Либерализму в России не повезло. Его именем назвались люди, его риторику использующие, им клянущиеся, но никакого отношения к либерализму не имеющие.
В 90-е годы польский политолог Шацкий, исследуя политические и идеологические процессы в Восточной Европе, обратил внимание на явление, которое он назвал "протолиберализм".
Оно заключалось в том, что определённые группы общества, ведя борьбу против коммунизма и социализма, использовали как оружие либеральную риторику и либеральные знамёна, будучи на деле абсолютно чужды либеральным ценностям, не понимая и не разделяя их.
Тогда это могло казаться "детской болезнью" и называться "протолиберализм". Сегодня это явление точнее можно определить как "квазилиберализм". Или "лжелиберализм".
Либералов у нас часто зовут "оранжевыми". Хотя в реальном "оранжевом движении" участвуют представители сколов всех традиционных партийно-политических начал. Там есть и коммунисты, и консерваторы, и националисты.
В каком-то смысле главное, что их объединяет - это присвоение себе права говорить от имени народа. И при его отказе признать их своими представителями объявляют несогласное с ними большинство "дефектным".
Но при всём разнообразии составляющих "оранжевую палитру" сил - ядром и руководящим началом в ней являются отказавшиеся от либеральных и гуманистических ценностей носители либеральной фразеологии.
Для настоящих либералов либерализм означает приверженность идеалам Разума и Свободы.
Для ложных либералов либерализм - это их право на избранность, на роль интеллектуальных гуру, право стоять выше общества, его презирать и поучать. И, в конечном счёте, - не считаться с обществом.
Мировой либерализм давно отказался от рыночного фундаментализма и встал на путь требования государственного регулирования экономики. В России "оранжевые" навязывают обществу требования рыночной экономики, не считаясь с их катастрофическими последствиями.
Либерализм полагает, что любой народ имеет право жить в соответствии с теми идеями и ценностями, какие он разделяет. Наши "оранжевые" полагают, что люди должны жить по тем правилам, которые для них напишут они - "квазилибералы".
Либерализм считает высшим носителем и источником власти народ и признаёт его суверенность.
"Оранжевые" считают, что суверенитет народа - ничто в сравнении с нормами и правилами, провозглашёнными "избранными странами", которые они признают достойными подражания, и требуют подчинения воле этих "избранных".
Большинство общества "оранжевых" отвергает - и отказом им в уважении, и электоральным неприятием. В России люди, называвшиеся либералами, столь опорочили это вполне благородное имя, что оно стало ругательным.
Но вот в среде элиты они по-прежнему весьма авторитетны.
"Оранжисты" создают большой шум на площадях, имитируя, с одной стороны, "народный протест", а с другой - формируя театральный образ его "подавления властями".
В подконтрольных им СМИ "оранжевые" пропагандисты и агитаторы "гонят" соответствующую информационную волну, влияя на общественные симпатии.
Представители "оранжевых", сохранившие положение на высшем государственном уровне, инициируют рыночно-фундаменталистские экономические инициативы и упорно пропагандируют их.
"Оранжевые" не всегда громко, но настойчиво и упорно повторяют свои квазилиберальные рекомендации для власти, вновь создавая впечатление, что "иного не дано".
"Оранжевые" историко-публицисты продолжают фальсифицировать едва ли не каждый эпизод истории России, особенно её советского периода.
Они создают негативные представления о прошлом страны. Причём получают для этого возможности электронных СМИ. Сохраняя нередко статус глав академических НИИ, а иногда и ведущих вузов страны.
Однако, как только они получают публичный отпор - мгновенно используют все свои клановые возможности для кулуарного и административного давления на оппонентов, оказавшихся для них опасными.
"Оранжевые" отторгнуты обществом на политическом уровне. Но они допущены во власть и часто гостят в неформальных элитных аудиториях.
Они ненавидят и презирают ценности и настроения большинства общества - но сохраняют фактор мощного кланового влияния. В частности, выдавая себя в глазах и российской власти, и международных структур за носителей общественного мнения и представителей ожиданий народа.
Они остаются влиятельным фактором искажения воли народа и атавистическим препятствием на пути её осуществления.
Они сегодня активизировались и мешают развитию общества, навязывая ему рыночно-фундаменталистские и элитарные представления и проекты.
Нельзя двигаться вперёд, не отодвинув их с пути общественного развития