В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Оптимистическая трагедия образования России: учим не так и воспитываем никак Назад
Оптимистическая трагедия образования России: учим не так и воспитываем никак
Ставший уже традиционным откат лучших вузов России за сотые позиции мировых рейтингов вызвал бурную реакцию чиновников Минобрнауки, отвечающих за качество образования и депутатов Государственной Думы. Чтобы доказать свою способность управлять данной стратегической отраслью они дружно высказывают сомнения в объективности зарубежных оценок лидерства англо-американских университетов и составляющих им конкуренцию вузов Тихоокеанского региона.

Член комитета Госдумы по образованию, единоросс Григорий Балыхин, считает, что составление рейтингов вузов можно назвать пиаром по раскрутке собственной системы образования. И что тот факт, что в список престижных учебных заведений, составленный Times Higher Education, не вошел ни один российский вуз, не является показателем качества отечественного образования

Просветление разума

Чем кумушек считать трудиться в отечественном рейтинге вузов агентства Рей-тОР, по совету великого баснописца, не лучше ли сравнить контингент студентов и содержание образования лидирующих иностранных и российских университетов
Сегодня Международный институт обучения США (аналог ушедшего в небытие отечественного НИИВО) фиксирует небывалый рост числа молодых людей со всего мира, желающих получить высшее образование именно в Америке.

Лидирующее положение среди студентов из Европы и стран третьего мира занимает китайская молодежь. В настоящее время их около 160 тысяч. Напротив, российские подростки учиться в США не рвутся. В 2010 году в Штатах обучалось не более 6 тысяч студентов из России. По этому показателю мы позади Нигерии.

Двери для иностранцев открыты в 186 вузах США. Максимальное число приезжает в Калифорнийский университет - почти 8 тысяч молодых людей.

Всего же в вузах Калифорнии, находящихся в зоне интеллектуального влияния Силиконовой долины, обучается 96,5 тысяч студентов из-за рубежа.

С учетом невысокого уровня общего образования зарубежных абитуриентов вузы США решают комплексную задачу и просвещения, и подготовки специалистов.

По Далю, "просвещение одною наукою одного только ума односторонне и не ведет к добру". Свет науки и разума должен согреваться чистой нравственностью.

"Просветления разума" при усвоении научных знаний происходит на эмоциональном фоне удивления новому, когда активируется подсознание человека, его интуиция, фантазия и воображение, потребность исследовать и познавать.

Лучшим показателем рейтинга может служить духовное единение выпускников одного из ведущих университетов РФ - РУДН имени Патриса Лулумбы. Известная журналистка Елена Ханга повествует о радостной и трогательной встрече в африканских джунглях ставших навсегда "нашими" выпускников этого вуза.

Новое знание, как змеиный яд, приносит пользу в микро дозах.

Избыточный поток новых сведений, не закрепленных трудом их усвоения, заражен информационным ядом, отравляющим потребности человека к познанию.

Симптомы такого отравления: лень, апатия, всезнайство и цинизм. Сегодня эта болезнь заразила российскую молодежь, скучающую в университетах США.

При содействии Минобрнауки законодательство РФ лишает энергетики процесс обучения и воспитания, когда вместо активного усвоения знаний и опыта вводится утилитарная форма - освоение предмета, что означает научиться им пользоваться.

Ставший сегодня нарицательным термин пользователь - "юзер", введенный Андреем Фурсенко, характеризует снижение требований к качеству образования, что служит причиной дальнейшего падения рейтинга лучших университетов России.

Показательно, что 12 марта с.г. на парламентских слушаниях комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям совместно с комитетом Госдумы по охране здоровья были приведены слова бывшего президента МВФ, основного грантодателя НИУ ВШЭ, Стенли Фишера: "Пока в России сохраняются образование и наука у нее будут сохраняться ядерные амбиции. А нам этого не надо".

Создается впечатление, что эту точку зрения поддерживает Минобрнауки, - главный заказчик законопроекта "Об образовании в РФ" и его автор, - НИУ ВШЭ, отрабатывающий полученные гранты в бесчисленных версиях законопроекта, размещаемых на сайте Минобрнауки. Что служит вирусной инфекции в концепции, где не упоминается ни о воспитании, ни о содержании образования.

Системное просвещение

По мнению Михаила Швыдкого, в прошлом министра культуры РФ, "от того, как будут утверждены новые учебные программы, насколько они будут ориентированы не только на информированнось, но и на воспитание человека, в шести - семилетнем возрасте попадающего в школу, зависит то, какой станет наша жизнь через четверть века. Какой станет жизнь и как будет развиваться культура".

Триумф ленинского плана ГОЭЛРО, проложившего путь индустриализации СССР на семь десятилетий вперед, был ознаменован ключевой идеей просвещения - ликвидации неграмотности и подъема специального образования.

На Третьем съезде РКСМ в 1921 году Ленин определил стратегию просвещения, цель и содержание непрерывного образования и воспитания. Лекарством от тщетных попыток превратить образование в услугу служат слова Ленина: "Настоящим коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.... Учиться, учиться и учиться".

Пост индустриальный мир модернизировал ленинскую формулу просвещения.
Необходимость уплотнения растущих объемов информации и тонкой фильтрации знаний позволила американскому гуманисту и просветителю Рону Хаббарду определить новую задачу технологии обучения: "научиться учиться".

Крах эвристических программ ЭВМ развеял иллюзии господства машины над человеком и заставил осознать всю его ответственность в обучении и воспитании, управлении большими человеко - машинными системами.

Волна техногенных катастроф конца эпохи индустриализации заставила направить вектор содержания образования на пересмотр возможностей человека.
Моментом истины стал сигнал из постиндустриальной эпохи - Чернобыль.

Образование, по мысли академика Валерия Легасова - участника тех событий, отражает уходящий "технический", а не наступивший "технологический" период истории: раньше думали "что сделать", а теперь "как сделать".

В отличие от РФ передовые страны отразили центральную роль опыта человека в больших системах в программах новых дисциплин: системотехники, инжиниринга, бизнеса и менеджмента, методов управления политикой и экономикой.

Системное просвещение американских университетов учит ребят из заграницы видеть широту проблем при решении узких задач практики конкретных объектов.
Ведущей формой обучения и элементом содержания образования теперь считаются деловые игры, которые занимают 30-40% учебного времени.

Мы же, за редким исключением, фокусируем подготовку наших специалистов на скучном изучении бесконечного числа свойств и задач конкретных объектов не первой свежести, оставляя в стороне системные потребности реального производства.
Индикатор авантюризма и невежества

Стратегия образования Минобрнауки и НИУ ВШЭ, построенная на мифологии "предугадывания" и "формирования запросов будущего" в условиях вакуума педагогического опыта, обладает громадной разрушительной силой невежества.

"Современная школа должна готовить к жизни в будущем. Она должна быть способна дать ребенку те знания и умения, которые будут востребованы через 5-10 лет",- утверждал в ноябре 2010 года Министр образования Андрей Фурсенко.

Экспромты в самой сложной из наук - психологии познания, всегда были индикатором авантюризма и невежества. Памятником некомпетентности стала "новейшая" ракета "Булава", состарившаяся за пятнадцать лет разработки "с нуля".

Наличие опыта сокращает сроки модернизация таких изделий в 4-5 раз.
Инструментом отсечения опыта и традиций образования и воспитания послужили разрекламированные проекты "Наша новая школа" и "Новый облик армии" с задачей избавиться от "слабых" учителей и офицеров и заменить их меньшим числом "сильных". Итогом экспериментов стал дефицит специалистов ключевых профессий с тяжелыми последствиями для безопасности России.

Вспомним слова Отто Бисмарка о победе в австро-прусской войне прусского школьного учителя. Победе, объединившей Германию. Уже в наше время директор Московского центра образования N 109 Евгений Ямбург пророчески отмечает: - "Педагог, это не просто физик или математик. Он специалист по ребенку".

Наши проектанты считают, что при избыточности педвузов, профессия учителя не нужна. Его легко заменит специалист без базового педагогического образования.
Педвузы же будут преобразованы в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. Средства на повышение квалификации учителей, включая малокомплектные школы, будут предоставляться на принципах подушевого финансирования ("деньги идут за учеником").

В свою очередь Верховный Суд РФ в 2009 году оставил в силе два вида стандартов с лавиной учебников, рассыпавших единое содержание образования.

Финансово-административный вектор реформ, направленных на замену учителя системой тестов, отделение ученика от учителя и школы от государства предоставлением по 83ФЗ прав на деятельность, приносящую доход, означает смену приоритета качества образования на эффективность менеджмента платных услуг.

Коррупционным скандалам в учреждениях образования - от дошкольных до престижных университетов сопутствует падение качества подготовки специалистов, рост подростковой жестокости, насилия и суицидов, охвативших страну.

Оптимизм вызывает медицинский факт мирового признания таланта народа России, которому просто не везет с отсталостью государственного управления.

Сергеев Олег Леонидович, кандидат технических наук, полковник, эксперт Всероссийского фонда образования, ветеран РВСН и ГРУ ГШ.

viperson.ru

Док. 649580
Перв. публик.: 20.04.12
Последн. ред.: 11.05.12
Число обращений: 0

  • Швыдкой Михаил Ефимович
  • Ямбург Евгений Александрович
  • Балыхин Григорий Артемович
  • Фурсенко Андрей Александрович
  • Ханга Елена
  • Сергеев Олег Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``