В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мордовия. От выборов до выборов... Назад
Мордовия. От выборов до выборов...
Александр Киселев, политолог, региональный эксперт, кандидат социологических наук, доцент /ПОЛИТИЯ, 2000, N4. С. 113 128

(социально политический портрет республики)

Российская провинция переживает нелегкие времена. Экономические перемены, политические процессы, происходящие здесь, ярко свидетельствуют о тех трудностях, которыми наполнена жизнь населения, трудноразрешимыми задачами, стоящими перед региональными органами власти. Не составляет исключение и Республика Мордовия, 70 летний юбилей которой отмечен 10 января. Авторы попытались проанализировать ситуацию, складывающуюся в Мордовии накануне выборов в Государственную Думу и Государственное Собрание республике, когда политика в умах людей тесно увязывается с экономикой, когда население делает выбор между лидерами, способными не только на словах, но и на деле изменить положение, когда подводятся некие итоги и расставляются акценты на тех положительных и отрицательных моментах, которые, по большому счету, обусловливают дальнейшее развитие региона, создают настоящее и будущее, завершают некоторый исторический этап развития России. Мордовия один из регионов типичных представителей российской провинции, оказавшийся в эпоху реформ в сложнейшем социально экономическом положении, один из регионов, постоянно нуждающихся в финансовой поддержке со стороны Федерального центра. Многочисленные политические, экономические и социальные проблемы, возникшие в республике за последние годы, и являются для авторов предметом анализа.

Республика Мордовия.
Образована как Мордовская Автономная область 10 января 1930 года. Преобразована в Мордовскую АССР 20 декабря 1934 года. 25 января 1994 года
преобразована в Республику Мордовия.
Территория 26,2 тысячи кв. километров. Население 963,5 тысяч человек, сельское население 42%.Административно территориальное деление 22 района.
Граничит с пятью субъектами Российской Федерации. Входит в состав
региональной ассоциации "Большая Волга". Образует одномандатный избирательный округ N 19 по выборам в Государственную Думу ФС Российской Федерации.
Региональные органы власти представлены Главой Республики, Государственным Собранием, Правительством Республики. Конституция Республики Мордовия принята Конституционным собранием Республики Мордовия 21 сентября 1995 года.

Под грохот политических петард и зарядов большего калибра с почти неслышным шелестом опали листы календаря 1999 года. Россия вступила в новый 2000 ый год с новым парламентом и новым руководителем страны.
Какие страсти, какой накал, какая интрига, какое поле для политологов, аналитиков, специалистов по выборным технологиям! Экраны телевизоров с трудом выдержали накал предвыборной борьбы, Многие, до сих пор неизвестные широкой российской общественности политологи, стали (наряду с известными политическими деятелями новейшей российской истории) героями выборной кампании только потому, что воспользовались пробелами в законодательстве о выборах и опубликовали через Интернет предварительные итоги хода голосования в регионах Российской Федерации.
Известные политические деятели с яростью, достойной лучшего применения, клеймили на всех телевизионных каналах не только друг друга, но и новые, наспех созданные перед выборами блоки, которые произвели настоящий политический фурор и заставили задуматься о том, возможна ли в России нормальная политическая жизнь или наша страна настолько спонтанна и непредсказуема, что даже самые тщательные политические прогнозы не стоят и ломаного гроша?
Во многих регионах страны кипели и местные страсти. Выборы региональных законодательных органов, глав региональных структур исполнительной власти носили не менее яростный накал, изобиловали не менее изощренными избирательными технологиями и, в конечном итоге, принесли такие же неожиданные для многих результаты.
Результаты выборов третьего состава Государственной Думы стали для многих "душем", охладившим некоторые слишком горячие головы. На этом фоне еще большую интригу внесла отставка Б.Н. Ельцина. В стране возникла совершенно новая политическая ситуация, которая вызвала некое замешательство и растерянность особенно у тех, кто пришел в Госдуму и в региональные органы власти на волне критики бывшего Президента. Запоздалые и достаточно вялые комментарии происшедшего лидерами известных партий и движений явно свидетельствуют об этом.
И пока политологи ищут ответы на многие вопросы, возникшие в последние дни и часы ушедшего года, страна продолжает жить, ожидая перемен к лучшему, веря в очередное чудо, которое вот вот должно произойти со сменой как высшего эшелона законодательной и исполнительной властей, так и с переменами, произошедшими в регионах.
Продолжается жизнь и в Республике Мордовии, которую тоже не миновали политические бури. Выборы депутатов Государственного Собрания без сомнения привнесли в жизнь населения Мордовии не только марши победных реляций победивших на выборах, но и заставили многих задуматься о том, что же происходит в Республике, почему еще несколько лет назад достаточно стабильно развивавшаяся Мордовия попала в разряд регионов, неспособных существовать без донорской помощи? Попытки региональных политических лидеров дать в ходе предвыборной кампании однозначные ответы на эти вопросы удовлетворили далеко не всех. Наскучили и лица, постоянно мелькающие на местных телевизионных каналах, не вызывали оптимизма и произносимые предвыборные обещания. Политическая трескотня заштатных политиков, зачастую переходящая в личные оскорбления, а то и просто в ругань, амбициозные заявления кандидатов в депутаты хотя и не повлияли на желание избирателей принять участие в выборах (явка на избирательные участки составила в республике 72%), но предопредели итоги выборов. Избиратели вновь поверили исполнительной власти (читай Главе Республики Н. Меркушкину) и 32,62 процентами голосов отдали предпочтение движению "Отечество Вся Россия" как очередной партии власти. Именно так воспринималось в республике это избирательное объединение, первым номером которого в региональном списке и был сам Глава Республики. На победу ОВР работали чиновники Аппарата Главы и Аппарата Правительства, контролируемые органами власти средства массовой информации, органы местной власти, другие управленческие структуры. Это обычная практика деятельности органов государственной власти, в чем и признались руководители Свердловской и Нижегородских областей Э. Россель и И. Скляров в интервью, продемонстрированном на канале НТВ в программе "Итоги" 16 января 2000 года. И какие бы законодательные ограничения по поводу участия или неучастия органов власти в предвыборных кампаниях не принимались, объективная реальность российской действительности свидетельствует о том, что по определению региональная власть и прямо, и опосредовано оказывает существенное влияние на избирателя, некоторым образом предопределяя итоги голосования.
В этой связи заметим и ещё одно: в тех регионах России, где данное влияние по тем или иным причинам оказывается не на высоте, итоги выборов становятся практически не предсказуемыми, а зачастую приводят и к смене самой региональной власти (примеры Московской, Новосибирской, Оренбургской областей наглядно демонстрируют данное утверждение).
Вторыми на финише предвыборной гонки в Мордовии оказались коммунисты, получившие поддержку 30,34% избирателей. Третья часть населения, принявшего участие в выборах, практически отказала в поддержке движению, олицетворяемому в Республике Н. Меркушкиным, а равно и самому Главе. И дело здесь не в так называемом "протестном" электорате (как принято сейчас определять население, несогласное с проводимой политикой), не в том, что эта часть населения "тоскует" по прошлым временам. Проблема, на наш взгляд, кроется в той ситуации, которая сложилась в экономике и социальной сфере Мордовии.
Третье место блока "Единство" с результатом 15,46% косвенно подтверждает вышесказанное 1/6 часть избирателей не доверяет Н. Меркушкину и коммунистам, но вполне доверяет В. Путину, т.е. все таки власти, но уже федерального уровня.
Таким образом, как пишет газета "Республика" от 22декабря 1999 года, Мордовия попала в "десятку" и оценивает предварительные тогда ещё результаты выборов как "самые оптимальные для республики". Автор публикации Г. Егоров с оптимизмом оповещает население Мордовии о том, что "политические симпатии избирателей оказались абсолютно (!) схожими с расстановкой сил в новой Государственной Думе, где главенствуют три фракции: КПРФ, "Отечество Вся Россия" и "Единство". В практическом плане это означает поддержка Мордовии Госдумой обеспечена. Законодательные тылы у РМ теперь крепкие." Трудно комментировать подобные выводы и не только из за их скоропалительности, но и, пожалуй, наивности. По нашему мнению не только, да и не столько совпадение политических симпатий избирателей того или иного региона России с расстановкой сил в Государственной Думе обеспечивает населению достойную жизнь. Дело не в том, кто "попал в десятку", отдав предпочтение тем или иным партиям и движениям, отдельным кандидатам на выборах, проблема в том есть ли у республики потенциальные возможности разрешить те проблемы, которые предопределяют ее социально экономическое положение. Надежды же на то, что представители ОВР займут ключевые посты в Государственной Думе, а "победа Ю. Лужкова в Москве означает продолжение отношений между Мордовией и Москвой, что сулит немалые перспективы" могут ведь и не оправдаться. Не об этом ли свидетельствуют последние события, произошедшие в Думе в первый день ее заседания?
В равной степени избрание заместителя председателя Правительства, министра экономики В. Гришина депутатом Государственной Думы по одномандатному округу вряд ли серьезным образом повлияет на ситуацию в Мордовии.
Именно поэтому итоги выборов депутатов Государственного собрания Республики Мордовия, на наш взгляд более значимы для её жителей. От регионального парламента зависит насколько потенциал, имеющийся у Республики, будет реализован, насколько изменится жизнь простых людей в го
родах и селах. А жизнь эта далеко не проста. Об этом свидетельствуют статистические показатели социально экономического развития Мордовии в последние годы.
По данным Госкомстата Республики Мордовия в январе июне 1999 года произведено продукции на сумму 4484 млн. рублей, что на 10,2 процента больше, чем за аналогичный период 1998 года. Доля продукции, произведенной крупными и средними предприятиями, составляет 3494 млн. рублей или 77,9 процентов.
Вместе с тем, в машиностроении и металлообработке объем производства в целом уменьшился на 5,6 процента. Уменьшилось производство электроламп на 21,0, бронекабеля 12,3, экскаваторов 72,5, цисцерн на 70,5 процентов. Отмечен рост производства тракторных прицепов в 2,2 раза, автомобилей на 28,9 процента.
От 1,8 до 4,5 процентов уменьшилось производство изделий химической и нефтехимической промышленности, в лесной и деревообрабатывающей промышленности при общем увеличении объема производства на 0,5 процента, уменьшилось производство готовой продукции оконных и дверных блоков на 13,9 процента. Увеличилось производство строительных материалов. Общий объем производства в пищевой промышленности увеличился по сравнению с январем июнем 1998 года на 27,6 процента. На 1/3 выросло производство пива, в 3,4 раза производство водки и ликероводочных изделий, снизилось производство мяса на 14,8, консервов на 26,2 процента.
На 10,7 процентов уменьшился объем работ по договорам строительного подряда.
На 30 тысяч гектаров по сравнению с весной 1998 года сократилась общая посевная площадь сельскохозяйственных культур, в том числе, площадь зерновых и зернобобовых культур сократилась на 24 тыс. га. Сократилось поголовье крупного рогатого скота на 3, овец на 37 процентов. Поголовье свиней увеличилось на 11 процентов. Различны показатели производства сельскохозяйственной продукции в районах республики: если группа районов увеличила производство мяса не 19 31 процент, то в других районах произошло сокращение производства на 21 29 процентов.
Нестабильно работал транспорт. На 12, 9 процента уменьшился за первое полугодие 1999 года по сравнению с этим же периодом 1998 года пассажирооборот транспорта общего пользования. Меньше, чем в первом полугодии 1998 года выполнено рейсов маршрутными автобусами во внутригородском и пригородном сообщении. Количество рейсов, выполненных троллейбусами, сократилось на 11,7 процента.
Ухудшилась экологическая ситуация в атмосферу выброшено на 20% больше загрязняющих веществ.
За январь июнь 1999 года через все каналы реализации населению Мордовии продано на 23,8 процента меньше потребительских товаров, чем за аналогичный период 1998 года. 2/3 товаров реализуется через торговые предприятия, доля рынков в реализации товаров составляет 28,9%. В структуре реализуемых товаров преобладают продовольственные 63,1%, значительно уменьшилась (на 40,9%) реализация непродовольственных товаров. Депрессивно развивается и оптовый рынок. Объем оптовой продажи товаров уменьшился на 24,2 процента. На 37,0 процента в денежном выражении уменьшился и внешнеторговый оборот республики.
Во втором квартале 1999 года отмечен скачкообразный рост цен (8,8 до 35,0 %) на плодоовощную продукцию (включая картофель), овощи, муку, хлеб и хлебобулочные изделия, консервы овощные и колбасные изделия. Стоимость набора из 25 основных продуктов питания в июне 1999 года по сравнению с декабрем 1998 года выросла на 33,1 процента. Темпы изменения тарифов на грузовые перевозки всеми видами транспорта в июне 1999 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросли на 81,8 процента, а с предыдущем месяцем на 45,9 %.
Достаточно сложная ситуация в республике сложилась с финансами. Продолжается рост неплатежей. По состоянию на 1 июня 1999 года просроченная кредиторская задолженность обследованных Госкомстатом республики предприятий составила 5273,6 млн. рублей, 55,2 процента которых составляет задолженность поставщикам. Долги в бюджет всех уровней и внебюджетные фонды составили 1960, 0 млн. рублей и увеличились за месяц на 2 %.
Уровень жизни и доходы населения в республике Мордовия тесно взаимосвязаны с показателями экономического состояния. Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения, рассчитанная Минтрудом РМ, в мае 1999 года составила 762,2 рубля и выросла в 2,1 раза по сравнению с маем 1998 года. Величина прожиточного минимума Республики Мордовия и других регионов России за май 1999 года характеризуется следующими данными:
(в среднем на душу населения, рублей)
    Все население    в том числе трудоспособное
Самарская область    901    1010
Пензенская область    892    1002
Республика Чувашия    815    934
Республика Марий Эл    778    849
Нижегородская область    772    859
Республика Мордовия    762    843

Численность населения Республики Мордовия с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила в мае 1999 года 582,9 тысяч человек, или 62, 2 % от общей численности населения (в мае 1998 года 46,3%) .
Положение работающих и членов их семей серьезно осложнялось многомесячными невыплатами заработной платы. Крупными должниками остаются предприятия и организации сельского хозяйства. Сумма общей просроченной задолженности по выплате заработной платы на 1 июня 1999 года составила 307,7 млн. рублей, из них 213,2 млн. рублей работникам производственной сферы, 94,6 млн. рублей социальной сферы. 26,9% составляет задолженность, вызванная недофинансированием из бюджетов всех уровней.
В июне 1999 года на учете состояло 19,8 тысяч незанятых граждан, ищущих работу. Из общего числа безработных 70% женщины, 30% молодежь в возрасте до 30 лет. В целом по республике уровень зарегистрированной безработицы на начало июля 1999 года составил 3,8 процента от численности экономически активного населения.
Нам показалось целесообразным достаточно подробно остановиться на изложении фактологического материала, основанном на данных Госкомстата, т.к. старт предвыборной кампании был дан именно на таком базовом фоне. На этом фоне разворачивались и все дискуссии кандидатов в депутаты как Государственной Думы, так и Государственного Собрания Республики Мордовия.
Наряду с показателями социально экономического развития важными, на наш взгляд, представляются и иные характеристики состояния мордовского общества. Речь идет о политической структуре, межэтнических отношениях, состоянии образования, здравоохранения, культуры.
Очевидно, что такие события как выборы органов государственной власти любого уровня, актуализируют проблемы политической структурированности общества. Не миновала эта "участь" и Мордовию. По состоянию на 24.09.99 года Министерством юстиции республики зарегистрировано 33 политических организации (партии, общественно политические движения), действующих в Мордовии. 28 организаций представляют собой региональные отделения общероссийских партий и движений, пять общественно политические организации республиканского уровня. Крайне сложно судить о численности представленных организаций, вместе с тем не считаться с фактом их существования на начальном этапе выборов было бы и стратегически и тактически неправильно. Видимо, именно из этих соображений Главой Республики Н. Меркушкиным летом 1999 года была выдвинута идея подписания Договора об общественном согласии в Республике Мордовия. Насколько удачна была эта попытка? Подписание подобного договора могло бы консолидировать общественность Мордовии и становилось реальным политическим ходом перед выборами. Однако республиканские лидеры КПРФ в крайне резкой форме отвергли данное предложение, выставив, в свою очередь ряд требований экономического и политического характера. Следующим политическим ходом Главы Республики стала безграничная поддержка движения "Отечество Вся Россия" и создание осенью 1999 года республиканского общественно политического движения "Согласие. Порядок. Созидание." Редко в нынешних СМИ можно прочесть столь пафосные строки об общественном движении: "Создание республиканского общественно политического движения "Согласие. Порядок. Созидание." это не просто концентрированное выражение и воплощение политической воли властной элиты и ее безусловного лидера Николая Меркушкина. В октябрьские дни произошло нечто большее: рождение новой целостности, новой силы, вооруженной разумным видением жизни, простой и доступной народу идеологией созидания". Итак, жителям Мордовии была предложена официальная государственная идеология, "которая уже давно, на деле доказала вою жизнеспособность, свою результативность". Таково одно из мнений, получившее признание в республике. Такова политическая платформа, на которой стоит нынешняя власть в Мордовии. Существенно и то, что итоги выборов показали, что население Мордовии поддерживает эту платформу 90 процентов депутатов, избранных в Государственное Собрание представляют движение "Согласие. Порядок. Созидание."
Интересна ситуация, сложившаяся в республике с деятельностью оппозиции. Она представлена, с одной стороны, республиканской организацией КПРФ, с другой стороны, региональным лидером "Яблока" Н. Медведевым.
Активная пропагандистская предвыборная кампания коммунистов, носившая обычный для этой партии характер критики существующего "режима" (в Мордовии Ельцинско Меркушкинского), дала достаточно парадоксальные результаты. Список КПРФ оказался вторым (разница 2,3%) при выборе депутатов Госдумы, а в Государственное Собрание Мордовии избраны только два представителя коммунистов. Можно предполагать, что лозунги, с которыми КПРФ шла на выборы, актуальны, по мнению мордовских избирателей, в большей степени для России в целом, для Мордовии же более приемлема политика, проводимая Н. Меркушкиным и его командой. Таким образом, в восприятии избирателей прослеживается четкое разделение между федеральными властями и властями республиканскими. Деятельность Главы республики не ассоциировалась при голосовании с деятельностью "команды Ельцина". Коммунистическая пресса Мордовии (газета "Наша Правда") присоединилась к критике движения "Отечество Вся Россия" и ее лидера Ю. Лужкова. Причем эта критика носила не менее оголтелый характер, чем в иных общефедеральных СМИ. Острые критические выпады против Главы Республики Н. Меркушкина носили далеко не конструктивный характер и представляли собой набор набивших оскомину понятий о "прихватизации", "разграблении народного достояния", "распродажи" всего и вся. Не было предложено программы конкретных действий даже в последнем перед выборами интервью кандидата в депутаты Государственной Думы, первого секретаря Мордовского Рескома КПРФ, члена ЦК КПРФ Е. Костерина (газета "МК" в Саранске. 9 16 декабря 1999 года). Общие фразы о смене курса, критика "Отечества" и "Яблока", политики, проводимой Н. Меркушкиным, не могли дать читателям даже общего представления о том, как будет жить республика в случае прихода к власти коммунистов. Насколько представленная коммунистами предвыборная политическая платформа будет действенна в ситуации, сложившейся после отставки Б.Н. Ельцина, покажет время.
Скандальная предвыборная кампания Н. Медведева, сутью которой являлась борьба с коррупцией в республиканских органах власти, явно не удалась. Одной из причин тому, на наш взгляд, послужило то, что будучи депутатом Государственной Думы в течении шести последних лет, Н.П. Медведев оказался несколько дезориентирован в тех проблемах, которыми живет Мордовия. Кроме того, поддержка его "Яблоком", набравшим в Мордовии 2,3 процента голосов, не сослужила политику Медведеву хорошей службы.
Заканчивая анализ политической ситуации, сложившейся в Мордовии накануне и в ходе выборов отметим, что победа региональной политической элиты, находящейся у власти, была предсказуемой и состоялась. Мощная поддержка большинства республиканских СМИ, грамотные политические действия по созданию регионального движения "Согласие. Порядок. Созидание." позволили привести в победители блок "Отечество Вся Россия", В. Гришина, сформировать Государственное Собрание из лояльных к Главе Республики депутатов.
Межнациональные отношения в Мордовии являются еще одной проблемой, с которой пришлось столкнуться в ходе предвыборной кампании. Сразу оговоримся, что межнациональные отношения не рассматриваются в республике с точки зрения сепаратизма, что на наш взгляд очень важно. Вместе с тем, рост национального самосознания эрзян и мокшан не может не учитываться при анализе политической и социальной ситуации в регионе. В меньшей степени следует увязывать с данными проблемами экономическую ситуацию.
Состоявшийся в октябре 1999 года 3 й съезд эрзян и мокшан акцентировал внимание на нескольких группах проблем, которые, по мнению делегатов съезда, крайне остро стоят перед мордовским обществом. К таковым можно отнести: проблемы языка (его государственный статус, расширение сферы использования, двуязычие, обучение языку); проблемы сохранения национального села; проблему национального самосознания молодежи; проблему национальных СМИ; проблема национального самосознания и церковь (церковная литература на эрзянском и мокшанском языках, богослужение на национальных языках); проблема национального самосознания интеллигенции. Как отмечали делегаты съезда, многие из существующих проблем решаются, но темпы их решения в Мордовии далеко отстают от схожих процессов в соседних республиках. При этом резкая критика высказана в адрес органов власти Мордовии, которые, по мнению делегатов "торпедируют" принятие решений, в том числе и необходимых для совершенствования межнациональных отношений республиканских законов. Общая тональность, выражающая суть проблем заключается в том, что власть не "успевает" в своих действиях за ростом национального самосознания населения, что в свою очередь не только сдерживает этот процесс, но и может вызвать неудовлетворение эрзян и мокшан проводимой национальной политикой. Особо обсуждается проблема записи в российском паспорте нового образца национальности его владельца. И, хотя резолюция по этому поводу принята съездом не была, но в газете "Эрзянь Мастор" от 26 октября 1999 года, тем не менее, опубликована.
Авторы не склонны драматизировать оценки национальных проблем в Мордовии, но не обратить внимание на существования указанных проблем посчитали невозможным.
Не менее значимой проблемой в Республике Мордовия является проблема здоровья населения. Газета "Вечерний Саранск" от 29 сентября 1999 года опубликовала аналитическую статью, заголовок, которой "Мордовия продолжает вымирать", даже очень красноречив. В статье приводятся данные о демографической ситуации, сложившейся в республике. С 1992 года в Мордовии, как и во всей России, проявляется феномен, названный "демографическим крестом". Суть этого феномена в том, что в мирное время наблюдается естественная убыль населения, когда показатели смертности превышают показатели рождаемости. Мордовия опережает Россию по темпам роста этого показателя. Высок в республике и показатель инвалидизации населения за 1997 год впервые признано инвалидами 8076 человек или 85,0 на 10000 населения (общероссийский показатель 77,6 на 10000). По данным Министерства здравоохранения РФ Мордовия имеет неплохую по сравнению со средне российскими базу здравоохранения: число коек на 10000 населения составило 124, 9 (в России 113,3), обеспеченность врачами на 10000 населения 41,4 (в России 41,5), обеспеченность медицинскими сестрами в Мордовии 117, 2 (в России 100,1 на 10000 населения). Газета "Вечерний Саранск" (17 ноября 1999 года) в статье "Здоровье за деньги не купишь" осуществляет попытку анализа ситуации, сложившейся в здравоохранении г. Саранска. По словам начальника Управления здравоохранения города В. Кудашкина, для полноценного функционирования лечебных учреждений города необходимо около 350 млн. рублей. К ноябрю из бюджета получено 92 млн. рублей. Долги по заработной плате погашены только за июнь. Медицинское страхование плохо приживается в Саранске, да и в республике в целом. Связано это с крайне нерегулярным поступлением от предприятий средств в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и налогов в бюджет. Растет в Саранске доля платных медицинских услуг, что, в свою очередь, сказывается на возможностях большинства населения получить необходимую медицинскую помощь и вызывает справедливые нарекания жителей. Справедливости ради отметим, что подобная ситуация складывается во многих регионах России. Мордовия типичный представитель таких регионов.
Аналогичные процессы происходят и в других отраслях социальной сферы. Недостаточность финансирования крайне осложняет функционирование учреждений образования и культуры.
Проблемы, связанные с деятельностью мордовских предприятий, предопределяют возможности формирования республиканского бюджета. По мнению заместителя председателя Правительства РМ, Министра финансов Н. Петрушкина, не все благополучно с финансированием отдельных статей расходов. В целом расходы к годовому прогнозу профинансированы на 48, 4%. Это связано с тем, что не конца использованы немалые резервы увеличения доходов бюджета республики, что, в свою очередь, привело к тому, что в действующем бюджете достаточно высок уровень дефицита. Финансовое благополучие территорий Мордовии должно находиться в прямой зависимости от эффективности экономической деятельности.
Резкой критике подвергают деятельность Главы Республики, Правительства мордовские коммунисты. Газета "Наша Правда" от 30 ноября 1999 года опубликовала статью под заголовком "Кандидат в депутаты, он же министр нищенского уровня жизни", где приводятся статистические данные по некоторым волжским регионам, свидетельствующие о крайне неблагоприятном положении Мордовии в окружении соседей. С 1992 года, утверждается в статье, уровень жизни в Мордовии у различных категорий граждан упал в 5 10 раз.
Так, далеко не полной мере, характеризуется социально экономическая ситуация в Мордовии в преддверии выборов 19 декабря.
Подобное положение не могло не служить обильной информационной пищей для многочисленных, в той или иной мере популярных средств массовой информации, выходящих в республике. В Мордовии издается более сорока республиканских и районных газет общим тиражом около 335471 экземпляров. СМИ достаточно политизированы, в той или иной степени радикальны. Их можно разделить на две большие группы: газеты, поддерживающие республиканские органы власти и газеты, выражающие мнение оппозиции (как левой, так и правой). Нам удалось проанализировать около 250 номеров различных газет за период с августа 1999 по январь 2000 года. Тематика публикаций прямо или косвенно свидетельствовала об их предвыборной направленности. Публикации в газетах, поддерживающих республиканские власти, независимо от их тематики (политика, экономика, социальные проблемы), в той или иной степени были направлены на придание и поддержание положительного имиджа Главы Республики, Правительства и Государственного Собрания. С приближением сроков выборов стали преобладать публикации, содержащие агитационные материалы в поддержку блока "Отечество Вся Россия" и его лидеров Ю. Лужкова и Е. Примакова. Другой ряд публикаций посвящен критике "нежелательных" для властей кандидатов в депутаты, в частности Н. Медведева.
В оппозиционных (прокоммунистических, и частично национальных) газетах значительное место занимают публикации, направленные против властей республики, против лидеров блока "Отечество Вся Россия" и "Яблока", против Н. Медведева, Н. Бирюкова, В. Гришина. Следует отметить, что агитационные материалы в поддержку кандидата от КПРФ Е. Костерина, на наш взгляд, носили крайне примитивный характер, как по сути, так и по содержанию.
Предвыборная борьба, политические баталии последних месяцев 1999 года мало повлияли на жизнь простых граждан, но резко политизировали мордовское общество. Именно на высоком накале политических страстей избиратели Мордовии пришли утром 19 декабря на избирательные участки. А выбирать им было кого и было куда. Вместе с выборами депутатов Государственной Думы, гражданам Мордовии предстояло избрать депутатов Государственного Собрания Республики, а жителям Саранска еще и депутатов Городской Совет.
В соответствии со статьёй 79 Конституции Республики Мордовия Государственное Собрание состоит из 75 депутатов, работающих, как правило, на непостоянной основе. По данным Республиканской Избирательной Комиссии на 7 декабря 1999 года было зарегистрировано 289 кандидатов в депутаты Государственного Собрания. По итогам выборов избраны депутаты Государственного собрания в 70 округах, в пяти округах выборы не состоялись, т.к. число голосов против всех кандидатов оказалось большим, чем количество голосов поданных за каждого кандидата. Этот факт позволяет подтвердить наше мнение о политизированности части жителей республики. Представляет интерес профессиональный состав депутатов:
Главы городов и районов 14
Хозяйственные руководители крупнейших
промышленных и сельскохозяйственных предприятий 19
Предприниматели (руководители крупных
коммерческих структур) 7
Руководители органов управления
республиканского уровня и депутаты
Госсобрания предыдущего созыва 14
Медицинские работники (руководители
крупных лечебных учреждений) 8
Ректоры высших учебных заведений 3
Представители сферы образования 3
Руководители банковских структур 2
О политических пристрастиях депутатов мы сказали выше.

Итак, Государственное Собрание сформировано и приступило к работе. Председателем вновь избран В. Кечкин. Законодательный орган власти полностью на стороне Главы Республики. Политические страсти на время затихли, жизнь продолжается не изменившись, все и всё осталось на своих местах!

Каковы будут ближайшие и отдаленные итоги деятельности властей республики? Изменится ли в Мордовии экономическая ситуация? Улучшится ли жизнь людей? Пока все в ожидании ответов на эти и многие другие вопросы.

"Электорат" ждет новых выборов и новых политических страстей. А они не за горами. Как проголосует Мордовия на выборах Президента? Кому в нынешних непростых условиях отдадут предпочтение органы власти Мордовии, кого они будут поддерживать? Поживем увидим!

viperson.ru

Док. 647972
Перв. публик.: 06.12.00
Последн. ред.: 06.03.12
Число обращений: 0

  • Киселев Александр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``