В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Диакон Александр Абрамов. Бесстрашие теологии Назад
Диакон Александр Абрамов. Бесстрашие теологии
От "золотого века" до рубежа времен
Дьякон Александр Абрамов

Иеромонах Иларион (Алфеев). Православное богословие на рубеже столетий. - М.: Крутицкое Патриаршье Подворье, 1999, 426 с.

ЗАГЛАВИЕ нового сборника работ о. Илариона заставляет заподозрить, что мы будем иметь дело с юбилейным фолиантом, в котором отразятся все присущие этому жанру особенности. В действительности этот объемный труд опровергает все подобные ожидания, а неопределенность тех столетий, о рубеже которых читаем в названии, предоставляет автору возможности неограниченного хронологического маневра.

Работы, содержащиеся в сборнике, можно сгруппировать в три раздела. Первый касается духовного образования на христианском Востоке в I-VI вв., два других затрагивают русскую духовную школу XIX-XX вв. и современное православное богословие. Идея, объединяющая статьи сборника, пожалуй, одна: подлинно православное духовное образование и богословие возможны лишь там, где живой реальностью является святоотеческая литургическая и экзегетическая традиция. Последней имманентно присуще онтологическое и гносеологическое бесстрашие, готовность к признанию правоты собеседников, уважение к личности ученика.

То, как закладывались основы этой традиции, можно увидеть уже в опыте раннехристианских духовных училищ православного Востока - александрийского времен Климента и Оригена, сирийских Эдессы и Нисибина. О. Иларион подробно описывает педагогические приемы и внутренние правила, действовавшие в этих древних "семинариях", причем особо тепло отзывается о Сирии, где сохранились Правила Нисибийской школы (V-VI вв.) с широчайшей номенклатурой преподавательских и административных должностей (мепашкана - ректор, мехагйана - ритор, бадука - учитель философии и т.д.) По мнению о. Илариона, современная духовная школа может многому поучиться у древних училищ - содержательной стороне учебного процесса, мудрой организации, стилю отношений "учащий - учащийся".

С раннехристианского Востока читателю предлагается вернуться в Россию второй половины XIX-начала XX вв. О. Иларион комментирует состояние дореволюционной духовной школы. Он приводит свидетельства таких иерархов Русской Церкви, как митрополиты Антоний (Храповицкий), Евлогий (Георгиевский), Вениамин (Федченков). Ссылается он и на мирян - Н.Г. Помяловского, И.Шадрина, Б.Титлинова. Мнения архиереев и прихожан расходятся не слишком значительно: выпускники семинарий становились образованными священниками чаще всего не благодаря, а вопреки учебе. Предельная казуистичность образования, его выхолощенность, отрыв от жизненных реалий, пугающая атмосфера бурсы - вот характерные черты духовной школы, на которые обращает внимание о. Иларион. Негативное мнение о семинариях и академиях было даже у тех выпускников и преподавателей, кто нашел свое - порой почетное - место в науке и богословии (характерным примером является Е.Е. Голубинский).

В то же время о. Иларион указывает, что лучшие черты русского духовного образования не исчезли после революции, а возродились в так называемой "парижской школе" Свято-Сергиева богословского института. "Парижанам" свойственна укорененность в святоотеческом богословии, евхаристичность мышления, основательность исследования. Краткие очерки следующего раздела рецензируемой книги посвящены "богословам уходящего века". Здесь читатель найдет статью об архимандрите Киприане (Керн), а также описание трудов протоиерея Иоанна Мейендорфа, архимандрита Софрония (Сахарова), митрополита Сурожского Антония и епископа Диоклийского Каллиста - единственного из перечисленных, не связанного с Россией корнями родства. Принцип выбора автором названных богословов прост - это личное знакомство с большинством из них. Надо сказать, что и объективно эти люди определяли и определяют пути современного богословия в его основных направлениях.

Наибольшую полемическую заостренность имеет раздел работы о. Илариона о современном состоянии духовной школы и богословской мысли в России. Сюда вошли два доклада, сделанные на конференциях в Югославии и Италии в1997-1999 гг. В них подвергается резкой аргументированной критике метод и суть нынешнего образования в Русской Церкви. Основные упреки о. Илариона сводятся к тому, что родимые пятна дореволюционной бурсы не сведены до сих пор. Как следствие, духовная школа не в состоянии впитать и воспринять то богатство знания и богословской мысли, которое дал XX век. О. Иларион предлагает и позитивную программу преобразований семинарского и академического обучения: отказ от безжизненных схем, обращение к новейшему уровню исследований, в том числе зарубежных, внимание к повседневным духовным проблемам, сочетание молитвенного и ученого начал, гармонизация учебных программ и внутренних отношений в духовных школах, максимальная открытость образования.

Книга о. Илариона (Алфеева) - первый и пока единственный труд, в котором бы с такой исчерпывающей полнотой ставились и решались проблемы уровня современной православной мысли и науки. Лишенная елейности, эпатажа и назиданий, откровенная и искренняя, эта работа, будем надеяться, поможет открыть еще один подход к возрождению традиций "золотого века" русского богословия.

http://hilarion.ru/2010/02/25/961

viperson.ru

Док. 650045
Перв. публик.: 03.05.02
Последн. ред.: 03.05.12
Число обращений: 0

  • Иларион (Алфеев Григорий Валерьевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``