В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Предисловие к книге священника Димитрия Лескина `Философия имени в России` Назад
Предисловие к книге священника Димитрия Лескина `Философия имени в России`
Автор настоящей книги принадлежит к числу ярких представителей нового поколения священнослужителей Русской Православной Церкви, сформировавшегося в 1990-е годы. Несмотря на свою молодость, священник Димитрий Лескин уже успел многое сделать. В 18-летнем возрасте, еще будучи мирянином, он создал и возглавил православную гимназию в своем родном городе Тольятти: за несколько лет гимназия выросла в крупное, известное далеко за пределами города учебное заведение, где сотни детей получают классическое образование. Мне довелось посетить гимназию и порадоваться тому, как в созданном в безбожные 60-е годы промышленном городе, где вообще не должно было найтись места Богу и где до конца 1980-х годов не было ни одного храма, расцветает этот чудесный сад, заботливо возделываемый о. Димитрием и его ближайшими помощниками.

Заботы по воспитанию детей и юношества не воспрепятствовали о. Димитрию заниматься научной работой в Санкт-Петербургских духовных школах и Московском государственном университете, который он окончил в 2001 году. Кандидатская диссертация о. Димитрия, защищенная им на философском факультете университета, была посвящена спорам об имени Божием, разгоревшимся в 1910-х годах на Афоне и перекинувшимся в Россию. Эта диссертация, получившая высокую оценку оппонентов, и легла в основу настоящей книги.

Имяславские споры имели огромное значение для развития русского богословия и философии: во многом именно благодаря им тема имени стала одной из магистральных в отечественной религиозной мысли ХХ столетия. Интерес к проблематике споров возродился в России на исходе века. Однако до сих пор внимание ученых было сосредоточено главным образом на историческом и богословском аспектах имяславского движения. Настоящая книга рассматривает прежде всего философскую составляющую движения и в этом смысле очень удачно дополняет уже имеющиеся исследования.

Среди современных авторов, интересующихся афонскими спорами, есть как горячие сторонники имяславия, так и его ярые противники. К сожалению, спокойный, взвешенный подход к проблематике споров, которого так не хватало самим их участникам, нередко отсутствует и в нынешних публикациях на данную тему. Предлагаемая работа священника Димитрия Лескина является в этом плане приятным исключением. Не скрывая своей симпатии к имяславию и антипатии к так называемому "имяборчеству", о. Димитрий в то же время способен увидеть слабые стороны в позициях обеих сторон.

Книгу отличает спокойный тон и взвешенный анализ мнений имяславцев и их противников. Автор убедительно показывает, что богословский вопрос о природе имени Божия неразрывно связан с философской проблематикой соотношения между реализмом и номинализмом, онтологизмом и психологизмом, сущностью и явлением, именем и именуемым. Имяславие предстает в работе как сплав богословия и философии, когда богословы неизбежно приходят к философской проблематике, а философы - к богословской.

Сильной стороной работы является ее богатая источниковедческая база, а также та тщательность, с какой автор анализирует изучаемые тексты, сопоставляя их один с другим, систематизируя и классифицируя сходные и различные точки зрения. Исследование вводит в оборот ряд малоизвестных источников. Внимание к документу, к источнику, уважение к историческому факту заставляет о. Димитрия воздерживаться от скоропалительных выводов и сосредотачиваться на детальном описании и анализе позиций наиболее видных участников споров, а также на историко-философской и богословской интерпретации их позиций. На современном этапе изучения афонских споров такой подход представляется вполне оправданным как с научной точки зрения, так и с точки зрения духовной ответственности, которая ложится на каждого исследователя, берущего на себя смелость выносить суждение по данному вопросу.

Структура книги вполне продумана и логична. Первая ее часть посвящена церковно-исторической проблематике и носит вводный характер, тогда как вторая представляет собой концептуальное осмысление богословско-философской проблематики. Основными объектами внимания автора стали священник Павел Флоренский, протоиерей Сергий Булгаков, В. Ф. Эрн, А. Ф. Лосев и другие члены "новоселовского кружка", вклад которых в историю русской философской и богословской мысли был весьма значителен.

Вслед за В. Н. Лосским, автор утверждает, что с церковной точки зрения выработка православной формулировки об истинном почитании имени Божия может стать новым "торжеством Православия". В философском же плане уяснение роли имяславских споров в появлении оригинальной отечественной философии имени "позволяет в новом ключе рассмотреть генезис и ход развития магистральных тем русской религиозной философии".

Как известно, имяславие было осуждено Посланием Святейшего Синода Российской Церкви в 1913 году, однако уже на Поместном Соборе 1917-1918 годов Церковь вновь вернулась к рассмотрению проблематики афонских споров. Собор остался незавершенным, незаконченной (а по сути, едва лишь начавшейся) осталась и дискуссия об имяславии. Лишь 80 лет спустя Русская Церковь вернулась к вопросу об оценке имяславских споров, включив его в реестр тем, предназначенных для рассмотрения Синодальной Богословской комиссией. Хочется верить, что комиссия серьезно изучит данный вопрос и что Архиерейский или Поместный Собор Русской Православной Церкви вынесет по нему соответствующее суждение.

В ожидании окончательной церковной оценки имяславских споров появление таких трудов, как предлагаемое исследование о. Димитрия Лескина, нужно, несомненно, всячески приветствовать. По-видимому, не все согласятся с его выводами; книга наверняка вызовет очередной виток полемики. Следует, однако, надеяться, что полемика будет конструктивной, а критика доброжелательной. Как говорит апостол Павел, "надлежит между вами быть разномыслиям, дабы явились искуснейшие". Пусть наличие разных точек зрения на богословский и философский аспекты имяславских споров послужит делу их всестороннего осмысления.

Хотел бы пожелать автору настоящей книги, являющейся его первой серьезной работой, большого творческого пути и неоскудевающей помощи Божией в служении Церкви. Читателям же - радости от встречи с серьезным трудом, который позволит расширить и углубить понимание одного из ключевых вопросов русской религиозной мысли.

+Епископ Иларион (Алфеев)
http://hilarion.ru/2010/02/24/936

viperson.ru

Док. 650055
Перв. публик.: 03.05.02
Последн. ред.: 03.05.12
Число обращений: 0

  • Иларион (Алфеев Григорий Валерьевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``