В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Витязев: Жизнь из пробирки? Назад
Александр Витязев: Жизнь из пробирки?
Ухтинский врач Александр Витязев предлагает узаконить трудовые отношения между суррогатной матерью и заказчиком...
- Как вы относитесь к экстракор-поральному оплодотворению? - этот вопрос (если люди вообще понимают, о чем речь) обычно вызывает у мужчин некоторое торможение, у женщин - смущение.

- Это что, в пробирке, что ли?
- Именно так.
- А как же любовь? А романтика? А чувства?!

ПОТЕРИ - КАК НА ВОЙНЕ

Сегодня мы куда более серьезно озабочены монетизацией льгот, реформой ЖКХ и т.д., нежели проблемой рождаемости. А между тем все проблемы, которые сегодня волнуют общество, могут вообще потерять всякий смысл. И очень скоро - на протяжении жизни всего лишь одного-двух поколений россиян. Ведь ситуация катастрофическая: ежегодно Россия теряет 1 млн. 700 тысяч человек. Потери - как на войне. Одна из главных причин - катастрофическое сокращение рождаемости. Почему это происходит? Как можно исправить ситуацию? На эти и другие вопросы отвечает кандидат социологических наук, известный в Ухте врач Александр ВИТЯЗЕВ.

- Александр Клавдиевич, давайте обозначим проблему.

- Не будем сейчас касаться таких факторов, как естественная убыль населения. Остановимся на рождаемости. Если в 1990 г. в России родилось 1 млн. 989 тыс. детей, то в 1998 году - только 1 млн. 283 тыс. Так называемый коэффициент суммарной рождаемости на одну женщину составил 1,24. Грубо говоря, женщина в семье или без оной сумела родить 1,24 ребенка. Но чтобы обеспечить простое воспроизводство населения, этот коэффициент должен быть равен 2,2.

Аналогичная ситуация и в нашей республике. Начиная с 1993 года, в Коми происходит существенная убыль населения, в том числе из-за резкого снижения рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости уменьшился с 1,87 в 1990 году до 1,15 в 2000-м.

Трудоспособное население неуклонно стареет, и заменить его скоро будет некому. Больше того, некому будет "кормить" пенсионеров. Так что проблема снижения рождаемости не только демографическая, но и экономическая, социальная.

Конечно, снижение уровня рождаемости характерно не только для нашей страны. Это глобальный процесс, охвативший и целый ряд цивилизованных стран мира. Но на фоне чисто российских реалий - обнищания населения, безработицы, сокращения пособий и помощи семьям с детьми - эта проблема становится особенно болезненной и опасной.

ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ - КАРЬЕРА

- Итак, семья все чаще отказывается нести ответственность перед обществом за воспроизводство населения. С чем это связано? Только ли со снижением уровня жизни?

- Многие тысячелетия семья служила "цехом по производству детей". Рождение ребенка, продолжение рода было одной из главных задач брака. Сегодня же во многих случаях целью брака стало получение чувственных наслаждений. Эротизация брака, отделение сексуально-эротических отношений от деторождения изменили смысл союза двоих. Изменилась и сама мотивация поведения супругов. Не семейное счастье, а успех в обществе - вот что выходит сегодня на первое место. А кто такой успешный человек? В первую очередь - деловой. Так вот, у той же деловой женщины природный инстинкт иметь детей нередко подавляется желанием сделать карьеру. Если бедные люди отказываются от детей, потому что боятся полной нищеты, то люди с достатком опасаются, что забота о детях поглотит личную жизнь и помешает сделать карьеру. В ходе одного из социологических исследований задавался вопрос: кому сейчас лучше, легче прожить? Ответ "людям без детей" дали 81% мужчин и 68% женщин. Причем и те, и другие на самом деле детей имели!

- Но почему вы пришли к мысли о необходимости "пробирки"?

- Не надо утрировать, это только одно из возможных решений. Как всякое новшество, экстракорпоральное оплодотворение воспринимается многими в штыки, однако здесь есть над чем подумать.

Сегодня в России более 6 миллионов женщин, не способных зачать ребенка. Еще больше женщин, не способных его выносить и нормально родить. Добавьте сюда все растущую армию мужчин, не способных оплодотворить яйцеклетку. А сколько у нас сегодня рождается больных, неполноценных детей? Кстати, это обстоятельство тоже нередко охлаждает желание иметь ребенка. А каким тяжким бременем больной ребенок ложится впоследствии на семью и на государство?
С другой стороны, миллионы людей мучаются от невозможности иметь ребенка, годами ждут в очередях на усыновление. При этом следует отметить: если государство возьмет на себя управление рождаемостью, это во многом может изменить лицо самого общества, социальные отношения и распределение социальных ролей. Хотя все эти процессы, будучи не узаконены, уже давно идут. Но как бы нелегально.

ЗАЧАТИЕ В ПРОБИРКЕ

- Что вы имеете в виду? Какая может выстроиться цепочка?

- На взгляд ханжи, здесь много непривычного по действующим сегодня в обществе нормам морали. Но все это явочным порядком все более настойчиво пробивает дорогу. Методики того же экстракорпорального оплодотворения довольно давно применяются в целом ряде наших клиник. А что это тянет за собой?

Оплодотворенная "в пробирке" яйцеклетка в целом ряде случаев переносится не генетической матери, которая в силу каких-то причин не может выносить ребенка, а матери суррогатной. Присутствует это сегодня в нашей жизни? Безусловно. Однако редко какая из этих обеих женщин согласится сегодня признаться в этом. И та, и другая рискуют не найти понимания и поддержки. Тем не менее, суррогатных матерей становится все больше.

Идем дальше. Что такое договор "заказчика", который в данном случае определенно выступает в роли "работодателя" с суррогатной матерью? Это с правовой точки зрения - наем на работу. Появление специфических, но определенно трудовых отношений между работодателем и работником. Таким образом, вынашивание ребенка логично классифицируется как работа, как труд. Что же из этого следует? Государству остается лишь законодательно закрепить положение, что беременность и уход за детьми относятся к труду. И распространить это на всех остальных женщин! Таким образом государство установит трудовые отношения между женщинами, "производящими людей", и работодателем. В роли последнего могут выступать как частные лица, так и муниципальные государственные учреждения специального назначения (центры экстракорпорального оплодотворения, дома малютки и т.д.).

Непривычно? Да. Но давайте взвесим все "плюсы". Во-первых, контролируемый медиками процесс зачатия ребенка (в необходимых, конечно, случаях!) в пробирке обеспечит здоровое потомство. Во-вторых, он даст возможность миллионам семей и отдельных граждан, по разным причинам не способных иметь ребенка, осуществить свое желание. В-третьих, женщина получит право выбора: идти ли ей по пути карьеры успешной бизнес-леди, либо делать хорошо оплачиваемую заинтересованным государством "карьеру матери".

Но для того, чтобы это все осуществить, нам самим, прежде всего, надо перестать жить "в пробирке", видеть и понимать то, что уже происходит за ее стенками. Словом, быть готовыми к восприятию нового.

Тамара ПРОСУЖИХ.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Александр Клавдиевич Витязев в 1973 г. окончил Архангельский государственный медицинский институт. Работал в Ухтинской городской больнице, затем на протяжении 15 лет возглавлял кожно-венерологический диспансер. Избирался депутатом Совета МО "Город Ухта". Занимается изучением вопросов управления системой здравоохранения и медицинской социологией. В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию. В настоящее время работает руководителем отдела научных исследований Ухтинского филиала Современной Гуманитарной Академии.

P.S. СУРРОГАТ ВМЕСТО НАСТОЯЩЕГО МАТЕРИНСТВА

Первый в мире ребенок от суррогатной матери родился в 1989 г. в Великобритании. Врачи взяли у бесплодной женщины яйцеклетку, оплодотворили ее вне организма и перенесли эмбрион в матку другой женщине. Через девять месяцев не способная самостоятельно выносить ребенка женщина смогла взять на руки малыша.

В России первый ребенок от суррогатной матери появился в 1995 г. в С.-Петербурге.

На данный момент в мире родилось порядка 1500 детей от суррогатных матерей. Однако по неофициальным данным, их гораздо больше - 250 тысяч.

Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон.

Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать "своего" ребенка после установления той связи с ним, которая создалась во время 9-месячной беременности и родов (даже если вначале женщине казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний).

Если ребенку объяснят (или он случайно узнает), что его родила не мать, а другая женщина, не станет ли это для него источником проблем или тягостных переживаний? А если контакты ребенка с этой женщиной будут продолжаться и после его рождения (так бывает, когда суррогатная мать - родственница или близкий семье человек), то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем?

МНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а лечение бесплодия не помогает супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов.

К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны.

Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является "плотью от плоти" анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо "социальных", еще и так называемых биологических родителей.

12.05.2005

http://www.tribuna.nad.ru

Док. 648139
Перв. публик.: 12.05.05
Последн. ред.: 13.03.12
Число обращений: 0

  • Витязев Александр Клавдиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``