В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иванов А.В., Тихомиров А.В. Анализ потребительской ориентированности сайтов медицинских организаций Назад
Иванов А.В., Тихомиров А.В. Анализ потребительской ориентированности сайтов медицинских организаций
Иванов А.В., Тихомиров А.В. Анализ потребительской ориентированности
сайтов медицинских организаций //Главный врач: хозяйство и право. - 2009. - N 3. - С.32-37.

В русскоязычном Интернете широко представлены сайты медицинских организаций, демонстрирующих себя и свои услуги для потребителей.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (1, преамбула).
В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей (резолюция 39/248). Всемирная организация союзов потребителей (CI) признает 8 основных прав потребителей:
- право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание);
- право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни);
- право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимых для совершенствования обоснованного выбора);
- право на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);
- право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);
- право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);
- право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение всей жизни повышать грамотность в части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг);
- право на здоровую экологию.
Российское законодательство о защите прав потребителей в полной мере ассимилировало и расширило перечень общепризнанных в мире потребительских прав. Не исключение и сфера охраны здоровья, как не исключение предложение товаров, работ, услуг в Интернете.
Являясь пользователем сети Интернет, потребитель, в расчете получить нужную информацию, стремится сэкономить время. Иначе нет необходимости в корпоративных сайтах, если они не дают информации больше, чем виртуальные справочники, в избытке представленные в Интернете, и за получением необходимой информации все равно приходится объезжать медицинские организации.
Поэтому потребитель в сети Интернет надеется получить такую информацию, которая исключает пустую трату времени на то, чтобы посетить медицинскую организацию для того, чтобы по ознакомлении с реальным положением дел развернуться и уйти.
Потребитель рассчитывает получить подобную информацию так же, как получает ее о всевозможных товарах, представленных в сети Интернет - о лекарствах и средствах гигиены, предметах туалета и косметике, украшениях и одежде, обуви и т.д.
Это - информация о назначении товара и предоставляемых им удобствах, о его технических характеристиках и потребительских свойствах, преимуществах и недостатках, о стоимостных параметрах и о мере удовлетворенности затратами. Потребителю эта информация необходима для сравнения в порядке элементарного исследования рынка предложений.
Услуги как товар особого рода - неосязаемый, неспособный к хранению, неразрывно связанный одновременным производством и потреблением, изменчивый - вызывает у потребителя значительно больше вопросов, чем товар овеществленный.
Параметры потребительского восприятия услуги:
- опасность (безопасность);
- переносимость;
- подконтрольность;
- полезность;
- длительность;
- завершенность (последействие);
- подтвержденность (оформление);
- послепродажное обслуживание (возможность обратиться, если по получении услуги что-то беспокоит).
Влияние свойств услуг на потребительское поведение (3):
- неопределенность услуг ставит потребителя в ощущаемое им невыгодное положение;
- совместность производства-потребления услуг делает невозможным оценку отдельного предложения или прямое сравнение конкурирующих предложений;
- выбор подходящего исполнителя и оценка качества его услуг - большая трудность для потребителя;
- невозможность для потребителя измерить качество услуги ведет к завышенным ожиданиям - обманутым надеждам;
- в представлениях потребителей гарантии или их отсутствие перевешивают качество услуг.
Соответственно, потребительское восприятие услуг и потребительское поведение под влиянием их свойств требуют от товаропроизводителя специальных стратегий, действий, акцентов, усилий, чтобы обеспечить продвижение услуг.
Потребитель-ориентированный маркетинг услуг (маркетинг-микс 4С) включает четыре основные категории, в отношении которых разрабатываются соответствующие маркетинговые стратегии: Consumer (потребитель), Cost (стоимость), Convenience (удобство), Communication (коммуникации, общение).

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРИЛОЖЕНИИ

Док. 649991
Перв. публик.: 02.03.09
Последн. ред.: 21.06.12
Число обращений: 0

  • Тихомиров Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``