В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Голос России`: расшифровка передачи `Логика власти`. Архиепископ Иларион отвечает на вопросы М. Григорьева Назад
`Голос России`: расшифровка передачи `Логика власти`. Архиепископ Иларион отвечает на вопросы М. Григорьева
Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! В эфире программа "Логика власти". Эта программа совместный проект "Голоса России" и фонда исследования проблем демократии. Меня зовут Максим Григорьев. Сегодня у нас речь пойдет о логике власти духовной. В гостях у нас архиепископ Волоколамский, руководитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Русской Православной Церкви Иларион. Расскажите, пожалуйста, о назначении, функциях и компетенции Отдела внешних церковных связей, который Вы возглавляете. Ну, в общем-то, первый вопрос у меня достаточно понятный. Это функции и компетенция, направление работы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, который Вы возглавляете.

Архиепископ Иларион: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата - это старейшее синодальное учреждение. Оно было образовано в 1946 году и в его компетенцию традиционно входит вся сфера внешней церковной политики. То есть, это взаимоотношения с другими Поместными Православными Церквами - Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской, Грузинской и так далее. Всего существует 15 поместных Православных Церквей, включая Русскую Церковь и с каждой других Поместных Церквей у нас есть двусторонний диалог есть, обмен визитами и переписка. То есть, вот эта очень важная и существенная сфера нашей работы - межправославные контакты. Другая сфера ответственности Отдела - это межхристианские связи. То есть, контакты с католиками, протестантами, с представителями различных христианских конфессий. Мы также ведем межрелигиозный диалог. То есть, диалог с представителями традиционных нехристианских религий - ислам, иудаизм, буддизм. В частности, уже более десяти лет продолжается диалог ислам-православие, который наведен с мусульманами Ирана. Это диалог по различным современным вопросам, представляющим взаимный интерес. В последнее время очень расширилась еще одна сфера ответственности Отдела - это работа с соотечественниками, проживающими за рубежом. Здесь речь идет об организации различных конгрессов, симпозиумов и о взаимодействии на самых разных уровнях с нашими соотечественниками, которые рассеяны по всему миру. Ну и целый ряд других функций исполняет Отдел внешних церковных связей. Например, контакты с правительствами, с государственными структурами иностранных государств, прежде всего, Дальнего Зарубежья, контакты с международными организациями, Европейским Союзом, с различными политическими партиями, в том числе, например, у нас есть диалог с Европейской народной партией - это "Христианские демократы" - крупнейшая партия Евросоюза. Вот вся эта обширная деятельность осуществляется отделом внешних церковных связей.

Григорьев: Скажите, а вот такой вопрос, может быть, наверное, некорректно будет говорить - с кем лучше вести диалог - с представителями христианских конфессий или наоборот - нехристианских? Может быть, два слова о каких-то сложностях, где лучше выстраиваются отношения, где, может быть, есть определенные сложности?

Архиепископ Иларион: Каждый из диалогов, которые мы ведем, имеет свою специфику. Если мы говорим о диалогах с Православными Церквами, то это диалог между братьями или между сестрами. Хотя иногда, к сожалению, к межправославным связям примешиваются всякие совершенно несестринские и небратские отношения. Ну, например, у нас существуют определенные сложности и во взаимоотношениях с Константинопольским Патриархатом, в особенности после того, как в 1996 году Константинопольский Патриархат учредил в Эстонии свою церковную юрисдикцию параллельно нашей. Мы не признали этот акт каноничным и легитимным. Мы ведем диалог с Константинопольским Патриархатом. И недавно Святейший Патриарх Кирилл посещал Константинопольский Патриархат. В очень братской атмосфере прошли встречи с патриархом Варфоломеем. Мы надеемся, что удалось открыть новую страницу во взаимоотношениях с Константинополем, заложить какой-то новый формат отношений. Это была инициатива Святейшего Патриарха Кирилла, она была с благодарностью воспринята Константинопольским Патриархатом. Ну посмотрим все-таки какие будут последствия, насколько далеко наши братья в Константинополе будут готовы идти именно по пути взаимного доверия, а не по пути конфронтации, как это было в последние годы. Существуют определенные сложности в православном католическом диалоге. Они связаны, прежде всего, с ситуацией на Западной Украине, которая остается очень непростой, после того, как в начале 1990-х годов возродились структуры греко-католической церкви, то есть, мы их называем униатами, и были отобраны храмы у православных. И вот в тех местах, где это произошло, а это сопровождалось часто насилием, конечно, сохраняется очень напряженная ситуация, и мы не можем вести полномасштабный мирный диалог с католичеством до тех пор, пока наши братья и сестры на Западной Украине продолжают страдать от притеснения греко-католиков.

Григорьев: А вот отношения с Католической Церковью. Например, ее деятельности в рамках Российской Федерации. Вот что-то, на ваш взгляд, меняется на протяжении последних пяти или десяти лет, какая-то есть отчетливая тенденция?

Архиепископ Иларион: Во взаимоотношениях с Католической Церковью существует некая положительная динамика. Она связана с тем, что возрастает понимание необходимости сотрудничества православных и католиков в деле защиты традиционных христианских ценностей. Мы не можем себе позволить ограничить наш диалог только решением каких-то наших внутренних проблем или богословскими дискуссиями по вопросу об исхождении Святого духа. Мы должны понимать, что само традиционное христианство, то есть, христианство нелиберального толка, которое сейчас характерно для многих протестантских общин, а именно христианство, основанное на церковной традиции, оно находится под угрозой и встречается со многими вызовами. Эти вызовы такие, как например, воинствующий секуляризм, такие как агрессивный ислам и целый ряд других, являются общими вызовами для православных и католиков. И мы должны научиться встречать их вместе. То есть, не будучи единой Церковью, не будучи в административном или в богословском отношении едиными, но все-таки должны научиться действовать как союзники, а не как соперники. Вот это понимание постепенно возрастает и в Православной и в Католической Церквах. Я думаю, что, если удастся окончательно уйти от того духа конфронтации соперничества, который характеризовал православно-католические отношения на протяжении многих веков, если удастся перейти к новому формату отношений, основанному на сознании каких-то союзнических обязательств, то это может открыть совершенно новую страницу в наших взаимоотношениях. То есть, мы должны избегать ошибок прошлого. Мы не должны ни в коем случае стремиться к какой-либо унии по догматическим, по богословским вопросам. Это то, что мы считаем абсолютно неприемлемым и то, что мы считаем большой ошибкой в деятельности католической церкви, когда она навязывала часто силой навязывала православный унии. А вот заключить такой как бы, как я называю его стратегический альянс между Православной и Католической Церквами, то есть, договориться о формате сотрудничества, договориться о формате взаимодействия, без какого бы то ни было административного слияния, без каких бы то ни было богословских или догматических компромиссов. Вот, собственно, что, как мне кажется, сегодня требуется более всего.

Григорьев: То есть, вот то, что как раз вы говорили о такой воинствующей антирелигиозной позиции, особенно в Европе, это достаточно близко. Я несколько лет писал ряд статей и, в общем-то, изучал западный в этом плане европейский подход. И оказалось действительно совершенно странная ситуация, что фактически со стороны государства уводится такая называемая псевдо-политкорректность, когда, если что-то связано с проявлениями христианскими, да, христианское православие и католичество, то это, знаете, как-то все смещается и оказывается, что это неудобно об этом говорить, это может как-то нарушить, якобы, права других людей, в том числе, и атеистов. А когда дело касается, например, ислама, то естественно уже с точки зрения политической они немножечко побаиваются этой ситуации и получается совершенно странный такой подход. А скажите, может быть, вот в плане взаимодействия с Европейским Союзом, какими-то европейскими структурами, здесь тоже удается найти какой-то баланс. Какие-то, может быть, здесь есть предложения со стороны именно Православной Церкви?

Архиепископ Иларион: Мы ведем диалог с европейскими политическими структурами, направленный на то, чтобы голос православной церкви был слышен и чтобы наше мнение учитывалось при принятии политических и законодательных решений. Мы исходим из того, что православие является неотъемлемой частью европейской идентичности. В Европе живут миллионы православных, в том числе, верующих нашей Русской Православной Церкви. И нам не безразлично, каким будет лицо Европы, каким будет ее идентичность, какой будет ее идентичность, нам не безразлично, как в законодательстве будут отражаться какие-то духовно-нравственные нормы. И мы всякий раз, когда происходят вещи, на наш взгляд, нарушающие свободу совести христианина, мы об этом открыто заявляем. Мы вступаем в диалог с руководством Европейского Союза и высказываем свою точку зрения.

Григорьев: Вот скажите, я так понимаю, что через какое-то время состоится визит Патриарха на Украину. Как вот вы о пишите, может быть, ситуацию, которая там сложилась именно вот в религиозной сфере, какие могут быть прогнозы?

Архиепископ Иларион: На Украине сейчас не простая ситуация. Она связана с тем, что с 1992 года активную раскольническую деятельность ведет бывший митрополит Киевский Филарет, ныне отлученный от Церкви, но не признавший этого отлучения и продолжающий свою раскольническую деятельность. Вот он и подведомственные ему структуры, а также некоторые политические структуры, которые заинтересованы в нагнетании напряженности, которые заинтересованы в том, чтобы раздуть антироссийские настроения, они будут пытаться этот визит Святейшего Патриарха представить как некую политическую акцию. На самом деле Святейший патриарх едет на Украину как Предстоятель Русской Православной Церкви, которая объединяет верующих и России и Украины и Белоруссии и Молдавии и других стран, некогда входивших в состав Российской империи, потом Советского Союза, стран, которые входят в каноническую территорию Русской Православной Церкви. И православные украинцы для Святейшего патриарха Кирилла такие же духовные чада как православные русские и православные белорусы и так далее. То есть, это будет, прежде всего, пасторский визит, это будет визит паломнического характера, потому что Патриарх едет в матерь городов русских Киев, он посещает древние исконно русские земли. И когда мы говорим об исконно русских землях, это говорится не о суверенитете Украины, которую мы не подвергаем сомнению, политический суверенитет. Но говорится о том духовно-культурном пространстве, которое является общим для славянских народов, и о том духовном единстве, которое родилось в крещальной купели Святого Князя Владимира. И это единство не могут и не должны разрушить политические границы. Поэтому, прежде всего, это визит пасторский. Это возможность для Патриарха пообщаться с украинской паствой. Это возможность для украинской паствы пообщаться со своим Патриархом. Патриарх посетит 13 городов в шести регионах Украины. Это будет достаточно продолжительный, насыщенный визит. И мы надеемся на то, что может быть этот визит тоже откроет какую-то новую страницу в очень непростой сейчас ситуации на Украине, где как мы наблюдаем, существует разделение и на политическом уровне, и, к сожалению, существует разделение и на церковном уровне. Будем надеяться на то, что визит Патриарха Кирилла в Украину будет способствовать уврачеванию того раскола, который, к сожалению, при поддержке некоторых политических структур Украины существует уже около 17 лет и имеет все признаки того, что он будет существовать дальше, если православные верующие Украины не осознают необходимость единства, и если раскольники не осознают необходимость вступления на канонический путь.

Григорьев: Скажите, а вот мы со стороны видим, что с избранием Патриарха Кирилла, в общем-то, происходят определенные изменения не только внутри самого аппарата церкви, но и в плане вот деятельности. На первый план выходят отдельные направления. Происходит некая активизация в хорошем смысле деятельности. Вот может быть несколько слов на эту тему. Как вы видите, что сейчас важно, какие изменения сейчас происходят при Патриархе Кирилле?

Архиепископ Иларион: Патриарх Кирилл является активной публичной фигурой. Он был таковой еще до своего избрания на патриарший престол. Этот человек, который способен говорить с современными людьми, на современном языке. Человек, в котором сочетается верность традиции православной с открытостью вызовам современности. Человек, который способен давать ответы на самые сложные вопросы. И, конечно, такой человек очень необходим для Церкви и необходим для общества. Поэтому он сейчас в какой-то степени задает тон всему спектру взаимоотношений между Церковью и обществом. Он подает пример архиереям. Как надо себя вести в диалоге с внешним миром. Он подает пример священникам. Он призывает к мобилизации мирян на активную вовлеченность в церковную работу. Он напоминает всем членам Церкви о том, то они не являются в Церкви гостями. Они все являются как бы активными строителями церковного организма, церковного здания и в то же время активными участниками общественной жизни, общественных процессов. Иногда существует такое мнение, что Церковь это духовенство, Церковь - это люди в рясах, в клобуках, с крестами, с панагиями. А миряне - это как бы люди, которые приходят и уходят на богослужение. На самом деле это не так. Церковь - это все те люди, которые ее составляют. И каждый православный мирянин призывается к активной жизненной позиции и к тому, чтобы его православная христианская идентичность сказывалась на его образе жизни. Это относится к людям любых профессий. Вот патриарх напоминает об этом. Именно поэтому он встречается не только с церковными людьми, не только, скажем, с архиереями, с духовенствами и со студентами духовных академий и семинариев, но встречается и с молодежью, причем, собираются тысячные толпы на этих встречах, потому что молодым людям интересно услышать слово Патриарха. И каждая такая встреча становится большим и значимым событием.

Григорьев: Вот вы только что сказали об активизации активных мирян. Что, может быть, делается в этом плане? Какие-то организационные, какие-то организации участвуют, какие-то мероприятия проводятся? Вот что может делать человек, который активно старается участвовать в жизни церкви и в плане гражданской позиции тоже?

Архиепископ Иларион: Есть очень разные способы и возможности для мирянина участвовать в жизни Церкви. Прежде всего, это, конечно, регулярно посещать церковь, быть ее членом, исповедоваться и причащаться. Очень часто мы встречаемся с такой ситуацией, когда люди заявляют о себе как о православных, но при этом не ходят в церковь, не знают церковной службы, не знают церковных законов, не исповедуются, не причащаются, а когда их спросишь почему, они говорят, ну Бог у меня в душе. И зачем вообще надо ходить в церковь. И вот так один военный мне как-то сказал, что у меня вот Бог в душе. А я ему говорю, что, а вот вы военный человек. Можете ли вы быть военным только в душе? Вот не носить форму, не соблюдать правил никаких, не участвовать там, в военной подготовке и так далее. И вот это сравнение его как-то заставило задуматься. Потому что православие - это образ жизни. И он связан с активным членством в Церкви. То есть, человек, приходящий в храм, не должен чувствовать себя захожанином. Он не просто зашел, чтобы полчаса послушать церковное пение и уйти. Он должен быть активным членом Церкви, участвовать в таинствах. А вот это участие в таинствах оно, в свою очередь, должно сказываться на всем его образе жизни. То есть, это то, что мы называем литургия после литургии, когда жизнь человека превращается в служение Богу. И здесь каждый человек, в зависимости от своей профессии, в зависимости от своих каких-то способностей и устремлений может найти для себя возможность быть активным членом Церкви. То есть, вносить свой вклад в строительство церковного организма. Как Апостол говорит, что вы все являетесь камнями, из которого складывается здание церкви. Вот каждый человек это камень. Не только священнослужитель, но и мирянин.

Григорьев: То есть, здесь вот в этом плане, может быть интересно, используется такой опыт как создание православного экспертного сообщества. То есть, те люди, которые относятся к активным мирянам и естественно с активной гражданской позицией.

Архиепископ Иларион: Сейчас создаются самые разные объединения мирян для помощи Церкви. И это тот процесс, который можно всячески приветствовать. Люди, которые готовы делиться своими знаниями, которые готовы делиться своими средствами для того, чтобы помогать Церкви. И мы благодарны таким людям. Но не просто потому, что они помогают восстанавливать наши храмы, а потому что это участие в некоем общем деле. Ведь созидание храма - это не чисто церковное дело. Это общественное дело. Храмы строятся для того, чтобы помогать людям. И помогая церкви, человек помогает людям, помогает своей стране, помогает обществу. И в этом плане мы призываем к тому, чтобы каждый церковный человек для себя ответил на вопрос - чем я могу помочь церкви. Вот какая может быть моя активная роль в церковной жизни. Один человек вкладывает свои интеллектуальные способности, другой материальные средства, третий какие-то свои знания и свой опыт и так далее.

Григорьев: Насколько я знаю, Вы являетесь настоятелем храма "Всех скорбящих Радость" иконы Божьей Матери на Большой Ордынке. Вот, может быть, скажите какие-то проекты, которые там реализовываются. Что из себя представляет храм?

Архиепископ Иларион: Храм в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость" является одним из крупных московских приходов, где на богослужение собирается нередко более тысячи человек, где активная церковная жизнь, где сейчас создан прекрасный хор, наверное, один из лучших в Москве, где ведется большая работа с жертвами сект и тех религиозных движений, которые влияют на психику человека, и у нас есть группа при храме, которая регулярно занимается и потом происходит присоединение этих людей к Православной Церкви. Чудотворная икона Божьей Матери "Всех скорбящих Радость" является одной из самых почитаемых святынь Первопрестольного града. Очень много людей в течение всего дня приходят поклониться этой иконе. Храм открыт ежедневно и богослужение совершается ежедневно и во внебогослужебное время храм открыт для того, чтобы люди могли прийти и поклониться чудотворной иконе Божьей Матери.

Григорьев: Спасибо.

Источник: Голос России
http://hilarion.ru/2010/02/24/896

viperson.ru

Док. 649453
Перв. публик.: 28.02.10
Последн. ред.: 18.04.12
Число обращений: 0

  • Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович)
  • Иларион (Алфеев Григорий Валерьевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``