В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тихомиров А.В. Правовая проблематика лечебного туризма Назад
Тихомиров А.В. Правовая проблематика лечебного туризма
Резюме: правовая проблематика медицинского туризма сводится к повышению эффективности обязательственного определения, измерения и оценки потребительского предоставления и его характеристик; medical tourism legal problem is to heighten the efficiency of liability definition, measurement and appraisal of consumer allotment and its characteristics.
Ключевые слова: лечебный тур, медицинская услуга, правовой режим; medical tour, medical service, legislation.

В настоящее время уже сформировался глобальный рынок медицинских услуг со своей инфраструктурой (медицинским менеджментом, аккредитирующими органами, агентствами медицинского туризма и туроператорами, специалистами в сфере медицинских путешествий). Даже в условиях финансового кризиса медицинский туризм развивается и оказывает все большее влияние на национальные системы здравоохранения и деятельность страховых компаний.
Медицинский (лечебный) туризм никак не выделен в действующем российском законодательстве о туристской деятельности1 и даже в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), в котором в качестве наиболее близких поименованы туристские услуги по организации помимо других (спортивных, развлекательных, познавательных и пр.) также и оздоровительных мероприятий (061600).
Отсюда, прежде всего, возникает вопрос терминологии.
Клиническая медицина имеет дело с больными и болезнью, и в этом смысле медицинский туризм обладает лечебной направленностью как способ получить необходимое лечение там, где оно наиболее успешно осуществляется, приемлемо по оплате и пр. Однако и санаторно-курортное лечение, основанное на использовании естественных лечебных факторов (климата, минеральных вод, лечебных грязей, морских купаний и пр.), имеет тот же медицинский смысл. Рекреационная сущность курортного дела в здравницах при этом не заменяет, а дополняет предназначение лечебного дела в клиниках.
Однако для целей туризма мотивация выезда на лечение и выезда на оздоровление, очевидно, значимо не тождественна. Больной, нуждающийся в конкретной медицинской помощи, особенно неотложной, заинтересован только в ней, а не в тех досуговых развлечениях и туристических впечатлениях, что ей сопутствуют. Напротив, на оздоровлении пациент заинтересован отнюдь не только в процедурах, но и в анимации, аттракционах, походах, подвижных играх и пр.
Следовательно, лечебный туризм не идентичен оздоровительному, чтобы представлять собой смысловое, экономическое, организационное и правовое единство. Вместе с тем и лечебный, и оздоровительный туризм является медицинским по общности основной цели влияния на здоровье. Однако нормами права общность и различия видов медицинского туризма не установлены.
В Википедии сообщается, что медицинский туризм - это термин, обозначающий практику предоставления медицинских услуг за пределами страны проживания, совмещение отдыха за рубежом с получением высококвалифицированной медицинской помощи2. С этим нельзя согласиться не только в силу уже упомянутых различий лечебного и оздоровительного туризма, но также и потому, что медицинский туризм вовсе не обязательно должен сопровождаться выездом за рубеж. Не секрет, что и в пределах России в силу различий цены и уровня медицинской помощи пациенты широко пользуются услугами внутреннего медицинского туризма. Не только гармонизация международного частного права и национального гражданского законодательства необходима для регулирования выездного, но и развитие специального национального законодательства для регулирования внутреннего медицинского туризма.
Наконец, что в медицинском туризме - от медицины, а что - от туризма? Очевидно, что мерой медицинской услуги нельзя мерить туристскую деятельность, и наоборот, мерой туристской услуги - медицинскую деятельность. Соответственно, и субъектный состав исполнителей услуг, и договорные обязательства перед потребителем различны. И эти особенности услуг медицинского туризма нуждаются в правовом оформлении.


Обязательственная организация отношений с потребителем при оказании услуг лечебного туризма складывается с существенными отличиями от традиционного и даже от оздоровительного туризма.
Общим для оздоровительного и лечебного туризма является то, что туристские организации, по общему правилу, осуществляют не более чем агентскую деятельность. Вместо туроператора в качестве целевого звена выступает клиника или санаторно-курортное заведение, а вместо традиционного туристского продукта потребителю предлагается нужная ему медицинская или оздоровительная услуга.
При лечебном туризме агент (далее - агент, вне зависимости, выступает им туроператор или турагент), по существу, обеспечивает потребителю лишь доставку туда и обратно3. Если предполагается амбулаторный (out-patient) этап, то на период его длительности к этому добавляется традиционный набор услуг гостиничного размещения, общественного питания и пр. - как правило, без организации досуга, т.е. в бюджетном варианте. Если заказчик (потребитель) приобретает тур с сопровождением, то такой же его бюджетный вариант распространяется обычно и на сопровождающих лиц. Если потребитель по условиям нахождения в клинике нуждается в организации досуга, то его обеспечивает клиника. Если заказчику (потребителю) попутно требуются дополнительные услуги, которые не предоставляет клиника, обычно их оказывает агент, и спектр таких услуг последовательно расширяется.
Медицинские услуги оказывает клиника. Соответственно, корреспонденция цены отдельной медицинской услуги ее потребительской ценности (качеству) определяется в отношениях заказчика (потребителя) с клиникой, а не с агентом, даже если он является ее представителем.
Поскольку это - отношения с участием потребителей, и в них невозможно коммерческое представительство (ст.184 ГК РФ) обеих сторон договора, вопрос о представительстве весьма существенен.
По логике вещей, агент представительствует интересы потребителя - именно он, по общему правилу, занимается переводом документов, подбором клиники, визовой поддержкой, трансферами, сопровождением и пр. Заказчик (потребитель) является его принципалом. Агент в отношениях с клиникой выступает от имени и за счет принципала4 (гл.52 ГК РФ), и просто не может выступать от своего имени в отношениях по поводу чужого здоровья (ст.150 ГК РФ).
На практике агент нередко представительствует интересы клиники в отношениях с потребителем, находясь с ней в агентских отношениях (гл.51 ГК РФ), и с потребителем, тем не менее, вступая в те же агентские отношения (и даже действуя в отношениях с клиникой от своего имени). Будучи агентом клиники, он выступает и агентом заказчика (потребителя), т.е. осуществляет представительство обеих сторон. Национальный законодательный запрет может быть эффективен в рамках внутреннего лечебного туризма, но не действует в реалиях выездного лечебного туризма.
Соответственно, агент получает вознаграждение и от принципала-клиники, и от принципала-заказчика (потребителя). А поскольку услуга лечебного туризма законодательно не дифференцирована, а в отношении медицинского предоставления потребителю всегда свойственна асимметрия информации, он не защищен законом от аппетитов неосновательного обогащения (гл.60 ГК РФ) агента (в отношениях с клиникой, понятно, это едва ли возможно).
Агент не является исполнителем медицинских услуг в отношениях лечебного туризма. В лучшем случае он может обеспечить потребителя всем тем, что выходит за рамки медицинской услуги. Помимо юридически значимых действий в рамках туристских услуг агент может оказывать и другие услуги, в которых нуждается потребитель, но только не медицинские. Если он оказывает и медицинские услуги, он должен обладать соответствующей специальной правоспособностью, причем равно на территории России (лицензией) и в месте назначения (в соответствии с действующими там требованиями разрешительной системы), либо на границе юрисдикций государств должна происходить смена медицинского сопровождения. Очевидно, это значимо удорожает лечебный тур, но медицинское сопровождение в сравнении с бытовым сопровождением того стоит. Однако вопросы сопровождения, бытового и медицинского, юридически не определены до настоящего времени.
На стороне заказчика не всегда потребитель совпадает в одном лице с плательщиком за услугу. В этом случае между сторонами складываются отношения по договору в пользу третьего лица (ст.430 ГК РФ). На стороне заказчика выступает плательщик иной, чем потребитель: государство, работодатель, благотворитель, страховщик и т.д. Между исполнителем услуги и плательщиком формируются отношения оплаты услуги, а отношения ее оказания - между исполнителем и потребителем как выгодоприобретателем по договору. Отсюда, плательщик должен оплатить, а исполнитель должен оказать услугу в объеме и содержании, соответствующих потребностям бенефициара-потребителя. Но ведь предоставление может не соответствовать ни потребностям бенефициара, ни размеру оплаты плательщиком. Равным образом, оплата плательщиком может не соответствовать ни параметрам услуги, ни потребностям потребителя. Гармонизация отношений в рамках таких сложных договорных отношений пока не нашла решения необходимой детализацией с помощью правовых средств.
В рамках договора в рамках лечебного туризма - по сравнению с туристской и медицинской услугами по отдельности - расширяется субъектный состав. При этом он может быть еще шире, если привлекаются субагенты или субподрядчики. В договоре в пользу третьего лица субъектный состав этих отношений становится еще более широким.
Дело усугубляет не только сложный субъектный состав договора, но и комплексность самой услуги в рамках лечебного туризма. Такая услуга состоит не только из двух частей (туристской и медицинской), но и в каждой из этих частей подвержена бинарности: юридические и фактические действия в составе первой, обслуживание и медицинская помощь - в составе второй5. Каждая составляющая этой услуги характеризуется своими особенностями и правовыми последствиями нарушения потребительской ценности (качества) и безопасности.
Юридически значимые действия заключаются в подготовке по месту отправления необходимых документов, пригодных для использования потребителем по месту назначения, в том числе, медицинских. Если пакет документов не подготовлен вовремя или подготовлен не тот или не так, потребитель не может ими воспользоваться. Но в рамках медицинского туризма это не только и не столько просрочка или ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств. Любая затяжка времени может означать усугубление прогрессирующего патологического процесса, ради преодоления которого потребитель и прибегает к услугам медицинского туризма. Тем самым неисполнение юридически значимых действий в рамках медицинского туризма может означать возникновение обязательств из причинения вреда.
Фактические действия состоят в обеспечении маршрута следования в обе стороны и размещения по месту назначения, если это требуется, и оказании потребителю сопутствующих услуг. Если потребитель, нуждающийся в оказании медицинских услуг по месту назначения, лишается возможности ими воспользоваться или достигнуть места, чтобы ими воспользоваться по тем или иным обстоятельствам преходящего или непреходящего характера, зависящим от агента, у последнего также могут возникнуть деликтные обязательства перед первым.
Обслуживание при оказании медицинских услуг включает их потребительские характеристики, определяющие цену приобретения, прежде всего, сервис с соответствующим уровнем комфорта для потребителя.
Наконец, медицинская помощь, товарной оболочкой которой является медицинская услуга, заключается в осуществлении профессиональных действий в соответствии с правилами медицины в интересах здоровья пациента-правообладателя.
Правовые последствия оказания медицинских услуг равно в части неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных и возникновения внедоговорных обязательств неодинаковы в зависимости от того, что их порождает: медицинская помощь, потребительское обслуживание, потребительское информирование или медицинская техника. Очевидно, что неисполнение или ненадлежащее исполнение медицинских услуг влечет лишь договорную ответственность. Очевидно, что причинение вреда при оказании медицинских услуг может быть неодинаковым для целей правовой квалификации: неисправность аппаратуры является иным источником вреда, чем отклонения от технологий оказания собственно медицинской помощи, а непредоставление надлежащей информации, необходимое пациенту для изъявления воли в отношении своего здоровья, отлично от того и другого; а допущение бытовых травм вовне лечебно-диагностического процесса при оказании медицинских услуг не тождественно остальным источникам вреда.
И договорные, и внедоговорные обязательства при оказании услуг лечебного туризма - равно внутреннего и выездного - складываются в рамках отношений с участием потребителя, и лишь в том случае, если потребитель не совпадает в одном лице с плательщиком, в них выделяются платежные отношения с третьим лицом. Потребительский характер отношений с этим, однако, не меняется, поскольку платит ли сам потребитель или третье лицо в его пользу, выгодоприобретателем в получении услуги остается именно он.
Особенностью услуги лечебного туризма в потребительских отношениях является то, что место заключения договора не совпадает с местом исполнения обязательств по нему. В случае выездного лечебного туризма национальный правовой режим оказания услуг действует в части, не противоречащей нормам международного частного права.
Услугу лечебного туризма обременяют риски включенной в нее медицинской услуги вне зависимости от того, что проявиться они могут там, где действует иной национальный правовой режим (по месту назначения), или по возвращении (по месту отправления). Соответственно, неоднородным является и правовой режим обязательств договорных и вследствие причинения вреда личности потребителя в отношениях оказания/получения туристских и медицинских услуг.
Договор о возмездном оказании туристских услуг подчиняется юридическим правилам туристской деятельности в рамках национального, межнационального и международного частного права. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств влечет договорную имущественную ответственность. Внедоговорная ответственность за причинение вреда личности потребителя наступает по обстоятельствам непрогнозируемой случайности и вероятности.
Договор о возмездном оказании медицинских услуг подчиняется, с одной стороны, юридическим правилам обслуживания потребителей в месте назначения, не обязательно совпадающим с таковыми в месте отправления; с другой стороны, неюридическим правилам медицины, в соответствии с которыми осуществляется целенаправленное воздействие на здоровье. Соответственно, если отношения по поводу потребительского обслуживания в рамках оказания медицинских услуг складываются на основании договора, то мера воздействия на принадлежащее потребителю как правообладателю индивидуальное благо - здоровье - определяется совершаемой им односторонней сделкой - информированным добровольным согласием. Именно эта односторонняя сделка определяет и согласие потребителя-выгодоприобретателя воспользоваться выговоренным правом между сторонами в договоре в пользу третьего лица (что обязательно - ст.430 ГК РФ), если он не совпадает в одном лице с плательщиком.
Соответственно, различается международный частноправовой режим регулирования, во-первых, потребительских отношений в рамках туристской и медицинской услуг.
Выбор права, подлежащего применению к договору, стороной которого является физическое лицо, использующее, приобретающее или заказывающее либо имеющее намерение использовать, приобрести или заказать движимые вещи (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может повлечь за собой лишение такого физического лица (потребителя) защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны места жительства потребителя, если имело место хотя бы одно из следующих обстоятельств (п.п.1-2 ст.1212 ГК РФ):
- заключению договора предшествовала в этой стране оферта, адресованная потребителю, или реклама и потребитель совершил в этой же стране действия, необходимые для заключения договора;
- контрагент потребителя или представитель контрагента получил заказ потребителя в этой стране;
- заказ на оказание услуг сделан потребителем в другой стране, посещение которой было инициировано контрагентом потребителя в целях побуждения потребителя к заключению договора.
При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве и при наличии названных обстоятельств к договору с участием потребителя применяется право страны места жительства потребителя.
Эти правила в полной мере относятся к медицинской составляющей в рамках услуги лечебного туризма.
Напротив, эти правила не применяются (п.3 ст.1212 ГК РФ) к договору об оказании услуг, если услуги должны быть оказаны исключительно в иной стране, чем страна места жительства потребителя, как в случае договоров в сфере туристского обслуживания и других договоров об оказании за общую цену услуг по перевозке и размещению (независимо от включения в общую цену стоимости других услуг).
Если к договорным обязательствам о соответствии потребительских предоставлений по качеству и цене при оказании медицинских услуг применяется, по общему правилу, правило о привязке к национальной юрисдикции места отправления, то при оказании туристских услуг - правило о привязке к национальной юрисдикции мест исполнения обязательств.
При этом к обязательствам, возникающим из односторонних сделок, если иное не вытекает из закона, условий или существа сделки либо совокупности обстоятельств дела, применяется право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, принимающей на себя обязательства по односторонней сделке (ст.1217 ГК РФ). Иными словами, при лечебном туризме информированное добровольное согласие привязано к национальной юрисдикции места отправления, а не места назначения.
Несколько иначе обстоят дела с применением права к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда. В общем виде к ним применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для требования о возмещении вреда. В случае, когда в результате такого действия или иного обстоятельства вред наступил в другой стране, может быть применено право этой страны, если причинитель вреда предвидел или должен был предвидеть наступление вреда в этой стране (п.1 ст.1219 ГК РФ). В потребительских отношениях к требованию о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков услуги (а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге), по выбору потерпевшего применяется (ст.1221 ГК РФ):
- право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности причинитель вреда;
- право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности потерпевший;
- право страны, где была оказана услуга.
Иными словами, в отношениях лечебного туризма в случае причинения вреда потребитель вправе на выбор места суда в привязке либо к национальной юрисдикции места отправления, либо к национальной юрисдикции места назначения, даже если вред после медицинской услуги наступил отсрочено в другом месте. Это принципиально важно, поскольку при оказании медицинских услуг, как правило, юридический итог (момент окончания составляющих услугу действий) не совпадает с фактическим итогом (моментом наступления полезного эффекта и/или вреда).
Таким образом, совмещение в рамках лечебного туризма разнородных услуг, имеющих многообразные и неодинаковые правовые последствия, требует тщательного договорного моделирования составляющих их отношений. Это приводит к необходимости определения, измерения и оценки объектов отношений и их значимых характеристик, а отсюда - распределения между сторонами договора обязательств и бремени ответственности по ним.
В договоре о возмездном оказании услуг лечебного туризма необходимы, прежде всего, определение, измерение и оценка услуг и их недостатков качества и безопасности.
Потребителю важно в месте отправления знать, с одной стороны, на что он идет, получая услугу в месте назначения - включая путь туда и обратно, оформление и размещение в клинике в условиях оплаченного комфорта и сервиса; с другой стороны, чем в части здоровья он поступается, взамен приобретая какую пользу для него.
1. Определение, измерение и оценка туристской и медицинской составляющих услуги лечебного туризма.
Прежде всего, необходима четкая демаркация этих различающихся услуг. Различать их должен заказчик (потребитель), понимая, с чего начинается и чем заканчивается услуга агента, а в каких границах оказывается услуга клиники. Если при предоставлении медицинской услуги агент продолжает оказывать не относящиеся к ней необходимые потребителю дополнительные услуги, это заказчику (потребителю) должно быть предельно ясно.
При этом ясность по содержанию и объему туристской и медицинской услуг потребитель должен приобрести при оформлении договора, т.е. по месту отправления, а не в процессе исполнения обязательств по договору, т.е. по пути или по месту назначения.
Потребителю нужны ориентиры (критерии и индикаторы), свидетельствующие о том, что услуги оказываются в штатном режиме, и чреватых для него рисками и утратами отклонений не возникает.
Ему необходимо понимание того, что в течение всего процесса получения равно туристских и медицинских услуг не остаются без внимания его интересы, потребности и нужды равно со стороны агента и клиники.
Интересы агента и клиники понятны: за соответствующую оплату они предоставляют потребителю услуги в определенных договором содержании и объеме составляющих эти услуги действий. Особенностью обязательств агента является то, что по запросам заказчика услуги потребителю могут быть различающихся содержания и объема, в том числе и в период его нахождения в клинике, включая возможность привлечения субагентов и субподрядчиков. Особенностью обязательств клиники является медицинская составляющая как мера целесообразного воздействия на здоровье потребителя.
Однако и возможные внедоговорные обязательства агента и клиники различаются. Особенностью потребительского деликта при получении туристской услуги является допущение общеизвестных в быту рисков, обладающих признаками случайности и вероятности - при перевозке, нахождении в общественных местах и в местах индивидуального размещения, подобных рискам повседневной жизнедеятельности. Особенностью деликта при получении медицинской услуги является доступность, по общему правилу, его возникновения прогнозированию, множественность источников его происхождения, составов и последствий для здоровья.
В концентрированном виде интересы агента и клиники, с одной стороны, и заказчика (потребителя), с другой стороны, одинаково сходятся в фокусе того, что можно признать отклонением от условий договора, позволяющим его признать неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, с одной стороны, и возникновением внедоговорных обязательств, с другой стороны.
В российском законодательстве о защите прав потребителем подобным единым знаменателем является категория недостатка предоставления, в том числе услуги.
Недостатком6 является, в общем виде, несоответствие товарного предоставления или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых отчуждатель был поставлен в известность потребителем при заключении договора.
Однако проблема в том, что недостаток законодательно отнесен к собственно предоставлению, а не к его характеристикам притом, что сами характеристики выделены - это качество и безопасность товара, работы, услуги, что, безусловно, является большим достижением закона. Безотносительно качества и безопасности пользоваться категорией недостатка, относя его к предоставлению в целом невозможно постольку, поскольку неизвестно, какие правовые последствия его допущение влечет. Напротив, ассоциация категории недостатка с характеристиками предоставления соотносит с ним соответствующие правовые последствия: недостаток качества - неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств; недостаток безопасности - деликтные обязательства.
Благодаря выделению категории недостатка качества и безопасности услуга лечебного туризма становится соотносимой с эталонами управляемой системой, в соответствующих границах наполненной различающимся содержанием и доступной определению, измерению и оценке как в целом, так и в сигнальных пунктах. Достижение согласия сторонами договора именно в этих пунктах позволяет им одинаково - хотя бы и с противоположных сторон - смотреть на вещи.

2. Определение, измерение и оценка недостатка качества услуг.
Качество услуг - в наиболее общем виде это соответствие потребительских характеристик этого товарного предоставления потребительским предпочтениям (а потому и цене), т.е. предъявляемым потребителем требованиям (которые могут быть установлены как обязательные7, если объективно обобщают индивидуальные нужды применительно к унифицированной продукции), и пригодность приобретения для потребительских целей. В российском законодательстве товары, работы, услуги массового спроса и индивидуализированного исполнения, в том числе в потребительском обороте, не получили правового обособления, в то время как за рубежом оно, как правило, достаточно явно выражено.
Недостатком качества услуг, в общем виде, можно считать несоответствие их потребительских характеристик предъявляемым потребителем (и законом в соответствующих случаях) требованиям (в рамках возможностей конкретной услуги их удовлетворить).
Недостаток качества туристской и медицинской составляющих услуги лечебного туризма имеет неодинаковые характеристики и параметры в силу различий целевого назначения.
Недостаток качества туристской услуги может проявиться в пути и при размещении и туристском обслуживании в месте назначения. От задержки рейса и срыва всего графика тура до непредоставления номера в отеле - все возможно. Однако не будет недостатком в действительности, если такая возможность прогнозировалась в месте отправления при заключении договора и предусматривались согласованные сторонами варианты разрешения проблемы - от альтернативных маршрутов и мест размещения до денежных компенсаций таких отклонений. Частично подобные меры предусматриваются перевозчиками и отелями в соответствующих сервис-стандартах, разработка которых доступна также и туристским организациям.
Недостаток качества медицинской услуги может проявиться при размещении и обслуживании в клинике в месте назначения. Это уже вопрос локального сервиса и комфорта при амбулаторном или стационарном обследовании, лечении и/или реабилитации потребителя в зависимости от того, как он определен договором при его заключении в месте отправления. Уровень сервиса и комфорта должен соответствовать оплаченному по договору, а его снижение как недостаток товарного предоставления требует снижения цены услуг либо иных санкций, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей. Недостатки размещения и обслуживания в клинике в месте назначения должны быть определены в договоре при его заключении в месте отправления. Строго говоря, это - вопрос сервис-стандартов клиники.

3. Определение, измерение и оценка недостатка безопасности услуг.
Безопасность услуг - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз; отсутствие угроз и опасностей для здоровья в процессе их оказания; возможность предотвращения возникновения и развития вреда, а также воздействия на потребителя опасных факторов соответствующей деятельности.
Недостатком безопасности услуг, в общем виде, можно считать дефект состояния защищенности интересов личности потребителя от угроз и опасностей для здоровья в процессе оказания услуг.
Недостаток безопасности туристской и медицинской составляющих услуги лечебного туризма имеет также неодинаковые характеристики и параметры в силу различий происхождения.
Недостаток обслуживания объединяет туристскую и медицинскую услугу тем, что в той и другой потребительского части комплексной услуги лечебного туризма одинаково могут произойти с одинаковыми правовыми последствиями непрогнозируемые или непредотвращенные обиходные случайности, в результате которых возникают утраты в личной сфере потребителя - от случайной травмы на эскалаторе в чужой стране до удара электрическим током от неисправной розетки, от пореза осколком оконного стекла до ожога горячим кофе.
В непотребительской части медицинской услуги, кроме того, возможны технологические и техногенные недостатки безопасности как прогнозируемые и предотвратимые случайности. Их объединяет ассоциация с профессиональным предоставлением - медицинской помощью, а различают - правовые последствия.
Соответственно, недостаток безопасности услуги лечебного туризма разных видов должен быть известен потребителю прежде, чем он примет решение воспользоваться лечебным туром. Следовательно, недостаток безопасности услуги лечебного туризма должен быть исчерпывающе определен в договоре как в основании правоотношения, в месте отправления, а не в месте назначения - в ходе реализации этого правоотношения.
Очевидно, что определение недостатка качества и безопасности услуг предполагает такое его измерение, получение количественной характеристики, формулирование эталона сравнения, чтобы стала возможной его оценка. Соответственно, на фоне определенного и доступного измерению и оценке потребительского предоставления (услуги лечебного туризма) и отдельных его частей (туристской и медицинской) находят формальную определенность и репрезентативные характеристики этого предоставления - качества и безопасности - в тех параметрах, которые свидетельствуют о нарушении права, будучи доступны и оценке правовыми же средствами.
Таким образом, лечебный туризм лишен однозначности как национального, так и международного правового режима, в связи с чем при различиях внутреннего законодательства тяжесть регулирования падает на индивидуальные правовые акты, устанавливающие и оформляющие обязательства участников этих отношений. Это, прежде всего, договор, а применительно к воздействию на здоровье в рамках медицинской услуги - также добровольное информированное согласие. Распределение между сторонами обязательств перед потребителем и бремени ответственности по ним достигается через определенность, измеримость и доступность оценке как самого товарного предоставления (полностью или в части), так и его сигнальных характеристик (качества и безопасности). В условиях отсутствия унифицированного или полностью гармонизированного законодательства качество договорных отношений в цепи обязательств в рамках лечебного туризма в единой (национальной) или различающихся правовых системах становится условием его развития.

1. Федеральный закон "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" (в ред. федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.06.2009 N 123-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%E4%E8%F6%E8%ED%F1%EA%E8%E9_%F2%F3%F0%E8%E7%EC
3. Для организации лечения за рубежом созданы компании медицинского менеджмента, которые занимаются всеми аспектами поездки - переводом документов, подбором клиники, визовой поддержкой, трансферами, сопровождением и многим другим.
4.  По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (п.1 ст.1005 ГК РФ).
5.  Тихомиров А.В. Проблемы правовой квалификации вреда здоровью при оказании медицинских услуг: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2008
6.  существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки
7.  следует различать товары массового спроса, как традиционные туры, и индивидуализированные предоставления, подобно медицинским услугам


Главный врач: хозяйство и право. - 2012. - N 1. - С.39-44.

Док. 649503
Опублик.: 19.04.12
Число обращений: 0

  • Тихомиров Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``