В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Я дал зарок в Украине не сниматься...>> Назад
`Я дал зарок в Украине не сниматься...>>
Из него вышел бы неплохой спортсмен или художник. А еще скульптор, певец ... или режиссер. Потому что все это он делает весьма профессионально.

Но однажды он переступил порог театрального училища и уже много лет работает на сцене на равных с такими непревзойденными мастерами, как Олег Янковский, Инна Чурикова, Николай Караченцов, Александр Абдулов.

Киноэкран также отнесся к актеру весьма доброжелательно. Диапазон его ролей - от Генриха в картине "Убить дракона" до Павла Власова в фильме "Мать" и совсем непредсказуемого Крохмаля в телесериале "Закон".

Актер Виктор Раков - герой этого интервью.

НАЧАЛО

- Виктор, говорят, вы - везунчик: после окончания театрального училища сразу же попали в один из лучших театров России - "ЛЕНКОМ", к самому Марку Захарову, и успешно служите там уже 20 лет...

- Более того, перед моим приходом в театр труппа как раз поехала на гастроли во Францию со спектаклем "Юнона и Авось". "Ленкомовцев" принимал сам Пьер Карден. Спектакль играли в его театре, и успех был фантастический. Даже продлили гастроли. Мы, тогда студенты, страшно переживали этот факт: "А вдруг они останутся?".

- Были такие мысли?

- Были. А ещё помню одну из премьер театра того времени - "Оптимистическую трагедию". Мы рвались на спектакль по студенческим, по каким-то контрамаркам - лишь бы зайти, лишь бы посмотреть. Но нас не пропустили - был аншлаг. А когда спустя год я оказался в театре, стал его актером, конечно же, пересмотрел все спектакли и походил в массовки, поскольку роль, на которую меня брали - Хоакина Мурьетты, - сыграл только через два года. Но эти массовки тоже были огромной школой, ведь когда выходишь на сцену с такими замечательными мастерами, как Евгений Павлович Леонов, Александр Збруев, Олег Янковский, Александр Абдулов, Николай Караченцов, - это счастье. Мы торчали за кулисами (сейчас, кстати, молодёжь этого не делает!), с удовольствием подглядывали, как работают мэтры, и радовались, что у нас есть такая возможность. Это правда!

- Но это был театр. Постепенно вы стали появляться на экране, и здесь (думаю, что не изобретаю велосипед) поначалу эксплуатировали лишь вашу внешность...

- Не соглашусь с вами. Моя первая большая роль в кино - в картине "Убить дракона". Она достаточно характерная.

- Однако режиссером этого фильма был Марк Захаров, который очень хорошо знал ваш актерский диапазон...

- Но был и я - Витя Раков, который играл тогда кота Базилио. Правда, к тому времени у меня за плечами был уже и Хоакин Мурьетта, и майор Тальянцев из "Встречи на Сретенке", и Трубадур из "Трубадура и его друзей"... Может быть, поэтому Захаров и решился доверить мне роль Генриха. Представляете, какая на меня тогда легла ответственность?

- Читала, что вы пришли в театр очень хорошо подготовленным не только актерски, но и спортивно?

- Дзюдо, бег, плавание. Да, и что?

- Используете эти навыки на сцене, в кино?

- Не настолько, насколько хотелось бы. Особенно в настоящее время - три межпозвоночные грыжи дают о себе знать.

МОТИВАЦИЯ

- А правда, что, кроме спорта, народный артист России Виктор Раков увлекается живописью, лепкой, вышивкой...

- Ещё и резьбой по дереву...

- Вот об этом не знала... Желание все попробовать своими руками?

- Освоить можно любое ремесло, нужна лишь мотивация.

- Какая мотивация была у вас, когда возникло первое подобное увлечение?

- Одна из главных мотиваций - самоотдача, желание попробовать себя в каком-то промысле, а потом поделиться этим умением с близкими, родными.

- К чему больше всего лежит душа?

- Больше всего мне интересна керамика, когда из куска глины получается ваза или какая-то забавная фигурка. Например, я сделал коллаж на тему "Юноны и Авось" и подарил его Николаю Караченцову. Прототип даже немного похож на самого Николая Петровича. С юмором, конечно, сделан.

Сейчас, правда, я немного забросил это занятие, но как только будут необходимые условия для работы, вернусь к нему с удовольствием. Мечтаю делать большие напольные вазы. Красивые.

- А что в вашем представлении - "красивые вазы"?

- Те, что радуют глаз, добавляют людям хорошее настроение, их хочется подарить.

- И где же, при вашей востребованности, вы находите время для всех этих увлечений?

- Я достаточно организованный человек, это качество - необходимая составляющая актерской профессии.

АМПЛУА

- Кстати, как вы определяли своё амплуа, когда пришли в театр?

- Я считаю, что амплуа - это вообще глупая выдумка.

- Может быть, и глупая, но вы же не будете спорить, что одного актера приглашают, в основном, на роли гангстеров, второй же - вечный милиционер...

- Это не проблема актера, это проблема людей, использующих его таким образом.

- Но артист-то зависим от них...

- К сожалению. Однако думаю, что со временем подобные случаи будут сходить на "нет".

- Так что вам всё-таки интереснее играть: героев-любовников, мачо или острохарактерные роли?

- Мне в меру интересно играть все эти роли. Однако, что касается героев-любовников, я представлял их себе гораздо моложе.

- Это вы с мужской точки зрения представляли. Женщины же любят как раз мужчин с опытом, со знанием в глазах, как говорится...

- Тогда мне интересно играть и трагедию, и драму, и комедию. Но юмор должен присутствовать обязательно, нельзя же однозначно играть того же героя-любовника.

- А в жизни во всех ситуациях вам хватает чувства юмора?

- Не всегда. Когда сталкиваюсь с хамством, у меня возникает просто тупое недоумение.

НИКОЛАЙ КАРАЧЕНЦОВ

- Вернемся к театру. В каких спектаклях сегодня вам интереснее всего работать? Неожиданнее всего для самого себя?

- Для меня неожиданнее всего была роль Меньшикова в спектакле "Шут Балакирев", которую пришлось играть в связи с несчастьем, произошедшим с Николаем Петровичем Караченцовым. Ввод в спектакль нас с Сашей Лазаревым был очень быстрый, объем текста - большой. Постановка существовала уже много лет, команда сыгранная, и необходимо было каким-то образом попасть в рисунок спектакля, соответствовать тому, что происходило на сцене. В отличие от Саши Лазарева, который играл в "Шуте Балакиреве" роль Монса и всё-таки знал спектакль изнутри, я видел его только на сдаче. И мне нужно было уже через неделю играть Меньшикова. Те, кто знает спектакль, подтвердят, что роль замечательная, очень интересная. Но процесс был сложным, и до сих пор (а я уже сыграл спектаклей двадцать), когда выхожу на сцену, чувствую выброс адреналина, какой-то священный трепет, как будто это случается впервые.

- Виктор, вы вспомнили о Николае Караченцове, и я не могу не спросить, каково состояние его здоровья?

- Не так давно я был на дне рождения у Николая Петровича. Недавно ему сделали операцию - результат травмы плеча. Плечо разобрали и, слава Богу, складненько собрали.

Николай Петрович очень хорошо, ровно, я бы даже сказал, спортивно ходит. Пока еще не очень хорошо говорит, но это дело времени, прошло-то после аварии чуть-чуть больше полугода... Супруга возит его в реабилитационный центр, где Николай Петрович качает руки, ноги, с ним работают психологи. Он совершенно адекватен. В день рождения в его доме было много друзей из театра (и не только), и он очень радовался этому.

- То есть, есть надежда, что мы еще увидим его на сцене?

- Мы все на это очень надеемся.

ХОББИ

- Сегодня многих востребованных в театре и кино актеров приглашают вести различные телепередачи. С вами этого не случалось?

- Однажды меня пригласили на так называемый кастинг - на передачу "Угадай мелодию", которую потом вел Валдис Пельш. По каким-то причинам кастинг я не прошел, но рас-строен не был.

- По каким причинам вас туда пригласили, я понимаю. Вы ведь поете?

- Пою. Несколько лет назад вышел диск "Поют актеры "ЛЕНКОМа". Музыку к песням написал композитор Коля Парфенюк, стихи - разные авторы. И я там тоже пою одну песенку.

Должен сказать, что очень хотел спеть в "Петербургских тайнах" песню, что звучит за кадром, на титрах. Не получилось. Потом, правда, одну песню мне подарила Катя Семенова. В фильме "Сатисфакция" вы услышите романс на стихи Юрия Ряшенцева в моём исполнении. В картине "Главный калибр", которая скоро выйдет на экраны, также пою. А в прошлом году даже предложили записать несколько песен военных лет. В том проекте участвовали и профессиональные певцы, и актеры - Дима Назаров, Андрюша Рапопорт и другие. Предполагалось выпустить диск ко Дню Победы, но что-то не сложилось. И мы "живьем" исполнили эти песни в зале имени Чайковского. Так что не хочу форсировать события, но потихонечку что-то накапливается, и, может быть, со временем появится диск.

- Кроме всех ваших прежних увлечений, знаю, есть ещё и новое хобби...

- И оно называется "нелинейный монтаж".

- А где же вы занимаетесь монтажом?

- Дома. У меня, конечно, не такая серьезная аппаратура, как у вас, но достаточная для того, чтобы самому порадоваться сделанному и порадовать близких и друзей.

- Ради нового хобби забросите старые? Даже такие эксклюзивные, как вязание?

- Да нет, собственно, вязать я толком не умею. Просто когда-то давно научился этому ремеслу, пробовал вязать на машине "Бразер" (очень хорошей, кстати), но расстался с этим увлечением легко, поскольку, честно говоря, надеялся, что приобщу к вязанию жену. А когда понял, что она заниматься этим делом не будет, и сам его забросил.

ЖЕНЫ И ПОКЛОННИЦЫ

- Скажите, Виктор, а как у красивого мужчины, популярного актера, к тому же владеющего столькими утилитарными ремеслами, обстоит дело с досаждающими поклонницами?

- Когда-то давно был случай, бороться с которым было бессмысленно. Даже правоохранительные органы помочь не могли.

- Так серьёзно?

- Дама названивала мне без конца со всякими непристойными предложениями. Я пытался что-то предпринимать, ничего не помогало. Пришлось просто поменять номер телефона.

- Дама безвестная?

-Безвестная. Психически нездоровая женщина. К сожалению, актеров, эстрадных артистов нередко осаждают подобные "прилипалы", среди которых много людей неадекватных.

- Вы - однолюб, у вас единственная жена или актерская профессия провоцирует на N-ное количество подруг?

- Не думаю, что это зависит от профессии, но у меня вторая жена. Надеюсь, последняя. Больше у меня просто нет сил жениться.

- По гамбургскому счету, это не так уж и много...

- Всё равно, данный процесс требует определенных усилий. Кроме того, у меня сын Боря от первого брака, доченька Настенька - от второго...

- Дети большие?

- Боре - восемнадцать. Насте - четырнадцать.

- В какую сторону тянутся?

- У сына второй разряд по шахматам. Дочь оканчивает музыкальную школу, она - скрипачка. Кстати, Настя, как и я, занималась всем понемногу. Да и сейчас занимается. Но возраст такой, что главное сегодня - учиться, учиться и учиться. (Смеется.)

- Вы по жизни созерцатель или активное начало в вас превалирует?

- Я удачно совмещаю и то, и другое. Поначалу созерцаю, а затем берусь и активно делаю!

- Девиз для своих действий сформулировали?

- Сформулировал не я, но он мне очень нравится: "Если не я, то кто же?"

P.S. Хотите - расскажу вам одну любопытную историю, связанную с Украиной? Я не так много снимался на студиях бывших братских республик Советского Союза, в Украине у меня было две работы: сериал "Право на защиту" Вячеслава Криштофовича и фильм "Потерянный рай" Валерия Рожко. Кстати, последний в 2000-м стал чуть ли не лучшим фильмом года в вашей стране. Но по отношению к актерам и ко мне, в частности, совершенно отвратительно повели себя режиссер Валерий Рожко, директор Виктор Антонченко и продюсер Виктор Веретенников из Днепропетровска. Единственным приличным человеком, с которым мы нашли общий язык, был в этой группе замечательный оператор Виталий Андреевич Зимовец.

Так вот, мне эта группа до сих пор не выплатила гонорар. Более того, мою роль озвучил другой актер, на что согласия моего не спросили. И на этом сия печальная история не закончилась. 2000 (или 2001) год: звонит мне господин режиссер и говорит, мол-де, приехали мы в Москву с фильмом, будет пресс-конференция, нужно прийти. Отказываюсь, естественно. Звонит продюсер: "Необходимо твоё присутствие, мужик ты или не мужик?! Получишь свои деньги, я отвечаю!". Пришел, отсидел, слова дурного не сказал. Проходит неделя, месяц, два, год... А воз и ныне там...

Зарок себе дал - не сниматься в Украине. Но когда Вячеслав Криштофович, замечательный режиссер, предложил роль в своём фильме, не смог ему отказать. А прошлой весной снимался у Димы Томашпольского, умного и интересного режиссера (это уже, кстати, третья украинская картина). Не отвечать же им за своих непорядочных коллег-соотечественников...

Дата публикации: май 2006

И. Гордейчук, http://www.pl.com.ua/

Док. 649901
Перв. публик.: 27.04.06
Последн. ред.: 27.04.12
Число обращений: 0

  • Абдулов Александр Гаврилович
  • Караченцов Николай Петрович
  • Леонов Евгений Павлович
  • Чурикова Инна Михайловна
  • Янковский Олег Иванович
  • Захаров Марк Анатольевич
  • Збруев Александр Викторович
  • Криштофович Вячеслав Сигизмундович
  • Раков Виктор Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``