В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: ... `Группа восьми` и `Группа двадцати` имеют большое значение на международной арене. Решения, принятые на таких встречах, имеют крайне важное значение... Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: ... `Группа восьми` и `Группа двадцати` имеют большое значение на международной арене. Решения, принятые на таких встречах, имеют крайне важное значение...
Деятельность "Группы восьми" и "Группы двадцати"

Нарастает не только экономический, но также
политический и культурный плюрализм современного мира[1].

А. Торкунов, ректор МГИМО(У)


Расширение спектра угроз, ускорение политических циклов идет параллельно с расширением спектра международных институтов. Похоже, что это два взаимосвязанных, даже взаимозависимых процесса. Приходится признать, однако, что эффективность этих новых институтов, - как глобальных, так и региональных, - еще заметно отстает от темпов нарастания новых угроз и проблем. Это в полной мере относится к деятельности таких новых международных институтов как "G8" и "G20" в отношении проблемы климата.

"Изменение климата - это самая серьезная из ныне существующих опасностей. Её породили в основном страны "большой восьмерки". На сегодняшний день эти страны сбрасывают в атмосферу более 40% общемирового объема выбросов CO2, хотя здесь проживает лишь 13% населения земного шара"[2].

"Большая восьмёрка должна сыграть ведущую роль в решении проблемы климатических изменений на современном этапе, т.к. на её долю приходится 65% мирового ВВП и более 40% глобальных антропогенных выбросов СО2, а "G8" фактически является главной движущей силой процессов технологического развития в мире, учитывая, что свыше 70% научных исследований и публикаций приходится на эти страны"[3].

На сегодняшний день "Группа восьми" и "Группа двадцати" имеют большое значение на международной арене. Договоренности, достигнутые на встречах групп, не имеют формально юридически обязывающего характера. Однако решения, принятые на таких встречах, имеют крайне важное значение. Как отметил Президент России Д.А. Медведев, "задача "Восьмёрки" - это определение долгосрочной и среднесрочной стратегии"[4].

На долю стран-участниц "Большой восьмерки" приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства. В рамках "Восьмерки" осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. "Большая восьмерка" внесла значительный вклад в решение проблемы климатических изменений.

Саммиты сообщества наиболее развитых стран берут начало с 1975 года. Руководство России начало участвовать в работе этого форума с 1996 г. Однако проблема изменения климата сравнительно недавно появилась в повестках саммитов. В 2000 г. "G8" предложила амбициозную программу расширения использования возобновляемых источников энергии, но эта инициатива так и не была утверждена[5]. В декларации, принятой в Генуе в 2002 г., подтверждается стремление глав государств "G8" активно заниматься этой проблемой: "Мы... признаем, что изменение климата является неотложным вопросом, требующим глобального решения ...>>[6]. В принятой декларации глав государств "G8" в Эвиане в 2003 г. в частности говориться: "Мы приняли План действий по наилучшему использованию науки и технологии для устойчивого развития...: глобальный мониторинг; ... контроль за загрязнением воздуха и изменением климата; ... биоразнообразие"[7].

В 2005 г., под председательством Великобритании приоритетное внимание уделялось выработке общих подходов "Группы восьми" к проблеме преодоления негативных последствий глобальных климатических изменений и развитию экологически чистой энергетики. В Глениглсском Плане действий "Изменение климата, экологически чистая энергетика и устойчивое развитие" предусмотрены меры по обеспечению устойчивого развития при соблюдении экологической и технологической безопасности энергетики при минимальном воздействии на глобальную экосистему и климат, а также применение энергоэффективных технологий и постепенный переход к низкоуглеродной энергетике[8]. Однако из-за бескомпромиссной позиции Джорджа Буша и нежелания Тони Блэра вступать в конфронтацию, результат переговоров оказался весьма нечетким и потерял смысл.

В 2006 г. под председательством Российской Федерации глобальная энергетическая безопасность также стала одной из приоритетных тем[9]. А в 2007 г. Германия выбрала тему "изменение климата, энергоэффективность и энергетическая безопасность" в качестве одной из приоритетных[10].

"Однако, при подготовке к встрече "Большой восьмерки" в 2007 г. администрация США изо всех сил старалась не допустить малейшего прогресса в вопросе об изменении климата. Она заявила о своем "коренном несогласии" с необходимыми сокращениями выбросов, за которое единогласно высказываются ученые всего мира. "Новая инициатива по климату", выдвинутая Бушем 31 мая, не позволяет добиться соглашения по обязательным сокращениям и опасна тем, что уводит от немедленных действий, так необходимых сегодня"[11].

Саммит 2008 года также показал, что главы наиболее развитых государств мира серьезно обеспокоены проблемой изменения климата. На саммите в 2008 г. участники подчеркнули свою решимость взять на себя лидерство в борьбе с изменением климата. При этом ключевым инструментом смягчения неблагоприятных последствий климатических изменений, по их мнению, являются меры, направленные на снижение глобальных выбросов парниковых газов и способствующие переходу к низкоуглеродной экономике. В первую очередь, это развитие экологически чистой энергетики, распространение инновационных низкоуглеродных технологий и практик, более широкое использование возобновляемых источников энергии, а также меры по повышению энергоэффективности. В 2008 г. страны "Группы восьми" договорились снизить количество парниковых газов вдвое к середине века.

8 июня 2008 г., страны "Большой восьмерки", а также Китай, Индия, Южная Корея и Европейский Союз приняли решение о создании Международного партнерства по энергоэффективности и сотрудничеству - "IPEEC" - на встрече Министров энергетики стран в 2008 году в Аомори, Япония[12].

В 2009 г. министры энергетики подписали учредительные договоры IPEEC. К Партнерству также присоединились Китай, Республика Корея, Бразилия, Мексика и ЕС в качестве наблюдателя.

"IPEEC оказывает поддержку в работе, проводимой странами-участницами и соответствующими организациями в целях повышения энергетической эффективности. Это дополнительный инструмент к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Партнерство опирается на опыт и работу, проводимые международными организациями и финансовыми институтами, научно-исследовательскими организациями, частным сектором, поддержку общественности - частного партнерства"[13].

Этапным стал саммит "Группы восьми" в Аквиле (Италия) в июле 2009 г. Он совпал с приходом в США новой администрации президента Б. Обамы, которая заняла более гибкую позицию по вопросам климата, фактически разблокировав их более конкретную постановку как на встречах "Восьмерки". Саммит принял решение о том, что страны "Восьмерки" будут стремится к сокращению выбросов СО2 к 2050 г. на величину не менее 80% от уровня 1990 г.

Другим знаковым моментом этого саммита стало привлечение к его работе стран, не входящих в "Группу восьми" - Китая, Индии, Бразилии, Мексики, ЮАР и Египта. По итогам саммита было зафиксировано согласие стран "Восьмерки", что глобальная средняя температура не должна превысить доиндустриальный уровень более чем на 2°С. Впервые с таким подходом согласился Китай, позиция которого с учетом бурного экономического роста особенно важна с точки зрения формирования универсального международного режима в вопросах климата[14].

Таким образом, "Большая Восьмерка" делает много, для решения проблемы изменения климата в глобальном масштабе.

Президент России Д.А. Медведев, выступая на пресс-конференции по итогам саммита "Группы восьми" в Аквиле 10 июля 2009 г., подчеркнул, что в работе "Восьмерки" есть "важные достижения. Во-первых, это определение амбициозной, долгосрочной цели - снижение выбросов парниковых газов. Решение развитых стран об уменьшении выбросов на 80% к 2050 году - это, конечно, и амбициозная, и весьма сложная цель, которая может действительно изменить парадигму развития человеческой цивилизации"[15].

Наша страна в принципе поддерживает подобную цель, но пока определено говорит о намерении снизить эмиссию выбросов к 2020 г. на 15-25% с учетом уже имеющего места сокращения на 30% по сравнению с уровнем 1990 г. Подобная осторожность продиктована необходимостью учета реалий переходного периода и в то же время является приглашением для наиболее развитых стран к активному и взаимовыгодному участию в модернизации российской экономики, технологической базы и инфраструктуры.

Тем не менее, некоторые исследователи полагают, что "Группа восьми", с учетом того, что в неё входят наиболее развитые экономики мира могла бы сделать большие или в силу разных объективных и субъективных причин задействовала ещё далеко не все резервы для стабилизации климата и экологической ситуации в целом. В частности, П. Сулимов считает, что для повышения эффективности деятельности "Группы восьми" в этой сфере необходимо решить следующие задачи:

- создание глобальной системы мониторинга изменения климата Земли;

- построения количественной модели изменения климата Земли;

- поиск наиболее эффективных способов воздействия на климат Земли с целью стабилизации среднепланетарной температуры Земли (и/или концентрации СО2 в атмосфере), не забывая о развитии экологии систем связывающих СО2 из атмосферы;

- содействие работам в области возобновляемых источников энергии (солнечная, ветровая и гидроэнергия);

- получение углеводородного топлива из растительного сырья и бытовых отходов;

- повышение КПД тепловых двигателей, поскольку одним из наиболее вероятных шагов по предотвращению париковой катастрофы станет отказ от использования минеральных видов углеводородного топлива и России надо подготовиться к снижению спроса на углеводороды;

- анализ рисков и оценка возможных масштабов материального ущерба от парниковой катастрофы, в т.ч. анализ социально-политических аспектов данной проблемы[16].

В рамках "Группы двадцати" успехи в борьбе с изменением климата пока незначительны. Принимая во внимание разнородный состав группы, достижение консенсуса представляется тяжелой задачей, однако именно по этому он будет иметь крайне важное значение. "Группа двадцати" в 2009 г. начала работу, связанную с энергетическими вопросами. В сентябре 2009 г. было подписано соглашение об осуществлении в среднесрочной перспективе поэтапного сокращения и рационализации субсидий, выделяемых на использование неэффективных видов ископаемого топлива. Также в документе есть договоренности по вопросам борьбы с изменением климата и выражается поддержка по заключению нового соглашения об ограничении вредных выбросов в атмосферу.

Пока "Группа двадцати" не принимает активных мер по разрешению проблемы изменения климата. "Вопрос проблемы изменения климата завершает коммюнике, то есть, отнесен к маловажным. Мировые лидеры не продемонстрировали должной степени серьезности по отношению к данной проблеме. Сотни миллиардов долларов направлены в Международный валютный фонд и Всемирный банк, однако на защиту окружающей среды денег не нашлось. Одни только неясные пожелания, разговоры и соглашения ни о чем", - говорит Джон Совин, исполнительный директор Гринпис Великобритании[17].

"Пока мир катится к климатической катастрофе, лидеры "Группы двадцати" занимаются перестановкой стульев на тонущем корабле. Все, что сейчас необходимо - это четкое финансовое обязательство инвестировать в защиту окружающей среды. Нужен импульс для развития "зеленой" экономики. Только так можно остановить глобальное изменение климата", - считает Джон Совин[18].

В феврале 2006 г. был начат первый диалог парламентариев стран "Группы восьми" и пяти развивающихся стран - Бразилии, Индии, Китая, Мексики, ЮАР (около 60 % выбросов парниковых газов). Диалог проходит в рамках процесса "Группы восьми" и направлен на выработку долгосрочной политики и мер для решения проблемы изменения климата[19].

В рамках подобных встреч обсуждаются действия мирового сообщества по борьбе с проблемой изменения климата, перспективы на период после 2012 г., энергоэффективность, чистые технологии, стратегии адаптации. В рамках подобных диалогов отмечается, что развивающиеся страны, наряду с промышленно развитыми, должны принимать участие в снижении выбросов парниковых газов.

В совместном заявлении участников Второй встречи, проходившей 14-15 февраля 2007 г. в Вашингтоне перечислены меры, которые, по мнению участников, должны способствовать решению проблемы изменения климата, в том числе:

- разработка, внедрение и передача новых технологий, направленных на повышение энергоэффективности, снижение карбоноемкости экономики, а также технологий улавливания и хранения углерода;

- принятие мер, направленных на расширение использования возобновляемых источников энергии;

- создание партнерств по развитию научно-исследовательских программ;

- создание международного рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов;

- принятие плановых показателей сокращения выбросов, как для развитых, так и для развивающихся стран[20].


_______________

[1] Торкунов А. Новые вызовы и новые приоритеты // Международная жизнь. 2004. N 6. С. 45.

[2] Ключевые индикаторы результатов работы "Большой Восьмерки", касающиеся вопросов глобального изменения климата / Официальный сайт "Гринпис" [Электронный ресурс] http://www.greenpeace.org/russia/ru/press/releases/1158986/1158995

[3] Сулимов П. Страны "Большой Восьмерки" и проблемы изменения климата в мире//Мир глазами молодых / Журнал "Юношеской восьмерки", 2010 [Электронный ресурс] http://j8club.ru/773

[4] Выступление Президента России Д.А. Медведева на пресс-конференции по итогам саммита "Группы восьми", Италия, Аквила, 10 июля 2009 г. / Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] http://archive.kremlin.ru/appears/ 2009/07/10/1945_type63377type63380type82634_219455.shtml

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] План действий "Группы восьми" Наука и технологии в целях устойчивого развития (Эвиан, 1-3 июня 2003 г.) // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.mid.ru/va_sob.nsf/b9b3 d7fa81fbad3a43256c940037088c/79bddc470fbae89743256d3c0045ed2c?OpenDocument

[8] Глениглсский план действий: изменение климата, экологически чистая энергетика и устойчивое развитие // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс] http/www.mid.ru/ns-g8.nsf/4681a749b12257b3432569ea003614e4/bd02e48bfa51cb69c32573460048b375/$FILE/13

[9] Участие России в деятельности "Восьмерки" и "Двадцатки" / Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.mid.ru/ns-g8.nsf/dvpg8

[10] Там же.

[11] Сулимов П. Страны "Большой Восьмерки" и проблемы изменения климата в мире//Мир глазами молодых / Журнал "Юношеской восьмерки", 2010 [Электронный ресурс] http://j8club.ru/773

[12] Международное сотрудничество в области энергоэффективности // Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс] http://minenergo.gov.ru/activity/energoeffektivnost/foreign/#a2

[13] Международное сотрудничество в области энергоэффективности // Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс] http://minenergo.gov.ru/activity/energoeffektivnost/foreign/#a2

[14] Волкова М. Консилиум в Аквиле. Вчера лидеры ведущих стран решили, как лечить мировую экономику // Российская газета. 2009. 10 июля. N 4950 (126).

[15] Выступление Президента России Д.А. Медведева на пресс-конференции по итогам саммита "Группы восьми", Италия, Аквила, 10 июля 2009 г. / Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] http://archive.kremlin.ru/ appears/2009/07/10/1945_type63377type63380type82634_219455.shtml

[16] Сулимов П. Страны "Большой Восьмерки" и проблемы изменения климата в мире//Мир глазами молодых / Журнал "Юношеской восьмерки", 2010 [Электронный ресурс] http://j8club.ru/773

[17] ]Результат встречи G20: а как же климат? / Официальный сайт "Гринпис", 3 апреля 2009 г. [Электронный ресурс] http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/g20

[18] Там же.

[19] Диалог парламентариев/ изменение климата.ру [Электронный ресурс] http://www.climatechange.ru/node/52

[20] Там же.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

08.04.2012

www.nasled.ru



Док. 649011
Опублик.: 08.04.12
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Торкунов Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``