В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В чем национальная идея современной России? Назад
В чем национальная идея современной России?
Глава Центрального духовного управления мусульман Республики Мордовия, член Общественной палаты России Фагим Шафиев связывает будущее российского общества с развитием религиозно-национальных устоев. Своими взглядами на обсуждаемую проблему духовный и общественный деятель любезно согласился рассказать ИА "IslamNews".

Мы очень часто общаемся с коллегами в Общественной палате России, которая представлена творческими, духовными и общественными деятелями с разными политическими установками и вероубеждениями. По сути, этот орган, где актуальные вопросы мониторятся в режиме он-лайн, является народным парламентом.

Сегодня лучшие умы нашего общества задаются вопросом: "В чем национальная идея современной России?". Некоторые видят ее в экономическом благополучии, другие в сильном государстве, третьи в чем-то ином, но для России, так уж сложилось исторически, национальная идея формировалось под знаком развития религиозных и национальных культур. Эта установка, как залог благополучного государства, особенно актуальна в современных условиях.

В Европе, к примеру, отмечены протестные настроения против возведения мечетей. На самом деле проблема адаптации носителей различных менталитетов и культур, скорее всего, связана с навязчивыми стереотипами по отношению к представителям других этносов и конфессий.

На примере Европы некоторые горячие головы в нашей стране заявляют сегодня о том, что национальная идея российского общества, основанная на веротерпимости и развитии национальных культур - это возврат в прошлое или путь в утопию. Я никогда не соглашусь с таким тезисом, поскольку Россия во многом отличается от Европы.

Национальные общины, национальные регионы и территории, традиционные конфессии существовали в России испокон веков, и принимали активное участие в формировании нашего общества и государства. Все проживающие на территории России народы не пришлые, они не приехали из Азии и Африки, а являются коренными жителями.

Будущее нашего общества я вижу только в развитии религиозно-национальных устоев. Это не только наша национальная идея, но, если хотите, и наша национальная безопасность. На протяжении всех исторических моментов наше общество развивалось и объединялось. Благодаря национальному единству Россия смогла вынести все испытания на прочность, единство и консолидацию, преодолеть возникшие в определенные исторические моменты трудности. Ни смутные времена 1612 года, ни войны 1812, 1914, 1941-1945 годов не смогли сломить волю наших народов к объединению.

Те наши оппоненты, которые утверждают, что национальная политика в России провалена, глубоко ошибаются. Традиционные конфессии никогда не призывали к разжиганию национальной неприязни, а национальные общины всегда выступали за развитие и культурное обогащение народов, за просветительскую деятельность.

Если в нашем обществе и проявляются факты шовинизма, национализма или экстремизма, а такие акции, как правило, проходят под прикрытием национальных и религиозных лозунгов, то от этих негативных проявлений не должны страдать национальные общины и конфессии, на которые необоснованно вешаются ярлыки.

Мне непонятно, откуда взялся такой термин, как исламский экстремизм! В исламе нет никакого экстремизма! Давать экстремизму или терроризму конфессиональную оценку - это ошибочное заблуждение.

Первое слово и первое изречение в молитвах мусульман - обращение к Богу: "Во имя Всевышнего, милостивого и милосердного". Это свойственное качество Аллаха, который призывает правоверных обращать внимание на качество Бога, потому что Бог, во все конфессиях - это любовь и уважение.

В нашей религии нет призывов к насилию, нет навязывания ислама, нет неприязненного отношения к носителям других религий. В то же время в ней проповедуется много призывов к общению, просвещению и культурному обогащению людей. Всевышний говорит: "Поистине самые близкие для вас те, которые уверовали в Меня".

Расы, языки и культуры - это творения Всевышнего. В этом нет никаких политических и религиозных противоречий. Наше общество в условиях глобализации очень быстро меняется. Мир, по сути, стал одной большой "деревней" и текущие проблемы выходят на первый план. Вместе с обществом меняется и самосознание людей.

Да, мы люди разных национальностей, разных конфессий, по разному призываем и молимся, но такие различия не должны нас разобщать. Эти отличия должны только обогащать нашу культуру и самобытность. Ведь когда на клумбе растут цветы разных сортов и ароматов - это намного лучше, если бы на ней росли только розы.

Для этого мы должны культурно обогащаться, приветствовать и познавать друг друга. Мусульманские деятели должны постигать основы православной культуры, православные деятели, в свою очередь, проявлять интерес к основам исламской культуры. Ибо только в процессе познания мы будем больше доверять друг другу, стремится построить общее будущее.

Введение предмета "Основы религиозной культуры и светской этики" в российских школах позволит воспитать новое поколение россиян: людей духовно просвещенных, уважительно относящихся к историческим и духовным ценностям народов нашей страны.

Мы, мусульмане, выступаем за уважение и согласие в обществе, но когда движение идет только в одну сторону, то плоды таких усилий малоэффективны. Обязательно должно быть движение в противоположную сторону. В этом направлении должны двигаться не только мусульмане, но и наши братья из РПЦ, представители других общин.

Мы, конечно, все разные, но когда люди разных национальностей и вероисповеданий общаются за одним столом, больше рассказывают друг о друге, принимают участие в совместных мероприятиях - получается реальный эффект. В обществе рождаются согласие и созидание.

Автор: Записал Искандер Бахмутов
http://www.islamnews.ru/news-121741.html

Док. 648885
Перв. публик.: 03.04.12
Последн. ред.: 04.04.12
Число обращений: 0

  • Бахмутов Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``