Министерство финансов предлагает защитить граждан от недобросовестных кредиторов. На сайте ведомства опубликован проект федерального закона "О потребительском кредите".
Документ можно назвать долгожданным - сфера потребительского кредитования давно нуждается в чётком регулировании. Признаёт это и министерство: "Действующие нормы не учитывают принятых в международной практике специфических прав заёмщика при получении кредита". Если обратиться к законопроекту, то он допускает, например, отказ от получения кредита. Сейчас эта норма прописана в 821-й статье ГК РФ, но с оговоркой во втором пункте: если иное не предусмотрено кредитным договором или законом. Поэтому банки и предусматривают запрет на отказ или устанавливают в этом случае штраф. "Очевидно, что кодекс стоит на стороне кредитной организации, которая не только диктует условия и порядок предоставления кредита, но и не несёт никакой имущественной ответственности за неисполнение кредитного договора", - объясняют в Минфине. Если документ будет принят, кредитора обяжут заранее (за 45 дней) брать с потребителя письменное согласие на дополнительные платные услуги. Сегодня заёмщика часто просто ставят в известность о дополнительно получаемых им услугах, информируют менее чем за 15 дней или же вовсе размещают полные условия только на сайте банков. Обеспокоено государство и указанием стоимости кредита, которая зачастую прописана мелким шрифтом в середине договора и может быть не заметна без детального изучения документа. Новым документом банки обяжут помещать информацию о полной сумме займа в правом верхнем углу первой страницы в квадратной рамке. Законопроект касается и коллекторов, кото-рым запретят разглашать конфиденциальную информацию о заёмщиках. Потребителям же разрешат досрочно возвращать всю сумму в течение 10 дней с даты получения или часть суммы в течение 30 дней, правда, всё равно с уплатой процентов за фактический срок кредитования.
Эксперты оценили документ неоднозначно. Адвокат Московской коллегии адвокатов "Арутюнов и партнёры" Александр Арутюнов считает, что предлагаемые меры необходимы и своевременны. "Когда гражданин приходит в банк, ему необходимо принять условия кредитора, или деньги ему не дадут. Если законодательно будут прописаны права заёмщика, то это, конечно, хорошо. Так, маленькими шагами, постепенно и будет совершенствоваться законодательство в этой сфере", - считает он. Не согласен с такой позицией главный экономист УК "ФИНАМ Менеджмент" Александр Осин. "Меры - косметические, для крупных компаний они вряд ли будут существенными. Можно предположить, что произойдёт удоро-жание банковских услуг, хотя сейчас они всё равно закладывают в сумму ставки все издержки. Изменения, связанные с переуступкой данных третьим лицам, могут немного нормализовать существующее положение дел, но до уровня "бомбы" изменение всё равно не дотягивает", - говорит он. Сами же потребители голосуют за предлагаемые поправки. Ведущий экономист Иркутской автобазы Восточно-Сибирской железной дороги Анна Кашко неоднократно брала кредит, поэтому оценивает инициативу, исходя из собственного опыта. "Многие действительно не читают мелкий шрифт и могут запросто упустить из виду упоминание о скрытых комиссиях. Что же касается десяти дней для досрочного погашения - срок годится только для мелких кредитов, а во многих банках сумму долга просто вычитают из зарплаты. На мой взгляд, государство в первую очередь должно урегулировать перечень тех услуг, за которые можно взимать дополнительные комиссии, и привести их к единому стандарту для всех банков", - отмечает она.