В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дневник губернатора Назад
Дневник губернатора
А. СОЛОМИН: 15:35 в российской столице, мы возвращаемся в студию "Эха Москвы", Ирина Меркулова, Алексей Соломин, и к нам присоединился сейчас из кировской студии "Эха Москвы" губернатор Кировской области Никита Белых. Никита Юрьевич, здравствуйте.

Н. БЕЛЫХ: Добрый день,

А. СОЛОМИН: Ну, что самое, наверное, громкое событие последних дней, то, что связано с регионами, это выборы мэра Ярославля. Давно мы такого не видели, видели, наверное, последний раз в Москве, на выборах

И. МЕРКУЛОВА: Для тех, кто не знает, я расскажу, что мэром Ярославля стал беспартийный самовыдвиженец Евгений Урлашов, набравший в 2,5 раза больше голосов, чем кандидат от власти, исполняющий обязанности мэра единоросс Яков Якушев.

А. СОЛОМИН: Много вопросов возникает в связи с этой историей, одновременно то что выборы были обеспечены действительно огромным вниманием в том числе федеральных средств массовой информации, федеральных организаций, которые проводят наблюдение на выборах, с другой стороны,

И. МЕРКУЛОВА: И консолидация оппозиционных сил.

А. СОЛОМИН: Да, вокруг просто кандидата не от партии власти, разных сил, абсолютно. И отдельно, конечно отношение региональной власти, губернатор которой, по сути, является членом Единой России. И мэр, который является противником этой партии. Вот эти два момента с тем что происходило в Ярославле хотелось бы с вами обсудить.

Н. БЕЛЫХ: Угу, во-первых, я считаю что надо смотреть не только выборы в Ярославле, но и некоторые другие выборы, в частности совсем недавно может быть не так шумно, но, на мой взгляд, не менее интересную победу на выборах мэра Тольятти одержал также беспартийный кандидат независимый, точно также шел против кандидата от партии власти. И во втором туре его победил. Просто в отличие от Ярославля, где, я вот только на основе СМИ следил по Тольяттинским выборам, просто Сережу Андреева я знаю неплохо лично, он был одним из лидеров самарского отделения СПС, т.е. когда в бытность мою руководителем партии. Поэтому, мне кажется, то, что мы сейчас наблюдаем, оно укладывается в одну формулу - уровень гражданской активности и в то же время уровень протеста, потому что гражданская активность и протест это не всегда одно и тоже, особенно в крупных городах, а и Тольятти и Ярославль - это крупные города, находится на достаточно высоком уровне. Причем внимание к этим выборам, работа сетевых механизмов, работа разного рода интернет-коммуникаций позволяет всем принимать то или иное участие там более или менее активное в контроле за тем что как бы происходит что действительно снижает, хотя и не сводит на нет возможности злоупотребления административным ресурсом. Поэтому соответственно можно в какой-то степени делать прогноз о том что вот в такого рода выборах в городах действительно участие в выборах кандидатов если они не являются объективными лидерами - авторитетными с большим опытом работы, а в ситуации с Тольятти и с Ярославлем такого не было, т.е. кандидаты от партии власти были людьми в своих кругах известными, т.е. точно раньше не ассоциировавшимися с какими-то городскими лидерами, то вот в таких конструкциях идти на выборы под эгидой партии власти это достаточно большой риск, собственно говоря очевидно что на этих выборах люди голосовали не только и не столько за персон, потому что этих персон знали может быть меньше, сколько голосовали как бы в формате протеста, против представителя партии власти. Я сейчас не говорю - хорош это или плохо, просто констатирую факты, здесь рецептов может быть дальше несколько: либо действительно участвовать в выборах тем людям, независимо от партийной принадлежности там пользуются большим авторитетом, уважением своих сограждан для которых там или иная партийная символика никакой роли не играет - есть и такие люди, либо кандидатам участвовать как самовыдвиженцам, поскольку собственно говоря нынешняя процедура выборов непонятно что добавляет когда идешь под партийным брэндом, за исключением того что можно не собирать подписи, хотя все знают, что сбор подписей при нормально организованной процедуре - это скорее некая заранее начатая агитационная работа, и она наоборот в общем добавляет плюсы, а минусы они на этих выборах становятся очевидней. Я еще раз говорю, я не знаю не Якова Якушева, не кандидата от Единой России в Тольятти и вполне возможно это неплохие люди, еще раз говорю, мне кажется достаточно очевидным, что избиратели приходя на избирательные участки голосовали не за и не против персон, а голосовали за или против принадлежности к партии власти.

И. МЕРКУЛОВА: Так нам тут наши слушатели пишут, что Урлашов, он вообще говоря состоял в Единой России, может быть это такая тактика партии власти теперь?

А. СОЛОМИН: Дистанцироваться от.. брэнда некоего?

И. МЕРКУЛОВА: И человек как самовыдвиженец участвует в выборах?

Н. БЕЛЫХ: Может быть и так, еще раз говорю, тут скорее важно, как действовали партийные и властные структуры в ходе этой избирательной кампании. Насколько я понимаю и в Ярославле и губернатор и мэр поддерживали как раз Якушева, а оппозиция объединилась как раз вокруг Урлашова, в Тольятти, насколько я знаю, Артяков Владимир Владимирович, он встречался и с тем и с другим кандидатом, когда речь уже шла о втором туре, т.е собственно говоря, были обозначены готовности к работе с каждым из них, и в этом плане здесь какой-то однозначной ассоциации с властью у одного из кандидатов не было, но партийная принадлежность свою роль конечно играла.

А. СОЛОМИН: Т.е. конфликта не будет теперь в администрации области с администрацией города? В обычной рабочей атмосфере?

Н. БЕЛЫХ: Мне кажется что это в меньшей будем так говорить, может быть и в условиях, когда губернатор и мэр представляют единую партийную структуру, т.е никто от этого не застрахован, и есть там примеры нормального взаимодействия, когда партийная принадлежность, и вообще происхождение, генезис лидеров городских и субъектовых абсолютно разные. Поэтому здесь я не думаю, что ключевую роль играет партийность, скорее это традиционная история взаимоотношений между областью и городом, вопрос распределения налогов, регистрация налогоплательщиков, реализация областных целевых программ, т.е. масса аспектов, которые определяют содержание взаимоотношений между городом и регионов и они как бы более значимы, чем вопрос партийной принадлежности губернатора и мэра.

И. МЕРКУЛОВА: Скажите, пожалуйста, а у вас в Кировской области есть такие скажем так в кавычках неудобные мэры, с которыми вам приходится работать?

Н. БЕЛЫХ: Ну что значит неудобные?

И. МЕРКУЛОВА: Ну, представители какой-то партии условно или самовыдвиженцы? Или я не знаю..

Н. БЕЛЫХ: Неудобные кому? Потому что я сам ни в какой партии....

И. МЕРКУЛОВА: Вам

Н. БЕЛЫХ: С учетом того что я ни к какой партии не принадлежу, что значит, удобно-неудобно, есть главы муниципальных образований, являющиеся членами компартии, есть главы муниципальных образований являющиеся...представителями Справедливой России

И. МЕРКУЛОВА: Т.е. для вас это никакой роли не играет?

Н. БЕЛЫХ: Абсолютно нет и мы со всеми выстраиваем равные отношения, и я сам готов у отдельных глав учиться тому как о ни работают уже просто в силу их опыта, и долгого нахождения в теме, да? Несмотря на то, что они могут представлять политическую партию, идеология которой мне чужда по определению.

И. МЕРКУЛОВА: Потому что Евгений из Пензы нам пишет...

А. СОЛОМИН: Смотрите,

И. МЕРКУЛОВА: Что губернатор вполне может не дать работать просто мэру,

Н. БЕЛЫХ: Слушайте, жители Кировской области знают, что один из моих там любимых глав - глава Унинского района, человек, который является членом компартии еще с советских времен был секретарем райкома данного района, и тем не менее я его регулярно привожу в пример другим более молодым и мене опытным главам, о том как надо работать. Никаких проблем нет.

А. СОЛОМИН: Но он вам нравится именно как менеджер а не как партийный функционер? Я так понимаю,

Н. БЕЛЫХ: Да, мне как партийные функционеры никто не нравится, потому что я не занимаюсь партийной работой, что значит, там нравится - не нравится

И. МЕРКУЛОВА: Макс, например, спрашивает "Как вы прессуете мэра Кирова, который из Единой России? Лишаете его денег?" или что вы там делаете?

Н. БЕЛЫХ: Я никого не прессую. В тактике моей работы нет такого прессовать кого-то. Мы выстраиваем отношения с главами районов и городов не в зависимости от их партийной принадлежности, а в зависимости от того, как они работают и каких результатов они добиваются. Поэтому не стоит задача кого-то запрессовать, ни желания такого нет.

А. СОЛОМИН: Слушайте, но вот когда оппозиционная сила объединяется вокруг одного кандидата как мне кажется, это не сделано с целью поставить эффективного менеджера, а сделано с целью не дать прорваться к власти ставленнику нынешнего губернатора-единоросса. И в этом смысле это определенное ожидание от того кого они поддерживают.

Н. БЕЛЫХ: И определенная ответственность, мы же понимаем прекрасно, что теперь если Евгений Урлашов будет руководить городом Ярославлем, то ссылок на кровавый режим ему прощаться это не будет. Значит, уже очень много будет желающих по другую сторону баррикад, очень внимательно и тщательно фиксировать все его промахи, поверьте мне в работе главы города без промахов невозможно, потому что те темы, которыми занимается местное самоуправление те проблемы с которыми человек сталкивается каждый день, транспорт, благоустройство , жилищно-коммунальное хозяйство, это все как раз вопросы именно городского хозяйства, посмотрим как оппозиция будет разделять ответственность за те действия и решения не всегда популярные, которые придется главе принимать независимо от того, к какой он партии принадлежит или не принадлежит. Потому что это просто текущая работа.

А. СОЛОМИН: Короче говоря, тележурналисты не останутся без работы, судя по всему...

Н. БЕЛЫХ: А вопрос не в тележурналистах... нет вопрос, еще раз говорю, в том, что как раз, мне кажется, очень важно будет прослеживать не то что эволюцию, а вот всякого рода причинно-следственные связи, потому что человек должен понимать, что делает тот или иной выбор, т.е. он принимает на себя часть ответственности за того человека, которого он избрал. Соответственно, если ты не будешь удовлетворен результатами работы того главы города, которого ты избрал, то предъявлять претензии, кроме как к самому себе, очень сложно и у нас вообще как бы так не является национальным спортом признание собственных ошибок, мягко скажем, но вот тут-то уже обвинять кого-то вот сволочи понаставили всяких людей или понаизбирали, когда ты сам за него голосовал, будет практически невозможно,

И. МЕРКУЛОВА: Никита Юрьевич, а все-таки каков порядок взаимоотношений между губернатором и мэром того или иного города, потому что наши слушатели тут не успокаиваются, но одно дело вы - такой либеральный человек, а другое дело условно говоря губернатор ярославский, который возьмет и перекроет Ярославлю какой-нибудь финансовый кран. Может быть такая ситуация?

Н. БЕЛЫХ: Смотрите, с точки зрения административной вертикали органы местного самоуправления вообще не подчиняются губернатору. В соответствии с Конституцией у нас есть госвласть, представленная федеральной властью и властью субъектов федерации, есть местное самоуправление которое является формой такого прямого народовластия т.е. когда люди сами решают свои проблемы. Поэтому в административном подчинении у губернатора мэр не находится. Это раз. Что касается межбюджетных отношений, то они не могут быть определены в отношении отдельного муниципального образования. Есть общие принципы того, как выстраиваются межбюджетные отношения между федерацией и субъектом между субъектами и муниципальными образованиями. Т.е каким то образом лишить, например, город собственных налоговых источников невозможно. Это можно делать только по согласованию с городом на определенных условиях более того сейчас те процессы, которые идет по децентрализации госвласти они предполагают, в том числе, и передачу госфункций на уровень местного самоуправления. В том числе и участие в установлении собственных налоговых сборов и других платежей. Что может сделать реально областная власть, если будет поставлена такая задача. Это собственно говоря исключить областной центр из реализации каких-то областных целевых программ, а в некоторых случаях там и федеральных целевых программ, потому что координатором как правило является субъект федерации. Здесь, я просто не знаю, какие программы реализовывались, хотя навскидку можно сказать что

И. МЕРКУЛОВА: Но это ощутимо - исключение вот из таких программ?

Н. БЕЛЫХ: Тут нет универсального какого-то мерила, это от каждого региона зависит в отдельности, хотя совсем недавно праздновали юбилей Ярославля, совершенно понятно что очень много денег было в областной центр вкачано как федеральных так и областных и в этом плане у других муниципальных образований ярославской области есть все основания сказать, что ребят, ну хватит уже давайте сейчас какие-то деньги распределять на какие-то другие муниципалитеты и в этом не будет никакой политической подоплеки - это действительно так мы понимаем что в ходе празднования юбилея Ярославля туда действительно были заведены достаточно серьезные федеральные и областные ресурсы, вопрос насколько эффективно они были потрачены, но то что некий приоритет областному центру делался последние несколько лет это абсолютно очевидно, что касается каких-то других программ еще раз говорю, надо просто смотреть разбивку, как правило, эти областные программы утверждены на достаточно длительный период на три-четыре года, поэтому та м вот сейчас каким-то образом исключение областного центра из этих программ будет выглядеть очень демонстративно и незаметно пройти не может.

И. МЕРКУЛОВА: Вот так вкачиваешь в них деньги, а они выбирают не того. Давай, о рейтингах поговорим?

А. СОЛОМИН: Да, подготовили мы тут для вас два кейса, которые хотели бы от вас услышать какое-то подтверждение или опровержение, или комментарий... "Девять губернаторов могут лишиться своих постов в самое ближайшее время",- пишет Газера. ру. со ссылкой на автора самого свежего рейтинга политической выживаемости глав регионов. Вы тоже фигурируете в этом рейтинге, как губернатор, который может досрочно лишиться своего поста, но даже не в связи с плохой работой, а в связи с переводом в правительство. Расскажите, Никита Юрьевич, какой пост вам предложили уже?

Н. БЕЛЫХ: Знаете вот когда в январе 2014 года завершаться мои полномочия как губернатора я специально проведу анализ того сколько раз меня отправляли на работу в другие органы власти, увольняли, сажали, отстраняли, это будет очень внушительный перечень, я думаю, что по количеству упоминаний о моих отставках и переходах я наверное нахожусь там в топ-пять как бы российских губернаторов. Что-нибудь там происходит, упомянул где-нибудь Владимир Владимирович причем неважно в каком контексте губернатора белых или Дмитрий Анатольевич, вот уже снова обсуждение на эту тему, я никуда уходить не собираюсь, я работаю в качестве губернатора Кировской области.

А. СОЛОМИН: Одно дело вы никуда не собираетесь, другое дело, вас не собираются никуда переводить...

Н. БЕЛЫХ: Значит, никаких предложений или обсуждений такого рода переходов не было,

А. СОЛОМИН: А вообще переход в правительство для губернатора это повышение?

Н. БЕЛЫХ: О! Формально конечно да, т.е. уровень федерального правительства, федеральных органов власти, на это вопрос у меня не стоит задача попасть в федеральное правительство любой ценой. Для меня важен вопрос самореализации и ощущение полезности того, что ты делаешь. Вот в качестве губернатора Кировской области у меня такое ощущение есть. Поэтому делать какие-то предложения поработать где-то еще можно только с учетом этих аспектов, я на посту губернатора у меня планы расписаны на несколько лет вперед, что будет делаться в кировской области по каждому из направлений. В системе образования, в культуре, в спорте, развитии местного самоуправления, гражданского общества, все планы есть и я надеюсь что мне удастся большую часть из них реализовать до того как истекут мои полномочия как губернатора.

И. МЕРКУЛОВА: Вот глава МЧС Сергей Шойгу, судя по всему, будет следующим губернатором Подмосковья, во всяком случае, Единая Россия предлагает эту кандидатуру президенту. Как вы считаете, хороший будет губернатор? Не потеряем ли мы хорошего министра, а хорошего губернатора не приобретем?

Н. БЕЛЫХ: Переходы они существовали и в тех и в других направлениях, и в правительство приходили губернаторы, тот же Юрий Петрович Трутнев губернатор Пермской области в качестве министра природных ресурсов, там Александр Хлопонин - губернатор Красноярского края, так и переходы обратно, т.е. так и Сергей Кужегетович, по которому насколько я знаю официального решения пока не принято, Алексей Гордеев, бывший министр сельского хозяйства, и в прошлом вице-премьер сейчас является губернатором Воронежской области, поэтому здесь мне кажется оценивать кто из губернаторов будет хорошим министром а кто из министров будет хорошим губернатором достаточно сложно, т.е. то что у Сергея Кужегетовича огромный аппаратный опыт, с этим я думаю, никто спорить не будет, то что Сергей Кужегетович является человеком авторитетным и не побоюсь этого слова популярным тоже думаю никто спорить не будет - он действительно из состава действующего правительства один из наиболее если там не самый популярный министр. Достаточно ли это для того чтобы эффективно руководить таким сложным регионом как Московская область - не знаю. Вот и все, поэтому, если Сергей Кужегетович возглавит Московскую область ему нужно будет пожелать успехов, здоровья, выдержки, потому что работать там есть над чем.

И. МЕРКУЛОВА: Но он же не может отказаться, да, если президент скажет, то он пойдет руководить Московской областью?

А. СОЛОМИН: Предложение, от которого нельзя отказаться.

Н. БЕЛЫХ: Я не знаю, все эти мафиозные термины, мне кажется, не совсем применимы, мне кажется если человек хочет отказаться, он может это сделать в любой момент. Если человеку считает что, как в определенный момент возникает усталость от даже не работы как таковой, а от нахождения на одном и том же посту, я думаю, что в сфере ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Сергей Кужегетович знает все, да, все что можно знать он знает, с точки зрения ликвидации пожаров, наводнений, взрывов и катастроф, он достаточно давно если не сказать очень давно возглавляет министерство, в то же время будучи человеком крепким здоровым еще в аппаратном смысле достаточно молодым, есть естественно есть желание попробовать себя и в других в этом плане руководство крупным регионом, а Московская область крупный регион думаю не самый плохой вариант.

И. МЕРКУЛОВА: Вот еще о крупных регионах, тут ходят слухи, что могут объединить Кировскую область....

А. СОЛОМИН: Марат Гельман пишет в своем блоге, что видел некую бумажку с прелагаемым графиком референдумов объединения Пермского края, Удмуртии и Кировской области в один...

И. МЕРКУЛОВА: Так может еще подумаете насчет правительства, Никита Юрьевич?

Н. БЕЛЫХ: Я, на самом деле, полчаса назад позвонил Марату Гельману, говорю, "Марат, иду на эфир, меня предупредили, что будут про это спрашивать, что это было?". Он говорит: "Слушай, ну вот опубликовано это было там первого апреля, понятно, что это была первоапрельская шутка".

А. СОЛОМИН: Он написал, что это не совсем первоапрельская шутка... он предупредил...

Н. БЕЛЫХ: Если бы он это не написал, это было бы еще более подозрительно, а он говорит - нет, это первоапрельская шутка, но в каждой шутке есть доля шутки. Они пообщались тут с ижевским и партнерами с ижевскими коллегами в сфере культуры, и вот они за рюмкой чая или в каком-то ином формате стали обсуждать: а не плохо было бы объединить Пермский край, Удмуртию и Кировскую область в один субъект. Причем, если говорить на самом деле о каких-то исторических аспектах, я подумал, на самом деле существовал период, если не ошибаюсь с 1811 по 1814 годы, когда существовало так называемое Вятско-Пермское генерал-губернаторство при генерал-губернаторе Модерахе. Учитывая, что тогда Вятская губерния включала в свой состав нынешнюю территорию Удмуртской республики то в общем можно сказать что некий прообраз такого административно-территориального образования уже существовал, точно также как история Вятской губернии и Удмуртии продолжалась и в советское время, я напомню что с 1934 по 1936 год существовал так называемый Кировский край, который включал в себя территорию современной Кировской области и Удмуртской республики и только в декабре 1936 года Удмуртская республика была выделена из состава Кировской области и вот эта та дата, которая отмечается нами как день рождения Кировской области и день рождения Удмуртии, т.е. мы в декабре прошлого года отмечали 75 лет, поэтому в истории наших регионов, я имею ввиду Удмуртию Кировскую область и Пермский край очень много вех культурных экономических исторических взаимосвязей, поэтому думаю что мы наши горизонтальные отношения будем укреплять но до объединения в отдельный субъект я думаю дело не дойдет.

А. СОЛОМИН: Ну, а в истории новейшей России были случаи укрупнения регионов, поэтому здесь тоже

Н. БЕЛЫХ: Причем были как раз в Пермской области, я сам просто участвовал в этом процессе - объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, но не знаю, опять же если вы посмотрите на карту вы увидите что объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, и сравнить с масштабами объединения Пермского края и Кировской области и Удмуртии это две большие разницы. И по населению и по территории и по экономике, это был бы такой мегасубъект с населением пять с половиной миллионов человек, такая вот Московская область была бы.

И. МЕРКУЛОВА: Ну, да будете покрывать Францию как бык овцу.

Н. БЕЛЫХ: Как бык овцу.

И. МЕРКУЛОВА: Спасибо.

А. СОЛОМИН: Спасибо большое, губернатор Кировской области Никита Белых в эфире "Эха Москвы", из кировской нашей студии. Мы - Ирина Меркулов и Алексей Соломин вернемся сюда в программу "Дневной разворот" уже вместе с научным руководителем Высшей школы экономики Евгением Григорьевичем Ясиным.

http://echo.msk.ru/programs/belykh/874339-echo/

Док. 648860
Опублик.: 03.04.12
Число обращений: 0

  • Ясин Евгений Григорьевич
  • Белых Никита Юрьевич
  • Якушев Яков Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``