В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Теория и практика массовой информации`. Для студентов 3-го курса всех форм обучения по специальности 350400 `Связи с общественностью` Назад
`Теория и практика массовой информации`. Для студентов 3-го курса всех форм обучения по специальности 350400 `Связи с общественностью`
Учебно-методический комплекс по курсу

Примерная программа дисциплины "Теория и практика массовой информации" составлена в соответствии с основными требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу "Дисциплины специализации" государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности "Связи с общественностью".

(журналистский аспект)

Известно, что на сегодняшний день в мире существует большое количество литературы по проблемам связей с общественностью. Известно и то, что уже имеется около 1000 трактовок понятия этого термина. Однако анализ роли и места связей с общественностью у нас в России остается проблемой достаточно сложной, до конца не изученной и неоднозначно разрешаемой по целому ряду причин, одной из которых является определение однозначной четкой терминологии и адаптации ее в местных условиях.
    
Термин "связи с общественностью", а еще больше "паблик рилейшнз" ("РR"), хотя и сравнительно недавно, так или иначе, но уже прочно вошел в наш словарный запас. В связи с некоторыми негативными окрасками названия - "черный РR", "серый РR" и т.д. российские ученые разграничивают понятие "связи с общественностью" и собственно "РR", отделяя "негативный" оттенок. На наш взгляд, "РR" следовало бы употреблять только в значении англоязычного синонимичного аналога понятия "связи с общественностью", придавая ему местный характер.
    
Актуальность "РR" связана с появлением в российском обществе нового типа отношений, вызванных к жизни процессами демократизации политической системы и формированием в экономике России рыночных структур и отношений.
    
Свободная рыночная экономика потому и называется таковой потому, что представляет широкие полномочия экономическим субъектам. В поисках рынков сбыта, налаживании деловых контактов с различными фирмами и организациями экономический субъект вступает в разнообразные отношения с потребителями своей продукции, другими организациями и учреждениями, включая правительственные. В такого рода условиях успех или поражение фирмы на рынке оказывается зачастую больше зависимым не столько от качества ее товаров и услуг, сколько от того, какова ее репутация в деловых и правительственных кругах, в общественном мнении. В свою очередь столь высокая значимость внешних связей (впрочем, как и внутренних) ее репутация в общественном мнении и порождает потребность в соответствующего рода специалистах, а затем и в научном знании, осмыслении практики и опыта. Уже из этого видны очертания того, что РR определяется как наука и одна из функций управления, составная часть системы управления организацией, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью.

Более того, РR - универсальная теоретическая и прикладная дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия субъектов общественных отношений с гражданами, организациями, партиями, органами власти и т.д.
    
В понимании сущности РR лежит несколько фундаментальных принципов. Первым из них должен быть назван принцип демократии. Другой принцип, вытекающий из первого - принцип альтернативности. Принцип гражданского консенсуса, согласия. И еще - принцип технологичности и другие.
    
Согласно существующей зарубежной научной литературе, термин "паблик рилейшнз" появился в США, а его автором стал третий президент Томас Джефферсон (1807 г.), который применял РR преимущественно в политической деятельности, о чем он написал в черновике своей речи "Связи с общественностью". Вместе с тем, по мнению многих исследователей, время, с которого ведется отсчет РR как самостоятельного направления - начало ХХ века (Первая мировая война, деятельность Комитета по общественному информированию США (Стюарт Ивен).
    
Практически все российские авторы работ по связям с общественностью также признают родиной системного РR США, отмечая при этом, что многие элементы современной методологии дисциплины основаны на практике управления обществом с самого начала его появления, т.е. на заре человеческой цивилизации (вплоть от зарождения коммуникации). В России РR резко актуализировался с падением железного занавеса и становлением рыночной экономики, в частности с начавшимся ускоренным процессом глобализации бизнеса. И сегодня в России уже трудно представить деятельность уважающего себя предприятия, организации, учреждения без службы РR и ее специалистов, которых, в частности, выпускает в том числе кафедра связей с общественностью АТиСО.

В подходах определения сущности связей с общественностью важен методический контекст проблемы: какие же науки считаются базисными? Попробуем методом очерчивания их логически выявить.
Ф и л о с о ф и я - как одна из форм мировоззрения и как таковая имеет тот же предмет и в основном тот же круг проблем, что и другие формы мировоззрения, но отличается от них средствами решения этих проблем. Ее основные направления:
О б щ е с т в о в е д е н и е - совокупность наук об обществе, излагающая основы общественно-политических наук.
Ж у р н а л и с т и к а - литературно-публицистическая деятельность, прививающая основополагающие творческие навыки.
С о ц и а л ь н ы й м е н е д ж м е н т, как одна из классических основ РR - науки об управлении, а точнее о его регулировании.
С о ц и о л о г и я - наука о закономерностях развития и функционирования общества.
П с и х о л о г и я - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
Э т и к а - философская дисциплина, изучающая нравственность и мораль.
А н т р о п о л о г и я - наука о происхождении и эволюции человека.
К о м м у н и к а т и в и с т и к а - сфера обществоведения и теоретическая база журналистики, которая в свою очередь является сферой обществознания.
    
Другие современные философские науки.

И конечно же среди других наук - э к о н о м и к а - наука, изучающая какую-либо отрасль производственной, хозяйственной деятельности.
    
Могут быть в этом ряду и другие смежные и дочерние науки, но обоснованность понятий вышеперечисленных наук совершенно очевидна и базисна для РR, зиждящейся, в первую очередь, на определенном мировоззрении, управлении, морали, нравственности, творчестве, коммуникациях и т.д. Исходя из этих основ, в настоящее время на кафедре связей с общественностью АТиСО преподаются дисциплины: философия, право, основы социального государства, основы теории коммуникаций, теория и практика массовой информации, стилистика и редактирование, статистика, логика и основы аргументации, иностранные языки и другие.
    
Отсюда РR - практическая наука, она имеет ярко выраженные целевые установки. Это - открытая наука, в которой могут раствориться, обогатив ее, другие науки. Поэтому можно предположить следующее определение РR как междисциплинарного комплекса общественных наук: 1) в основе которого лежат коммуникативистика, журналистика, знания о взаимоотношениях человека и общества в глобальном информационном пространстве; 2) используются интуитивный подход и логическое мышление на базе систематизации и обобщения информации, аналитических исследований, умозаключений и прогнозов в различных сферах жизни общества, производства, экономики и экологии, моделирования методов влияния коммуникации на поведение масс и индивидуумов.
    
Однако все же важнейшими философскими дисциплинами в системе наук РR, профилирующими на кафедре связей с общественностью АТиСО, являются "основы теории коммуникации" и "теория и практика массовой информации", так как процесс формирования общественного сознания в общественном развитии складывается из простой формулы: "информация - коммуникация - масс-медийный процесс - РR". В этой схеме заложено смысловое ядро практического РR, как центрального коммуникативного и творческого механизма в системе управленческо-регулирующих технологий. Именно посредством СМИ и СМК РR продуцирует и осуществляет политику, которая являет собой целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласование и удовлетворение интересов всего общества и каждого отдельно взятого индивида на основании общения. Т.е., таким образом, под РR подразумевается специализированная, профессионально организованная управленческая деятельность особого рода по созданию взаимопонимания между заинтересованными сторонами, которыми, с одной стороны, являются лицо или организация, а с другой - некоторая аудитория, общественность.
    
Следовательно, история развития цивилизации показывает, что формирование языка способствует развитию человеческого мышления. Появление языка "письменного", при помощи которого возможно увидеть свою мысль и еще глубже ее оценить, а также идентифицировать свою национальную принадлежность ведет к росту самосознания. Повышение роста самосознания дает толчок к повышению потребности в новых знаниях. Эта потребность стимулирует, в свою очередь, развитие коммуникации - так появляются печатный станок и начинается широкое производство бумаги. И если за этим следует распространение знания на основах уважения свободы слова и печати, знания для широких масс, - это ведет к дальнейшему росту самосознания, а следовательно - совершенствованию всех сторон и деятельности человека, в том числе экономической, политической и социальной. И - появлению новых требований к государству, к власти.
    
Человечество на протяжении всей своей истории предпринимает попытки анализа процессов прогрессирования общества и с совершенствованием уровня знаний от посылов юридических и экономических оно постепенно переходит к посылам, лежащим в области социально-политической и коммуникативной. Сегодняшние теории управления, демократических государственных систем просто невозможны без учета влияния на процессы общественного развития масс-медиа и в частности паблик рилейшнз - специфического социального института, претендующего сегодня на роль "пятой власти".

Поэтому, связи с общественностью в России на современном этапе развития представляют собой не просто форму коммуникативного управления, а регулирование управлением масс-медийного процесса. И если в этом процессе РR является центральным механизмом, то специалисты РR, подготавливаемые нами на кафедре связей с общественностью АТиСО, должны стать его уникальным инструментом.
Отсюда, цель настоящего учебно-методического комплекса - помочь осознать необходимость партнерских отношений между органами государственного управления и средствами массовой информации и овладеть минимумом знаний и навыков, способствующих оптимизации взаимодействия и взаимовлияния власти и общества при помощи масс-медиа.
Основные задачи курса:

-    дать представление о месте и роли средств массовой информации в системе социального управления;
-    систематизировать знания о структуре, функциях СМИ, методах их воздействия на общественность и власть и методах обратного воздействия на средства массовой информации со стороны власти и общества;
-    определить принципы и приемы регулирования отношений между органами власти и населением при помощи средств массовой информации;
-    выработать конкретные умения и навыки у студентов и слушателей, необходимые для взаимодействия органов власти с представителями СМИ.

Предлагаемый учебно-методический комплекс состоит из трех основных частей - организационно-методического раздела, содержания курса (с разбивкой по годам и семестрам обучения), учебно-методического обеспечения, включая приложения. Ключевые разделы комплекса сегментируются по конкретным темам-лекциям и соответственно семинарским занятиям.

Разработка учебно-методического комплекса является одной из первых научно-обоснованных попыток в изучении дисциплины "Теории и практики массовой информации" в Российской Федерации. Следует отметить также и то, что с выходом в свет настоящего комплекса одновременно проводится большая работа по разработке специального учебника по этой дисциплине.

Учебно-методический комплекс составлен с учетом базовых направлений, намеченных ГОСТом ОПД.Ф.09. Теория и практика массовой информации.

Вместе с тем имеющиеся недостатки в этом, судя по всему "набегу" готовившемся стандарте, послужили еще одной важной проблемой при подготовке учебно-методического комплекса. Так, в стандарте отсутствуют логичность построения тем, их этапность, размыта четкая структура проблемы, не учтены все первоочередные и необходимые современные знания, встречается синонимия или тавталогия, перенасыщенность одних тем в ущерб другим и т.д. С другой стороны, подобная спешка оправдана ивременным фактором, быстротекущими меняющимися событиями и главное тем, что эта дисциплина - новая, недавно лишь утвержденная.

В итоге новый вариант учебно-методического комплекса послужит дальнейшему совершенствованию преподаваемого предмета, станет основополагающим элементом в системе развития знаний дисциплины "Теория и практика массовой информации", как мы уже выяснили выше, являющейся основой кафедральной специальности - "Связи с общественностью".

А. КИСЕЛЕВ,
доктор социологических наук, профессор,
академик Международной педагогической академии,
академик Академии литературы,
советник "Президентского контроля" Администрации Президента РФ

Док. 648216
Перв. публик.: 14.03.06
Последн. ред.: 14.03.12
Число обращений: 0

  • Киселев Александр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``