В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евреям нравилась черта оседлости? Назад
Евреям нравилась черта оседлости?
Заметную роль в тайной войне накануне вторжения войск Наполеона сыграли жившие на границе Российской империи евреи. В так называемой черте оседлости - от Бессарабии до Литвы - в начале XIX века проживали как минимум полтора миллиона евреев. Как только стало очевидным скорое вторжение Великой армии, раввин Шнеур-Залман (Алтер Ребе - на фото), духовный лидер белорусских и литовских хасидов, обратился к своей пастве с воззванием "усердствовать всеми силами российским военным командирам".

Почему эта национально-религиозная группа выступила на стороне русских? Дело в том, что еврейское сообщество России жило обособленно. "Черта оседлости" была не только формой дискриминации, но и системой защиты от чужого образа жизни. Всем внутри еврейского сообщества управляли кагал (совет общины) и раввинат (духовники). Евреев не призывали в русскую армию, они не платили налогов, им позволяли разные промыслы - скажем, винокурение. Контраст с судьбой соплеменников в наполеоновской Франции был разительным. В 1807 году Бонапарт собрал в Париже синедрион представителей еврейских общин и спросил их: "Кто вы - граждане или изгои?" В итоге евреев кооптировали во французское общество со всеми гражданскими правами и обязанностями.

Французские евреи пошли под знамена Великой армии, а русские решили: "Нас хотят уничтожить, разрушив традиции и веру предков". Неудивительно, что только под угрозой расстрела евреи в Белоруссии и Литве соглашались служить французам проводниками или снабжать оккупантов фуражом.

Заметной была роль российских евреев и в схватке разведок накануне и во время Отечественной войны. Вот что рассказал "Итогам" Петр Черкасов: "Работая в российских архивах, я натолкнулся на подборку документов. Это досье касалось "еврея Ушера Вольфа Мошковича Жолквера о награждении его за услуги, оказанные им в 1812 году". Оказывается, в 1811 году в штаб армии под руководством генерала Петра Багратиона был откомандирован полковник Турский. Задачей его было создать в приграничной полосе сеть информаторов, прежде всего из местных евреев. Из их числа быстро выделился своей активностью Ушер Жолквер. "В 1812 году, находясь за границею для секретных узнаний о движениях неприятеля, Жолквер был взят оным в плен", - сообщается в служебной реляции. Но разведчик успел свои записи уничтожить - съел их. Французы его избили и сожгли дом. Но не повесили - прямых доказательств вины Жолквера как шпиона не было. Короче, российский лазутчик выжил и потом сумел бежать. Помогал русским властям и во время наступления наших армий.
В январе 1825 года Ушера Жолквера лично приняли сперва начальник главного штаба генерал Иван Дибич, а потом и министр финансов Егор Канкрин. Домой Жолквер вернулся "облагодетельствованным". Ему выдали 300 рублей, что равнялось годовому жалованью капитана гвардии, и, главное, выписали паспорт на проживание в любой части Российской империи. Для бывшего разведчика "черта оседлости" стала прозрачной - невероятная привилегия в ту пору

http://www.itogi.ru/vokrug/2012/12/175807.html

viperson.ru

Док. 648713
Перв. публик.: 25.03.12
Последн. ред.: 29.03.12
Число обращений: 0

  • Кураев Андрей Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``