В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иеромонах Александр (Голицын). Рецензия на книгу епископа Илариона `Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание` Назад
Иеромонах Александр (Голицын). Рецензия на книгу епископа Илариона `Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание`
Епископ Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. СПб.: Алетейя, 2001. [Hilarion Alfeyev. St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition. Oxford/NY: Oxford University Press, 2000].

Епископ Иларион (Алфеев) - звезда первой величины в восходящем созвездии православных ученых, чьи работы увидели свет в последние годы.

Цель рецензируемой книги - представить преподобного Симеона Нового Богослова (+1022) как полноценного выразителя православного Предания, знатока Священного Писания и православного богослужения, начитанного в монашеской и святоотеческой литературе. Будучи верным учеником просвещенного старца, святого Симеона Благоговейного, преподобный Симеон Новый Богослов воспринял от него свое учение и передал его своим собственным ученикам, в частности преподобному Никите Стифату (+1090).

Книга начинается рассмотрением связи между преподобным Симеоном Новым Богословом и Священным Писанием. Далее говорится о влиянии православного богослужения на Симеона. Отдельная глава посвящена связи между Симеоном и Студийской монашеской традицией в целом и, в частности, одним из ее ярких представителей - Симеоном Благоговейным, который был его духовным отцом.

В книге подробно рассматривается круг келейного чтения преподобного Симеона. Автор показывает, что Подвижник уделял много времени духовному чтению, и отмечает вероятные источники, которыми он пользовался - тексты Священного Писания, жития святых и произведения святоотеческой письменности, которые он читал либо целиком, либо в извлечениях.

В главе "Триадологическая полемика" на основе Гимна 21-го и "Слов богословских" исследуется участие Симеона в современных ему дискуссиях, волновавших средневековую Византию.

"Святоотеческие основы богословия преподобного Симеона" - так называется следующая глава, где автор уделяет особое внимание апофатическому богословию, учению об именах Божиих и о божественном свете.

В главе "Антропология преподобного Симеона в свете патристической Традиции" рассмотрено видение Симеоном человека как образа Троицы в контексте учения об обожении человека.

Глава "Экклезиологические воззрения преподобного Симеона в свете патристической Традиции" посвящена учению о Церкви в ее космическом измерении, о церковной иерархии и об авторитете и власти в Церкви.

В отдельной главе, посвященной "Мистическому богословию преподобного Симеона в контексте святоотеческого Предания", Владыка Иларион возвращается к таким традиционным для Симеона мистическим темам, как видение божественного света, экстаз и обожение.

В Заключении перечислены основные выводы, сделанные автором на основе анализа богословского наследия Симеона. Речь идет также о "посмертной" судьбе Симеона. Отмечены, в частности, его особое влияние на православную монашескую традицию и популярность, которой он пользовался на Руси.

В книге я обнаружил ряд новых и весьма полезных вещей, за которые я благодарен автору. Прежде всего, епископ Иларион подчеркивает, что Симеон был сформирован Студийской монашеской традицией, к которой он напрямую приобщился через своего духовного отца старца Симеона, чьи взгляды он воспроизводил в своих собственных сочинениях.

Во-вторых, автор проясняет то, что для меня и ряда других исследователей казалось странным и даже отчасти курьезным в житии Симеона, написанном Никитой Стифатом, - а именно, что Никита сравнивает обвинения Стефана Никомидийского в адрес Симеона Нового Богослова, установившего церковное почитание своего духовного отца вскоре после смерти последнего, с обвинениями иконоборцев в адрес иконопочитателей. Очевидно, что Стефан не был иконоборцем в собственном смысле слова, и что Симеон действовал слишком смело, провозглашая почитание своего старца. Напрашивается вывод о том, что аналогия, сделанная Никитой, была не более чем благочестивой, но необоснованной попыткой оправдать Симеона. Владыка Иларион, однако, доказывает, что Стефан Никомидийский поставил под вопрос само представление о возможности достижения святости в земной жизни и о святом как о живой иконе: только акцент в этом споре был смещен с почитания икон на почитание святых, отмечает епископ Иларион, тогда как суть спора оставалась той же, что в эпоху иконоборчества (с. 232).

Действительно, это является своего рода итогом всего учения Симеона, подтверждающего то, о чем в рецензируемой книге сказано: "краеугольным камнем Предания является не что иное как личный мистический опыт христианина - опыт непосредственной связи между Богом и человеческой личностью", и потому "Предание не может быть истинно православным, если в его основе не лежит опыт встречи с Богом" (с. 443). Весь человек, душа и тело, призван быть "истинным образом Создателя" (с. 301), или, как говорит Никита Стифат о своем духовном отце, "богом по усыновлению" (с. 423).

В-третьих, епископ Иларион указывает на важность агиографического предания для Симеона. В свете его опыта общения с Симеоном Благоговейным это предание является ключевым для понимания его учения о христианстве как живой "золотой цепи" святых, через которых пламя Духа непрерывно переходило из одного поколения в другое.

Наконец, в-четвертых, я хотел бы отметить великолепные, хотя, к сожалению, слишком краткие замечания епископа Илариона об устойчивой популярности преподобного Симеона на Руси, где, по словам автора, начиная с XIV века Симеон стал одним из наиболее читаемых византийских авторов. Характерно, что наиболее популярным на Руси произведением Нового Богослова стали "Божественные гимны" - "самое мистическое по содержанию и самое оригинальное по форме из всех сочинений Симеона" (с. 449).

Эта книга - наилучшее введение в изучение Симеона на английском языке и, безусловно, одно из лучших исследований на данную тему, доступных на каком-либо ином языке. Те, кто намерен серьезно изучать Симеона Нового Богослова, будут обязаны начать именно с этой работы. Не сомневаюсь, что все, кто желает познакомиться с Подвижником, приобретут большую пользу от прочтения этой книги. Данное исследование, поместившее Симеона Нового Богослова в контекст патристической традиции и православного Предания в целом, является и останется на многие годы непревзойденным.

Иеромонах Александр (Голицын)

Сокращенный перевод с английского по изданию:

St Vladimir`s Theological Quarterly, Vol. 46, No 2-3, 2002, pp. 291-300.

http://hilarion.ru/2010/02/25/948


viperson.ru

Док. 650050
Перв. публик.: 03.02.02
Последн. ред.: 03.05.12
Число обращений: 0

  • Иларион (Алфеев Григорий Валерьевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``