В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Информационная политика в механизме общественных реформ Назад
Информационная политика в механизме общественных реформ
А.Киселев, П. Киричек. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В МЕХАНИЗМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РЕФОРМ. /ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ, 2008, N9. - С. 28-32

Современная Россия в социологических исследованиях

Мировое сообщество находится на весьма важном этапе социальных изменений - формировании информационного общества. По утверждениям многих ученых, этот процесс является базовой предпосылкой развития современной цивилизации, характеризуется возрастанием роли информации и знаний в жизни общества, увеличением доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

Эта проблема представляет собой одно из важнейших направлений государственной политики современной России. Так, на пресс-конференции в Берлине 05.06.08 Президент Российской Федерации Д.А. Медведев заявил: "Я абсолютно убежден, что свобода прессы требует защиты в рамках законодательства: несколько лет назад от прямого порабощения корпорациями, сейчас - от посягательств административного аппарата разных уровней. Однако, по большому счету, мы уже стоим на пороге полной свободы СМИ. Такая ситуация выдвигает на первый план не просто идею свободы СМИ, а проблему сохранения в этом информационном пространстве нравственных и культурных ценностей. И это задача не только национальная, не только европейская, но и общемировая".
    
В публикуемом материале анализируются проблемы формирования информационной политики в России. В социально-информациологическом контексте приводятся основные тенденции развития информационных процессов в стране, ключевые составляющие информационного пространства и характеристики рабочих модулей информационной политики, классифицируются типы информационно-коммуникативных отношений, выявляются информационно-коммуникативные риски (угрозы) для гражданского общества, предлагаются управленческие рекомендации (прогнозы) с целью оптимизации состояния и развития информационной сферы жизнедеятельности российского социума.

Идеологические векторы в формате
"информация - коммуникация"

Два века - ХХ и ХХI - сомкнулись под знаком информации как современного двигателя общественного прогресса. В наше время человек подает непрерывный запрос на информацию (оперативную, достоверную и разнообразную), которая постоянно меняется с необычной для социальной формы движения скоростью. В результате происходит переход цивилизации в новую информационную фазу развития, характеризующуюся преобладанием хаоса фактов и алогизма сведений над порядком их усвоения и применения. Это неизбежно ведет к необходимости усиления организующего начала в области информации, а уже отсюда вытекает другое требование - формирование на социальном уровне информационной политики как "системы целей, направлений, мер, реализующих интересы общества и государства в информационной сфере" .
Таким образом, каждый шаг современного человека отмечен его пребыванием в трехмерном бесплотном пространстве, которое образует информационный треугольник "что? где? когда?". Обычно наш день начинается с получения информации о погоде, продолжается чтением газеты в дороге и восприятием рекламы, наполняется работой на компьютере и завершается "потреблением" телевизионных новостей. Поэтому рабочее, досуговое и семейное пространство человека все активнее поглощается другим пространством - информационным, которое создается субъектами (акторами) социальной коммуникации, но "которое имеет свое особое (системное) качество" .
"Это особое качество в периметре "информация - коммуникация" образуется соотношением механизмов регуляции системы (извне) и ее саморегуляции (изнутри) и в зависимости от преобладания одного над другим бывает режимным либо рыночным. Существуют два ведущих типа информационного пространства, формируемого деятельностью массмедиа: информационный режим и информационный рынок" . В пространственном отношении четкое разделение между ними отсутствует. Они могут сосуществовать и даже взаимодействовать - такой симбиоз обычно возникает в переходный период любой эпохи, когда в один из них с преобладанием количества и качества, встраиваются элементы другого, прямо противоположного информационного пространства.

На языке социологии информационный режим - это структурно-функциональная разновидность единого (мирового, федерального, регионального, муниципального) информационного пространства, представляющая собой регулируемую систему потоков социальной информации (и каналов ее распространения), идеологический вектор которой задается структурами власти и поддерживается (корректируется) политическим цензурным контролем.
    
Основной характеристикой информационного режима является реальное отсутствие политико-публицистического плюрализма, которое значительно ограничивает критическую направленность журналистики. Так, недоступной для нее остается существующая политическая модель общественного устройства, которую невозможно открыто и конструктивно критиковать. Одним из ведущих идеологических направлений становится официальный заказ журналистам на отвечающую элитарным запросам информацию. Этот заказ может быть как прямым - в виде партийно-государственной директивы, так и косвенным - в виде встречной инициативы журналистского аппарата, настроенного на поиск в действительности фактов, событий, явлений, отвечающих духу той директивы.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРИЛОЖЕНИИ

viperson.ru

Док. 647952
Перв. публик.: 06.09.08
Последн. ред.: 06.03.12
Число обращений: 0

  • Киричек Петр Николаевич
  • Киселев Александр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``