В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О политических партиях Назад
О политических партиях
Сколько политических партий необходимо иметь в России? Рассматривая различные периоды формационной борьбы, утверждалась необходимость большого числа политических партий. Обосновывалось это плюрализмом, на основе которого, якобы, вырабатываются консолидированные мнения. К чему это приводило в истории нашей страны в периоды 1917 года, "перестройки" и перманентной перестрелки. Мнений может быть множество, а оптимальное решение, в реальных ситуациях, должно быть одно. И.А. Ильин в избранных статьях "О грядущей России", под редакцией Н.П.Полторацкого, писал (цитирую): "Государственное бессмыслие начинается там, где люди предоставляют своим Главарям думать за них, а сами повторяют чужие выдумки. Составитель будущей российской конструкции должен понять и запомнить, что все установленные правила и обычаи демократического строя, которые усиливают центробежные силы в политике или ослабляют центростремительные тяготения народной жизни, должны быть специально для России обезврежены и заменены иными, закрепляющими национальное единство. Форма "Общественного договора" неосуществима в России: всенародный сговор с арифметическим подсчётом голосов быстро развалит русское государство. Государственный строй новой России должен быть по форме унитарным, а по духу федеративным. Сильный центр, формально авторитетный, а по существу и по духу - народный и всенародный. Политика - есть искусство узнавать и обезвреживать врага. Но, кто к этому не способен, тот сделал лучше, если б не вмешивался в политику".

Чтобы определиться в количестве политических партий, нужно обратиться к терминам и определениям.

Политическая партия - это активная, организованная часть какого-либо класса, преследующая определённые цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. Плюрализм (множественный) - философское понятие, отрицающее идею единства мира, признающее множество начал и видов бытия. В буржуазной социологии - как признак "чистой", "высшей" формы демократии. Политическая власть осуществляется противоборствующими, уравновешивающими политическими партиями.

В буржуазном обществе правящий класс, как правило, создаёт две партии, различающимися между собой лишь по методам достижения политических целей. Из них попеременно то - одна, то - другая. Партии маневрируя, выдвигаются на авансцену политической власти, играя в "конкуренцию" и "демократию", сохраняя существующий строй.

США. Сложившаяся во второй половине Х1Х века двухпартийная система на Федеральном уровне государственной власти, представлена в виде Республиканской и Демократической партий.

Великобритания. Правящих три партии: Лейбористская партия, Консервативная и Либерал - демократическая (либдемы) партии. Имеются и Национальные партии в Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии ("головная боль"), а также политические маргиналы или микропартии. Это, скорее, общественные движения.

Германия. Основных партий три: Христианско-демократический союз (ХДСХСС). В Бундестаге прочно образуют единую фракцию. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Свободная Демократическая партия (Св. ДП). В 1989 году партия СЕПГ, наследница ГДР, преобразована в партию Демократического социализма (ПДС). Такое количество партий затрудняет образование коалиционного Федерального правительства.

Франция. Влиятельными являются две политические партии: Социалистическая партия (900 тыс. членов) - главный отряд социалистического Интернационала. Коммунистическая партия (около 400 тыс. членов), пересмотревшая во многом прежние догмы. Имеются и более мелкие партии - представители "третьих сил", которые самостоятельно не оказывают существенного политического влияния. На выборах партии выступают в блоках, делясь на "левых" и "правых".

Итак, рассуждая логически, в разные периоды системного развития, в стране должны функционировать одна или две политических партий. В переходный период , на "стыке" (смене) формаций (политических систем) должны конкурировать две партии, аргументировано доказывая преимущество своих позиций. Каждая формация проходит три стадии развития: становления, стабильности и упадка. Двухпартийная система необходима в начальной и конечной стадиях. В период стабильности - одна политическая партия с вертикалью власти. Соображения о вертикали власти и процедуре выборов, изложены в статье: "Выборы. Где таятся "загогулины"?". Невозможно эффективно руководить в любой властной структуре, когда нет общего согласия по принципиальным вопросам решения и, тем более, самой поставленной цели. Это не означает, что люди не могут организовываться по каким-либо интересам, но это не политические партии, а общественные объединения. Например: "зелёные" - экология, "крестьянская" - интересы сельхозпроизводителей и т.д., которые могут влиять на принятие тех или иных решений правящей партией.

Но, главное! При этом, предварительно должны быть выполнены основные условия.
-    Восстановлена чёткая работа системы статистических органов снизу доверху (или наоборот) - Госстат, ЦСУ, ЦСО, а также налажен строгий учёт во всех звеньях управления экономикой.
-     Разработаны и законодательно утверждены "Критерии оценки" работы правящей партии и Главы государства по основным показателям жизни общества. Это - подъём экономики в целом и с разбивкой по основным отраслям, расходованию госбюджета, снижению уровня преступности и других антисоциальных явлений, росту уровня жизни населения, развитию культуры и образования, ликвидации коррупции и т.д. Это далеко не полный перечень, который заставит органы управления работать "на народ".
-    Разработаны и законодательно утверждены критерии персональной административной или уголовной (не виртуальной) ответственности лиц за должностные преступления. Не выполнение предвыборных обязательств - основание для автоматического лишения занимаемого поста с дальнейшими выводами, в зависимости от нанесённого ущерба. Все беды от безответственности.

Анализируя программы зарегистрированных политических партий, у всех нет чёткого обоснования модели государства, которую собираются строить. Все программы изобилуют избитыми фразами типа: будет обеспечено, повысить роль, прекратить рост тарифов, модернизировать политическую систему, справедливое распределение доходов, усилить борьбу с коррупцией, ограничить влияние НАТО и т.д. Имеются и чистые глупости. Например: ограничить срок пребывания у власти. А если он эффективно руководит? Это что, дай другому "порулить"? Критериями сроков должны быть объективные показатели работы. Или последнее заявление М.Д.Прохорова: "создать партию вне зависимости от политических взглядов". Вот как? Это что за политическая партия без политических взглядов? Упрощённая регистрация политических партий при избрании их представителей в парламент, приведёт к "толкотне мысли" и к эффекту "мал клоп, да вонюч". Такую глупость страна уже проходила в 90-ые, к чему это привело - до сих пор "разгребаем". Это не конкуренция, а ещё больший политический хаос на радость Западу. До сих пор не выбран чёткий, выверенный политический вектор развития страны, понятный народу и для народа. Страна идёт вспять объективному историческому развитию. Это напоминает человека, идущего задом. Видимая перспектива удаляется, а опасность по ходу движения вслепую увеличивается и может привести к трагедии. Серьёзными государственными делами должны заниматься подготовленные к управлению страной и авторитетные в народе люди. В "серьёзности" некоторых мы наблюдали в политических "дебатах" на различных каналах ТВ. Понятно - "шоу".

Уместно привести выдержку из заметки "Мужские игрушки". Глядя на "взрослых мальчиков", занятых важными делами - типа бизнеса или политики, О. Мозговая призналась: "Всё время, кажется, что они играют, всё время играют. То ли в детстве им не додали игрушек, то ли не нужные книжки они в детстве читали, то ли вообще не читали?

Власть на всех уровнях не для личного наслаждения, а рычаг для управления обществом, коллективом.

Избран новый "старый" Президент. Будем надеяться, что он, набравшись политического опыта, оставит после себя добрую память своего народа и войдёт в историю своей страны как победитель, а не исполнитель политики Запада. Первым тестом на зрелость покажут его практические шаги в отношении вступления нашей страны в ВТО.

Надежды таят в себе многое: сохранение государственного суверенитета, движение вперёд, без революционных потрясений.

В.В.Носков - инженер (ветеран труда).
Viperson

Док. 648026
Перв. публик.: 11.03.12
Последн. ред.: 16.04.12
Число обращений: 0

  • Носков Виктор Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``