В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Действенный инструмент Президентского контроля Назад
Действенный инструмент Президентского контроля
А.Киселев. ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРЕЗИДЕНТСКОГО КОНОТРОЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, 2011, N5. - С. 51-63

Решение масштабных задач по модернизации России, поставленных Президентом Российской Федерации Д. Медведевым, требует новых подходов к формированию информационной политики, направленной на совершенствование деятельности всех звеньев государственного управления.
Администрация Президента Российской Федерации располагает уникальными, главным образом электронными, информационными ресурсами, которые посредством применения новейших технологий позволяют в значительной степени повысить эффективность работы федерального центра в процессе подготовки и принятия управленческих решений, в организации оперативного и действенного контроля за реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, бюджетных посланий, указов, распоряжений и поручений Главы государства. Иными словами, качественно новая управленческая информация способствует принятию качественно новых управленческих решений и создает необходимые условия для действенного контроля за ходом их реализации.
Процесс совершенствования методов и процедур в работе с государственной управленческой информацией в эпоху информационного общества необратим, мало того, он приобрел новую актуальность.
Одним из действенных механизмов реализации функций государственного контроля являются материалы, публикуемые на страницах информационного бюллетеня "Президентский контроль", уникального, единственного в своем роде, издания Администрации Президента Российской Федерации, читательской аудиторией которого является самый широкий круг управленцев - от аппарата Президента до муниципалитета.

Как показывают многочисленные обращения в редакцию бюллетеня, работники государственного аппарата и местного самоуправления испытывают насущную потребность в материалах, раскрывающих механизм и методику контрольной и надзорной деятельности, показывающих опыт проведения проверок, меры реагирования и пути устранения выявленных нарушений.
Отвечая на эти запросы, журналисты "Президентского контроля" стремятся совершенствовать свою работу, настойчиво ищут новые формы подачи материала, активно взаимодействуют с Контрольным управлением Президента Российской Федерации, самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, контрольными, надзорными и правоохранительными органами федерального и регионального уровня.
Богатый профессиональный и общественно-политический опыт сотрудников редакции (все они имеют многолетний стаж работы на ответственных должностях в органах законодательной и исполнительной власти и ведущих федеральных СМИ), направлен на дальнейшее совершенствование содержания, расширение проблематики и жанрово-тематической направленности публикаций, что позволяет добиваться более глубокого и всестороннего освещения многоплановой деятельности контрольных и надзорных органов государства, в первую очередь работы Контрольного управления Президента Российской Федерации и контрольных департаментов аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Автор этой статьи, подготовивший и защитивший две диссертации: кандидатскую - по кадровой информации в системе государственного управления, и докторскую - по проблемам совершенствования управленческой информации и издавший по данной тематике серию книг и учебников, вот уже два десятилетия детально исследует актуальные вопросы государственного строительства, предлагая научно обоснованные и аргументированные пути и методы повышения эффективности работы кадров на всех уровнях властной вертикали.
Без ложной скромности хочу отметить, что внимательно изучая выступления политического руководства страны, знакомясь с документами концептуального плана и материалами представительных совещаний в Кремле, замечаю, что многие мои идеи и предложения по совершенствованию деятельности государственного аппарата находят свое применение в практической работе органов законодательной и исполнительной власти.
В большей степени это касается вопросов формирования резерва кадров, квалификационных требований к выдвиженцам, повышения их политического и профессионального уровня. В этом как раз и состоит основная миссия ученого-социолога - предлагать людям, принимающим ответственные государственные решения, пути и способы совершенствования всей системы управленческого аппарата, создавая научно-методологическую основу государственного строительства.
Поэтому считаю вполне логичным и закономерным накопленный мной научный потенциал активно использовать в редакционной практике "Президентского контроля", нацеливая сотрудников издания на повышение актуальности и государственной значимости публикуемых статей и аналитических материалов.
В числе творческих достижений сотрудников редакции следует назвать оперативное реагирование на ключевые вопросы развития страны, поставленные Главой государства, активное включение затронутой Президентом Российской Федерации проблематики в практику тематического планирования издания.
В числе наших приоритетов - улучшение системы работы с авторами и рецензентами, научным и экспертным сообществом, привлечение к сотрудничеству первых лиц в системе государственной власти и управления.
Все это позволило нам добиться более глубокого и всестороннего освещения многоуровневой системы работы контрольных и надзорных органов государства.
Как показывает практика, такой подход к информационному обеспечению контрольной деятельности, направленной на своевременное и качественное выполнение поручений и распоряжений Президента, повышает ответственность управленческих кадров за порученный участок деятельности.
Ведь, чего греха таить, все наши сегодняшние беды (техногенные катастрофы, транспортные происшествия с тяжкими последствиями, травматизм людей на производстве и многое другое) связаны с пресловутым человеческим фактором, а это ни что иное, как отсутствие должной организованности и дисциплины в жизненно важных сферах нашей жизни, пренебрежительное отношение к букве закона, существующим предписаниям, регламентам и иным нормативным документам.
Поэтому так важно сегодня повышать уровень требований к кадрам, строго спрашивать с них за недоработки и упущения, словом, наводить в нашем российском доме надлежащий порядок. Именно такую задачу ставит перед кадровым корпусом страны Глава государства.
Для журналистов "Президентского контроля" реализация требований Президента России является ключевым вектором в работе. В главных рубриках бюллетеня "На контроле Президента", "Президент дал поручение", "Государственное строительство", "Федеральный округ" публикуются статьи и материалы, подготовленные редакцией в тесном взаимодействии с Контрольным управлением Президента Российской Федерации и самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации.
Ежегодно в "Президентском контроле" двумя выпусками печатаются материалы итоговых совещаний в Кремле по вопросам совершенствования государственного контроля в Российской Федерации, в работе которых принимают участие ответственный редактор и другие сотрудники редакции.
Практической контрольной деятельности, стержнем которой является постоянный и действенный контроль за выполнением поручений Главы государства, посвящены аналитические статьи об итогах деятельности Контрольного управления Президента Российской Федерации по полугодиям.
В частности, в N10 за текущий год аналогичный материал раскрывает широкий спектр долгосрочных контрольных мероприятий, текущих плановых и внеплановых проверок по назревшим вопросам социально-экономического развития страны, укрепления порядка и дисциплины во всех сферах жизни государства, борьбы с бесхозяйственностью, коррупцией и другими нарушениями законности.
Так, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации проведена проверка эффективности расходования финансовых средств, выделенных на закупку оборудования, обеспечивающего безопасность людей на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, в иных местах их массового пребывания.
Проверка показала, что заинтересованными органами исполнительной власти и субъектами транспортной инфраструктуры принимаются меры по оснащению оборудованием объектов транспортной инфраструктуры, иных мест массового пребывания людей.
Вместе с тем, как отмечается в опубликованном "Президентским контроле" материале, требования Федерального закона "О транспортной безопасности в Российской Федерации" в части оснащения техническими средствами обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств выполняются не в полном объеме. Не должным образом решаются вопросы сертификации оборудования, обеспечивающего транспортную безопасность. Не принимается необходимых мер по оснащению объектов транспортной инфраструктуры досмотровым отечественным оборудованием.
Проверкой выявлены нарушения законодательства в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральном агентстве морского и речного транспорта, Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, ОАО "РЖД" и подведомственных им организациях при закупке технических средств обеспечения безопасности на транспорте.
Это только один пример, иллюстрирующий целенаправленную работу редакции по освещению многовекторной деятельности Контрольного управления Президента Российской Федерации и контрольных департаментов полномочных представителей Главы государства в федеральных округах по выполнению его поручений.
В целом же по состоянию на 1 июля 2011 г. осуществлялся контроль за выполнением 2899 поручений Президента Российской Федерации, в том числе поручений, содержащихся в указах и распоряжениях (за шесть месяцев 2010 г. - 2759).
Проводилась планомерная работа по контролю за выполнением поручений, связанных с расходованием средств из резервного фонда Президента Российской Федерации на общую сумму 1601,4 млн. рублей. В отчетном периоде контролировалось 35 таких распоряжений Главы государства. В целом финансовые средства фонда осваивались эффективно и по назначению.
Вместе с тем, следует отметить, что сроки исполнения по 14 распоряжениям Президента Российской Федерации были продлены.
Нарушения в использовании денежных средств имели место в Чувашской Республике, Владимирской, Кировской, Костромской, Самарской, Саратовской и Тамбовской областях.
По всем фактам выявленных нарушений проводятся мероприятия по их устранению и привлечению к ответственности должностных лиц.
Проведен ряд мероприятий по укреплению исполнительской дисциплины, повышению ответственности должностных лиц за обеспечение своевременного и качественного исполнения указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации.
Контрольное управление обеспечило подготовку и проведение двух совещаний под председательством Президента Российской Федерации в режиме видеоконференц-связи по вопросу исполнения его поручений.
Как подчеркивается в статье, с 1 июля 2011 г. вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 28 марта 2011 г. N 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации", которым утвержден порядок исполнения поручений и указаний Главы государства.
В целях реализации данного Указа постановлением Правительства Российской Федерации 1 июля 2011 г. внесены соответствующие изменения в Регламент Правительства Российской Федерации, на основании которых в ближайшее время будут доработаны ведомственные документы.
Необходимые изменения также внесены в документы Администрации Президента Российской Федерации, регламентирующие порядок подготовки, исполнения и контроля исполнения поручений и указаний Главы государства.
Методологические вопросы вступления в силу данного Указа были обсуждены 15-16 июня 2011 г. на совещании по вопросам контрольной деятельности с участием представителей контрольных подразделений аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, которые, в свою очередь, начали проводить методическую работу с органами исполнительной власти регионов.
Как отмечалось выше, редакция "Президентского контроля" уделяет особое внимание сотрудничеству с руководителями федеральных министерств и ведомств, главным образом осуществляющими контрольные и надзорные функции. Редакция поддерживает деловые контакты с пресс-службами главных управлений экономической безопасности и противодействия коррупции и уголовного розыска, регулярно публикует материалы о работе органов внутренних дел, касающиеся борьбы с преступностью.
У редакции налажены прочные информационные связи с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой исполнения наказаний.
На страницах бюллетеня с актуальными статьями неоднократно выступали Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка, его заместители и руководители территориальных управлений, председатель Счетной палаты Российской Федерации С. Степашин, директор ФСКН России В. Иванов, заместители министра внутренних дел России, а также директор ФСИН России А. Реймер.
В "Президентском контроле" регулярно публикуются руководители федеральных министерств и ведомств, в том числе министры: транспорта И. Левитин, энергетики С. Шматко, регионального развития В. Басаргин, здравоохранения и социального развития Т. Голикова, образования и науки А. Фурсенко, природных ресурсов Ю. Трутнев, руководители федеральных служб: миграционной К. Ромодановский, по надзору в сфере природопользования В. Кириллов, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Онищенко, по надзору в сфере транспорта А. Касьянов, по труду и занятости Ю. Герций и многие другие.
В центре их внимания - работа возглавляемых ими федеральных органов исполнительной власти по выполнению поручений Президента Российской Федерации, а также деятельность, связанная с реализацией контрольных и надзорных функций этих ведомств.
Тематическими блоками на страницах "Президентского контроля" были представлены статьи аудиторов Счетной палаты Российской Федерации М. Одинцова и М. Бесхмельницына.
Такой же принцип подачи материалов был положен и в серии публикаций о деятельности правоохранительных органов России, вышедших под рубрикой "На страже закона и порядка". Все это дало возможность обеспечить более глубокое и развернутое освещение проблем, затронутых авторами в своих статьях.
В результате целенаправленных усилий сотрудников редакции значительно расширилась география публикуемых статей. Материалы, полученные из контрольных департаментов аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, посвящены контролю за ходом реализации приоритетных национальных проектов, вопросам внедрения новейших технологий в ведущих отраслях экономики, путям решения социальных проблем.
Мы активно взаимодействуем с Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций. На страницах нашего издания с аналитическими обзорами неоднократно выступал руководитель этого управления М. Михайловский, посвятивший свои статьи перспективным формам работы с обращениями граждан и организаций, в том числе таким, как личный прием граждан Главой государства, деятельность общественных приемных Президента Российской Федерации, в том числе мобильных, использование в работе с гражданами новейших информационных технологий.
    Коллектив редакции большое внимание уделяет четкому структурированию предлагаемых для публикации материалов, внедряя новые тематические рубрики, такие как "На контроле Президента", "Стратегия развития", "Приоритеты", "Национальное достояние", "Вызовы XXI века", "Новые технологии контроля", "Чрезвычайная ситуация" и другие.
Мы ведем активный поиск перспективных авторов по актуальным проблемам строительства нового правового государства, находящимся на контроле Президента Российской Федерации. К примеру, в нашем бюллетене опубликованы резонансные материалы о борьбе с коррупцией, совершенствовании правового регулирования в сфере миграции, юридической защите от рейдерских захватов и другие.
Хочу особо подчеркнуть, что перечисленные выше меры обеспечили приток в редакцию разнообразных материалов, позволили в значительной степени пополнить редакционный портфель, что обеспечило производственному циклу устойчивость и ритмичность. Это дало также возможность своевременно готовить очередные номера бюллетеня, заниматься перспективным планированием.
Одним из позитивных результатов деятельности редакции следует назвать заметное повышение внимания к публикуемым в "Президентском контроле" материалам со стороны работников органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также рядовых граждан России, интересующихся вопросами государственного строительства.
Можно без преувеличения сказать, что "Президентский контроль" стал одним из важнейших инструментов повышения эффективности деятельности контрольных и надзорных органов государства, востребованным источником управленческой информации для всех ветвей власти.
Но, как и любая развивающаяся структура, наш бюллетень нуждается в дальнейшем обновлении и совершенствовании. Речь идет о том, что при создании определенных концептуальных и структурно-содержательных условий "Президентский контроль" мог бы стать своего рода методической площадкой для всей системы контрольных и надзорных органов страны, с помощью которой под эгидой Контрольного управления Президента Российской Федерации консолидировался и обобщался бы передовой опыт их работы.
Именно системность, рассматриваемая как наличие четкого механизма координации и взаимодействия органов государственного контроля, позволит сделать их деятельность более слаженной и эффективной.
В этой связи представляется возможным при незначительном увеличении творческих работников редакции в значительной мере усовершенствовать структуру, содержание и формы подачи материала.
В первую очередь, надо усилить интерактивную составляющую издания, наладить четкую обратную связь с читателями, оперативно реагировать на их сигналы, в том числе выезжая в командировки совместно с ответственными работниками Контрольного управления Президента Российской Федерации или по их поручению, и разбираясь в той или иной ситуации на местах.
Важно также постоянно информировать читателей о мерах, предпринимаемых по результатам контрольных проверок.
Действенность выступлений "Президентского контроля" напрямую связана с тем общественным резонансом, который вызывают его публикации, направленные на борьбу с коррупцией, чиновничьим произволом, безответственностью и злоупотреблениями должностных лиц.
Следует также подчеркнуть назревшую необходимость в новом художественном оформлении "Президентского контроля", обложка которого, как, впрочем, и другие элементы дизайна, напоминают "Блокнот агитатора" советских времен.
Само собой разумеется, что для издания Администрации Президента Российской Федерации необходимы цветные изобразительные параметры (фотоиллюстрации, коллажи, постеры и многое другое), которые призваны в значительной мере улучшить его дизайнерские характеристики, повысить качество полиграфического исполнения.
По-существу, речь идет о ребрендинге издания, преобразовании информационного бюллетеня в журнал, аналогичный тому, который издает Счетная палата Российской Федерации ("Финансовый контроль"). Думаю, что настало время вносить соответствующие предложения в Администрацию Президента Российской Федерации и Контрольное управление Президента Российской Федерации, заручившись при этом поддержкой нашего издателя издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, осуществляющего выпуск "Президентского контроля".
Принципиально новые возможности для расширения читательской аудитории "Президентского контроля" создают новейшие информационные технологии. В связи с этим представляется целесообразным создать его электронную версию, воспроизводящую в полном объеме содержание каждого очередного номера. Актуальная, объективная, оперативная, достоверная и качественная государственно-управленческая информация, содержащаяся в электронной версии, может стать весьма востребованной информационно-аналитической базой для работников государственной службы, раскрывающей основные направления президентского контроля.
Электронная версия даст возможность в значительной степени расширить читательскую аудиторию бюллетеня за счет активных пользователей Интернета - работников Администрации Президента Российской Федерации, а в дальнейшем и органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, остро нуждающихся в издании, отражающем контрольную и надзорную деятельность государства.
Вопрос о том, на каком интернет-сайте разместить электронный аналог печатного издания, можно было бы обсудить с участием всех заинтересованных сторон под эгидой Администрации Президента Российской Федерации. Но, разумеется, обсуждению технических аспектов проблемы должно предшествовать принятие политического решения.
Нет сомнения в том, что эксклюзивность материалов, опубликованных в "Президентском контроле", информационно-аналитический характер статей, широкое обобщение передового опыта органов государственной власти в сфере контроля, накопленного как в центре, так и на местах, окажут сотрудникам органов исполнительной власти и местного самоуправления весьма ценную консультативную и методическую помощь.
Важным подспорьем для них является также знакомство с новыми формами и методами работы контрольных ведомств зарубежных стран, которые и впредь будут широко освещаться на страницах издания.
Уверен, внимательное изучение новейших технологий подготовки и принятия решений, связанных с основными направлениями президентского контроля и находящих свое отражение в публикациях информационного бюллетеня "Президентский контроль", позволит повысить управленческую культуру государственных служащих, уровень их ответственности за порученный участок деятельности, исполнительскую дисциплину кадров.
Тем самым "Президентскому контролю" будет определено важное место в информационной системе Администрации Президента Российской Федерации, как эксклюзивному изданию, освещающему деятельность единой системы государственного контроля России, и в первую очередь, президентского контроля.

Главный редактор
информационного бюллетеня
"Президентский контроль",
доктор социологических наук, профессор
А. Киселёв

viperson.ru

Док. 647950
Перв. публик.: 06.05.11
Последн. ред.: 06.03.12
Число обращений: 0

  • Киселев Александр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``