В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью митрополита Волоколамского Илариона церковному порталу новостей `Rоmfеа.gr` Назад
Интервью митрополита Волоколамского Илариона церковному порталу новостей `Rоmfеа.gr`
- Ваше Высокопреосвященство, я хотел начать бы с вопроса о Вашей оратории, которая недавно прозвучала в храме Агиа Ирини в Константинополе в присутствии Вселенского Патриарха Варфоломея. В ее основе лежит повествование Евангелия от Матфея о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Скажите нам несколько слов об оратории, которая получила огромный отклик во всем православном мире.

- Широко распространенный в Римско-католической и протестантских церквах, жанр "Страстей" не является привычным для православной культуры. Самое известное произведение в этом жанре - "Страсти по Матфею" Иоганна Себастьяна Баха, были и другие произведения на эту тему, но все они происходили изнутри западной культуры. В истории Православной Церкви еще не было случая, чтобы на тему Страстей Христовых создавалось произведение для оркестра, солистов и хора. Теперь есть возможность для публики, как православной, так и неправославной, соприкоснуться именно с православным пониманием Страстей Господних, представленным в жанре оратории.

Композиция оратории "Страсти по Матфею" состоит из четырех частей: Тайная вечеря, Суд, Распятие и Погребение. В основу сочинения положена структура богослужения "Двенадцати Евангелий" в Великий четверг. Во время исполнения оратории почти полностью прочитывается 26 и 27 главы Евангелия от Матфея, а между евангельскими отрывками звучат симфоническая музыка и пение.

Нужно отметить, что православный взгляд на Страсти и Распятие Христа отличается от западного восприятия, идущего от эпохи Возрождения. В западных изображениях Распятия, где принято писать Христа еще живым, страждущим, подчеркивается реалистический элемент и делается акцент на эмоциональном сопереживании Страстям Господним. Через православную икону Распятия, где мы видим Христа уже мертвым, православный человек приглашается не столько к эмоциям, сколько к духовному осмыслению той тайны, которая раскрывается через страдания Богочеловека и Его смерть. Без Страстей и смерти не будет Пасхи и Воскресения, поэтому Страсти в православном восприятии глубоко изнутри пронизывает тема Воскресения и светлой пасхальной радости. Именно это, прежде всего, мне и хотелось передать своей музыкой.

- Что Вы ощущали в тот момент, когда в храме Агиа Ирини в Константинополе звучала Ваша оратория?

- Находясь в стенах древнего собора Агиа Ирини, ощущаешь трепет от величия происходивших в нем церковно-исторических событий. Здесь на Втором Вселенском Соборе православное богословие одержало победу над арианством. Это стало возможным прежде всего благодаря самоотверженным усилиям святителя Григория Богослова. Имя этого святого мне особенно близко, я носил его до принятия монашеского пострига, труды святого Григория изучал в течение многих лет. Для меня чрезвычайно дорого, что в преддверии богослужебного воспоминания Страстей Господних в этих стенах под сенью древнего мозаичного креста прозвучала моя оратория, вдохновленная богослужениями Страстной Седмицы.

- Ваше Высокопреосвященство, Вы, без сомнения, являетесь церковным деятелем, который пользуется большим авторитетом, поскольку Вселенский Патриарх Варфоломей так отозвался о вас: "Митрополит Волоколамский Иларион, которого Бог наделил многими дарами и талантами, является прекрасным богословом и замечательным музыкантом, очень энергичным церковным деятелем и правой рукой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла". В силу этого признания, прозвучавшего из уст Вселенского Патриарха, какая ответственность возлагается на вас за Православие и, более широко, за всехристианское единство?

- Каждый епископ Православной Церкви должен объединять во Христе паству и неустанно трудиться во имя сохранения единства Вселенской Церкви. Должность главы Отдела внешних церковных связей налагает сугубую ответственность за сохранение единства Православия. Отдел является главным связующим звеном между Русской Православной Церковью и всеми прочими Поместными Церквами. Здесь определяются многие параметры межцерковных отношений. Со своей стороны, готов употребить все данные мне Богом способности для этого ответственного служения.

- Ваше Высокопреосвященство, мы наблюдаем за тем, как Вы ускоренными темпами готовитесь к визиту Первого Епископа Православной Церкви в Россию. Что это означает для Русской Православной Церкви?

- Визит Святейшего Патриарха Варфоломея в Русскую Православную Церковь означает закрепление позитивной динамики в отношениях между двумя Церквами, подтверждение доброй воли Предстоятелей двух великих Патриархатов к сотрудничеству и один из шагов на пути выстраивания новых межцерковных связей, во главу угла которых поставлен кафолический принцип Церкви. Мы с нетерпением ожидаем приезда Его Святейшества и готовы сделать все, чтобы его визит прошел как можно успешнее.

- Ваше Высокопреосвященство, мы уже много лет находимся в процессе подготовки к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви. Когда, по-вашему, это произойдет? Какое он имеет значение для Православия и христианского мира XXI века?

- Собор станет возможен после того, как вопросы, вынесенные в повестку дня, получат согласованное предварительное решение на Всеправославных Совещаниях. Возобновление общеправославного сотрудничества, ставшего возможным благодаря совместному решению Предстоятелей и представителей Православных Автокефальных Церквей на их встрече в Константинополе в октябре 2008 года, конструктивный ход предсоборного процесса вселяют надежду на то, что Богу содействующу мы можем подойти к созыву Собора в обозримом будущем. Всеправославный Собор послужит не только решению важных вопросов Православия, но и выражению консолидированной общеправославной позиции по актуальным вопросам современности.

- В чем состоит первоочередная задача христианина в наше время, и в чем заключается вклад русской духовности в эту эпоху упадка истины, эпоху материализма, технологий, обмирщения и глобализации?

- В наше, как и в любое иное время, всякий христианин призван свидетельствовать о Христе самим образом своей жизни. У каждого свои таланты, данные Богом. Но важно, чтобы свои таланты человек посвящал Богу, чтобы они были задействованы в жизни и служении человека.

Такие характеристики нашей эпохи, как материализм и обмирщение, конечно, не способствуют откровению истины, но и в эту эпоху при желании можно жить в согласии со своей верой. Жизнь одного человека по вере может изменить жизнь многих окружающих людей. Русский святой, преподобный Серафим Саровский, говорил: "Стяжи дух мирен, и тысячи около тебя спасутся". "Стяжание" или накопление в человеке мирного духа - вот цель жизни христианина, согласно преподобному Серафиму. Пока этот дух присутствует в мире, этот мир будет жить.

Церковь Христова - это не политическая или общественная организация, которая призвана бороться против каких-то процессов или, наоборот, за какие-то явления в обществе. Но Церковь может и должна своим свидетельством и активной позицией раскрывать ту правду о человеке, которая была явлена Христом. Голос Церкви должен стать голосом общественной совести и сознания, призванного не допустить, чтобы цивилизованный мир окончательно отвернулся от такого человеческого образа, каким его задумал Бог.

- Ваше Высокопреосвященство, что бы вы хотели передать в завершении интервью грекам и всем читателям "Romfea.gr"?

- Всем грекам, нашим братьям и сестрам во Христе, и всем читателям "Romfea.gr" передаю пасхальное поздравление и желаю духовной крепости во всех испытаниях. Христос воскресе!

http://hilarion.ru/2010/04/03/1744

viperson.ru

Док. 649431
Перв. публик.: 03.04.10
Последн. ред.: 18.04.12
Число обращений: 0

  • Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович)
  • Иларион (Алфеев Григорий Валерьевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``