В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Статус открывает возможности` `Рынком разум не заменишь. Россию могут спасти только новые технологии управления` Назад
`Статус открывает возможности` `Рынком разум не заменишь. Россию могут спасти только новые технологии управления`
Простов А.Ф. - кандидат политических наук, главный редактор журнала "Социальная экспертиза", сопредседатель НП "Национальный союз общественных экспертов", основатель школы "Интеллектуального выживания".

Эта статья является продолжением экспертизы решений, связанных с поиском ответов на вопросы: "Кто, как и от чего будет спасать Россию, если под спасением подразумевается модернизация экономики и реформирование системы управления".

Поводом для написания данной статьи явилось обсуждение инициативы Главы Одинцовского района А.Г. Гладышева - законопроекта "Об инновационных муниципальных образованиях", где местные органы власти предлагают Центру расширить их полномочия. По мнению автора, этот Закон призван кардинально улучшить качество жизни каждого жителя, причем не через пять лет, а завтра. С принятием этого Закона районы получат новые возможности для развития экономики и социальной сферы (здравоохранение, образование, модернизация и снижение тарифов на ЖКХ). Закон дает возможность построить нужное количество детских садов, школ, больниц и предоставить дополнительные льготы ветеранам, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, а так же решить проблему очередников на новое жилье. Но самое главное, что инициатива совпадает с намерениями действующей власти: "Муниципалитеты должны стать в полной мере финансово самостоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для решения повседневных людских проблем". (В.В.Путин)

Экспертное мнение. Уважаемые коллеги, заявленная тема моего доклада "Экспертное сопровождение деятельности региональных правительств и органов местного самоуправления", поэтому позвольте сразу начать с экспертной оценки степени вероятности реализации данного законопроекта.

Полностью поддерживая данную инициативу, вынужден признать, что перспектив у нее, как и у многих других серьезных проектов, очень мало, так как, по мнению большинства политиков, ученых, аналитиков и экспертов внутренние факторы, определяющие в стране ситуацию "как есть" определяются одной фразой: "Характер проводимых реформ в России оценивается как случайный набор хаотических идей, мер и действий, которые не выстраиваются в общую стратегию. По этой причине механизмы реализации всех благих намерений жестко заблокированы, так как ломают сложившуюся модель, технологию и механизмы управления экономикой, территориями и самим процессом развития. Поэтому, чтобы инициативы были реализованы, необходимо разработать и предложить Кремлю не отдельные улучшения, которые заведомо не вписываются в стратегию, а новую целостную модель управления и новую стратегию развития России.

Однако, чтобы построить новую Модель сначала нужно найти новый Метод и разработать новый Язык, который позволит описать эту модель и ее новое содержание. При этом новая модель должна быть привязана к трем координатам: всеобщие принципы и законы развития, мировой исторический опыт и особенности "цивилизационной матрицы России". Такие метод, язык, модель и стратегия развития разработаны в рамках науки "Политическая кибернетика". Но прежде, чем их изложить, хотелось бы ответить на ряд прозвучавших здесь вопросов.

Почему Россия не Китай. Все чаще сравнивают сложившуюся ситуацию в России с успехами Китая. Как могло получиться, что "старший брат", который учил "младшего брата" как нужно жить, вдруг оказался в хвосте мировых процессов. Почему у Китая получилось все - реформа, модернизация, перестройка, а у России ничего? Отвечаем: потому, что коммунистическая партия Китая после ссоры с Советским Союзом первым делом отказалась от пролетарского интернационализма. В результате КПСС больше нет, а КПК психологически готовит своих граждан к статусу мирового лидера. Если Россия, подчиняясь принципам теории монетаризма, хранит свои финансовые резервы (в сумме двух годовых бюджетов) в ценных бумагах иностранных государств или тратит деньги на новые нефтегазовые трубы в Европу и Азию, то Китай, игнорируя мировое общественное мнение по всем политическим и правовым вопросам, строит новые производства и новые города. Если в Китае все провинции конкурируют друг с другом по одному показателю - росту уровня и качества жизни, то в России никто не конкурирует, а просто отчитываются по 337 показателям, которые оценивают эффективность работы губернаторов. Потому, что экономика Китая привязана к мировым экономическим циклам, а в России - к своему политическому графику.
В России до сих пор спорят, что важнее, бюрократические процедуры и узаконенная ложь статистики или реальное ощущение улучшений и заботы со стороны власти. Что эффективнее - управление через своих людей во всех органах власти или тотальная конкуренция по критерию эффективности управления. Что правильнее, заставить бюрократию внедрять инновации, лишив их старой и привычной кормушки, или найти лидеров, которые будут реально управлять страной, а не обеспечивать сохранение своей власти в условиях, когда Россия находится под угрозой внешнего управления.
Все эти "если" привели к тому, что только 10 субъектов Федерации являются донорами федерального бюджета, остальные - получают и живут на дотациях. Этим определяются все базовые отношения центра и регионов. При существующей системе и принципах налогообложения нет никаких перспектив самостоятельности и развития местного самоуправления, а значит и роста жизненного уровня населения. Особым негативным фактором здесь выступает урбанизация населения и "оголение" удаленных от центральных областных сельских районов - за 20 лет ликвидировано 20 тыс. деревень, теперь это уже происходит и с малыми городами.

Чтобы исправить ситуацию, нужно исходить из того, что на самом деле существуют две власти - власть верховная и власть народная. Поэтому ресурсы должны распределяться между ними в золотой пропорции: 62% должно оставаться внизу, а "верхи" и посредники делят между собой остальные 38%. Это относится и к распределению общенациональной собственности - 62% надо оставить органам местного самоуправления и государству, а 38% - передать в частные руки.

Однако в России и здесь все наоборот. Около 80% управленческих ресурсов находится в руках у власти и посредников-казнокрадов, а регионы нищие, у них нет ресурсов для развития. Вся система построена так: Центр со всех деньги собирает, а потом распределяет по принципу лояльности к власти. Поэтому местное самоуправление без социального понимания процесса вместо развития налоговой базы и увеличения рабочих мест превращается в потребителя налогов, живет ожиданием дотаций, выживая на феодальных принципах, но с отрицанием федеральных законов. Отсюда иждивенческий подход, игнорирование потенциала территорий, где ожидаемый уровень самоокупаемости муниципалитетов не превышает 10 %. Это принудительно-распределительная экономика, где граждане России находятся под гнетом финансовых обязательств и поборов на нескольких уровнях: международном - за проигрыш в "холодной войне"; федеральные налоги; региональные налоги; административные "откаты"; криминальные поборы.

Проблема состоит в том, что какая бы политическая партия не пришла к власти, стратегия развития, модель, технологии и механизмы управления останутся старыми, так как политическая элита новых не предлагает - достаточно ознакомиться с предвыборными программами кандидатов в Президенты России. Поэтому, чтобы реализовался обсуждаемый сегодня проект необходимо сделать его частью новой Модели и новой Стратегии развития.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРИЛОЖЕНИИ

viperson.ru

Док. 648120
Перв. публик.: 13.03.12
Последн. ред.: 23.03.12
Число обращений: 0

  • Простов Александр Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``