В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Рынок ипотеки выйдет на докризисный уровень в 2012 году` Назад
`Рынок ипотеки выйдет на докризисный уровень в 2012 году`
Рынок ипотечного кредитования после финансового кризиса упал почти в четыре раза. Однако, сегодня он динамично восстанавливается. О тенденциях рынка в мировом и региональном масштабе рассказал корреспонденту РИА "Время Н" председатель правления банка DeltaCredit Сергей Озеров.

- Каково, по вашему мнению, сейчас состояние ипотечного рынка в Нижегородской области?

- Я думаю, Нижегородская область отражает макроэкономическую ситуацию в целом по стране. Уровень просрочки по выплатам ниже, чем в среднем по России примерно на 11%. Нельзя сказать, что ситуация здесь сильно отличается от положения дел в других регионах.

- Когда рынок выйдет на докризисный уровень, и каковы его долгосрочные перспективы?

- Мы и другие ведущие игроки на рынке предвидим выход на докризисный уровень только в 2012 году. Несмотря на то, что мы прогнозировали рост в 2010-ом и в 2011-м годах, рынок не достигнет уровня 2008 года ранее 2012 года. Это краткосрочные перспективы. Долгосрочные тоже весьма позитивны, потому что в России до сих ипотека составляет очень маленькую долю от ВВП, тогда как в странах Восточной Европы - это порядка 20-30%, Западной Европы - от 50% до 100%, в некоторых странах, например, в Дании и Голландии - более 100%. Очень много факторов должны сложиться воедино, чтобы достичь этого увеличения. Должна развиваться конкуренция, банки должны сами улучшать кредитный продукт, должна сложиться государственная система рефинансирования.

- Догонит ли наша страна западный рынок по объему ипотечного кредитования? В России в ипотеку покупалось около 12% жилья в 2008 докризисном году, на Западе этот процент был около 60%. Возможны ли у нас такие показатели?

- Догонит. В Стратегии развития ипотечного кредитования до 2030 года, принятой в прошлом году Правительством РФ, предусмотрено, что к этому времени 60% населения должны иметь возможность покупать жилье посредством ипотечного кредита.

- Каковы итоги первого квартала 2011 года для банка DeltaCredit? Насколько достигнутые результаты оправдали ваши прогнозы?

- Мы довольны нашими результатами. Мы выдали кредитов на сумму более 2 млрд рублей в первом квартале 2011 года - это хороший старт для этого года. Как это было в 2010, в 2011 году мы идем нарастающим темпом, поэтому важно было достичь того уровня, которого мы достигли в первом квартале. Второй должен быть еще выше, а третий выше, чем второй. Конечно, четвертый квартал должен стать самым активным.

- В 2005 году банк Societe Generale приобрел вашу компанию. Что это дало банку DeltaCredit? Какие перспективы открылись перед вами?

- Ранее нашим акционером являлся Инвестиционный фонд "США-Россия", который был нацелен на развитие ипотеки не только в России, но в других странах Восточной Европы. В 2005 году мы начали искать нового инвестора, так как переросли первоначальную задачу - предоставлять ипотечный доступный продукт. Следующий этап должен был стать более масштабным. Societe Generale - это как раз та международная финансовая группа, которая дала нам возможность привести западный уровень сервиса и размер ставок как можно ближе к российскому потребителю. Это был выигрыш как для наших клиентов, так и для нового акционера. Societe Generale очень довольны нашим развитием и стратегией решения жилищных вопросов для россиян.

- Насколько сильна конкуренция в Нижегородской области на рынке ипотечного кредитования?

- Мы плотно конкурируем с другими банками, в том числе с государственным Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Конкуренция идет нам только на пользу, и клиенты от этого тоже только выигрывают. Мы хотели бы видеть больше конкуренции именно с коммерческими участниками рынка. Банки с госучастием получают бюджетные деньги, выдающиеся по субсидированным ставкам, то есть, деньги, которые по сути предоставляет им население.

- Велик ли сейчас процент задержек выплат по кредитам?

- Кризис стал серьезным уроком для всех - для заемщиков и для кредитных организаций. Но мы довольны тем, что показали свою ответственность. До кризиса очень часто говорили о том что, если банк лояльный - это значит, он закрывает глаза, не смотрит, откуда берется доход и выдает кредит. Кризис показал обратное: те банки, которые правильно оценивали платежеспособность своих клиентов, оказались на поверку более лояльными, чем те банки, которые не подходили серьезно к оценке доходов своих заемщиков, оставляя их без квартиры. Ответственные банки, в свою очередь, при возникновении финансовых трудностей реструктурировали выплаты по кредитам, разрабатывали специальный график, чтобы помочь клиенту выйти из сложной ситуации. Мы наблюдали рост реструктуризированных кредитов, но на данный момент их почти не осталось, потому что это была реструктуризация сроком на один год, оформленная в 2009 году. Более 80% заемщиков, пошедших на реструктуризацию, вернулись к прежнему графику.

- По сравнению с западными странами велик ли процент задержки выплат по кредитам в России?

- Здесь нельзя говорить о Западе в целом. Есть разные страны, например, в Англии процент задержки выплат намного выше, чем во Франции. Каждая страна имеет свою специфику. Во Франции, например, просроченные платежи составляют менее 1%. В России тоже достаточно низкий уровень по сравнению со всей Западной Европой.

- Сотрудничаете ли Вы с профессиональными ассоциациями и госструктурами, насколько эффективно это сотрудничество?

- Мы состоим в Ассоциации региональных банков и в Ассоциации банков России, взаимодействуем с АИЖК по освоению новых продуктов, по лоббированию разного рода законопроектов. Мы хотели бы видеть больше программ со стороны правительства по субсидированию кредитов. Есть слои населения, которые не могут накопить на первоначальный взнос или выплачивать определенный процент по кредиту. Для помощи им надо использовать бюджетные средства в рамках существующей банковской системы. Очень успешный пример на федеральным уровне - это материнский капитал, который дал возможность людям брать и гасить ипотеку. Имея на руках подобную субсидию, заемщик может сам выбрать понравившийся ему банк, а банки будут конкурировать за такого заемщика, предлагая ему наилучшие условия. Существуют также вполне успешные региональные программы, и те банки, которые умеют с этими субсидиями работать, получают дополнительный объем к своему кредитному портфелю.

- Насколько оправдало себя открытие Нижегородского филиала банка и каковы перспективы его развития?

- Нижний Новгород - это первый город после Москвы и Санкт-Петербурга, где мы решили открыть свой региональный филиал. Это было в 2007 году, но и до этого мы работали здесь с нашими партнерами, у нас был уже кредитный портфель. Мы не жалеем не одной минуты о том, что мы открылись в Нижнем Новгороде. Регион важный для страны и для нас как для ипотечного банка N 1. Нам важно быть представленными в городах- миллионниках и по всей России через представительства и банки-партнеры. Нашей основной задачей является решение жилищных вопросов ради общей пользы нас и наших клиентов. В Нижнем Новгороде живет много людей, желающих улучшить свое жилищное положение, и мы здесь, чтобы им помогать.

- Какой, на ваш взгляд, должна быть современная российская ипотека?

- Ипотека должна быть, во-первых, доступна; во-вторых, понятна, и, в-третьих, удобна. Что касается доступности, то за прошедший год банки значительно улучшили условия выдачи кредитов. Ставки практически достигли докризисного уровня, а по некоторым кредитам, например, в долларах, опустились даже ниже, чем были в 2008 году. Также снизился первоначальный взнос, например, в DeltaCredit он составляет 15% от стоимости покупаемого жилья. Расширился круг лиц, которым банки предоставляют ипотечные кредиты. Так, в феврале этого года DeltaCredit начал выдавать ипотеку индивидуальным предпринимателям и другим владельцам бизнеса.

Что касается второго пункта, то мы с удовольствием наблюдаем, что за прошедшие 2 года уровень финансовой грамотности наших граждан заметно вырос. С одной стороны, люди по-прежнему считают ипотеку эффективным инструментом для решения своих жилищных проблем, что называется, здесь и сейчас; ее ценность не девальвирована недавним кризисом. С другой стороны, люди стали более ответственно подходить к вопросу о том, чтобы взять на себя кредитные обязательства, тщательно взвешивают свои возможности и берут взаймы именно столько, сколько им нужно для улучшения жилищных условий.

Говоря об удобстве, нужно понимать, что с ипотекой человек живет 10, 15, а бывает и 20 лет. Поэтому ему необходимо таким образом подобрать программу или продукт, чтобы ежемесячные платежи по кредиту не ложились тяжким бременем на его расходы. Соответственно, как я уже говорил, очень важно то качество обслуживания, которое на протяжении этого срока оказывает клиенту его банк. По сути, выбирая банк, который выдаст вам ипотечный кредит, вы выбираете себе делового партнера на ближайшие 20 лет. И в этом плане именно специализированный ипотечный банк будет иметь заметную фору перед универсальным, в котором ипотека - всего лишь один из предлагаемых продуктов, и далеко не самый главный.

Это те принципы, на которых должна строиться современная российская ипотека, благодаря чему она будет эффективная и востребована.

Корр. Никита Дедков
25 мая 2011 года
http://www.vremyan.ru/interviews/rynok_ipoteki_vyjdet_na_dokrizisnyj_uroven_v_2012_godu.html

Док. 648680
Перв. публик.: 25.05.11
Последн. ред.: 28.03.12
Число обращений: 0

  • Озеров Сергей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``