В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Гурвич: Отдаться Китаю и пожелтеть Назад
Владимир Гурвич: Отдаться Китаю и пожелтеть
Россия меняет энергоресурсы на ширпотреб

По оценкам ВТО, в 2007 году Китай будет контролировать половину всего мирового рынка одежды

Внешнеэкономическая политика России порой делает такие зигзаги, последствия которых мало того что труднопредсказуемы, но и вызывают недоумение и тревогу. Итоги недавнего официального визита президента Владимира Путина в Китай, в котором его сопровождали более тысячи российских чиновников, выдаются за грандиозный успех этой политики: подписано 29 договоров, из которых только один не носит неэкономического характера. Все остальные заключают в себе договоренности, за которыми стоят контракты на миллиарды долларов. Прежде всего это беспрецедентное увеличение экспорта из России в Китай нефти, газа и электроэнергии в таких объемах, о которых китайцы еще недавно и мечтать не могли. Безусловно, это поможет Поднебесной поддерживать быстрое развитие экономики. Что же выигрываем мы? Новый приток валюты, которую мы и сейчас не знаем, куда девать? Инвестиции, обозначающие усиление китайской экономической экспансии? Но ведь и без того из-за китайского ширпотреба, притока легальных и нелегальных мигрантов из этой страны деградируют не только отдельные российские предприятия, но и целые отрасли. Во всяком случае, обмен невосполнимых сырьевых ресурсов на ширпотреб вряд ли можно признать равноценным.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУЛЬТУРИЗМ

Китай ежегодно наращивает экономические мускулы. Рост ВВП в 2005 г. составил 9,9%, по данным Национального статистического бюро, его объем достиг 2,26 трлн долл. На этом фоне Россия выглядит маленьким ребенком. Для сравнения: рост ВВП в России составил в 2005 г. 6,4%, а его объем равен всего 700 млрд долл. Внешнеторговый оборот Китая в 2005 г. превысил 4 трлн долл., а российский вышел на уровень всего лишь около 320 млрд. Золотовалютные резервы Поднебесной выросли на 34%, почти до 820 млрд долл. По прогнозам, в 2006 г. они способны достигнуть 1 трлн. И тем самым превзойти японские долларовые авуары, которые на сегодня занимают первое место в мире.

Однако эти результаты далеко не предел, а лишь этапы большого скачка.

Объемы торговли Китая с США, ЕС, Японией вышли на уровень 300 млрд долл., то есть на порядок больше, чем с нашей страной. Но быстрыми темпами товарооборот растет и с Россией. В середине 1990-х гг. он составлял менее 5 млрд долл. Когда руководители двух государств в 1997 г. поставили задачу довести его до 20 млрд, то она казалась нереальной. Однако в 2005 г. товарооборот достиг 30 млрд долл. И это далеко не предел. Стоит задача довести этот показатель к 2010 г. до 60 млрд, для чего специально создана российско-китайская группа. Однако, судя по последним договоренностям, и этот показатель будет превзойден.

Впрочем, проблема заключается не только в количестве, но и в качестве товарооборота. Для России крайне важна его структура - чтобы он рос не только за счет увеличения поставок энергоносителей. Когда российская сторона высказала озабоченность этим положением, министр коммерции Китая обещал, что его страна предпримет все усилия в направлении роста импорта из России научно-технической продукции.

Как сложится ситуация в реальности после визита Путина в Китай, сказать сложно. Хотя такие примеры уже есть. Московский завод "Манометр" нашел партнеров в Поднебесной, которые изготавливают комплектующие для его изделий. А затем эти изделия поставляются как на российский, так и на зарубежные рынки.

Но как долго Россия будет нужна КНР в качестве поставщика высоких технологий и высокотехнологичных товаров? Как известно, Китай заключил соглашение о выпуске на своих заводах самых современных истребителей Су-27. И сегодня китайские ВВС обладают бо/льшим парком таких самолетов, чем российские. Когда был заключен первый контракт на поставку самолетов, в него входил пункт о предоставлении китайской стороне технической документации. Вся она была свалена в одной комнате. Чтобы все скопировать, китайцы закупили крупную партию ксероксов. И когда через некоторое время Россия заключила контракт на продажу самолетов Индии, мы вынуждены были попросить китайских партнеров предоставить индийцам нужную документацию.

Сегодня торговый китайский поток захлестывает весь мир. И как его остановить, не знает никто. За первую половину 2005 г. Китай продал в Европу текстильной продукции на сумму 8 млрд долл. - столько же, сколько за весь 2004-й. После того как с 1 января 2005 г. были сняты все ограничения на поставку китайской одежды и обуви, европейские производители были вытеснены с рынка. Например, за два года на итальянском рынке курток с капюшоном доля китайских изделий возросла с 17 до 70%. По отдельным позициям рост экспорта увеличился в несколько десятков раз. Следствие - падение цен. Желающих получить лицензию на поставки товаров из КНР стало в четыре раза больше. По оценкам ВТО, в 2007 г. Китай будет контролировать половину всего мирового рынка одежды. При этом китайское производство становится более качественным, китайцы быстро обучаются передовым приемам. Сегодня в Европе практически не существует как таковой текстильной промышленности, остались лишь ее отдельные очаги. То же ждет и другие отрасли.

Китайский текстиль сегодня повсюду. До 80% товаров легкой промышленности на американском рынке произведено в КНР. Когда США попытались ввести ограничения на ввоз оттуда текстиля, эти ограничения продержались буквально несколько месяцев.

Как этого удалось достичь? Сегодня в Китае можно купить любой товар - как самый высококачественный, так и самый низкосортный. Поэтому, когда покупатели сталкиваются с плохими изделиями из этой страны, винить следует не производителей, а тех, кто закупал эту продукцию.

В течение 10 лет китайские компании имели право заключать договоры на экспорт своей продукции, даже если они убыточные, с целью получения валюты. Государство компенсировало потери, но эти средства должны были идти на закупку нового оборудования. Это позволило многим предприятиям совершить революцию в своем техническом перевооружении. И на многих китайских фабриках теперь стоят станки, которые далеко не всегда встретишь в Европе.

СЦЕНАРИЙ БУДУЩЕГО

То, что может не в таком уж отдаленном будущем случиться с мировой, в том числе и с российской, экономикой, наглядно иллюстрирует пример обувной отрасли. Сегодня 12% отечественного потребительского рынка приходится на одежду и обувь. Россияне в год потребляют примерно 220 млн пар. Из них 40 млн производится в России, еще столько же составляет официальный импорт. А все остальное - это контрабанда, преимущественно из Китая. При этом считается положительным то, что ежегодно объем продаж на российском рынке обуви растет. Но что происходит реально? Рост продаж в основном увеличивается за счет низкокачественной китайской продукции. Она дешевая, зато носится в два раза меньше. И потребители вынуждены ходить в магазин или на рынок за ботинками в два раза чаще.

Впрочем, как поясняет генеральный директор Национального обувного союза Наталья Демидова, есть существенная разница между понятиями "китайская продукция" и "произведено в Китае". Германия выпускает 70% обуви под немецкими марками в Китае. Но при этом до 75% добавленной стоимости производится в стране держателя бренда. Дизайн, конструирование моделей, новые технологические приемы делаются и изобретаются там. И только 25% добавленной стоимости приходится на страну, где выпускается конечный продукт. В этом смысле положение нельзя назвать столь уж безнадежным. И все же следует признать это весьма слабым утешением.

Наша обувная промышленность уже давно пребывает в глубоком кризисе. Ее еще можно воскресить, если проводить разумную политику, резко сократить обувную контрабанду. У нас успешно развивается та часть обувной индустрии, которая производит литую обувь. Причина проста: ее невыгодно ввозить из Китая. Если сделать так, чтобы и другие виды обуви было нецелесообразно привозить оттуда, мы могли бы переломить ситуацию во всей отрасли.

Значительная часть контрабанды завозится в страну "челноками". Чаще всего это женщины, которые перетаскивают через границу огромные тюки с товаром. И сегодня этот вьючный поток крайне трудно остановить. На наших восточных границах не существует элементарного оборудования для учета перемещения груза и тех, кто этим занимается. В незаконных поставках виноваты не китайцы, а россияне и российское государство, не способное обустроить свои рубежи.

Есть и другие каналы поставок контрабандной обуви. Несколько лет назад один "благотворительный" фонд завез в страну 30 млн пар обуви, согласно документам, для детских домов. Но, во-первых, в стране, к счастью, нет такого количества сирот, а во-вторых, эта обувь оказалась модельной. А всем понятно, что в отечественных детских домах носят совсем другие фасоны туфель и ботинок.

ВЕЛИКИЙ ДЕМПИНГОВЫЙ ПОХОД

Китай построил не только Великую китайскую стену. Сегодня он создает не менее великую империю демпинга. И всячески защищает ее. Европейский комиссар по торговле, инспектировавший обувную промышленность Китая, в своем докладе отметил, что китайцы продают свою обувь по цене, которая существенно ниже себестоимости.

Пекин заявил, что не придает большого значения угрозам Европейского союза установить защитные пошлины на импорт обуви, поставляемой по демпинговым ценам. Реакция Китая была чисто китайская. По словам пресс-секретаря МИД КНР Лю Цзяньчао, это всего лишь "рабочий вопрос". "При нормальном ходе развития торговых отношений между КНР и ЕС будут и выгоды для обеих сторон, и разногласия, - сказал он. - В прошлом году мы провели двусторонние торговые переговоры и решили некоторые проблемы. Теперь у нас есть новые проблемы, и это будет происходить и в дальнейшем". Пресс-секретарь выразил уверенность, что обе стороны будут с уважением относиться друг к другу и решать вопросы посредством переговоров.

ЕС заявил, что предполагается введение налога, который заполнит разрыв между импортной ценой и реальной стоимостью товара, однако запрет или ограничение импорта вводиться не будет. Торговый департамент Еврокомиссии отметил, что еще не определил уровень антидемпинговых пошлин.

Если ЕС не может выработать действенные меры против китайской товарной экспансии, то России это сделать на порядок труднее. Кроме неразберихи и коррупции в наших таможенных органах, ситуация усугубляется огромной по протяженности общей границей.

Чтобы провести антидемпинговое расследование, требуется обширная информационно-статистическая база. Но в России при таком уровне теневой экономики и коррупции невозможно ее собрать. Решить вопрос защиты отечественного товаропроизводителя от китайской торговой экспансии можно лишь комплексно. Но мы просто не в состоянии оградить даже в минимальных объемах свой рынок, так как все усилия в этом направлении неизбежно разбиваются из-за неэффективной и продажной государственной системы.

И отнюдь не случайно, что, по словам руководителя департамента тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития Андрея Кушнеренко, переговоры с Китаем по поводу вступления России в ВТО были достаточно просты. Китайцы ничего не требовали в области тарифов, потому что, учитывая дешевизну их продукции, размер тарифов для них не имеет значения. Присоединение России к ВТО в этом плане никак не отразится на торговых отношениях между двумя государствами.

И в самом деле, зачем им что-то требовать, если наша граница абсолютно прозрачна для китайских товаров? Впрочем, китайская экономическая экспансия многовекторна и касается не только товарного рынка. К ней можно отнести и строительство китайского городка в Санкт-Петербурге, и заселение китайцами Дальнего Востока, где российские фермеры уже не выдерживают конкуренции с ними в производстве сельхозпродукции, и экспорт российского леса, значительная часть которого является контрабандой, и многое другое.

Что остается делать в такой ситуации? На своих границах строить Великую российскую стену, которая бы спасала нашу экономику от китайцев? Похоже, наша власть делать этого не собирается, а, наоборот, поощряет "желтую" экспансию, поддерживая и усиливая Китай энергоресурсами. И в этих условиях прогноз некоторых аналитиков, утверждающих, что в недалеком будущем значительная часть России может стать китайской провинцией, кажется не столь уж несбыточным.

Прогноз

По данным Gallup International, большинство китайцев (около 60%) пока живут в деревнях. Но за последние десятилетия в города переселились примерно 120 млн человек. И, согласно планам, в ближайшее время горожанами станут еще 300-400 млн крестьян. В итоге здесь образуется гигантский рынок рабочей силы, способный завалить весь мир своей продукцией.

Как признает заместитель директора государственного комитета КНР по охране природы Ю Фан, индустриальное развитие Китая не соответствует его географическим, демографическим и природным возможностям. Западная модель развития не подходит для государства с населением в 1,5 млрд человек, обладающего скудными природными ресурсами. За последние 20 лет потребление нефти в стране возросло в 2 раза, стали - почти в 2,5 раза, алюминия - в 4 раза. При этом лишь малая часть этих ресурсов добывается в Китае, все остальное завозится. Если экономика Поднебесной будет развиваться прежними темпами, то это может спровоцировать глобальный экономический кризис. В США на двух жителей приходится один автомобиль. Если та же пропорция будет и в Китае, то его автопарк достигнет 650 млн автомобилей, что на 100 млн машин больше, чем весь мировой автопарк сегодня. А это может привести к глобальной экологической катастрофе.

http://www.politjournal.ru

03.07.2006

Док. 648327
Перв. публик.: 03.07.06
Последн. ред.: 19.03.12
Число обращений: 0

  • Гурвич Владимир

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``