В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
- 1 - Назад
- 1 -
1

Писание об исходе евреев прочитано,
и слова таинства разъяснены:
как овца закалается,
и как народ спасается.

2

Итак, разумейте, возлюбленные: это -
новое и ветхое,
вечное и временное,
тленное и нетленное,
смертное и бессмертное
таинство Пасхи.

3

Ветхое по закону,
новое же по Слову,
временное через образ,
вечное через благодать,
тленное через заклание овцы,
нетленное через Господню жизнь,
смертное через погребение в земле,
бессмертное через воскресение из мертвых.

4

Ветхий закон,
новое же Слово,
временный образ,
вечная благодать,
тленная овца,
нетленный Господь,
закланный как агнец,
воскресший как Бог.
Ибо хотя и "как овца, веден был на заклание" [1],
но не был овцой,
и хотя был как агнец безгласный,
но не был агнцем:
то было образом,
а это оказалось истиной.

5

Ибо вместо агнца был Бог,
и вместо овцы человек,
в человеке же Христос,
Котоpый вместил в Себе все.

6

И вот, заклание овцы
и пасхальное празднество
и писание закона -
заключены во Христе,
через Которого было все в древнем законе,
но еще более - в новом слове.

7

И закон стал Словом,
и ветхий - новым,
изойдя вместе из Сиона и Иерусалима,
и заповедь - благодатью,
и образ - истиной,
и агнец - Сыном,
и овца - человеком,
и человек - Богом.

8

Ибо как Сын Он рожден,
и как агнец ведом,
и как овца заклан,
и как человек погребен,
воскрес из мертвых как Бог,
будучи по природе Бог и Человек,

9

Котоpый есть Все,
Закон - как судящий,
Слово - как учащий,
Благодать - как спасающий,
Отец - как рождающий,
Сын - как рождающийся,
Овца - как страдающий,
Человек - как погребаемый,
Бог - как воскресающий.

10

Сей есть Иисус Христос,
Котоpому слава во веки. Аминь.

11

Это - таинство Пасхи,
как написано в законе,
о чем немного раньше прочитано.

Объясню теперь слова Писания о том, как Бог
повелевает Моисею в Египте, когда хочет
фараона подвергнуть казни [2],
Израиль же избавить от казни
рукою Моисея.

12

Ибо "Вот, - говорит, - возьмешь агнца чистого и непорочного,
и вечером заколешь его вместе с сынами Израилевыми,
а ночью съедите его с поспешностью,
но костей его не сокрушите.

13

Так, - говорит, - сделаешь.
За одну ночь съешьте его по семействам и родам,
препоясавши чресла ваши,
и жезлы в руках ваших.
Ибо это Пасха Господня,
вечное напоминание сынам Израилевым.

14

Взяв же кровь овцы,
помажьте двери домов ваших,
нанеся на косяки дверные знак
крови для устрашения ангела.
Ибо, вот, Я поражу Египет, и в одну ночь
он станет бездетным - от скота до человека" [3].

15

Тогда Моисей, заколов овцу
и ночью совершив таинство вместе с сынами
Израилевыми,
запечатлел двери домов
для защиты народа
и в устрашение ангелу.

16

Когда же овца закалается,
и пасха съедается,
и таинство совершается,
и народ радуется,
и Израиль запечатлевается,
тогда приходит ангел поразить Египет.
Не посвященного в таинство,
не причастного Пасхе,
не запечатленного кровью,
не защищенного Духом,
врага,
неверного,

17

за одну ночь, поразив, сделал бездетным.
Ибо ангел, обойдя Израиль и увидев отмеченное кровью овцы, пошел в Египет и жестокосердного Фараона через плач укротил, облачив его не в траурную одежду и не в разорванную мантию, но в весь разорванный Египет, плачущий о первородных своих.

18

Ибо весь Египет, оказавшийся
в болезнях и ранах,
в слезах и рыданиях,
весь он пришел к Фараону опечаленный,
не только по внешнему виду,
но и в душе, с разорванными
не только внешними одеждами,
но и сосцами наслаждения.

19

И можно было видеть неслыханное зрелище:
здесь - ударяющих себя,
там - рыдающих,
и посреди - Фараона плачущего,
сидящего на вретище и пепле,
облаченного в непроглядную [4] тьму, словно в траурную одежду,
препоясанного всем Египтом, словно хитоном плача.

20

Ибо Египет окружал Фараона, как одежда рыдания.
Таков был соткан хитон для тела тирана,
в такую одежду облачил жестокого Фараона
ангел правды: в горький плач,
густую тьму
и бездетность.
И был ангел над первородными Египта, и смерть
первородных была быстра и ненасытна.

21

И можно было видеть ужасный памятник мертвым,
павшим в один миг.
И стало пищей смерти
поражение лежащих.

22

О новом же несчастье если услышите, удивитесь.
Ибо тогда облекла египтян
ночь длинная и тьма ощутимая,
смерть осязающая
и ангел истребляющий,
и ад, поглощающий
первородных их.

23

Но вам предстоит услышать о еще более ужасном и страшном.
В осязаемой тьме скрылась неощутимая смерть,
и тьму ощущали несчастные египтяне,
смерть же, разыскивая, касалась первородных
египетских, по повелению ангела.

24

Если же кто касался тьмы,
его уводила смерть.
Если кто-то из первородных рукою обнимал темное тело,
испуганный в душе, он жалобно и страшно кричал:
"Кого держит рука моя?
Кого боится душа моя?
Кто этот темный, облекший все мое тело?
Если отец, помоги,
если мать, сжалься,
если брат, говори,
если друг, защити,
если враг, удались,
потому что я - первородный".

25

Но еще прежде, чем замолчал первородный, великое молчание охватило его, говоря: "Первородный, ты - мой! Я, молчание смерти, овладело тобой".

26

Другой же некто первородный, поняв, что первородных хватают, отрекся от себя, чтобы не умереть так ужасно: "Я не первородный, я родился третьим ребенком". Но, не сумев обмануть, присоединялся к первородным и молча падал ниц.

В один миг первородный плод египтян погиб. Пеpвозачатый, перворожденный, желанный, взлелеянный, падал навзничь - и не только у людей, но и у бессловесных животных.

27

На равнинах земли был слышен рев тварей, оплакивающих своих детенышей; ибо корова отелившаяся и лошадь ожеребившаяся и прочая тварь родящая и кормящая горько и жалостно оплакивала первородных детей.

28

Pыдание же и плач был о гибели людей, о мертвых первородных. Ибо весь Египет наполнился смрадом от непогребенных тел.

29

И можно было видеть страшное зрелище: матери египтян с распущенными волосами, отцы, потерявшие рассудок, страшно кричали на египетском языке: "В один миг мы, несчастные, сделались бездетными, лишившись первородного плода". Они били себя в грудь, словно отбивая такт руками в пляске мертвецов.

30

Вот какое несчастье постигло Египет, тотчас сделав его бездетным.
Израиль же был защищен закланием овцы
и просветился пролитой кровью, и стеной для народа сделалась смерть овцы.

31

О, таинство странное и неизреченное!
Заклание овцы сделалась спасением Израиля,
и смерть овцы стала жизнью народа,
и кровь отпугнула ангела.

32

Скажи мне, о, ангел, чего испугался ты?
Овечьего заклания
или Господней жизни,
смерти овцы
или образа Господа,
крови овцы
или Духа Господня?

33

Конечно, ты испугался, увидев
таинство Господне,
происшедшее в овце,
жизнь Господню
в заклании овцы,
образ Господа
в смерти овцы.

Поэтому не поразил ты Израиль,
а только Египет сделал бездетным.

34

Что это за странное таинство:
Египет поражен в погибель,
а Израиль сохранен во спасение?
Услышьте о силе таинства!

35

Возлюбленные! То, о чем говорится и что происходит - ничто без притчи и предызображения. Все, что бы ни происходило и ни говорилось, есть притча:
повествуемое - притча,
а происходящее - прообраз,
чтобы, как происходящее было показано через
прообраз, так и повествуемое стало ясно через притчу.

36

Изделие не создается без приготовления. Pазве не видится будущее через прообразовательный образ? Поэтому совершается предызображение будущего -
или из воска, или из глины, или из дерева,
чтобы будущее стало видимо
выше в величии
и сильнее в мощи,
прекрасным по форме и богатым по убранству
через малое и тленное предызображение.

37

Когда же возникает то, к чему [относился] прообраз, тогда то, что некогда носило [в себе] образ будущего, разрушается как ставшее ненужным, и образ истины уступает место самой истине [5]. И становится некогда ценное обесцененным, когда появляется действительно ценное [6].

38

Всему свое время:

прообразу - свое время,
а материальному [его воплощению] - свое время.
Ты творишь прообраз истины. Желаешь этого, потому что в нем видишь образ будущего. Готовишь материал для прообраза. Желаешь этого ради будущего, [которое] восстанет в нем.
Создавая изделие, ты его только желаешь,
его только любишь,
видя только в нем и прообраз,
и материал, и истину.

39

Таким образом, как [все происходит] в тленных примерах,
так и в нетленных:
как в земных, так и в небесных.
Ибо спасение Господне и истина предызображены в народе [израильском],
а евангельские догматы пpедпpоповеданы законом.

40

Итак, народ был прообразом предызображения,
а закон - записью притчи,
Евангелие же есть изъяснение и восполнение закона,
а Церковь - вместилище истины.

41

Итак, прообраз имел ценность до истины,
а притча была восхитительна до изъяснения.
То есть,
народ имел ценность до того, как появилась Церковь,
и закон был восхитителен до того, как воссияло Евангелие.

42

Когда же появилась Церковь
и Евангелие произошло,
прообраз исчерпал себя,
передав силу истине,
и закон исполнился,
передав силу Евангелию.
Каким образом становится ненужным прообраз,
когда передает образ тому, что по естеству истина,
а притча становится ненужной,
когда освещается изъяснением,

43

таким же образом и закон исполнился,
когда воссияло Евангелие,
и народ стал ненужным,
когда была основана Церковь,
и прообраз разрушился,
когда явился Господь,
и сегодня обесценилось то, что когда-то
имело ценность,
ибо явилось то, что по естеству ценно.

44

Когда-то заклание овцы было драгоценно,
ныне же обесценилось из-за Господней жизни;
драгоценна была смерть овцы,
ныне же обесценилась из-за Господнего спасения;
драгоценна была кровь овцы,
ныне же обесценилась из-за Господнего Духа;
драгоценен был безгласный агнец,
ныне же обесценился из-за непорочного Сына,
драгоценен был нижний (земной) храм,
ныне же обесценился из-за горнего Христа;

45

драгоценен был дольний Иерусалим,
ныне же обесценился из-за горнего Иерусалима;
драгоценно было узкое наследие,
ныне же обесценилось из-за широкой благодати.
Ибо не на одном месте и не на маленьком клочке земли воздвигнута слава Бога, но на все концы вселенной изливается благодать Его, и здесь вселился Вседержитель Бог через Иисуса Христа, Котоpому слава во веки. Аминь.

46

Итак, вы услышали разъяснение прообраза и его исполнения; послушайте и устроение таинства.
Что такое Пасха? Ибо она называется этим именем от случившегося: от paqeИтак, научитесь, кто страдает и кто сострадает страждущему, и для чего Господь пришел на землю:

47

чтобы, облекшись в страждущего, восхитить его на высоты небес.
Бог, в начале сотворив посредством Слова небо и землю и все, что на них, создал из земли человека и изделию [Своему] дал дыхание. Поселил же его Бог в раю на востоке, в Эдеме, чтобы он там наслаждался. А закон установил для него через следующую заповедь:
"От всякого древа, которое в раю, вкушайте, от древа же познания добра и зла не вкушайте, ибо в тот день, в который вкусите, смертью умрете" [7].

48

Человек же, который по природе способен вместить и добро, и зло, как участок земли принимает и те, и другие семена, принял враждебного советчика-прельстителя, и, прикоснувшись к древу, преступил заповедь и ослушался Бога. Потому он выброшен в этот мир, как в тюрьму для осужденных.

49

Когда же он умножился и стал долголетен,
и из-за вкушения от древа в землю возвратился,
осталось от него наследство детям его.
Ибо он оставил в наследство детям
не чистоту, но блуд,
не нетление, но тление,
не честь, но бесчестие,
не свободу, но рабство,
не царство, но тиранию,
не жизнь, но смерть,
не спасение, но гибель.

50

Ужасной же и страшной стала гибель людей на земле. Ибо вот что тогда случалось с ними: они были похищаемы тиранствующим грехом и влекомы к местам похотей, где утопали в ненасытных услаждениях:
прелюбодеянии,
блуде,
распутстве,
похоти,
сребролюбии,
убийствах,
кровопролитиях,
тирании зла,
тирании беззаконной.

http://hilarion.ru/2010/02/23/629

viperson.ru

Док. 650061
Перв. публик.: 03.05.00
Последн. ред.: 03.05.12
Число обращений: 0

  • Святитель Мелитон Сардийский: О Пасхе. Перевод с греческого

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``