В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
15 лет назад у тверских депутатов не было даже стульев Назад
15 лет назад у тверских депутатов не было даже стульев
Первый председатель Тверской городской Думы Валерий Матыцин: "Мы думали, что занимались политикой, оказывается - делали историю"

7 июня 1994 года в Доме учителя на свое первое заседание собрались первые депутаты Тверской городской Думы. Их было вдвое меньше, чем сейчас, - 15 человек. Возглавлял заседание глава администрации города Александр Белоусов. Заседание растянулось на неделю, лишь во второй части заседания, которое состоялось 14 июня, был избран председатель. Им стал Валерий Петрович Матыцин. Спустя 15 лет, мы встретились с первым председателем, чтобы узнать, какой была Дума тогда и какой она кажется сейчас.

- Валерий Петрович, идея создания Тверской городской Думы принадлежит Вам?
- Это не совсем так. Решения о выборах представительных органов местного самоуправления принадлежит первому Президенту России Борису Ельцину. В Тверской области они состоялись 20 марта 1994 года. А вот название придумал я. Назвать его можно было Советом депутатов, Советом представителей или еще как-то. Но я предложил название - Тверская городская Дума. Законодательное собрание Тверской области утвердило его, и на первое заседание мы пришли уже в Думу.
- Каким было первое решение?
- По хронологии первое решение называлось "Об избрании счетной комиссии первого заседания городской Думы". По значимости - Декларация об избрании жителями Твери нового представительного органа местного самоуправления. Наиболее же серьезное социальное решение осталось за рамками заседания. Мы очень хотели сделать проезд на городском транспорте бесплатным для всех пенсионеров. Финансовые и организационные возможности были. Но Дума сама не могла принять такое решение в силу действующего законодательства. Поэтому мы сказали главе администрации города, что если он не примет соответствующего решения, то мы сами его примем, хотя понимаем, что оно будет не совсем законным. Но потом уже он будет с нами судиться и сам объяснять пенсионерам, почему он не хочет дать им бесплатный проезд. Это вызвало шок у администрации города, и на одном из ближайших заседаний Александр Петрович Белоусов сообщил, что решение принято. Если кто забыл, то пусть вспомнит, что при нас пенсионеры ездили в любой конец города и на любом городском транспорте бесплатно и без каких-либо ограничений. Сейчас мне кажется, что любой представительный орган на своем первом заседании должен принимать решения, которые очень ожидаемы значительной частью населения.
- В те годы Дума была фактически подчинена главе администрации и не имела никаких прав. Сейчас ситуация изменилась?
- Да, в то время Дума не была независимой и не имела права самостоятельно принимать важнейшие, например, финансовые решения. Первый Устав города Твери, отрегулировавший многие вопросы, был принят нами только в 1996 году. Но с тех пор кардинально изменилось законодательство, в том числе и областное. Теперь глава города возглавляет Думу, таким образом, ее статус сильно вырос. Создается впечатление, что нынешняя Дума может все, а администрация города - уже ничего. В наши годы все было наоборот.
- Вы не хотели бы поработать в современной Думе?
- В мечтах нельзя исключать ничего, а на практике... Очевидно, что между первой и нынешней Думами пролегает огромная, почти непреодолимая дистанция. Тогда был период, когда публичной политикой хотелось заниматься. Это была не столько политическая необходимость, сколько порыв души и зов сердца. Депутаты того времени были яркими людьми с более обостренным чувством справедливости. Сейчас же изменилась система, в выборах участвуют партии, а не личности. Иногда кажется, что мы были более демократами, чем все нынешние городские отделения демократических партий вместе взятые. Хотя многие понимают, что в более молодые годы небо всегда кажется голубее, трава - зеленее, а снег - белее. Для современного депутата место в Думе - это фактически профессия. Поэтому он должен обладать массой знаний, соответствующим уровнем образования, профессиональными навыками, что, к сожалению, есть не у всех. Для себя лично еще в 1996 году я принял решение уйти из публичной политики. Это как первая любовь, к которой не всегда хочется возвращаться, пусть она лучше останется красивой историей.
- Что Вам дал депутатский опыт и что Вы внесли в работу Думы?
- Я работал с азартом. В предвыборный период я обошел лично все дома в округе (тогда еще такой повсеместной практики не было) и смог победить, выиграв несколько сотен голосов у представителя администрации, на которого активно работал весь административный ресурс. Этот же азарт помог мне выиграть другую борьбу. Федеральный закон установил порог для прохождения в представительные органы власти в 25%, на местном уровне этот порог вырос до 30%. Многие кандидаты в депутаты не смогли его преодолеть. Мы больше двух месяцев после выборов ходили в прокуратуру, ездили в Конституционный суд и Центризбирком, чтобы добиться снижения местного порога до федерального уровня. Если бы не азарт, не привычка к самостоятельным действиям, нам бы не удалось изменить ситуацию, и тогда, скорее всего, Дума в Твери появилась бы на один - два года позже. Видите, как тяжело рождалась первая Дума! Ей, как новорожденному младенцу, порой не хватало кислорода. Но был азарт и была какая-то необъяснимая внутренняя свобода, и огромное чувство ответственности. Кажется, что мне удалось добиться, чтобы Дума работала, как отлаженный механизм. А депутатский опыт научил держать самые страшные удары оппонентов.
- Вы были забиякой?
- Да. Я не пропустил ни одной значительной политической битвы того времени. Хотя политической борьбы как таковой не было, скорее, было столкновение творческих личностей. Мне кажется, что именно это и привело к тому, что с каждым годом Дума становилась все сильнее, поэтому сейчас город возглавляет именно председатель Думы.
- Вы считаете, что это плюс для людей, для города, для политической жизни?
- Для политической жизни - плюс. А для людей, для города... Нужно посмотреть год - полтора. Если света на улицах по-прежнему не будет, если транспорт не начнет нормально функционировать, а управляющие компании будут по-прежнему вытворять что попало, значит, дело не в управлении городом. И тогда у следующего поколения политиков может возникнуть крамольная мысль, что дело не в Думе и не в городской администрации, а в чем-то большем - например, в неэффективности существующей модели капитализма.
- Вы потом так и работали в помещениях администрации?
- Да, было очень трудно создать нормальные условия труда. Нам выделили 5-6 кабинетов, где расположились депутаты и аппарат Думы. Сейчас, конечно, труд депутатов более обустроен. Но в наших коридорах было больше народа. Системы отгораживания от народа тогда не было. Если где-то поднималось народное волнение, мы выезжали туда, выступали на митингах, поддерживали горожан или уговаривали одуматься. Мы присутствовали везде и всегда и по всем вопросам имели принципиальную позицию. Например, когда началась война в Чечне, мы оперативно приняли решение запретить отправлять тверских призывников и молодых солдат в Чечню. Хотя не имели никаких полномочий это делать. Но мы высказали твердую позицию, и она сыграла свою роль. Подобных примеров очень много. Мы с подчеркнутым уважением относились к горожанам и столь же непочтительны были к органам власти и представителям администрации, которые своим действием или бездействием делали жизнь тверитян еще более невыносимой. Постепенно менялось отношение населения к нашей Думе, ее уже не воспринимали как соглашательский орган. Если бы мы тогда всего этого не делали, то и сейчас многое оставалось бы на начальном уровне.
- Вы заложили какие-то традиции в Думе?
- Во-первых, очень трогательно, что Дума сохранила свое название. Очень приятно, что Дума вообще сохранилась и работает, что она пережила годы реформ, а если бы она была органом никчемным - ее бы уже не было. Во-вторых, те работники аппарата, которых я набирал в первую Думу, до сих пор работают и числятся на хорошем счету. В день избрания второго председателя Думы Валерия Павлова я передал ему три конверта. По мере наступления трудностей в работе ему нужно было открывать их по очереди. В первом было написано: "Вали все на меня", во втором - "Кайся", в третьем - "Готовь три конверта". Такие конверты передавали еще несколько раз. Но на каком-то этапе эта традиция исчезла. Наверное, кто-то посчитал это ненужным, несерьезным. Но вообще я был председателем очень короткий срок, который пролетел мгновенно, да и, по большому счету, не до традиций было в то время.
Это первое заседание первой Тверской городской думы
Это первое заседание первой Тверской городской думы
Фото: из архива Валерия Матыцина

- Какие у Вас остались воспоминания о годах работы в Думе?
- Очень добрые и незабываемые. Эта часть моей жизни была насыщенной, сложной, порой даже драматичной, но я благодарен судьбе, что она была. Я благодарен судьбе, что мне удалось ее достойно прожить. Это была не просто работа, а непрерывная борьба. Борьба за идеалы, а не за собственное благополучие. Но это была спортивная борьба, а не борьба на уничтожение. Поэтому, несмотря на жесткое противостояние, после истечения срока моих полномочий я сохранил ровные отношения со многими из оппонентов. Например, с Александром Петровичем Белоусовым мы посылали друг другу открытки на праздники. Со временем понимаешь, что каждый из нас просто выполнял предначертанную миссию. Судьба вывела нас на этот путь, мы выполнили свою миссию и ушли. Тогда мы думали, что занимаемся политикой, и только теперь становится ясно, что мы делали историю.

ОПРОС "КП"
Мы поговорили с тверичанами и задали им один вопрос: "Что бы вы сделали, если бы были депутатом Тверской городской Думы"? Мы выбрали самые популярные ответы.

Юлия, школьница:
- Я бы сделал хорошие дороги, дала бы людям работу и жилье.
- А для своего поколения?
- Мне кажется, что у нас все есть.

Нина Онищенко, пенсионерка:
- В первую очередь я бы разобралась с мусором. Элементарно его некуда выбросить. Сделала бы магазины для пенсионеров, где они могли бы покупать продукты и вещи дешевле. И еще сделала бы для пенсионеров проезд бесплатный.

Николай Сапожников, адвокат:
- Изменил бы Устав города, вернулся к старому варианту. Я как юрист считаю, что у горожан должно быть право выбора.

Татьяна, кинолог:
- Дороги в первую очередь, дороги.

Нина Петровна, пенсионерка
- Снизила бы цены на коммунальные услуги и повысила бы пенсии и стипендии.

Володя, заканчивает 11 класс:
- В кризис помог бы предприятиям, чтобы не сокращали рабочие места.
- А для своего поколения?
- Нам помогать не надо, у нас все есть. Мы свои проблемы решим сами.

КОММЕНТАРИИ ДЕПУТАТОВ

Артем Гончаров, депутат Тверской городской Думы, председатель комитета по муниципальной собственности и земельным отношениям, лидер фракции КПРФ:
- В большей степени слова горожан адресованы к исполнительной власти, а не законодательной. Но они отражают самые актуальные проблемы. И это говорит о том, что исполнительная и законодательная власти должны взаимодействовать.
Что касается конкретных проблем... Деньги на ремонт дорог сейчас выделяются, другой вопрос, как они осваиваются.
Вопрос с выделением жилья для тверичан самый сложный. Из городского бюджета деньги практически не выделяются, программа поддержки молодых семей не действует из-за отсутствия финансирования. А если и выделяются, то это такой мизер, о котором и говорить не стоит. В год не более 20 семей могут рассчитывать на получение жилья от города.
Поддержка предприятий... Мы живем в условиях кризиса и пожинаем его плоды. Город ничего сделать не может, только государство. Но и оно, имея огромные средства стабилизационного фонда, бессильно. Один путь - национализация предприятий. Частный капитал доказал свою неэффективность в условиях кризиса.
Согласен с мнением горожан, что необходимо вернуться к старому Уставу. Конечно, он не мог существовать в том виде, но его можно было привести в соответствие с действующим законодательством. Но в той части, которая касается всенародного избрания главы города и совмещения обязанностей главы города и главы администрации, полностью согласен с тверичанами.
Что касается позиции молодежи... Я бы не сказал, что молодежи не нужна помощь. Они видят, что есть слои населения, которым никто вообще не может помочь, и болеют за них. Но это идеология нового поколения, которое полагается только на себя, на силу денег, которые они способны заработать.

Сергей Аксенов, депутат Тверской городской Думы, председатель комитета по вопросам местного самоуправления, член фракции "Единая Россия":
- Радует позиция молодежи, которая рассчитывает только на себя, на собственный труд и свои руки.
В целом же, все о чем говорили тверичане, находится в ведении Тверской городской Думы и администрации Твери, а это значит, что эти вопросы мы решить можем, за исключением, пожалуй, пенсий. С дорогами в этом году удалось достичь существенного прорыва, по части финансирования этих мероприятий. С затянувшимся назначением главы администрации срок исполнения немного сдвинулся. Хотелось бы, чтобы новый глава администрации, а он у нас активный молодой человек, оперативно занимался этими вопросами, чтобы асфальт не укладывали в октябре - ноябре в снег.
Что касается Устава города. Мне кажется непринципиальным вопрос, как будет формироваться городская власть, главное, чтобы людям было комфортно жить в городе и они чувствовали себя защищенными.
В Думе разрабатываются проекты, направленные на социальную защищенность пенсионеров. Мы работаем над вопросом бесплатного проезда. Пока это реализуется в форме акции "Поколение победителей", когда в определенные месяцы пенсионеры получают возможность добраться бесплатно до своих дачных участков.
Жители Твери понимают, чем занимается Тверская городская Дума и, мне кажется, объективно оценивают принятые ею решения.

Справка "КП"

За 15 лет существования Тверской городской Думы
Избрано 106 депутатов
Проведено 477 заседаний
Принято 2 424 решения

Юлия ЗАГАРСКИХ
http://kp.ru/daily/24308/501530/

Док. 647785
Перв. публик.: 05.03.09
Последн. ред.: 05.03.12
Число обращений: 0

  • Ельцин Борис Николаевич
  • Матыцин Валерий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``