В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Клюшников: Терроризм - продолжение информационной войны Назад
Александр Клюшников: Терроризм - продолжение информационной войны
Терроризм в современном виде - феномен, ставший возможным только с установлением демократических форм правления и развитием СМИ и Интернета. С развитием технологий задача контроля информации постоянно усложнялась, пока, в наше время, стала практически невозможной. Если в эпоху бумажных СМИ содержание и распространение информации контролировала цензура, то с появлением радиовещания и ТВ это стало делать труднее. Появление Интернета еще больше осложнило ситуацию.

Многие страны предпринимают серьезные меры по его контролю. Небезуспешен в этом отношении Китай. Однако новые возможности распространения информации создают новые препятствия. Так, ставшие крайне популярными социальные сети породили новые сложности. Например, вирусный эффект, когда интересная новость, размещенная в чьем-то журнале, копируется в журналах других пользователей. В итоге количество ссылок растет в геометрической прогрессии, в считаные часы, позволяя миллионам пользователей ознакомиться с новостью или репортажем очевидцев события, как правило, опережая в этом профессиональные СМИ.

Переломным моментом, привлекшим внимание к проблеме терроризма, стал масштабный теракт против башен-близнецов в США 11 сентября 2001 года. Осознание этой проблемы заставляет сегодня даже западные страны постепенно отходить от двойных стандартов и стереотипов времен "холодной войны", когда "их" террористы были повстанцами, а "наши" революционеры - террористами.

Сегодня практически все ведущие страны законодательно закрепили задачу борьбы с международным терроризмом как одну из приоритетных в своей деятельности. Борьбой с международным терроризмом объясняются многие инициативы и даже войны, например в Афганистане. Эксперты определяют тех, кто финансирует террористические организации, анализируют причины, по которым люди вступают в них.

Первая причина применения террористических методов - неравнозначность по силам сторон. Если есть две стороны, находящиеся в фазе "горячего противостояния", несравнимые по своей мощи, то более слабая в достижении своих целей будет пользоваться в том числе и террористическими методами. Часто именно террор становится основным инструментом борьбы элит.

Вторая причина - невозможность в современном мироустройстве в большинстве случаев прямого военного конфликта между сильнейшими державами, ограничителем чего выступает ядерное оружие. Учитывая, что задачи, требующие традиционного военного разрешения, между державами сохраняются и множатся, они находят суррогатный выход в виде роста террористической активности, финансируемой заинтересованными сторонами.

Так как на практике ядерное оружие сделало невозможным ведение классических военных действий, а необходимость в них сохранилась, был найден путь вести военные действия другим путем - в информационной сфере. Результативность такого оружия доказал распад СССР, державы, которую с помощью классического оружия, как показал исторический опыт, завоевать было нельзя. С помощью же информационной войны были достигнуты те результаты, которые могли бы быть достигнуты оккупацией нашей страны - развал экономики, контроль внешней и внутренней политики и пр.

Ядерное оружие выдавило военное искусство в область информационного, идеологического противоборства. Реальная невозможность даже ограниченного применения ядерного оружия, невозможность войны обычными вооружениями против ядерного государства (так как всегда есть риск перерастания обычной войны в ядерную) просто не оставляет другого выхода. Терроризм тоже порождение ядерного века, порождение информационных войн. Ведь цель терроризма в первую очередь - общественный резонанс, привлечение общественного внимания к некой проблеме. Терроризм - это оружие информационных войн. Террористы анонимны, доказательств, кто их хозяин, как правило, нет, а если и есть, это сегодня не повод для применения ядерного оружия или разрыва дипломатических отношений. Таким образом, век ядерного оружия вызвал к жизни войны нового поколения - войны за умы, идеологические войны, позволяющие добиваться тех же целей, что и обычные - смещение неугодного правительства и разрушение экономики враждебного государства. Такие войны велись всегда, но сегодня перешли в новое качество, их вдохновители обзавелись методиками, позволяющими применять идеологическое оружие с тем же, а то и большим эффектом, чем обычное, с заранее просчитанным и гарантированно достижимым результатом.

Третья причина - получение выгоды. Терроризм - это сетевой бизнес, кровавый и высокодоходный.

Цели террора можно разбить на несколько групп.

Во-первых, нанесение противнику максимального урона минимальными средствами.

Во-вторых, через страх возбудить недовольство народа властью, тем, что она не может его защитить, посеять в элитах неуверенность, обеспечить давление на них со стороны народа, повысить межэтническую напряженность. Увеличение межнациональной розни нужно для обоснования новых терактов; создания условий, способствующих притоку новых людей в террористические структуры; провокации ответного удара, который можно затем интерпретировать по-своему; создание питательной почвы для межэтнических конфликтов.

Запугивание населения облегчает дальнейшую деятельность. А также влияет на процесс принятия решений, когда перепуганное население оказывает давление на власть. Эти решения всегда служат усилению террористической организации - какого-то из ее уровней или способствуют решению какой-то из имеющихся проблем. Например, теракты в Испании, направленные на уменьшение давления на Талибан в Афганистане. Давление общества на правительство с призывами отозвать испанский контингент вынудило уменьшить численность войск коалиции. В дальнейшем именно эти теракты, судя по всему, привели к тому, что европейцы стали более критично относиться к отправке войск в Афганистан. Или недавние теракты в Москве, вызванные, как говорит часть аналитиков, увеличением активности в борьбе с бандитами на Северном Кавказе и направленные, как следует из этого, на уменьшение давления на бандгруппы. Если и не путем запугивания, то путем отвлечения части ресурсов с Северного Кавказа в Москву, распыления их.

В-третьих, вызвать резонанс, донести свою позицию, а также использовать освещение теракта СМИ как вирусную рекламу, бьющую сразу в две цели - показать заказчику свою работу и привлечь новых сторонников. То есть достигаются те же цели, что и средствами любой вирусной рекламы. Увеличение продаж: через доказательство своей эффективности, которым служит громкий теракт, привлечение новых спонсоров и увеличение финансирования от традиционных спонсоров. При ограниченности рынка это возможно только за счет уменьшения финансирования неких других террористических групп. Увеличение узнаваемости бренда, а значит, его капитализации. Воодушевление активных членов структуры. Теракт - показатель успешности, а значит, он служит привлечению в ряды организации новых членов. Развитие технологий - фото и видеосъемки (сегодня почти каждый может снимать на телефон), обмена информацией (Интернет и социальные сети) постоянно делает вирусный эффект только сильнее, а воздействие эффективнее. Сегодня нет необходимости освещать событие в традиционных СМИ, люди сами себя информируют, быстро и подробно.

Управление потоком информации, как видно из СМИ, происходит вполне легальными политиками и публичными людьми, политологами, авторитетными блоггерами и сайтами. Например, сейчас делаются заявления о том, что "Россия должна уйти с Кавказа", что "верховной власти нужно уйти в отставку", нагнетается межэтническая напряженность. На телевидении этого не увидишь, но информационное пространство не ограничивается телевещанием. И наиболее активная часть населения предпочитает иметь альтернативные источники информации, в том числе и интерактивные.

Так что теракт имеет как бы два контура: первый - непосредственное исполнение; и второй - управление эффектом, концентрирующее "информационную волну" на нужной цели.

Сама проблема терроризма неоднозначна. С одной стороны - это откровенное зло, с другой - это самый эффективный сегодня способ воздействия на массовое сознание. Исходя из последнего, можно прогнозировать дальнейшее нарастание террористической опасности в мире. Мало кого в международных отношениях моральная сторона вопроса останавливала от применения того или иного оружия.

Сегодня, когда практически невозможно себе представить прямое военное столкновение между ведущими военными державами, все большее развитие получают альтернативные способы ведения войны, которые относятся к войнам информационным. Первый способ - распространение нужной информации и настройка общественного мнения через правозащитные и прочие организации. Второй способ - терроризм. "Плюс" терроризма в том, что это средство, которое благодаря минимальным усилиям позволяет добиваться максимальных результатов. Его даже называют "оружием бедных", то есть тех, кто не может себе позволить современные армии и ядерное оружие. Вторым "плюсом" подобного ведения войн является анонимность стороны, наносящей удар, что позволяет ей избежать ответных действий противника. Думается, что два отмеченных фактора в сравнении с обычными вооруженными силами определят в будущем картину противоборства в мире.

Можно заключить, что террористическая активность станет только нарастать. К данному процессу подключаются и ТНК, которые не могут по современному международному законодательству иметь вооруженные силы, но имеют интересы по всему миру и разведцентры для достижения части этих интересов. Логика подсказывает, что ведущие государства вряд ли устроят равные условия и в этой деятельности. Отсюда следует, что и в этой деятельности ведущие державы постараются играть первую роль. Кроме того, свои террористы всегда называются партизанами, борцами за свободу, а чужие бандитами, что тоже является частью тотальной информационной общемировой войны, которая идет уже давно. Это означает, что постепенно террористические формирования будут расти. Уже сейчас можно назвать действующие в некоторых регионах террористические формирования армиями. Но думается, что на этом процесс их укрупнения и увеличения мощи не остановится. Постепенно подобные формирования будут обзаводиться более тяжелым вооружением, теракты будут масштабнее. Например, кто мешает перенести войну на море, осуществляя уничтожение торгового флота противника? Пиратство не исчезло.

Так же сейчас используются хакеры. Ничем иным, как проявлением информационной войны, нельзя назвать нападение хакеров на российскую международную телестанцию "Россия сегодня". Нападение произошло буквально через день после начала вещания. Россию таким образом на время лишили ее нового мощного оружия. А характер и масштаб произведенной атаки не оставляет сомнения, что это была хорошо спланированная, профинансированная неким государством террористическая акция, направленная против увеличения влияния России в мире.

Все движется к тому, что война между странами приобретает более тайный характер. И одно из основных отличий подобной войны от обычной заключается в том, что, если обычная война может закончиться, то этой войне конца не будет, она будет длиться столько, сколько будут существовать независимые государства и ТНК.

Радикальные изменения в мире не всем выгодны, с ними пытаются бороться, стремясь вернуться к старому укладу. Так происходит и сейчас, когда уходят в прошлое войны с применением обычных вооруженных сил по всем правилам военного искусства. Там все так просто - армия против армии, государство против государства, экономика против экономики. А сегодня часто не понятно, кто противник. Однако эту действительность придется принять и разработать новые принципы ведения войн.

Скоро развитие технологий и методов производства неизбежно приведет к тому, что все страны будут обладать средствами гарантированного уничтожения любого агрессора, вне зависимости от его технологической мощи. Признаки этого видны уже сегодня - невзирая на все усилия ограничить список держав, обладающих ядерным оружием, их количество постоянно растет. Даже если у страны нет средств доставки, она, имея ядерное оружие, в случае агрессии может угрожать реализацией такого самоубийственного варианта, как угроза взрыва сверхмощного ядерного боеприпаса на своей территории, неизбежно ведущего к гибели соседей. Начало такого процесса мы уже наблюдаем - это медленное и неотвратимое расползание ядерных технологий по планете, невзирая на все усилия "мирового сообщества" обуздать этот процесс. Он необратим хотя бы потому, что обладание средствами ядерного сдерживания - это единственный сегодня способ не допустить иностранной агрессии.

Такая же технологическая база закладывается и под информационные войны. Это будет не столько противостояние хакеров, сколько террористические атаки. Конечно, войны такого типа будут в себя включать и НПО, и хакерские атаки на объекты народного хозяйства, и информационные истерии в СМИ, но основным их признаком будет анонимность заказчика. Так что войны будущего, которые уже идут, можно назвать анонимными войнами. Международный терроризм и пиратство сегодня стали неотъемлемой частью международной политики, дипломатии и торговых отношений между странами. Только с этих позиций можно объяснить беспрецедентный рост терактов в мире.

Терроризм становится основным инструментом международной политики, в некотором отношении подменяя войну. Конечно, с человеческой точки зрения терроризм ужасен и неприемлем, именно поэтому все без исключения лидеры государств выступают с гневными и обличительными речами, направленными против терроризма. Но приходится признать, что общечеловеческие критерии и ценности в межгосударственных отношениях декларируются, а на практике делается только то, что выгодно. Более того, государство, как показывает история и современность, с легкостью жертвует миллионами своих сограждан для достижения целей процветания самого государства.

Современное общество из-за нарастающей глобализации, взрывного развития СМИ и Интернета стало ареной информационных войн. Терроризм с этих позиций превосходит все традиционные средства информационного воздействия, особенно с позиции цена/сила воздействия. С другой стороны, при современном состоянии вооружений, когда планету от глобальной катастрофы отделяет одно нажатие кнопки, терроризм позволяет совершать диверсионные акции на территории другой страны, ослабляющие ее промышленный потенциал и международное положение, сохраняя внешне с этой страной хорошие отношения. То есть практически можно вести войну, не ведя ее. Более того, с помощью террористических актов, как показывает опыт Испании, в которой в результате серии терактов было сменено правительство, можно добиться целей, являющихся причиной и целью ведения обычных войн - уступок в международных делах, торговле, добиться смены правительства на такое, которое будет проводить нужный агрессору внешнеполитический курс.

Современные террористические организации имеют сетевую структуру, в которых роль ячеек играют, с одной стороны, террористические группы и отряды, а с другой - вполне легальные организации. Неэффективность современной контртеррористической системы подтверждается тем, что, как правило, удается взять непосредственных исполнителей терактов, редко второе звено - командиров террористических групп, и практически никогда - организаторов более высокого уровня, не говоря уже о заказчиках и структурах управления. Они при современной организации конртеррористической борьбы - недосягаемы.

Так как основным следствием теракта является резонанс, то основная уязвимая точка терроризма - невозможность мгновенной передачи и тиражирования информации о теракте. Значит, перехват управления "информационной волной" - ключ к тому, чтобы сделать терроризм неэффективным, невыгодным делом.

Поэтому эффективная борьба с терроризмом, в силу его масштаба, разветвленности и особенностей структуры, возможна лишь с помощью специализированной международной сетевой структуры, в которую национальные элементы будут входить на правах узлов международной контртеррористической сети. Перед Россией стоит задача создания национального контртеррористического узла с инициированием международного процесса создания наднациональной сетевой контртеррористической структуры. Сам факт инициации такого процесса несет для России множество положительных моментов. Сложившаяся система контртеррора, в том числе и международного сотрудничества в этой сфере, не отвечает имеющимся вызовам, так как устроена по принципу нормальных государственных структур, громоздких и неповоротливых, с чиновничьей вертикалью, а значит - не имеющей нужной гибкости и мобильности, необходимых для эффективной борьбы с врагом. С сетевой структурой может бороться только аналогичная сетевая структура, не ограниченная рамками бюрократической системы и имеющая независимые полноценные центры принятия решений на всех уровнях.

Предлагаемая структура должна состоять из международной организации, имеющей три основных подразделения - информационный центр, финансовый и стратегический. При этой организации должны находиться центральные аналитически-информационные структуры, куда будет стекаться информация от НПО, от правительственных учреждений и вырабатываться стратегия борьбы.

Предлагаемая организация сможет бороться с терроризмом на всех уровнях - от выявления заказчиков, финансовых доноров, финансовых потоков, вплоть до сетевых террористических групп, привлекая на каждом уровне соответствующие по масштабу и специализации структуры. Против банков - банки, против государств - государства, против СМИ - СМИ, против группировок террористов - спецназ.

Система противодействия терроризму должна иметь многоуровневый характер, имея в своем составе как линейные (государственные), так и сетевые структуры, взаимодействующие в узловых точках. Она должна, как минимум, состоять из следующих уровней. Во-первых, системы государственной безопасности, в задачи которой входит анализ, силовое противодействие, борьба со спецслужбами противника. Во-вторых, системы информационного противоборства, задачи которой - формирование информационной среды и информационное противодействие.

Эта структура должна обеспечивать централизованный характер управления информационным полем, однако это должно быть косвенное воздействие на среду. Сегодня у нас есть множество элементов этой структуры, которые в силу разобщенности часто сводят на нет усилия друг друга. Создание же такой структуры позволит настроить все части системы в унисон, увеличивая тем самым ее эффективность и результативность даже без привлечения дополнительных сил и средств.

В то же время на нее ложится особая роль и ответственность в системе обеспечения безопасности государства, так как это не просто система информационного противодействия террору, а структура, обеспечивающая конкурентоспособность государства в новой эпохе противоборств. Если силовая и агентурная составляющие традиционны и в силу этого давно и тщательно отработаны спецслужбами, то предлагаемой системы сейчас не существует. Некоторые ее элементы есть в виде мозговых центров и фабрик мысли, отдельных сетей НПО, правительственных и неправительственных фондов, СМИ и свободных журналистов. Но еще никто не пытался собрать подобные структуры в единое целое (сетевую структуру) с тем, чтобы они работали в рамках единой стратегии, направленной на достижение заранее обозначенной цели.

Санкт-Петербург

КЛЮШНИКОВ Александр Викторович, директор ТЭК "Экспресс", соискатель Северо-Западной академии государственной службы

Июль 2010 г.

http://sr.fondedin.ru

Док. 648999
Перв. публик.: 06.07.10
Последн. ред.: 06.04.12
Число обращений: 0

  • Клюшников Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``