В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О предложениях по совершенствованию информационной политики в России в условиях вхождения в информационное общество Назад
О предложениях по совершенствованию информационной политики в России в условиях вхождения в информационное общество
Заместителю Руководителя Администрации Президента
Российской Федерации - Помощнику Президента
Российской Федерации
В.Ю. СУРКОВУ

Аналитическая записка

Актуальность совершенствования информационной политики в современной России приобретает чрезвычайную значимость и требует принятия неотложных мер, что особенно обостряется в период предвыборных кампаний. Это объясняется внешними и внутренними факторами.
    
В настоящее время мир находится в процессе глобальных изменений, на пороге нового витка развития цивилизации - формирования информационного общества, одной из фундаментальных основ которого будет свободный поток информации. Он обеспечивает эффективное социальное, политическое и экономическое управление в целом и оптимизацию взаимодействия органов управления и самоуправления в интересах государства, общества и личности. И только те страны, которым удастся форсировать развитие данного процесса, окажутся в ряду ведущих держав мира, так как знание, информация становятся основой функционирования государственной системы.
Сегодня в научной среде утверждают, что мир уже делится не по экономическому признаку - на экономически богатые или экономически бедные страны, а по информационному признаку - на информационно богатые и на информационно бедные страны. В информационно развитых странах в сфере производства информации и ее инфраструктуре занято более половины всего работающего населения, а информационный продукт, реализуемый в сфере обращения, является главным достоянием экономики. И неслучайно в жизнедеятельности общества появились в последнее время совершенно новые феномены - информационная собственность и информациональная экономика.    
    
Необходимость оперативного обращения к сегодняшнему статус-кво информационной политики в России и коренной (организационно-функциональной) ее модернизации обусловливается не только подготовкой к вхождению страны в информационное общество. Другой причиной является полный хаос в деятельности отечественных средств массовой информации (СМИ), усугубляемый отсутствием государственной доктрины информационной политики, устаревшей ее Концепцией и несовершенством соответствующего законодательства.

Игнорирующие принцип социальной ответственности прессы, отечественные СМИ, избрав основой корпоративной (медийной) политики огульную по отношению ко всему происходящему в социуме направленность, фактически индуцируют глубокий информационный кризис в российском обществе, так как они, наряду с положительным началом в их деятельности, в целом:
-    внедряют конвейерным способом в массовое сознание понятия и стереотипы, противоречащие общенациональной идеологии и историческому опыту развития страны;
-    насаждают методом альтернативной аналогии привычки и традиции вестернизованного образа жизни, подрывая ментальные основы бытия и сознания россиян;
-    культивируют с помощью "точечной" авторской политики информационное неравенство в обществе, создавая информационно-коммуникативные привилегии элитарным группам населения;
-    снижают массовым применением виртуально-технологических приемов отображения реальной действительности уровень ин-формационно-психологической безопасности граждан;
-    отрицают необходимость формирования и проведения общегосударственной информационной политики (в защиту национальных - внешних и внутренних - интересов), опирающейся на правовые и этические нормы журнализма, отождествляя ее с фактическим введением цензуры.

Особый накал эти информационно-коммуникативные проблемы, неизбежно переходящие в социально-политическую плоскость, приобретают в период предвыборных кампаний. При этом на региональном уровне, где в условиях управленческой неконкурентной горизонтали прессинг местного руководства, как правило, не ограничиваемого характерной для центра "системой сдержок и противовесов", становится тотальным, СМИ попадают в полную административную зависимость. И в этой связи они оказываются неспособными выполнять свои социально-природные функции, необходимые для формирования правового государства - осуществления многообразия мнений, отстаивания позиций общества в качестве "четвертой власти", поскольку они фактически деградируют с институциональной точки зрения (см. приложение 1).
В условиях постоянно воспроизводящихся в регионах основ и механизмов инфократического управления социумом вполне естественно усугубляется проблема существования информационного вакуума, т.е. крайней недостаточности качественной и необходимой государству и обществу конструктивной (полезной) информации на фоне парадоксального изобилия деструктивной (бесполезной и вредной) информации, ядро которой составляют "три ухи" - чернуха, мокруха, порнуха (см. приложение 2).
    
Именно поэтому в условиях последовательного выстраивания вертикали власти необходима четко сформулированная и методично выполняемая государственная информационная политика. Такое положение дел требует как минимум срочной разработки сбалансированной Программы общенациональной политики информационного развития Российской Федерации в условиях вхождения страны в информационное общество, что коррелируется на фундаментальном уровне с выставленной на президентском сайте аутотентичной концепцией. А для этого, в свою очередь, необходим конкретный рабочий орган (совет, рабочая группа и т.п.) для идейного, экспертного, организационного оформления, хотя известно, что в определенных структурах Администрации Президента Российской Федерации и Государственной Думы такая работа частично проводится.

Тем не менее, следует сказать, что подготовка подобного рода широкомасштабных и всесторонне обоснованных проектов лишь государственными служащими-практиками и политиками, конечно, возможна, но не бесспорна. Здесь необходим комплексный подход к решению проблем информационно-коммуникативной сферы жизнедеятельности трансформирующегося общества с учетом изучения отечественного и зарубежного опыта, анализа научно-обоснованных, методологических подходов и - в итоге - подготовки эффективных управленческих решений.
    
По этой причине данную работу было бы целесообразно проводить представителями властных структур совместно со специалистами в областях журналистики, юриспруденции, экономики, политологии, социологии, связей с общественностью, социальной информациологии и др. Причем такой контакт представляется возможным в режиме гармонизированного, конструктивного диалога и взаимодействия. Обращение к позитивному опыту, к анализу проведенных исследований позволит сконструировать предложения по формированию принципов и методов государственной информационной политики, направленной на ее совершенствование с учетом новых социальных, политических, экономических, культурных и иных обстоятельств.

В разработке подобной, отвечающей современным требованиям, концепции формирования государственной информационной политики в настоящий момент заинтересована вся общественность страны, так как в итоге сбалансированная политика в сфере информации способна максимально-позитивно отразиться на динамических реалиях нашей действительности. Этот фундаментальный тезис выдвинут, доказан, обоснован в монографии профессоров А. Киселева и С. Коновченко "Информационная политика в России", вышедшей в 2004 г. в издательстве Российской академии государственной службы при Президенте РФ и вбирающей в поле исследования эмпирический материал от зарождения древнерусского государства до современности. Доказательная база, по оценкам экспертов ВАК, "одного из самых цитируемых на сегодняшний день изданий по рассматриваемой проблеме исследования", выстраивается на примерах российской истории и истории российской печати с критическим переосмыслением устаревших принятых и утвердившихся подходов, а также на анализе современной практики взаимоотношений власти и СМИ с прогнозированием возможных вариантов формирования информационной политики.
    
По инициативе авторов данной книги при активной поддержке стратегических партнеров проекта: кафедры информационной политики РАГС при Президенте РФ (В.Д. Попов, П.Н. Киричёк), ректора Академии труда и социальных отношений (А.А. Шулус), Союза журналистов России (В.Л. Богданов), Международного сообщества писательских союзов (С.В. Михалков) и других 23 марта 2007 г. в Центральном Доме журналиста прошло объединенное заседание Круглого стола на тему "Современная информационная политика в России: проблемы и перспективы", носившее ознакомительный и организационно-рекомендательный характер.

В нем приняли участие более 40 ведущих специалистов страны в этой области, среди которых: директор Департамента государственной политики Министерства массовых коммуникаций, культуры и образования Ю.И. Бундин, советник Управления Президента РФ по внутренней политике А.М. Тарасов, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор Я.Н. Засурский, заведующий кафедрой информационной политики РАГС при Президенте РФ, профессор В.Д. Попов, директор издательства "Русская книга", профессор М.Ф. Ненашев, Генеральный секретарь Союза журналистов России И.А. Яковенко, секретарь Правления Союза писателей России, академик МПА С.Н. Лебедев, генеральный директор ROMIR monitoring А.В. Милехин, заместитель Президента Фонда развития информационной политики А.М. Вяткин и многие другие представители общественности.

Обсуждались вопросы состояния и прогнозов рассматриваемой актуальнейшей проблемы, в частности формирования Программы общенациональной политики информационного развития в РФ и принципов создания Общественного совета по формированию Программы информационного развития в РФ в условиях подготовки России к вхождению в информационное общество. Проведенное заседание Круглого стола вызвало широкий резонанс общественности. В частности, этой важнейшей проблеме посвящены публикации в журналах "Государственная служба", "Президентский контроль", instcomm@mail.magelan.ru, (www.ksdi.ru) и др.

В результате совместной работы государственных служащих, ученых и практиков сформирована координационная рабочая группа, выработаны предложения по совершенствованию информационной политики в Российской Федерации. Подготовлены стенограмма заседания Круглого стола, предложения по персональному перечню (составу рабочей группы), а также другие необходимые материалы.
Таким образом, состояние информационной среды России сегодня во многом определяет уровень и возможности ее социально-экономического развития, обеспеченность обороноспособности и суверенитета страны, эффективность работы государственного аппарата, взаимоотношений государства и общества. И для дальнейшего развития этой среды настоятельной необходимостью выступает четко выстроенная, сбалансированная информационная политика Российского государства, включающая в себя целый ряд инновационных мер.

В частности, воссоздание Госиздата Российской Федерации (со структурными подразделениями в субъектах Федерации), который в парадоксальных условиях избытка деконструктивной и бесполезной информации и дефицита социально значимой информации мог бы координировать поставку именно последней. Такая мера приобрела бы чрезвычайную актуальность особенно в период предвыборных кампаний, когда электорат должен иметь объективное представление о происходящем в политической жизни и доверять только социально значимой информации, отсекая иной информационный мусор, который, к сожалению, на сегодняшний день публично поставляется в изобилии, формируя массовое сознание желто-прессового характера.
В целях теоретико-методологической, а также экспертно-аксиологиче-ской основы для разработки проектов соответствующих документов считаем целесообразным создание специализированного структурного подразделения в составе Администрации Президента РФ (рабочей группы по разработке общенациональной политики информационного развития). В состав этого подразделения могли бы войти компетентные специалисты в областях журналистики, политологии, юриспруденции, социологии, филологии, информационных технологий, этики, психологии, этнополитики, коммуникативистики, способные синтезировать и агрегировать накопленные знания и опыт, выявлять информационно-коммуникативные проблемы общественного развития и предлагать (формулировать) конкретные способы их разрешения.

Рекомендуемая к созданию структура предполагает в своей работе осуществление непосредственного контакта с Управлением внутренней политики Администрации Президента Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и др.

В связи с этим предлагаем рассмотреть вопрос о возможности создания вышеназванного подразделения по разработке общенациональной политики информационного развития как научного, теоретико-методологиче-ского координационного центра и определения его места, роли, структуры и функций на благо укрепления Великой России и обеспечения позитивного имиджа Президента Российской Федерации.

Приложения:
1.    Современная информационная политика и региональная властная элита в условиях вертикали власти (Аналитическая записка).
2.    Современная информационная политика: императивно-модусная трансформация (Статья).
3.    Региональные экспертизы N 7, 9 и др. Фонда развития информационной политики (на сайтах : frip@frip.ru www.frip и др.

А. Киселёв,                        П. Киричёк,
координатор Рабочей группы          доктор социологических наук, профессор
по совершенствованию информационной      заместитель заведующего кафедрой
политики, доктор социологических наук,      информационной политики
профессор, главный редактор журнала         Российской академии государственной
"Президентский контроль" Администрации     службы при Президенте Российской
Президента Российской Федерации                Федерации

Док. 648196
Перв. публик.: 14.02.12
Последн. ред.: 14.03.12
Число обращений: 0

  • Киселев Александр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``