В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Теория и практика массовой информации: проблемы и формирования информационной политики в России Назад
Теория и практика массовой информации: проблемы и формирования информационной политики в России
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра связей с общественностью

МОСКВА
2005

Материалы научной конференции
"Проблемы информационной политики в России"
студентов кафедры связей с общественностью АТиСо
2 декабря 2004 г.

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ВЫСТУПЛЕНИЙ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ. / Сборник материалов научн. конф. 2 декбря 2004 г. / Под ред. д.с.н., проф. Киселева А.Г. Составитель А.Г. Киселев. - М., Изд-во АТиСо, 2005, 105.с.

В предлагаемом сборнике публикуются материалы научной конференции студентов кафедры связей с общественностью "Проблемы информационной политики в России" 2 декабря 2004 года.
Сборник предназначен для студентов гуманитарных высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Связи с общественностью" и "Журналистика".


© КИСЕЛЕВ А.Г., 2005
© КАФЕДРА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ АТИСО, 2005


О Г Л А В Л Е Н И Е

А. КИСЕЛЕВ.
Государственная информационная политика в период формирования информационного общества

Т. ЦУРУКИНА.
И. Гутенберг и изобретение печатного станка

Ю. БИТЕЛЕВА.
Начало книгопечатания в России

Е. РАЗБОЙНИКОВА.
Периоды развития СМИ в современной России

Е. ПАРХОМИК.
Технология выпуска газетно-журнальной продукции на разных типах полиграфического оборудования

И. ДМИТРИЕВ.
Влияние СМИ на формирование общественного мнения

П. ГЛУХОВСКИЙ.
СМИ, как "четвертая власть"

А. КИСЕЛЕВ,
доктор социологических наук, профессор
кафедры связей с общественностью АТиСо

Мир стоит на пороге нового весьма значимого этапа социальных изменений - формирования информационного общества; по мнению одного из основоположников современной теории информационного общества Э. Тоффлера, человечество приготовилось творить новую цивилизацию . В связи с этим многократно повторяется, что информационное общество - это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах . Многократно обсуждается, что сегодня мир делится уже не по экономическому признаку - на экономически богатые или экономически бедные страны, а по информационному признаку - на информационно богатые и на информационно бедные страны, ведь информация сегодня - главное богатство экономики. В информационно развитых станах в сфере информации и ее инфраструктуре занято более половины всего работающего населения . Информационно богатые страны быстро "думают", быстро "принимают решения", быстро "действуют". "Велика стена" отделяет быстрых от медленных, и эта стена поднимается все выше с каждым минувшим днем" , - заключает Э. Тоффлер.
Встает важнейший для нашей еще недавно великой державы вопрос: по какую сторону от этой стены намерены остаться мы, россияне? И при каком условии нам никогда не удастся перебраться из восточной части на западную?
Последнее невозможно в первую очередь при условии отсутствия широкого доступа к информации, широкого в самом широком смысле слова. И этому есть объективные основания. Возвращаясь к идеям Э. Тоффлера, следует снова процитировать великого футуролога: "В конце концов Советы погубило не вооружение и не экономика, а фактор новых знаний, от которых сейчас все больше зависит и военная мощь, и экономическая сила". Эту же мысль развивает декан факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурский: "Когда мы начинаем думать, почему СССР развалился, то приводим многие данные и многие соображения, но никогда не задумываемся над тем, что с централизованным вертикальным управлением, которое было в СССР, невозможно было войти в новую эпоху, в новую технологию. Для развития информационного общества необходимо расширять горизонтальные и сетевые структуры. Они открывают новые возможности для инициативы каждого гражданина, а это огромный ресурс для среднего, малого бизнеса, для того, чтобы новые идеи не только быстро рождались, но и быстро реализовывались" .
Таким образом, развал Советского Союза не был результатом конкретных ошибок конкретных руководителей, он был предрешен изначально заложенной системой власти: социалистические "общественные отношения" не позволили социалистическим странам воспользоваться преимуществами новой системы создания благосостояния, основанной на компьютерах и коммуникациях и открытой информации прежде всего потому, что обществу недоступна была открытая информация. Закрытость информации обеспечивалась тем, что, во-первых, в социалистических странах, как правило, существовала однопартийная система, которая ограничивала разнообразие политической информации и, следовательно, систему социального знания; во-вторых, бюрократия всячески ограничивала систему знаний, так как любая система знаний ведет к крушению жестких мелких информационных монополий, создаваемых бюрократией; в-третьих, аппарат тайной полиции и система цензуры СМИ резко ограничивали и контролировали потоки информации. Руководство страны практически осуществляло монополию на знание. Знание стало частью государственной машины. А именно в форме контроля государства над знанием и кроется проблема формирования нового экономического порядка. Потому что "новая экономика расцветает в условиях более свободных высказываний, более совершенной обратной связи между управляющими и управляемыми, более активного участия народных масс в процессе принятия решения. Она может создать менее бюрократическое и ответственное правительство. Она может быть творцом большей независимости отдельного человека, мощного сдвига власти в направлении от государства - не в том смысле, что государство "подвергается увяданию", а в том смысле, что оно станет более человечным" .
Понимание весьма значительного отставания в формировании информационного общества в пределах нашей страны есть: во время парламентских слушаний в Государственной Думе РФ по теме "О построении в России информационного общества" в июне 1997 г. было отмечено: "Отставание России в подготовке к вхождению в информационное общество может привести к огромным экономическим и социальным потерям, а также к выпадению страны из цивилизованного мирового сообщества, к потере информационного суверенитета России". В течение второй половины 1997 г. Комитетом по информационной политике и связи было инициировано еще два парламентских слушания по проблемам "Развития информационного пространства в России" (октябрь 1997 г.) и "О развитии информационного пространства" (декабрь 1997). В последующие два года этим же комитетом было одобрено две концепции: Концепция государственной информационной политики (15 октября 1998 г.) и Концепция формирования информационного общества в России (28 мая 1999 г.).
Руководство страны, осознавая важность развития отечественной индустрии информационных технологий, инициировали появление ряда документов, в которых особое внимание уделялось индустрии информационных технологий. Это Стратегия социально-экономического развития России на период до 2010 года, проект Среднесрочной программы на 2003-2005 гг. и Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 15 августа 2001 г. В январе 2002 г. правительством была одобрена Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".
Согласно одного из наиболее важных в рамках обсуждаемой проблемы документов - Концепции государственной информационной политики - государственная информационная политика должна осуществляться, основываясь на следующих базовых принципах: принципе открытости политики (все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом, и государство учитывает общественное мнение); принципе равенства интересов (политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности); принципе системности (реализация принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования предполагает учет последствий для состояния других и всех в совокупности объектов); принципе приоритетности отечественного производителя (при наличии равных условий приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг); принципе социальной ориентации (основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России); принципе государственной поддержки (мероприятия государственной информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются преимущественно государством); принципе приоритетности права (развитие и применение правовых и экономических методов имеют приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной среды).
Рассматривая государственную информационную политику применительно к средствам массовой информации, авторы Концепции осознают, что переход России к информационному обществу неизбежен и необходим, он неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни и предполагает презумпцию открытости информации для граждан, а также защиту их информационных прав. Кроме этого, в Концепции признается, что переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации, что обусловливает особую роль СМИ в жизни общества не только как объекта информационной политики, но и как ее субъекта. В силу большой значимости СМИ на современном этапе развития нашего общества и наличия большого числа проблем в сфере средств массовой информации признается необходимость непосредственного вмешательства государства в регулирование деятельности печати, радио- и телевещания через реализацию государственной информационной политики. В связи с этим в Концепции выделяются в качестве основных следующие направления ГИП в сфере средств массовой информации:

недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на средства массовой информации (речь идет о прямом нажиме, снабжении СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией, умышленной недоговоренности, сращении структур власти, бизнеса, прессы и т.д.);
регулирование уровня концентрации и монополизации средств массовой информации (высокий уровень концентрации и монополизации способствует уменьшению независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках представителей экономической элиты, бесправию журналистов и т.д.);
защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;
совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, в том числе на трансграничном уровне, недопущение распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма средств массовой информации, доступа к официальной информации .

Таковы понятие и основные официальные положения государственной информационной политики. Рассмотрим, насколько реальны к выполнению данные положения и какие изменения необходимы, чтобы средства массовой информации и коммуникации способствовали ускоренному продвижению России в информационное общество.
Для осуществления государственной информационной политики в первую очередь необходимо создание единого информационного пространства. К разработке понятия единого информационного пространства и способов его формирования государство приступило в начале 90-х годов , однако до сих пор полного представления о природе единого информационного пространства и особенностях его функционирования в социокультурной среде принятые законодательные акты не дают.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРИЛОЖЕНИИ

viperson.ru

Док. 647973
Перв. публик.: 06.03.05
Последн. ред.: 06.03.12
Число обращений: 0

  • Киселев Александр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``