В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О гражданском обществе Назад
О гражданском обществе
Речи публичных людей в средствах массовой информации часто изобилуют словами: общество, общественное сознание, общественное мнение, гражданское общество и.т.д. При этом придают большое значение наличию гражданского общества. То ли не понимая самой сути сказанного, или искажая смысл преднамеренно, чтобы ввести людей в заблуждение (в мутной воде легче поймать желаемую "рыбку"). Кто честно ответит на вопрос: в каком государстве сложилось гражданское общество? Положительный ответ - сомнителен. Каким образом, на какой основе и как долго строится гражданское общество - это проблема, требующая глубокого анализа. Убеждён, что такие исследования и законченные работы серьёзных социологов, историков и политиков имеются. Но, почему они не "на слуху"? Странно!

Знание об обществе невозможно без понятия о "человеке". Крах социалистически - коллективистской модели общественного устройства, настроили многих против того целого, которое было представлено обществом и воплощено в его структурах. Долой общественный диктат, да здравствует свободная личность! - так можно бы выразить это настроение.

Перестроечное разгосударствление на деле оказалось разобобществлением. Государство и общество у нас всегда были взаимосвязаны и никогда по - настоящему не различались. Права человека, пришедшие с Запада, в нашем их понимании, выразились открытым противопоставлением личности обществу, индивида - любому человеческому коллективу. Разрушая ткань общественной ("общей") жизни, пренебрегая её ценностями, нормами и идеалами, "мы рубили сук", на котором сидим. Разрушительное отношение к природе - внешнее выражение неблагополучия в нашей общественной жизни. Общество - социальное тело человека. Вне его физическое тело человека было бы телом, но уже - не человека. Общество - есть естественно - исторический способ организации его жизнедеятельности. Человек и общество - всё дело в единстве, а не в очерёдности или приоритете. В обществе есть и некая принудительность. Французский социолог Э.Дюркгейм писал: "Современная жизнь не только принудительна, но и притягательна. Принуждение необходимо, чтобы заставить человека выйти за собственные пределы, добавить к своей физической природе другую природу. По мере того, как он начинает ценить прелести этого нового существования, он приобретает в них потребность.

Когда индивиды объединяются, то они это делают не только для защиты своих интересов, но и для того, чтобы получить удовольствие от общения, составлять одно целое с другими, т.е. в конечном счёте, чтобы вместе жить единой нравственной жизнью". В понятии "общество" нужно ориентироваться не на общества, которых много, скажем - любителей пива, а большим обществом, которое "одно на всех". Общество реально существует лишь тогда, когда к совместному существованию индивидуумов добавляется какая - то кооперация.

Общее, общение, общество - всё это растёт из одного корня, питается одними и теми же жизненными соками. И так, содержательное определение общества - это большая и устойчивая группа людей, занимающая определённую территорию, имеющая общую культуру, испытывающая чувство единства и рассматривающая себя как вполне самостоятельное образование.

"Гражданское общество" заключается в единстве общественного сознания, зависящего от общественного бытия (в хижинах мыслят не так, как во дворцах). При изучении человека и общества, многое заменяет сила абстракции, когда рассуждая о целом, не видят и не признают его части и наоборот, не интересуясь её связью с целым. Когда о целом мыслят исключительно по аналогии с его частью. Не видать за лесом деревьев также абстрактно, как за деревьями - леса. Гегель абстрактность показал на примере рыночной торговки. На замечание покупательницы: "ты торгуешь тухлыми яйцами!", та в ответ: "мои яйца тухлые?! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила? Дырки бы в чулках заштопала! И.т.д." К сожалению, абстрактностью страдают политиканствующие авторитеты, а также юристы, которые за буквой закона не видят его духа и наоборот.

Нужно понять те реальные проблемы, с которыми сталкивается общество. Мыслить надо там, где есть проблема. Надо быть в курсе, располагать полной информацией об основных подходах к той или иной проблеме, когда, кто и как её решал, какое обоснование и какие аргументы он предлагал.

этого следует вывод, что гражданское общество не создаётся одномоментно, а это длительный процесс его направленного выстраивания. О какой целенаправленности в современной России может идти речь, когда насильно через СМИ "вдалбливают" непросвещённым людям лжепонятия о "свободе личности". Какой свободы и от кого? Этот "миф", наиболее туманный и двусмысленный. Он противоречит понятиям: в философии - "необходимости", в этике - "ответственности", в политике - "порядку". Предельная свобода индивида находит своё выражение в акте самоубийства. Если возможности манипулирования сознанием столь безграничны, то какой смысл говорить о свободных идеалах? А в сущности, свобода лишь освещает вопрос о том, чем обусловлена человеческая воля, в которой человек реализует своё внутреннее богатство. Всё упирается в воспитание. А это процесс также длительный и тесно связан с процессами социальных изменений в обществе. А они бывают позитивными и негативными, конструктивными и деструктивными и т.д. Всё зависит от направленности социального процесса. Процесс, при котором осуществляется переход от низшего уровня развития социальной системы к её высшему уровню, более совершенной, обладающей более сложно организованной структурой и эффективными функциями. В противном случае происходит процесс деградации, утраты способности к выполнению необходимых для существования системы и поддержания её жизнеспособности функций.

В итоге, вместо построения ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, возникают социальные движения, вызванные недовольством, неудовлетворённостью жизнью в целом или какими - либо её сторонами. Ой, как не хотелось бы толкать общество к революции. Не важно, кто победит, и какими средствами, а убивать - то будут соотечественников! Россия, втягиваемая в "Мировую экономику", переживает искусственно не лучшие времена. Но это уже другая тема, а для решения проблем есть ВЛАСТЬ и властные структуры. Как в народе говорили: "ОНИ много знают, ОНИ книжки читают"

В.В.Носков - инженер (ветеран труда).

Viperson

Док. 648507
Перв. публик.: 26.03.12
Последн. ред.: 27.03.12
Число обращений: 0

  • Носков Виктор Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``