В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нина Зaйцева: Трудно быть первыми Назад
Нина Зaйцева: Трудно быть первыми
Слово "экология" почти у всех нас ассоциируется с прилагательным "жуткая". При этом, правда, чаще звучат заверения, что формально, ситуация нормальная. В Прикамье существует система мониторинга за качеством атмосферного воздуха, питьевой воды. Ведутся наблюдения за промышленными выбросами. А вот душой мы все понимаем, что что-то не так. И уровень смертности у нас выше, чем в других регионах Приволжского округа, и средняя продолжительность жизни короче, и болезни косят чаще... Это при всех уверениях, что если предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воде и воздухе соблюдаются, то нет опасений за здоровье. Ученые Пермского научно-исследовательского клинического института детской экопатологии считают, что устарела сама система оценки безопасности окружающей среды, принятая еще в 40-е годы прошлого века. Концентрации в воде и воздухе могут быть в пределах допустимых норм. Но если на организм одновременно действует по 10-20-30 вредных веществ, поступающих и с воздухом, и с водой, всякий ли выдержит? А потому на уровне Минздравсоцразвития РФ Пермский клинический НИИ детской экопатологии "пробивает" другую систему. Принципиально иную: в основу которой положена оценка допустимого минимального риска экологической нагрузки на население в каждой конкретной местности. Она бы четко связала вредные выбросы и здоровье людей. В гостях у журналистов "Звезды" побывала директор НИИ, член-корреспондент Российской академии медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор Нина Владимировна Зайцева.
                    
    
    
    - Нина Владимировна, всех нас волнует ситуация в Кировском районе Перми, где сейчас сжигается топливо твердотопливных ракет. Там и так немало вредных для здоровья производств. Есть ли в вашем институте данные по заболеваемости детей Кировского района? И как связывается эта заболеваемость с вредными выбросами?
- Статистика заболеваемости есть. Тайны она ни для кого не представляет. В частности, в Кировском районе выше, чем в среднем по городу, показатели заболеваемости ОРВИ, хуже с болезнями костно-мышечной системы. Но сказать, что эта проблема определяется выбросами именно того или этого промышленного предприятия, нельзя.
- Почему?
- Потому что на эти показатели могут влиять не только выбросы вредных веществ, но и целый ряд других факторов. Достаток населения, возраст, здоровье родителей, обеспеченность врачебными кадрами, мощность диагностической базы, состояние канализации, водоснабжение... Кроме того, чтобы связать, скажем, аллергозы у детей с выбросами конкретного предприятия, нужны специальные наблюдения. Есть технологии таких наблюдений. Но мы их не проводим, потому что такую задачу нам никто не ставит.
- А кто может ее поставить?
- Администрация области, города, района, сделав соответствующий заказ.
- То есть вы зависите от властей? И ваши заключения по острым экологическим ситуациям могут быть "розовыми", не совсем объективными?
- Я категорически не согласна с этим. Мы делаем свою часть работы - адекватно оцениваем, например, состояние здоровья детей, оказавшихся в той или иной неблагоприятной ситуации. Расшифровываем состав крови, сравниваем эти анализы до проведения природоохранных мероприятий и после. Пролечиваем и оздоравливаем таких детей. Вот это наша задача. И говорить, что мы выполняем указания администрации или других сильных мира сего, - это слишком!
- А где вы оздоравливаете детей?
- Наш институт - клинический. Это значит, мы оказываем специализированную медицинскую помощь, выходящую за рамки традиционных стандартов. У нас есть амбулаторно-поликлинический прием, рассчитанный на 30 тысяч посещений в год. Есть стационар - на 60 коек, где в течение года проходят лечение 1200 - 1300 детей.
- Как они к вам попадают?
- Либо по направлению педиатрической службы, либо по специализированному приему. Его ведут наши врачи, выезжая в промышленно "нагруженные" или проблемные территории.
Мы разработали порядка 50 методик, принятых Минздравом РФ в качестве стандартов для мониторинга нагрузки вредных веществ на организм человека. Около 30 сложных схем лечения, в том числе с применением иммуномодулирующих препаратов, которые дают хорошие результаты.
- А потом дети возвращаются обратно, и все начинается по новой?
- Этот вопрос нам задают довольно часто. Но ведь дети возвращаются не просто так! С восстановленными защитными функциями организма, прежде всего иммунной системы. Разрабатываются индивидуальные программы поддержки здоровья каждого ребенка. И они уже не так чутко реагируют на вредные воздействия окружающей среды. Гораздо меньше болеют.
- Вы бы могли назвать, какие районы нашего края наиболее неблагополучны?
- Проблемы есть везде. Практически во всех промышленно развитых городах: Перми, Березниках, Соликамске, Губахе, Чусовом... В сельских районах меньше, но и там нельзя сказать, что все хорошо.
- Вы неоднократно бывали за границей. Где, на ваш взгляд, интереснее строится работа? Как далеко мы от них, они от нас?
- Недавно у нас был первый заместитель министра здравоохранения России академик Стародубов. Анализировал наш научный поиск. Его заключение: по многим показателям мы опережаем зарубежные страны. А приезжавшие в наш институт ученые из Калифорнии еще только собираются создавать у себя что-то подобное.
- Пермский институт детской экопатологии в свое время был единственным таким в России. Вы и сейчас уникальны?
- Наша уникальность в чем? Многие коллективы работают фрагментарно. Например, только по оценке вредных факторов, или только на диагностику, или только на клинику, только на математическое моделирование. Мы интегрировали все и наработали уникальные научные материалы. Следом за нами идет Екатеринбург. Повторяет шаг за шагом то, что мы отрабатываем. Начаты исследования в Оренбурге, Санкт-Петербурге. Это то, что касается науки.
Сегодня в институте работают 150 сотрудников. Среди них 15 докторов наук, 20 кандидатов наук.
Но что касается антуража - стены, лестницы, палаты - конечно, все это оставляет желать лучшего.
- В этом году результаты вашей работы признаны научным открытием. В чем оно состоит?
- Если очень упрощенно, мы очертили тот "клубок" взаимосвязанных процессов, который стартует в детском организме при сочетанном воздействии природно-техногенных факторов. Организм дает целую систему реакций. Скажем, не просто астму, а астму, которая скрытно тянет за собой патологию щитовидной железы, другие заболевания. Мы открыли закономерности этих взаимосвязей. Все это очень важно и для коррекции здоровья конкретного ребенка, и для массовой профилактики.
- Фактически своим научным поиском вы, что называется, "роете" под источники вредного воздействия? Какова ответная реакция?
- Я не буду называть предприятия, где мы доказали, что именно их выбросы формируют повышенный риск для здоровья населения. У некоторых реакция была примерно такова: "Ну, Зайцева, ты что? Ты вообще уж границ не знаешь!"
Ведь сразу вставал вопрос о регламентации выбросов, о погашении вредных нагрузок. О том, чтобы риск для населения был минимальным. А это, как вы понимаете, связано с дополнительными деньгами.
- Считаете, что все новые промышленные проекты должны проходить экологическую экспертизу?
- Безусловно. Это закреплено законодательно, и такая экспертиза проводится.
- У населения особый "зуб" на нефтяников. Вы участвовали в экологической экспертизе нового комплекса глубокой переработки нефти на "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтезе". Не добавил ли он проблем? И что нам ждать от пуска в эксплуатацию в 2007 году еще одной новой установки - изомеризации парафинов?
- Могу сказать совершенно точно - "Пермнефтеоргсинтез" первым в нашем крае выдвинул задачу оценки эффективности своих проектов с точки зрения международных стандартов. И мы предложили оценить их проектное решение через те показатели риска для здоровья населения, что будут формироваться на прилегающей территории. Это уникальная оценка. Такой на территории Пермского края еще не проводилось.
Предприятие не возражало. Вывод - экологических проблем с пуском комплекса глубокой переработки нефти не добавилось! Более того, применение в наших городах суперчистых дизельных топлив, которые завод стал выпускать после пуска КГПН, дает существенный экологический эффект.
А ввод в эксплуатацию установки изомеризации позволит заводу привести в соответствие с требованиями европейских стандартов Евро-3 и Евро-4 качество и экологические характеристики автомобильных бензинов. В результате на дорогах еще более сократятся выбросы соединений серы, бензола - а это снижение заболеваний органов дыхания, уменьшение канцерогенной опасности. О таких путях улучшения экологической ситуации должны знать и автолюбители, и профессионалы-водители, и представители властных структур. Поскольку транспорт становится все более серьезным источником загрязнения воздуха наших городов.
- Считается, что поколение от поколения отличается все большей хилостью. Насколько это зависит от экологии?
- По критериям Всемирной организации здравоохранения здоровье населения, продолжительность жизни зависят от экологии на 25 процентов. Но то изменение продолжительности жизни в России, что - по сравнению с другими странами - отбрасывает нас в конец всех рейтингов, колоссальная разница в продолжительности жизни мужчин и женщин - это все так или иначе больше связано с проводимыми сейчас реформами. А точнее, с шоковым характером этих реформ. Когда население, особенно мужское, не может к ним быстро приспособиться. И наш высокий уровень смертности больше связан с социально-экономическими проблемами, чем с экологией.
- Как врачу, как экологу, глубоко понимающему, насколько проблемна по экологии Пермь, вам никогда не хотелось уехать отсюда?
- Такие возможности были, и в этом году тоже. Я получила специальное приглашение на работу в Москву - возглавить академический институт. Были долгие сомнения и метания.
Но я подумала и решила, что не смогу оставить ни свой коллектив - многие сотрудники работают в институте со дня основания, ни своих родных, ни Пермь. Я остаюсь.
- И наш традиционный вопрос: читаете ли вы нашу "Звезду"? Как оцениваете?
- Читаю, всегда жду. Внимательно слежу за некоторыми темами, новостями. Соотношу свою оценку ситуаций и событий с оценкой журналистов. Так сказать, проверяю свою субъективность на объективности подачи материалов. Многие из них очень интересны. Выписала газету и на следующий год.

    Текст: Наталия СЕМЕНОВА. Фото из архива.
                    
    
http://www.nevod.ru/local/zvezda/page.php/zvezda/2005-12-23/0

Док. 647799
Перв. публик.: 23.12.05
Последн. ред.: 05.03.12
Число обращений: 0

  • Зайцева Нина Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``