В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Андрианов: Потребности, удовольствия и чувство меры Назад
Владимир Андрианов: Потребности, удовольствия и чувство меры
Жизнь человека - это непрерывная череда удовлетворения постоянно возникающих естественных потребностей и желаний.
Одними из первых в мировой истории о существовании взаимосвязи потребностей и желаний человека с физиологией его организма писали индийские йоги.
Выделяя в теле человека семь чакр, своеобразных энергетических центров человеческого организма, они каждую чакру увязывали с удовлетворением определенных потребностей и желаний.
Значительных успехов в понимании потребностей человека достигли философы Древней Греции и Древнего Рима. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности.
В частности, Демокрит рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила сформировать язык, речь, привычку к труду. Вне развития и диверсификации своих потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.
Древнегреческий философ Платон разделил потребности на первичные, образующие "низшую душу", которая подобна стаду, и вторичные, образующие "разумную, благородную" душу, цель которой руководить первой.
Он считал, что государство возникло по причине необходимости удовлетворять естественные человеческие потребности и что для их наилучшего удовлетворения требуется развитие разделения труда между людьми, совершенствование социальных структур и политической организации общества.
Впервые на две cоставляющие социальных взаимоотношений между людьми - труд и потребности указал Аристотель. При этом он полагал, что благо (потребности) бывает душевное, телесное и стороннее.
Тем самым на многие столетия вперед Аристотель определил направление дискуссий относительно природы потребностей человека и связанных с ними материальных и духовных благ.
Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII в П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности.
Среди российских ученых одним из первых важность удовлетворения человеческих потребностей отмечал М.В. Ломоносов. Так, богатство страны он видел в изобилии "нужных вещей". Целью экономической политики он считал "удовольствие подданных", удовлетворение материальных потребностей населения.
Важную роль потребностям в понимании жизнедеятельности человека отводил знаменитый русский писатель Н.Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека.
Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX в.
Наиболее подробно характеристика основных видов потребностей человека представлена в известной теории активизации мотивации американского экономиста, психолога, основателя гуманистической психологии Абрахама Маслоу (Abraham Maslow, 1908-1970).
Его теория иерархии потребностей, получившая название "пирамида Маслоу", нашла широкое применение в экономике, в том числе в построении теорий мотивации и поведения потребителей.
В субстантивном плане "пирамида Маслоу" отражает эволюционный переход личности по мере удовлетворения потребностей от физиологически детерминированных к интеллектуальным.
Потребности человека представлены в виде четырех уровней, каждый из которых становится главным, ведущим лишь после удовлетворения предыдущего.
Все потребности (блага) разделялись на четыре вида: приятное, полезное, благородное и святое.
Принимая в целом "пирамиду Маслоу" за основу, на наш взгляд, ее можно было бы скорректировать, разделив все потребности человека в самом общем виде на три основные категории.
Прежде всего это основные первичные, детерминированные физиологические потребности:
дыхание;
вода и пища;
сон;
выделения;
движение;
половые потребности;
гигиена;
жилище;
одежда;
физическая безопасность и др.
Еще в Библии в Ветхом Завете было сказано: "Главная потребность для жизни - вода и хлеб, и одежда, прикрывающая наготу и дом" (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, второканоническая книга Ветхого Завета, Сирах, 29:24).
В соответствии с учением йогов удовлетворение основных физиологических потребностей связано с тремя первыми чакрами. Первая - Муладхара (физическое выживание), вторая - Свадхистхана (половые потребности) и третья - Манипура (пища).
Следующий уровень потребностей - это потребности социальные:
образование;
работа;
любовь;
семья;
общение;
дружба и др.
В соответствии с учением йогов за удовлетворение потребности любить и быть любимым отвечает четвертая чакра - Анахата (цветок любви).
И наконец, наиболее высокий уровень потребностей человека связан с интеллектуальными потребностями, его самореализацией как личности:
карьера;
творчество и созидание;
положение в обществе;
политическая, религиозная, общественная, благотворительная и другие виды деятельности.
В соответствии с древнем философским учением йогов за творческие процессы в организме человека отвечает вторая чакра -Свадхистхана, за самореализацию и самовыражение личности пятая чакра - Вишуддха, за интеллектуальную деятельность шестая чакра - Аджна, за карьеру и положение в обществе седьмая чакра -Сахасрара.
От сбалансированности этих энергетических центров человеческого организма зависят творческий потенциал личности и возможность его реализации.
Важной составной частью этой категории потребностей в жизни является потребность в близком человеке. Это потребность не только в любви, но и потребность чувствовать себя нужным другим людям, найти себя в другом человеке.
Для людей творческого склада наличие любимого человека или музы залог вдохновения и возможность созидать. Потребность в близком человеке особо остро ощущается в старости, когда одиночество становится невыносимым.
Очевидно, что между всеми категориями потребностей существуют взаимосвязь и определенная иерархия. Не удовлетворив первичные физиологические потребности, как правило, трудно думать об интеллектуальных потребностях более высокого порядка.

Мы от животных отличаемся умом,
Но вот инстинкты в нас порой сильнее.

И коль собаки ты последней голоднее
Иль секса долго не имеешь,

То вряд ли сможешь думать о другом,
О более возвышенном, святом.

Как зверь на всех бросаться будешь,
О принципах морали позабудешь.

В грехи тягчайшие готов впадать,
Чтоб только плоти потакать.

(В. Андрианов)

Сходство позиций у большинства учёных-философов состоит в том, что почти все они признают стремление человека к удовлетворению своих многообразных потребностей основным побудительным мотивом его повседневного поведения, единственным и реальным двигателем прогресса и развития мировой цивилизации. Других мотивов в эгоистическом поведении человека не было и нет.
История развития человечества и мировой экономики свидетельствуют о постоянном стремлении человека создать наиболее благоприятные условия для удовлетворения всех категорий потребностей.
Необходимость удовлетворения постоянно возрастающих потребностей человека сформировала такие важнейшие экономические категории, как спрос и предложение.
Именно на этой основе возникла и стала динамично развиваться рыночная экономика, под которой мы понимаем спонтанную и целенаправленную деятельность людей в рамках определенной общественной формации по созданию наиболее благоприятных условий для удовлетворения своих потребностей.
Благоприятные условия подразумевают не только комфортный быт и определенный набор материальных благ, но и соответствующие институциональные основы общества, наличие соответствующей социокультурной среды, в которой указанные потребности можно удовлетворять.
В свою очередь, развитие рыночной экономики на определенном этапе привело к тому, что сам рынок стал формировать новые разновидности потребностей.
Величайший экономист всех времен и народов К. Маркс, приравнивая человека к животному, подчёркивал, что "человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению".
Совершенно противоположного мнения придерживался наш великий гуманист Л.Н. Толстой. Он не соглашался с распространенным учением, согласно которому увеличение потребностей считается "желательным качеством, признаком развития цивилизации, культуры и совершенствования".
Социально-психологические исследования показывают, что человек формирует свои потребности через способ их удовлетворения.
Человек, у которого удовлетворены основные жизненные потребности, как правило, спокоен, уравновешен, умиротворен, а иногда и вполне счастлив.
И наоборот, практически все известные пороки и патологии возникают у человека от непонимания, от неумения или невозможности удовлетворять свои потребности.
Опыт развития мировой цивилизации свидетельствует о том, что в любую историческую эпоху счастливым и мудрым человеком можно назвать того, кто сумел построить свою жизнь таким образом, что подавляющее большинство своих физиологических и интеллектуальных потребностей смог удовлетворять исключительно с удовольствием.
Как писал известный французский философ Мишель Монтень (1533- 1592), родоначальник литературного жанра философские эссе, в своем известном произведении "Опыты мудреца": "Самый ценный плод здоровья - возможность получать удовольствия".
Исследования психологов показывают, что примерно 70% всех удовольствий в течение жизни человек получает от еды.
Древнеиндийские йоги удовлетворенность называли словом сантоша, а состояние бесконечного блаженства, абсолютного счастья словом ананда (санскрит).
Европейцы людей, ориентированных на жизнь в свое удовольствие, в разные исторические периоды называли гедонистами, эпикурейцами или сибаритами.

Гедони?зм (от лат. hedone - "наслаждение", "удовольствие") - философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в жизни.
Основоположником гедонизма считается современник Сократа, древнегреческий философ Аристипп Киренский (родом из Кирены, около 435-366 гг. до н.э.).
Основанная им философская школа Киренаики была популярна у современников и имела множество последователей. Это философское направление разделяло гедонизм на универсальный, психологический и этический.
Аристипп различал два состояния души человека: удовольствие - как мягкое, нежное и боль - как грубое, порывистое движение души.
Путь к счастью, по мнению Аристиппа, в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Отсюда: смысл жизни - именно в получении исключительно физического удовлетворения.
Основной парадокс гедонизма заключается в том, что для получения максимального наслаждения необходимо себя ограничивать.
Понятие "гедонизм" зачастую использовалось и используется в негативном смысле для описания чисто материально-ориентированного, корыстного взгляда на жизнь.
Такая трактовка гедонизма слишком примитивна, что подтверждают слова самого Аристиппа: "Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им".

Многие последователи Аристиппа рассматривали гедонизм как основополагающую нравственную ценность общества. Философская школа Киренаики впоследствии перешла в эпикурейскую. В период Античности эпикуреизм считался одним из наиболее влиятельных философских течений
Свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос) великий древнегреческий ученый Эпикур (341-271 гг. до н. э.) основал в 303 г. до н. э.
В 307 г. до н. э. школа переехала в Афины и расположилась в саду философа и поэтому получила название "Сад", а последователи Эпикура стали именоваться "философами из садов".
Над входом в это живописное место висело изречение: "Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие - высшее благо".
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип - удовольствие. При этом Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное состояние души. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены.
Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.
Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями.
Философия эпикуреизма служит вполне конкретным нуждам - ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимы - отсутствие телесного страдания, невозмутимость души и Дружба.
В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяли человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям.
Эпикуреец не боится смерти: "Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет", - утверждал философ.
Как писал современник Эпикура Диоген Лаэртский, философ скончался от камня в почках. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

В древнегреческой философской литературе людей, живущих для житейских услад и утех, называли сибаритами. Слово "сибарит" происходит от названия древнегреческой колонии Сибарис, основанной ахейцами и жителями Тройзена.
Сибарис располагался в Лукании, около города Кротона. Этот город славился своим богатством и роскошью, а его жители отличались сластолюбием и разнузданностью нравов.
За городом сибариты строили искусственные гроты, в их прохладу жаркой летней порой они окунали свои изнеженные тела. В Сибарисе запрещалось держать мастерские и даже петухов, дабы этот шум не нарушал покой жителей.
Капризные гурманы, сибариты боготворили своих поваров и защищали их авторские права на каждое новое блюдо.
Жители Сибариса настолько прославились любовью к роскоши и праздному времяпрепровождению, что с тех пор слово "сибарит" приобрело нарицательное значение. В наши дни сибаритами называют сластолюбивых людей, живущих исключительно в свое удовольствие.

Во многом взгляды древних философов перекликаются с учением Зигмунда Фрейда (1856-1939), австрийского врача и психолога. Он был основателем теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений ХХ в.
Как известно, З. Фрейд разработал новую "археологию личности", выдвинув гипотезу о том, что в основе любых форм человеческой активности лежит единый стимул - стремление к получению удовольствия.
Фрейду казалось, что он отыскал ключ, которым можно открыть все тайны мотивов поведения человека. По его мнению, все эмоциональные линии в жизни человека концентрируются в единой страсти, которую он обозначает как либидо.
Либидо следует понимать не только как стремление к сексуальному удовольствию, а в более широком смысле - как энергию, которую излучает соответствующий пол.

Очевидно, что главное удовольствие и наслаждение для человека - это сама жизнь. Чтобы получать максимальное удовольствие от жизни, нужно научиться правильно ее организовывать.
Не плыть по течению и уповать на судьбу, а определить свои жизненные приоритеты, потребности, желания, удовольствия, радости и находить возможности и способы их разумного удовлетворения.
Прежде всего, всякое желание должно быть разумно. Главное - правильно понимать желания и удовольствия, стараться оптимизировать их и выстраивать иерархию потребностей, тогда реальное и глубокое удовольствие можно получать даже от очень простых вещей.
Простая родная природа, простая здоровая пища, простой уютный дом, простая удобная одежда, простая, милая девушка, простая мужская дружба, простые, добрые слова, простые движения и др.
Очень часто именно в простоте мы находим истинную гармонию, рациональность и функциональность, успокоение, умиротворение и удовлетворение.
Нужно научиться соизмерять наслаждение, которое мы получаем от удовлетворения тех или иных потребностей с возможными негативными краткосрочными и долгосрочными последствиями.
Это касается прежде всего питания, употребления алкоголя, курения, случайных половых связей, азартных игр, экстремальных видов спорта и др.

Поэтому одним из важнейших принципов в жизни человека для сохранения здоровья должно быть чувство меры. О чувстве меры и самоограничениях писали многие выдающиеся философы Древнего мира и современности.
Древнекитайский мифологизированный философ, основоположник даосизма Лао-Цзы, говорил: "Кто знает меру, у того не будет неудачи".
Как мы отмечали, примерно в то же время, что и даосизм в Китае, в Древней Греции зародилась герокомия (или герокомика) - направление геронтологии, связанное с возможностью достижения здоровой старости с помощью умеренности во всем. Наиболее широкое распространение это учение получило в Древнем Риме.
Умеренность в потребностях (апариграха) - одна из статей этического кодекса йогов, который является первой из восьми ступеней саморазвития и поиска души.
Мы уже упоминали о "Золотых стихах" - своеобразном моральном кодексе пифагорейцев, который содержит 325 заповедей. Золотые стихи переписывались и дополнялись на протяжении всей тысячелетней истории античности, а затем и в эпоху Средневековья и Возрождения.
В 1808 г. в Санк-Петербурге вышла карманного формата книжечка "Пифагоровы законы и нравственные правила". В частности, в одной из заповедей говорится: "Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества".
В богатом русском языке есть прекрасный, очень емкий по смыслу и по различным оттенкам глагол - "не переборщить". На его основе можно сформулировать важный жизненный принцип "не пере...>>. Руководствуясь им, следует стараться:
не переедать;
не перепивать;
не перенапрягаться;
не переохлаждаться;
не переутомляться;
не перевозбуждаться;
не переусердствовать;
не переоценивать свои возможности;
не переживать по пустякам и др.
К этим глаголам можно добавить два идиоматических выражения с тем же смыслом: "не перегибать палку" и "не перетягивать на себя одеяло".
Зная чувство меры в повседневной жизни, можно абсолютно ни в чем себе не отказывать, при этом удовольствия получать и здоровье сохранять.
Кроме того, умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека.


Андрианов В.Д. - Директор департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, профессор МГУ,
д.э.н., академик РАЕН

Viperson.ru

Док. 648926
Опублик.: 05.04.12
Число обращений: 0

  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``