь пpедустроил Свои страдания в патриархах, в пророках и во всем народе, запечатлев через закон и пророков. Ибо, чтобы будущему стать новым и великим, оно загодя приуготовляется, чтобы потом, когда оно осуществится, ему поверили, поскольку оно издавна прообразовано.

58

Так и таинство Господа
прообразовано издавна, видимо же сегодня,
заслуживает доверия [как] совершившееся,
хотя и кажется для людей новым.
Ибо таинство Господне ветхое и новое -
ветхое по прообразу,
новое же по благодати.
Но если взглянешь на этот прообраз, увидишь истинное через его исполнение.

59

Итак, если хочешь увидеть таинство Господне,
взгляни
на Авеля, подобным образом убиваемого,
на Исаака, подобным образом связываемого,
на Иосифа, подобным образом продаваемого,
на Моисея, подобным образом отвергаемого,
на Давида, подобным образом гонимого,
на пророков, подобным образом за Христа
страдающих.

60

Взгляни же и на овцу, в земле египетской закалаемую,
на поразившего Египет
и спасшего кровью Израиль.

61

Таинство же Господне проповедано и пророческим голосом.
Ибо Моисей говорит народу:
"И увидите Жизнь вашу, висящую пред очами
вашими ночью и днем, и не уверуете в Жизнь вашу" [9].

62

Давид же сказал:

"Зачем мятутся народы,
и люди замышляют тщетное?
Пpедстали цари земные,
и начальники собрались вместе
против Господа и против Христа Его" [10].

63

Иеремия же:

"Я как незлобивый агнец, ведомый на заклание.
Они замыслили зло против Меня, говоря:
Давайте положим дерево в пищу Его
и отторгнем Его от земли живых,
и имя Его больше не будет поминаться" [11].

64

А Исаия:

"Как овца, веден был Он на заклание,
и, как агнец перед стригущим его безгласен,
так Он не отверзает уст Своих.
Pод же Его кто поведает?" [12].

65

Много и другого многими пророками проповедано о таинстве Пасхи, которое есть Христос; Ему слава во веки. Аминь.

66

Сей, сошедший с небес на землю ради страждущего, облекся в него благодаря утробе Девы, прошел через Нее как человек, воспринял страдания страждущего через тело, способное к страданию, и разрушил страдания плоти, а духом, который не мог умереть, умертвил человекоубийцу-смеpть.

67

Ибо Он, как агнец ведомый,
и как овца закалаемая,
искупил нас от служения миру,
как от земли египетской,
и избавил нас от рабства диаволу,
как от руки Фараона,
и запечатлел наши души
Своим Духом,
и члены тела -
Своей кровью.

68

Сей есть облекший смерть стыдом
и повергший диавола в скорбь,
как Моисей - Фараона.
Сей есть поразивший беззаконие
и сделавший бездетной несправедливость,
как Моисей - Египет.
Сей есть изведший нас
из рабства - в свободу,
из тьмы - в свет,
из смерти - в жизнь,
из порабощения - в царство вечное,
[и сделавший нас новым священством
и народом избранным, вечным].

69

Сей есть Пасха спасения нашего.
Сей есть много претерпевший во многих.
Сей есть в Авеле убитый,
в Исааке связанный,
в Иакове странствовавший,
в Иосифе проданный,
в Моисее отверженный,
в агнце закланный,
в Давиде гонимый,
в пророках обесчещенный.

70

Сей есть в Деве воплотившийся,
на древе повешенный,
в земле погребенный,
из мертвых воскрешенный,
на высоты небес вознесенный.

71

Сей есть Агнец безгласный.
Сей есть Агнец убиваемый.
Сей есть родившийся от Марии, прекрасной Агницы.
Сей есть взятый из стада
и на заклание влекомый,
и вечером принесенный в жертву,
и ночью погребенный,
на древе не сокрушенный,
в земле не истлевший,
из мертвых воскресший
и воскресивший человека от дольнего гроба.

72

Его убили. И где убили? Посреди Иерусалима. За что?
За то, что хромых их исцелил
и прокаженных их очистил,
слепых их привел к свету
и мертвых их воскресил.
За это Он пострадал.
Об этом написано в законе и пророках:
"Воздали Мне злом за добро, сиротством душе Моей,
замышляя против Меня зло, говоря: Свяжем Пpаведника, потому что Он неудобен нам" [13].

73

Зачем, о, Израиль, сотворил ты ужасную
несправедливость?
Обесчестил почтившего тебя.
Обесславил прославившего тебя.
Отвеpг исповедавшего тебя.
Отрекся от призвавшего тебя.
Убил оживотворившего тебя.
Что сделал ты, о, Израиль?

74

Pазве не тебе написано:
"Не проливай кровь неповинного, чтобы не погибнуть ужасно"? "А я, - говорит Израиль, - убил Господа". Почему? "Потому что Ему должно было пострадать". Обманываешься, о, Израиль, так мудрствуя о Господней жертве.

75

Ему должно было пострадать, но не от тебя.
Быть обесчещенным, но не тобой.
Быть осужденным, но не тобой.
Быть повешенным, но не твоею рукой.

76

Вот какими словами, о, Израиль, ты должен взывать к Богу: "О Владыко! Если и должно было Сыну Твоему пострадать и такова Твоя воля,
то пусть страдает, но не от меня,
пусть страдает от прочих народов,
пусть осуждается необрезанными,
пусть пригвождается десницей тирана,
но не моей".

77

Ты же, о, Израиль, такими словами не возопил к Богу,
не принес очистительную жертву Владыке,
не устыдился дел Его.

78

Не устыдила тебя ни сухая рука,
восстановленная для тела,
ни глаза недужных,
отверстые Его рукой,
ни расслабленные тела,
голосом Его воздвигнутые,
и даже самое неслыханное знамение не устыдило тебя,
[когда] мертвый [был] из гроба воздвигнут,
уже четверодневный.
Ты же, пренебрегши этим, вечером для заклания Господа приготовил Ему острые гвозди и лжесвидетелей,

79

узы и бичи, уксус и желчь, меч и скорбь, словно pазбойнику-убийце. Ибо принес Ему раны для тела Его и терния для головы Его, и связал Его добрые руки, которые сотворили тебя из земли, и добрые Его уста, напитавшие тебя жизнью, напоил желчью, и убил твоего Господа в великий праздник.

80

И ты веселился,
а Он голодал,
ты пил вино и ел хлеб,
а Он - уксус и желчь.
ты имел веселое лицо,
а Он скорбел,
ты радовался,
а Он печалился,
ты пел,
а Он был осуждаем,
ты повелевал,
а Он был пригвождаем,
ты танцевал,
а Он был погребаем,
ты лежал на мягкой постели,
а Он - во гробе и прахе.

81

О Израиль беззаконный, зачем совершил ты эту неслыханную несправедливость, подвергнув ужасным страданиям
Господа твоего,
Владыку твоего,
создавшего тебя,
сотворившего тебя,
почтившего тебя,
назвавшего тебя Израилем?

82

Ты же не оказался Израилем
потому что не увидел Бога,
не уразумел Господа,
не понял, о, Израиль,
что Он есть Первородный Божий,
прежде денницы рожденный,
встретивший свет [14],
просветивший день,
отделивший тьму,
поставивший первую границу,
повесивший землю,
усмиривший бездну,
простерший твердь,
украсивший вселенную,

83

устроивший на небе звезды,
зажегший светила,
сотворивший ангелов на небе,
поставивший там престолы,
сотворивший на земле человека.
Сей был избравший тебя,
ведший тебя
от Адама до Ноя,
от Ноя до Авраама,
от Авраама до Исаака, Иакова
и двенадцати патриархов.

84

Сей был уведший тебя в Египет
и сохранивший тебя
и питавший там.
Сей был идущий впереди тебя в столпе света [15],
и покрывший тебя в облаке,
и разделивший Чермное море,
и проведший тебя,
и рассеявший твоего врага.

85

Сей есть давший тебе манну с неба,
напоивший тебя из скалы,
давший тебе закон в Хоpиве,
давший тебе землю в наследие,
пославший тебе пророков,
воздвигший тебе царей.

86

Сей есть пришедший к тебе,
исцеливший твоих страждущих,
воскресивший твоих мертвых.
Сей есть Тот, Которого ты унизил.
Сей есть Тот, с Которым ты поступил несправедливо.
Сей есть Тот, Которого ты убил.
Сей есть Тот, Которого ты ограбил,
потребовав с Него дидрахму
за голову Его.

87

Неблагодарный Израиль, пpииди и судись со мною
о твоей неблагодарности!
Во сколько ты оценил Его руководство тобою?
Во сколько ты оценил избрание отцов твоих?
Во сколько ты оценил приход в Египет
и питание там через доброго Иосифа?

88

Во сколько ты оценил десять казней?
Во сколько ты оценил ночной столб
и дневное облако
и переход через Чермное море?
Во сколько ты оценил ниспослание манны с неба,
подание воды из скалы,
установление закона в Хоpиве,
[обещание] земли в наследие
и дары ее?

89

Во сколько ты оценил страждущих,
которых Он, явившись, исцелил?
Оцени мне сухую руку,
которую Он воссоединил с телом.

90

Оцени мне слепых от рождения,
которых Он голосом Своим вывел к свету.
Оцени мне лежащих мертвых,
которых Он воскресил из гроба,
уже четверодневных [16].
Бесценны Его дары тебе.
Ты же, не оценив их, воздал Ему неблагодарностью,
воздал Ему зло за добро, и скорбь за радость,
и смерть за жизнь,

91

за что и должно тебе умереть.

Ведь если у народов царь похищен врагами,
из-за него война начинается,
из-за него стена сокрушается,
из-за него город расхищается,
за него выкуп предлагается,
из-за него послы посылаются,
чтобы Он был избавлен,
или чтобы вернуть его живым,
или чтобы похоронить мертвым.

92

Ты же, наоборот, вынес приговор
против Господа твоего,
Котоpому народы поклонялись,
и необрезанные удивлялись,
Которого язычники прославляли,
при Котором и Пилат умыл руки,
ты убил Его в великий праздник.

93

Поэтому горек тебе праздник опресноков,
как написано тебе:
"Съешьте опресноки с горькими травами" [17].
Гоpьки тебе гвозди, которые ты заострил,
горек тебе язык, Котоpый ты изощрил,
горьки тебе лжесвидетели, которых ты выставил,
горьки тебе узы, которые ты приготовил,
горьки тебе бичи, которые ты сплел,
горек тебе Иуда, Котоpому ты дал мзду,
горек тебе Иpод, за которым ты последовал,
горек тебе Каиафа, которому ты поверил,
горька тебе желчь, которую ты приготовил,
горек тебе уксус, который ты сделал,
горьки тебе тернии, которые ты собрал,
горьки тебе руки, которые ты обагрил кровью.
Убил ты своего Господа посреди Иерусалима.

94

Слушайте, все племена народов, и смотрите:
Ужасное убийство произошло посреди Иерусалима,
в городе закона,
в городе евреев,
в городе пророков,
в городе, слывущем праведным.
И Кто убит?
А кто убийца?

Стыжусь говорить,
но обязан сказать.
Ибо если бы ночью произошло убийство,
или в пустынном месте Он был заклан,
было бы легко молчать.

Ныне же среди площади и города,
посреди города и на виду у всех
произошло неправедное убийство Пpаведника.

95

И так Он вознесен на древе, и надпись поставлена, обозначая Убитого. Кто Он? Тяжело сказать, но не сказать еще страшнее. Впpочем, слушайте, трепеща перед Тем, перед Кем трепещет земля.

96

Повесивший землю - повешен.
Распростерший небеса - распростерт.
Утвердивший все - утвержден на древе.
Владыка - оскорблен.
Бог - убит.
Царь Израилев - умерщвлен
десницей израильской.

97

О, ужасное убийство, о, неслыханная несправедливость! Владыка изменяет образ: Его тело обнажается и не удостаивается даже одежды, чтобы не быть видимо. Из-за этого светила отвернулись, и день померк, чтобы скрыть обнаженного на древе, не Господне тело затемняя, но глаза этих людей.

98

Ибо когда народ не трепетал,
затрепетала земля.
Когда народ не боялся,
убоялись небеса.
Когда народ не разрывал [на себе одежду],
ангел разорвал.
Когда народ не рыдал,
"возгремел с неба Господь,
и Всевышний подал голос" [18].

99

Поэтому, о, Израиль,
ты не вострепетал перед Господом,
не убоялся Господа,
не зарыдал о Господе,
[но] заплакал о первородных твоих,
не растерзал [одежду] о повешенном Господе,
[но] растерзал об убитых твоих.
Ты оставил Господа -
и не обретен Им.
Ты убил Господа -
и погребен в земле.

И ты лежишь мертв -

100

а Он воскрес из мертвых
и взошел на высоты небес.

Господь, облекшийся в человека,
и страдавший ради страждущего,
и связанный ради деpжимого,
и судимый ради осужденного,
и погребенный ради похороненного,

101

воскрес из мертвых, и воззвал такими словами:

"Кто судящийся со Мною?
Пpотивостань Мне.
Я осужденного освободил.
Я мертвого оживотворил.
Я погребенного воскресил.

102

Кто противоречащий Мне?

Я, - говорит, - Христос.
Я разрушивший смерть
и победивший врага,
и поправший ад,
и связавший сильного,
и восхитивший человека
на высоты небес.

Я, - говорит, - Христос".

103

"Итак, пpиидите все роды людей,
запятнанные грехами, и получите отпущение прегрешений.

Я есмь ваше отпущение,
Я - Пасха спасения,
Я - Агнец, закланный за вас,
Я - искупление ваше,
Я - жизнь ваша,
Я - воскресение ваше,
Я - свет ваш,
Я - спасение ваше,
Я - Царь ваш.

Я вас возведу на небесные высоты.
Я вам покажу превечного Отца.
Я вас восставлю Моею десницей".

104

Сей есть сотворивший небо и землю
и создавший в начале человека,
через закон и пророки проповедавший,
в Деве воплотившийся,
на древе повешенный,
в земле погребенный,
из мертвых воскресший
и восшедший на высоты небесные,
сидящий одесную Отца,
имеющий власть всех судить и спасать,
через Которого Отец все сотворил от начала навеки.

105

Сей есть Альфа и Омега.
Сей есть начало и конец -
начало неизъяснимое и конец непостижимый.

Сей есть Христос.
Сей есть Царь,
Сей есть Иисус,
Сей - Полководец,
Сей - Господь,
Сей - воскресший из мертвых,
Сей сидящий одесную Отца.

Он носит Отца и носим Отцом.
Ему слава и держава во веки. Аминь.

[Мелитона о Пасхе]
Мир написавшему и читающему
и любящим Господа в простоте сердца.
[1] Ис. 53:7.
[2] Букв. "связать под бичом", "обуздать бичом".
[3] Исх. 12:3-12.
[4] Букв. "осязаемую", "ощутимую".
[5] Букв. "истине по естеству".
[6] Букв. "ценное по естеству".
[7] Быт. 2:8.
[8] Иерем. 5:8.
[9] Втор. 28:66.
[10] Пс. 2:1.
[11] Иерем. 11:19.
[12] Ис. 53:7.
[13] Пс. 34:12.
[14] Т.е. существовавший до сотворения света.
[15] Букв. "световодивший тебя в столпе".
[16] Переводим по чтению рукописи Bodmer XIII.
[17] Исх. 12:8.
[18] Пс. 17:4.

http://hilarion.ru/2010/02/23/629

viperson.ru

Док. 650062
Перв. публик.: 03.05.00
Последн. ред.: 03.05.12
Число обращений: 0

  • Святитель Мелитон Сардийский: О Пасхе. Перевод с греческого

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``