В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Не надо переоценивать значение этой профессии` Назад
`Не надо переоценивать значение этой профессии`
Более 70 ролей насчитывает фильмография народного артиста России Виктора Ракова. И это - при постоянной, весьма плотной занятости в "Ленкоме". Никакой "звездянки": доступен, откровенен и прост в общении, большой любитель пошутить. На XV кинофестивале "Литература и кино" он представлял фильм А.Харитонова "Жажда страсти", после чего пишущая братия устроила Ракову настоящую засаду. Чему он и не сопротивлялся.

- Вы - редкий по уровню востребованности актёр. Кризис не коснулся?
- Начнём с "востребованности". Это не "востребованность", это пахота. Я работаю в разных направлениях: родной "Ленком", кино, телевидение, радио, плотный гастрольный график. Как в "Дяде Ване": "Дело надо делать". Незадолго до 60-летия Победы от Светланы Безродной (Вивальди-оркестр) поступило предложение: в составе известных певцов и актёров исполнить пару-тройку песен довоенных, военных и послевоенных лет. Сначала записали в студии, потом исполнили живьём в зале им.П.И Чайковского, выезжали в другие города с этим проектом. Теперь нас на радио записали, на канале "Культура". К слову, читаю много, записываюсь на аудио и CD, это рассказы Чехова, Булгакова, Гоголя, а на канале ТВЦ - межновостные анонсы. Кризис на всех сказался. Только недавно у меня появился загородный дом, но до сих пор, к примеру, нет машины. Хочется красиво одеваться и это нормально, это естественно. Ребёнок растёт, за учёбу надо платить. На то, что остаётся, в Москве квартиру не купишь. Словом, всё как у обычных людей.

- От многих актёров слышала выражение: "Мы работаем собственным здоровьем". Постоянный стресс, нервы. У Вас так же?
- Если не больше. Я даже не предполагал, что для профессии актёра нужно такое количество здоровья. Это сродни профессиональному занятию спортом. И растяжения мышц бывали, и с температурой играть приходилось. Когда Резанова в "Юноне" играю, думаю только о том, чтобы не свалиться со станка (довольно высокие конструкции типа лестниц - прим. авт.), голова кружится. Между станками есть узкие проходы, главное - не загреметь туда. Пара-тройка "Юнон" и простуду - как рукой снимает, потому что очень жарко, душно и, извините, потно.
- Не падали?
- Нет, хотя, конечно, всякое бывало. Никто ведь и не обещал, что будет иначе. Не я первый, не я последний. Хотя многие из тех, кто сейчас приходит, удивляют порой своим отношением к этой профессии. Был у нас один молодой человек... Надел однажды ба-а-альшой такой наколенник, выпуклый, заметный. Когда ему об этом сказали, он ответил, что, дескать, здоровье дороже. А я подумал, да, далеко пойдёшь, парень. Он пришёл сюда, чтобы беречь своё здоровье... Зачем пришёл? Иди в другую профессию и береги себя там. Вообще, не очень понятно... "Берегите себя", "берегите". Я с трудом представляю себе человека, который не курит, не пьёт, не нервничает на работе... Дожил до 150 лет. Он себя сберёг просто ради того, чтобы сберечь. Хорошо. Давайте все будем вести здоровый образ жизни, не будем напрягаться, не будем нервничать, давайте будем себя беречь, чтобы тупо себя сберечь. И вот мы сберегли себя, нам по 120 лет, и мы такие - все из себя - сбережённые и... Дальше-то что?
- Но поддерживать себя всё равно надо.
- Наверное...
- Недавно была на гастролях "Ленкома", как раз на "Юноне". После спектакля во дворе театра некто торговал из-под полы дисками с записью спектакля. Так вот раскупали версию с Николаем Караченцовым, а не вашу с Певцовым. Чувства ревности нет? И как вообще относитесь к конкуренции?
- В 1983 году одна английская компания снимала спектакль на видео: Шанина, Караченцов, Абдулов. А есть версия 2004 года - Карачанцов, Большова. В 1985-м году произошла эта печальная история с Николаем Петровичем, ввёлся Дима Певцов. Потом у него возникли проблемы с ногой, теперь Резанова играю ещё и я. Никакой конкуренции нет. Спектакль пользуется успехом до сих пор. Если кому-то нравится Караченцов, а он очень долго играл этот спектакль, и ассоциации были, прежде всего, с ним, это, в общем, нормально. Те, кто на нём рос, хотят, наверное, передать эстафетную палочку детям. Тем, кто впервые приходит на спектакль, возможно, нравится Певцов, или Раков. Я спокоен абсолютно.

- Как сейчас себя чувствует Николай Петрович?

- Этот вопрос надо задавать Людмиле Андреевне Поргиной, его жене. Она долгое время ухаживала за ним, не работала, теперь вернулась в театр, появилась в той же "Юноне", стала играть Божью матерь только в составе со мной, а не с Димой Певцовым. Процесс восстановления в данном случае длительный, довольно серьёзная травма была. Но то, что Николай Петрович уже сейчас умеет и может, - уже хорошо. Он стал лучше себя чувствовать, но не настолько, чтобы появляться на площадке или в кино. Ему тяжело.
- У Вас есть музыкальное образование?
- Музыкального образования нет. Да и не пою я, так, напеваю. Поют артисты на эстраде. Возвращаясь к предыдущему вопросу, со временем, с возрастом понимаешь, что и жизнь короткая, и делить-то в ней особо нечего. Не надо переоценивать значение этой профессии. Когда не стало Смоктуновского, я думал, мир перевернётся. Просыпаюсь наутро, думаю, всё... Теперь всё будет по-другому. А народ ходит, нормально живёт, народу фиолетово вообще. И, по большому счёту, всем всё равно. То же самое было, когда не стало Евстигнеева, Леонова. То ли храм надо сжечь, чтобы остаться в памяти навсегда, на века? Я не представлял, как может быть "Ленком" без Абдулова. "Абдула" - талисман "Ленкома". Его не стало, а театр всё равно существует. Какая зависть?..

- Вы довольны своей профессией? И что впереди?
- В общем, да, всё неплохо. У меня нынче юбилей, 20 июня - 25 лет, как я в театре. Что впереди - не знаю. В календаре майя - только 2012 год, дальше ничего нет... Прежде даже отказывался от некоторых сценариев, а теперь, как Валера Гаркалин говорит, учусь достойно стареть. Это, говорит, раньше телефон разрывался от предложений, а я капризничал. Сейчас я каждый день спрашиваю: "Мне не звонили?". Единственное, я не хочу играть бандитов, разбираться с какими-то там урками в тюрьме. А так... Время идёт, все стареют... Заканчиваю работу у Владимира Краснопольского в картине "Мессинг", играю антипода Мессинга Генриха Канариса. Снялся в картине Леонида Белозоровича "Дом образцового содержания", вместе с Людмилой Гурченко работал в музыкальном фильме "Пёстрые сумерки", готова картина Валеры Лонского "Двойная пропажа". Евгений Ташков снимает фильм "Три женщины Достоевского". Бог даст, поработаем вместе. В производстве картина "Гербарий Маши Колосовой" Сергея Колосова, это его первый полнометражный фильм. В сериалах снимаюсь. Ещё - озвучка сериала "Адмирала".
- Как Вы относитесь к этому фильму?
- Я не видел его целиком, знаю, что там про любовь и про войну. В сериале - более широкая версия, там ещё несколько сюжетных линий возникает, мне кажется, это будет интересно. Сам Колчак - неоднозначная фигура. В 20-30-х годах это было подано определённым образом, была партийная организация, партийная литература. Тогда перегнули, сейчас немножко тоже. Но ничего плохого в этом нет. Было белое движение, было - красное. Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют. Не могу сказать, что в белом движении были не патриоты России. А вот революцию делала кучка сволочей. Я хоть и дитя застоя, но пытаюсь как-то дохнуть воздух свободы, посмотреть на ситуацию со стороны. Ох уж эти революции... Гоголь родился на Украине, жил в России. Чей он теперь писатель? И что сейчас творится в Украине?
- А мультики озвучивать не приходилось?
- Нет. А что, я разговариваю как-то ненормально?
- Сейчас это модно. Большого-то кино почти нет.
- Да уж, в лихие 90-е, помню, шёл по "Мосфильму", кругом пусто. Ничего не снималось. Меня спасли в то время "Петербугские тайны", сколько я получал тогда, не скажу, но это всё же были какие-то денежки - кормить семью. Никаких накоплений не было. Сейчас такая же картина. С раздеванием было предложение, которое хоть и заманчиво по финансам, но в мои творческие планы не входит. Я вообще одним из первых разделся на сцене, в застойные ещё времена, в 1989 году в спектакле "Мудрец". Захарова обвиняли в том, что он пошёл на поводу у новых тенденций. Но тогда у меня и фигурка-то была получше. И что я там обнажил? Только левое, извините, полужопье. Правое - в финале, когда уже гас свет, и разглядеть там ничего нельзя было. Захаров из тех режиссёров, которых надо слушаться, не задавать лишних вопросов, не рассуждать. В его фильмах Саша Абдулов делал то, на что другие просили каскадёров. Надо либо делать, доверяя его профессиональному вкусу, либо работать в другом театре. Я появлялся на зрителе с половиной собственного тела. Как Давид. Вот Давид, это оправданно или нет? 15 лет я играл этот спектакль, до 2004 года. Хотя очень просил замену, потому что, во-первых, надо молодым давать дорогу. Не хочу играть молодых, закрашивая седину. Молодой - так молодой. А если уже не очень - играй другие роли. Чего убиваться-то? Фернандо Лопес, - молодой человек, ухаживающий за 16-летней Кончиттой. А этому актёру 40 лет. Надо же соображать. У меня нет никакого пафоса, дескать, я играю Резанова. Могу и не играть. И хочу не играть. У меня две межпозвонковые грыжи, мне не доставляет удовольствия скакать по станкам. И только потому, что существует производственная необходимость, я это делаю. Это снова к разговору о зависти. Молодёжи почти нет. Мы с Андрюшей Соколовым - ровесники, по 47 лет. Диме Певцову - 45-46. Саше Лазареву-младшему 42. Есть немного актёров, кому чуть-чуть за 30. Не знаю, насколько это правда, но, по-моему, к нам скоро Лёша Серебряков перейдёт.
- Как ленкомовские старички себя чувствуют?
- Броневой - хорошо. Сейчас репетирует "Вишнёвый сад". Но ему надо немного отдохнуть. И Марк Анатольевич тоже бодр. Молимся, чтобы был здоров. Збруеву - 71, а он - красавец!
- На чём держитесь?
- Мне самому интересно. В ноябре я прилетел из Израиля, там было +25, в Москве - +5, и в этот же вечер я улетел в Новый Уренгой, там -26. Выступили, собрались и улетели обратно в Москву. Друг один посоветовал по полтаблеточки аспиринчика утром и вечером. Чтобы сбалансировать мозги, временные и температурные перепады. Я приехал как огурец, а Певцов болеет. Поэтому и говорят, что Раков в театре, что называется, не выходя... В месяц - от 8 до 12 спектаклей. Счастье, что нет репетиций, это ведь каждое утро надо было бежать на работу. Когда только пришёл в "Ленком", норма была по 23 спектакля. А в детские каникулы с 1 по 10 января - 35-40 спектаклей, утром два детских, вечером взрослые. Третий вызов называется.
- Сколько зарабатывают российские актёры?
- Я не знаю верха, не знаю низа, потому что низ я прошёл, а верха не достиг. По-моему, я отлично ответил. Есть такие режиссёры, как тот же Велединский, у которого я готов сниматься бесплатно. Но тот же Велединский мне и говорит: ты не имеешь права сниматься бесплатно. Любая работа должна быть оплачена. Надо заниматься делом, а не считать чужие деньги. Дело надо делать. И потом, мы ещё увидим небо в алмазах. Это про кризис.
Потому и есть немного этакой ностальгии по поводу актёрских ставок за съёмки в кино, когда тебя утверждают. А сейчас непонятно что. Какие-то продюсеры решили разбить нас на несколько групп (Европа, звёзды и остальные). За меня всё решили, дескать, мы их "щас прижмём". Конечно, были зашкаливания у разных артистов, кого-то имеет смысл прижать. Такие деньжищи запрашивали, спрашивается, за что? За ИМЯ. А что такое ИМЯ? Не понимаю. А что этот актёр в кадре сделал? Я хочу это видеть, но не вижу. А ему платят, те же продюсеры, кстати, а мне за него стыдно...
То есть, я финансово не страдаю, что тогда, что и сейчас получаю.

- Любимый анекдот.
- Выйду замуж. Готовлю вкусно, говорю мало, голова не болит. Или ещё... Два друга-еврея разъехались по разным странам, спустя некоторое время встретились. Интересуются друг у друга, как жизнь сложилась? Один говорит: "Живу в Израиле, есть семья, жена меня очень любит, ходим в синагогу, в общем, живём отлично, никаких проблем. А у тебя как дела?". "А я, - отвечает другой, - живу в Германии. Работаю в крематории, так сложилось". "А есть ли у тебя какие-то радости в жизни?" - интересуется первый. "Есть одна большая радость: немцев жгу".
- Кого хотите сжечь?
- Да никого. Пусть все живут...
Дата публикации: 27.08.2009
О. Гаврилова, http://www.oreol.info

Док. 649917
Перв. публик.: 27.08.09
Последн. ред.: 28.04.12
Число обращений: 0

  • Абдулов Александр Гаврилович
  • Караченцов Николай Петрович
  • Колосов Сергей Николаевич
  • Леонов Евгений Павлович
  • Смоктуновский Иннокентий Михайлович
  • Ташков Евгений Иванович
  • Соколов Андрей Алексеевич
  • Лазарев Александр Александрович
  • Евстигнеев Евгений Александрович
  • Певцов Дмитрий Анатольевич
  • Раков Виктор Викторович
  • Харитонов Андрей Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``