В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С целью высвобождения территорий под будущее олимпийское строительство органы государственной власти в Краснодарском крае полны решимости идти на радикальные меры. Назад
С целью высвобождения территорий под будущее олимпийское строительство органы государственной власти в Краснодарском крае полны решимости идти на радикальные меры.
Да не просто полны, а уже вовсю "воюют" за олимпийские "золото" - землю под строительство олимпийских объектов, землю, которая с июля 2007 года стала поистине "золотой". Шутка ли - стоимость сотки земли в Большом Сочи за каких-то три месяца подскочила со $100 до 300 тысяч. Сочинские риэлтеры утверждают, что это не предел. Цены на землю курортной столице будут расти. Примечательно, что этот прогнозируемый скачок в не меньшей степени, чем победа Сочи в конкурсе за право быть столицей Олимпиады-2014, возбудил интерес различных бизнес-структур к городу-курорту, а точнее сказать, к его "золотому фонду" - земле.

В конце года на стыке интересов многих структур, в том числе и краевой власти, оказался земельный участок на территории Сочинского национального парка, занимаемый ООО "Альпика-сервис" - горнолыжный комплекс в Красной Поляне, нередко посещаемый, кстати, президентом.

Первым претензии к сочинской фирме предъявила администрация края. "Война" за участок в 200 га между краевой администрацией и "Альпикой" началась чуть меньше года назад, когда губернатор своим постановлением попытался передать этот краснополянский "клочок" земли турфирме "Эко-Тур", но представители "Альпики-Сервис" оспорили это постановление в краевом Арбитражном суде, который принял сторону администрации и в своем решении отказал компании в возврате арендованных земель.

В октябре 2007 года Высший арбитражный суд РФ отменил решение своих кубанских коллег и направил дело "Альпики" на пересмотр туда же - в Арбитражный суд Краснодарского края.
А в конце лета тяжбу с арендатором горных склонов затеяли сразу две федеральные структуры: дирекция Сочинского национального парка и территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество). По утверждению директора парка Николая Пеньковского, в договоре аренды на земельный участок имеется ряд нарушений закона. В частности, как уточнил руководитель теруправления Росимущества Виктор Бондарь, "на право аренды земельного участка, занимаемого ООО "Альпика-сервис", не был проведен конкурс, но было разрешено строительство объекта, хотя строительство должно было вестись лишь по решению правительства".

Всего чиновники Росимущества провели проверку 47 договоров Сочинского национального парка, на территории которого и ведет хозяйственную деятельность "Альпика-сервис". Во время проверки также выяснилось, что руководство парка имеет претензии к предприятию и в связи с арендой другого участка земли, площадью свыше 100 гектаров, арендованного в 2006 году.

По словам того же г-на Пеньковского, "предприятие не выполнило требования закона и не зарегистрировало свои права на землю в Федеральной регистрационной службе".
"Срок регистрации договора истек еще в октябре 2006 года. До сих пор участок площадью более 100 гектаров не поставлен на земельно-кадастровый учет. Из-за отсутствия государственной регистрации "Альпика-сервис" не вносит арендную плату за землю и тем самым наносит ущерб государству", - пояснил Пеньковский.
Однако представитель оппонирующей стороны - генеральный директор ООО "Альпика-сервис" Петр Федин - заявляет, что участок площадью 60,5 гектара был арендован в поселке Красная Поляна в 1992 году.

По его словам, тогда никаких конкурсов не проводилось. "Мы арендовали этот участок на 49 лет, в соответствии с нормами закона, применяемыми в то время", - заявил Федин, подчеркнув при этом, что второй участок в 108 гектаров, арендованный в 2006 году, расположен в горах, и, чтобы поставить его на кадастровый учет, потребуется много времени".

Стороны встречались в суде уже дважды - 15 октября и 14 ноября, но арбитраж так и не смог вынести решение и перенес дальнейшее рассмотрение дела уже на этот 2008 год.

Пример с "Альпика-сервис" - далеко не единичен. Летом 2007 года чуть было не разгорелся серьезный конфликт между краевой администрацией и Министерством сельского хозяйства РФ, поводом которому могли послужить принципиальные разногласия относительно судьбы Сочинского рыбокомбината. ОАО "Сочинский рыбокомбинат", расположенный в районе Адлера и занимающий территорию в 1,6 гектара у берега моря, стал объектом пристального внимания краевой администрации.
Вполне конкретно по этому поводу высказался кубанский губернатор на проходившей в июле в Новороссийске Морской коллегии при правительстве РФ под председательством первого вице-премьера Сергея Иванова. Александр Ткачев считает, что находящийся "в запущении" рыбозавод надо продать, а на его месте можно было бы построить отель и стоянку для океанских яхт.

"На этом заводе уже лет 10 ничего не производят, а оборудование все ржавое", - заявил он на заседании коллегии.
Предприятие, по его словам, своим присутствием в этой курортной зоне никак не красит будущую олимпийскую столицу.

Однако "10 лет ничего не производящее предприятие", по данным департамента биоресурсов Краснодарского края, в 2006 году выпустило 9,6 млн условных банок рыбной продукции (консервов и пресервов) на 120 млн рублей. Это 10% производства всей продукции, которую выпустили рыбохозяйственные предприятия Азово-Черноморского бассейна. Неужели эту информацию главе краевой администрации никто своевременно не предоставил?
Вместе с тем, как подчеркнул в беседе с корреспондентом "Росбалта" Владимир Абдурахманов - заместитель министра, курирующий рыбную отрасль, "министерство сельского хозяйства настаивает на сохранении завода в Адлере как единственного рыбоперерабатывающего предприятия в районе курортного Сочи".
К слову сказать, по информации Министерства сельского хозяйства РФ, рыбозаводы и рыбхозы в этом бассейне до 1991 года производили более 200 тыс. тонн продукции, в 2006 году объемы лова и производства сократились до 30 тыс. тонн. И причина не в том, что в бассейне сложился дефицит биоресурсов - рыбы хватает, но вылавливать много ее не имеет смысла, поскольку рыбакам некуда ее сдавать. На Азовском и Черном морях из 20 рыбных портов и порт-пунктов уцелело на сегодняшний день только 8, да и не все из них сохранили профильную деятельность - перевалку рыбопродукции. Многие, как, например, Геленджикский порт-нункт, переориентировались на перевалку более выгодных грузов.

Поэтому рыболовецкие суда вылавливают столько рыбы, сколько смогут принять порт-пункты, большинство которых в крае находится в частных руках.
В Адлере, похоже, ситуация изменяется в сторону улучшения. Как сказал корреспонденту заместитель департамента биоресурсов края Николай Усков, в 2007 году Сочинский рыбокомбинат планировал довести объемы производства до 4 тыс. тонн, что на 700 т больше, чем в 2006-м.

"Комбинат постепенно возрождается, сегодня у него уже состоят на вооружении 7 собственных рыболовецких траулеров, которые ведут рыбодобычу и в Азовском, и в Черном морях, идет планомерная модернизация производства. Так что у этого предприятия хорошие перспективы", - считает Николай Усков.

Это подтвердил и генеральный директор рыбокомбината в Адлере Юрий Докуль, по словам которого сочинское предприятие в 2007 году этот план даже перевыполнило на 200 тонн.

"Я знаю, что вопрос о перепрофилировании нашего предприятия уже возникал неоднократно, но сейчас об этом не может быть и речи, - считает гендиректор. - На комбинате работает более 160 человек, с каждым годом мы наращиваем темпы производства и сейчас являемся потенциально основным поставщиком морепродуктов в систему общепита, который будет обеспечивать питанием строителей олимпийских объектов".

В этом случае, слава Богу, до судебных инстанций дело не дошло - очевидно, возобладал здравый смысл.

В свое время первый вице-премьер, обратив внимание на местоположение завода, подчеркнул, что экологическому состоянию прибрежной зоны в Сочи надо уделять особое внимание, учитывать и то, что уже дан старт олимпийскому строительству, но такие вопросы, как судьба рыбозавода в Адлере, "надо решать в комплексе и ни в коем случае не рубить сгоряча".

Тем не менее создалось впечатление, что накануне той самой коллегии Иванова тщательно "обрабатывали" местные руководители, поскольку вопрос представителю Минсельхоза относительно состояния адлерского рыбозавода задал именно вице-премьер. И задал его, как выразился сам Сергей Борисович, вовсе "не из праздного любопытства", а обеспокоенностью за экологическую обстановку в таком популярном курортном районе Сочи, как Адлер.

Надо ведь, десятки лет проработавший в Адлере рыбокомбинат не вызывал до сегодняшнего дня никакого беспокойства, даже в плане экологии, а тут вдруг сам первый вице-премьер озабочен его состоянием. Понятно, что судьба рыбозавода как такового госчиновников волнует меньше всего. На повестке дня стоит задача куда сложнее: как с максимальной эффективностью распорядиться той территорией, которую сегодня занимает злополучный заводик. Что там будет в конечном итоге, если рыбокомбинат действительно закроют, - отель или океанская "марина", как предложил кубанский губернатор, пока вопрос вопросов. Тем более что пока никто не поинтересовался мнением администрации ОАО "Сочинский рыбокомбинат", хотя вполне допускаю, что оно имеет далеко не определяющее значение.
Пока Минсельхоз и администрация Краснодарского края решали судьбу Сочинского рыбокомбината, мэрия города-курорта активно работала на инвестиционном рынке.
Летом главный архитектор города-курорта Олег Гусев выступил с неожиданным для сочинцев заявлением, из которого стало ясно, что в центре города будут сносить все ветхие домостроения и здания, у которых истек гарантийный срок эксплуатации. Первым в список под снос попал знаменитый концертный зал "Фестивальный". По словам Гусева, "вместимость зала сегодня уже недостаточна, а элементы алюминиевых конструкций здания выработали свой срок".

По крайней мере, успокаивает то, что сочинские власти не собираются на месте сносимого здания сооружать мотель или "марину" (одна из стен "Фестивального" буквально в нескольких метрах от моря), а планируют выстроить новую, более вместительную и современную, концертную площадку.
Сколько вообще в городе объектов, чей гарантийный срок к 2007 году вышел, в администрации не сообщают, но понятно и так, что большинство из них - это многоквартирные дома, построенные в центре города 50-60 лет назад. Не сносить такие старые постройки нельзя, поскольку часть из них находится в аварийном состоянии. Значит, есть основания полагать, что в скором будущем в Сочи столкнутся с той же проблемой, что и в Краснодаре, - расселение центра в связи с реализацией генплана реконструкции. Только с той лишь разницей, что в "летней столице России" все будет происходить под знаменем Олимпиады. Как никогда раньше чиновники стали проявлять активность в борьбе с незаконным строительством. Сегодня краевой "компромат" на самовольные строения составляет объем более чем 300 страниц - что-то около 10 тыс. объектов. Из них около 2,5 тыс. пришлось только на Сочи. Особенно ярко эта активность проявляется в двух городах - Краснодаре и Сочи. Здесь, по решению суда, разумеется, могут запросто снести не только коммерческий "самострой", но и жилое здание. Хотя мэр Сочи Виктор Колодяжный пообещал горожанам, что в ходе реконструкции города и сноса ветхого жилья "ни один сочинец не будет ущемлен в правах".

С другой стороны, глава администрации во время работы инвестиционного форума в Сочи пожаловался президенту, что "не удается договариваться с собственниками": "Вот должна проходить через его дом дорога, - привел пример Ткачев, - но у него строение приватизировано, он - собственник, и с ним не получается найти общий язык. Все перепробовали - бесполезно. Что ж теперь - поджечь, что ли?" От такого вопроса у Путина едва не пропал дар речи. "Что Вы такое говорите? - возмущенно одернул он губернатора. - Если он собственник, то с ним надо договариваться в любом случае, ибо он защищает свое конституционное право и правильно делает".
Сдается, что победа в олимпийской гонке за право принять у себя зимние Игры 2014 года, да еще и колоссальная поддержка со стороны федеральной власти, как исполнительной, так и законодательной, придала краевым властям еще больше уверенности.

Теперь новым "олимпийским" законопроектом, утвержденным Госдумой, власть поставила вне закона практически всех жителей курортного мегаполиса, и отныне может влегкую расправиться со всеми, кто "мешает олимпийскому строительству".
После гватемальского триумфа 4 июля и представители власти, и российская бизнес-элита устремили пристальные взгляды на сочинский берег.
Конечно, подготовка к Олимпиаде в этом городе потребует немалых усилий, и одних государственных денег будет явно здесь недостаточно.

Вполне естественно, что без частных инвестиций здесь не обойтись. Уже сегодня становится очевидным, что одним из главных "спонсоров" олимпийского строительства может стать земляк губернатора - глава "Базэла" Олег Дерипаска, который, помимо контроля над авиаперевозками (структуре "Базэла" принадлежат аэропорты в Сочи, Геленджике, Анапе и Краснодаре), решил положить руку и на пульс автотранспортных артерий. Как уже сообщалось ранее, "Базовый элемент" приобрел контрольный пакет акций "Трансстроя" - крупной и одной из самых современных по технической оснащенности дорожно-строительных компаний в России. С огромной долей вероятности можно предположить, что именно "Трансстрой" - кандидат N1 на крупные дорожно-строительные подряды как в самом Сочи, так и на федеральных магистралях юга.
Удивительным образом вполне приличный куш в виде выигранных тендеров на подряды на дорожное строительство и строительство некоторых олимпийских объектов получила австрийская компания Strabag, представители которой тут же сенсационно объявили, что намерены ежегодно вкладывать в Сочи по 600 млн евро. А удивительным является то, что осенью прошлого года 45% уставного капитала этой дорожно-строительной компании перешли все тому же "Базэлу".

В свою очередь сам глава "Базового элемента" Олег Дерипаска поспешил заявить, что намерен инвестировать строительство нескольких олимпийских объектов и для этого даже создал свой собственный, корпоративный "оргкомитет". Правда, на вопрос, что это будут за объекты и сколько их, в офисе "Базэла" не ответили. Впрочем, у г-на Дерипаски уже давно есть планы относительно Сочинского побережья. Неудивлюсь, если следующим после аэропорта в Адлере в империю "Базэла" вольется и тот самый рыбокомбинат, находящийся там же, в Адлере, точнее, его территория, всего лишь в считанных километрах от взлетно-посадочной полосы. Вряд ли теперь такое возможно, ну а вдруг? Хотя говорят ведь на Руси, что вдруг даже кошки не родятся...

Сергей Ладожский
Источник http://www.rosbalt.ru

Док. 647888
Перв. публик.: 24.01.08
Последн. ред.: 06.03.12
Число обращений: 0

  • Дерипаска Олег Владимирович
  • Колодяжный Виктор Викторович
  • Ладожский Сергей (Ткаченко Сергей Викторович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``