В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Бирюков: Интернационализация российского высшего образования Назад
Алексей Бирюков: Интернационализация российского высшего образования
Обращение к вопросам глобализации и международной интеграции в области высшего образования1 представляется своевременным, актуальным и практически значимым, так как ориентирует общество на развитие, основанное на знаниях. Думается, что Россия не избежит этой судьбы, тем более что интеллектуальный потенциал страны все же остается достаточно мощной предпосылкой для национального развития именно в этом направлении.

Наряду с международной интеграцией и глобализацией необходимо рассмотреть интернационализацию российского высшего образования и воздействующие на этот процесс факторы.

Интернационализация означает обращение, как выражаются в ЮНЕСКО, к "благам международного сотрудничества". В условиях глобализации интернационализация становится императивом практически в любой области человеческой деятельности. Ориентация на экспорт, то есть на международный рынок, включая международный рынок образовательных услуг (МРОУ) - жизненно необходима. Ни один национальный рынок, даже самого крупного и развитого государства, не может потребить все, что создается в рамках национальных границ. Это аксиома. Так же, как и необходимость обращения к международному рынку. Вместе с тем для успеха на нем нужен поиск собственной ниши и ее активное освоение, целенаправленная государственная политика поддержки экспортеров образовательных услуг и ее последовательная реализация.

Таким образом, интернационализация - не просто нарастающее международное общение, то есть от простого взаимодействия к более сложному сотрудничеству, как трактует, например, Ю. Шишков2. Интернационализация становится таким феноменом международных отношений, который имеет самостоятельное значение и в этом качестве оказывает воздействие на деятельность государств в различных областях. В этом смысле интернационализацию действительно можно рассматривать как некий этап глобализации в рамках государства.

Заместитель декана юридического факультета Российского университета Дружбы народов В. Белов справедливо пишет, что интернационализация высшего образования проявляется в форме возрастающих потоков студентов в зарубежные вузы, а также взаимных обменов преподавателями и исследователями; использования зарубежных программ, учебников, литературы и телекоммуникационных источников информации; применения международных процедур аккредитации, международных видов межвузовского сотрудничества3. В этом наблюдении, на наш взгляд, отмечены почти все элементы интернационализации высшего образования.

Еще раньше ведущий российский специалист по проблемам Болонского процесса В. Байденко подчеркивал, что интернационализация высшего образования охватывает обмен преподавателями и студентами, международные академические связи и особые учебные планы с международной ориентацией содержательной части образования4.

Одним словом, происходит существенное усиление тенденции интернационализации образования.

Доцент Уральского технического университета И. Майбуров пришел к выводу, что интернационализация представляет собой интеграцию отдельных вузов и национальных систем, а глобализация - их конкуренцию. Он солидаризируется с мнением ректоров европейских университетов о том, что интернационализация - позитивная для высшей школы категория, связанная с интеллектуальными и культурными ценностями, и является ответом университетов на глобализацию, ко-
_____________________

БИРЮКОВ Алексей Викторович, профессор МГИМО (У) МИД РФ.

1 См.: Вулъфсон Е. Л. Глобализация и образование // Известия Российской академии образования. 2005. N 1; Кольчугина М. Международная интеграция в сфере высшего образования // МЭ и МО. 2005. N 11; Майбуров И. Глобализация сферы высшего образования // МЭ и МО. 2005. N 3.

2 См.: Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2001.

3 См.: Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. М., 2005. С. 46.

4 См.: Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., 2003. С. 37.

стр. 76
_______________________

торая воспринимается как "гомогенезация, массовая культура, американизация... "5.

Однако в таком подходе заложено отрицательное отношение к глобализации как самому масштабному процессу современности и происходит ее противопоставление интернационализации. Между тем член-корреспондент Российской академии образования Б. Вульфсон совершенно справедливо оценивает глобализацию как "новейший этап процесса интернационализации общественной жизни... "6.

Западные эксперты также разделяют понятия "интернационализация образования" (которая признается синонимом международной составляющей образования) и "глобализация образования". Одни считают последнюю высшей формой интернационализации и интеграции, другие сводят ее просто к электронной глобализации, созданию виртуальных учебных заведений, считая по-настоящему фундаментальным изменением мирового порядка ликвидацию в конечном счете национальных границ7.

Таким образом, интернационализация образования трактуется как феномен международных отношений, становящийся предметом внимания государства, и последнее принимает решение воспользоваться "благами международного сотрудничества". Так, например, эксперт в области российско-европейских отношений К. Пурсиайнен и профессор Высшей школы экономики С. Медведев, рассматривая интернационализацию как "часть общего сценария", пишут, что "одна из ключевых сфер национальной идентичности - высшее образование, все более интернационализируется, по мере того, как государства адаптируют свою политику к этому нововведению" (имеется в виду Болонский процесс. - А. Б.)8.

Внешне это выглядит именно так. Однако интернационализация высшего образования - международный феномен, сотворенный рациональными высшими школами. По существу, интернационализация является совокупностью последовательно претворенных в жизнь экспорто-ориентированных моделей развития. Поэтому интернационализация высшего образования суть результат государственной политики тех стран, которые вошли в МРОУ и воспользовались преимуществами участия в нем. В этой связи преобладание экспорта отечественного высшего образования над импортом представляется индикатором "здоровья", "правильного реформирования" системы высшего образования.

При этом следует особо подчеркнуть, что государственная политика по реализации экспорто-ориентированной модели развития должна быть ясной, последовательной, долгосрочной и нацеленной на определенные ниши в международном разделении труда, включая международное разделение интеллектуального труда. Только в этом случае модель может дать результаты, на которые рассчитывают ее инициаторы.

* * *

Конечно, нельзя не согласиться с тем, что интернационализация, приобретая зрелость, становится относительно самостоятельным явлением международной жизни со своими закономерностями и особенностями. Однако без понимания национальных корней интернационализации познать ее сущность сложно.

Какие факторы влияют на интернационализацию российского высшего образования? Рассмотрим шесть основных.

Первый. МРОУ имеет тенденцию к росту по экспоненте. Это означает, что уже в ближайшие годы его объем может превысить 100 млрд. долл., что укрепляет его как весьма выгодный объект вложения инвестиций.

По данным ЮНЕСКО, на этом рынке действуют вузы 129 государств, включая очень сильных игроков подобно Гарварду или Сорбонне, которые обладают конкурентоспособными образовательными продуктами и технологиями, и которым нелегко противостоять в борьбе за студента. Тем более что за спиной американских, французских, австралийских, немецких, китайских вузов маячит солидная государственная поддержка, основанная на долгосрочной стратегии.

В современном мире имеется несколько ярко выраженных центров, предоставляющих образовательные услуги: североамериканский, западноевропейский и азиатско-тихоокеанский.

Североамериканский центр (США, Канада, Мексика) - самый мощный с точки зрения высшего образования. Его объем исчисляется порядка 19 млрд. долл. Разумеется, что вклад его участников в МРОУ не одинаковый. Здесь явный лидер - США, получающие ежегодный доход около 17 млрд. долл., включая прямые и косвенные расходы иностранных учащихся. При этом ежегодные расходы государства на стимулирование американского экспорта образовательных услуг составляют свыше 4 млрд. долл., которые поступают в этот сектор национального хозяйства через Государственный департамент США.

В Европе самые сильные позиции на МРОУ занимает Великобритания (13%), за ней следуют Германия (10%) и Франция (9%).
_______________________

5 Майбуров И. Указ. соч. С. 11.

6 Вульфсон Б. Л. Указ. соч. С. 20.

7 См.: Майбуров И. Указ. соч.

8 Болонский процесс и его значение для России. Указ. соч. С. 18.

стр. 77
____________________

В Азиатско-Тихоокеанском регионе прочные позиции на МРОУ у Японии и Австралии, причем австралийский континент в последние годы резко активизировался, заняв 5-е место (6%)9.

Позиции России на МРОУ весьма слабы.

СССР имел более 10% этого рынка (правда, не в стоимостном выражении, а в абсолютных цифрах количества иностранных учащихся), а Россия скатилась от 0.3% (пессимистическая оценка) до 1% (оптимистическая оценка)10 именно в стоимостном выражении, что указывает на минимальную интернационализацию деятельности в области высшего образования. Так или иначе, но она имеет меньше 1% рынка. Тезис, озвученный на Всероссийском совещании проректоров по международной деятельности вузов России 15 декабря 2005 г., о том, что Россия занимает 7-е место на МРОУ вслед за Испанией, вызывает вопросы. Казалось бы, почетное 7-е место - не повод для того, чтобы бить тревогу. Однако здесь имеет место подмена доли на МРОУ количеством в абсолютных цифрах иностранных учащихся в России. Между тем именно мизерная доля России в стоимостном выражении высвечивает серьезную проблему - неумелую государственную поддержку экспорта образовательных услуг, ограниченное обращение к передовому опыту образования с использованием современных образовательных технологий, то есть немалые резервы с точки зрения управления высшим образованием как отраслью национального хозяйства.

Мы исходим из того, что интернационализация высшего образования и его участие в международных интеграционных процессах повышают национальный образовательный потенциал и, следовательно, конкурентоспособность государств на МРОУ.

Образование интегрируется с наукой, в том числе и на мировом рынке, поэтому было бы интересно сравнить рынки высшего образования, науки, технологий и инноваций.

В соответствии с результатами опроса 200 глобальных компаний, проведенного Организацией ООН по развитию и торговле (ЮНКТАД), международный рынок НИОКР в настоящее время оценивается в 310 млрд. долл. Первое место у КНР (61.8%), второе у США (41.2%), третье у Индии (29.4%), четвертое у Японии (14.7%), пятое у Великобритании (13.2%), шестое у России (10.3%).

Что касается мирового рынка инноваций, то его объем оценивается в 50 млрд. долл., и он также имеет тенденцию к экспоненциальному росту. На нем доминируют Индия и Китай - лидеры в аутсорсинге и офшорном программировании. Их заказчики - естественно, развитые страны. Россия, по оценке Министерства информационных технологий и связи, имеет неплохие перспективы с точки зрения экспорта инновационного бизнеса в опоре на интеллектуальный потенциал11.

Анализ информации о рынке высшего образования, НИОКР и инноваций указывает на то, что высшее образование, будучи более консервативным социальным феноменом, по сравнению с наукой и технологиями, формирует МРОУ, на котором, несмотря на большое количество участников, экспортерами являются только развитые страны, где сформировалась национальная школа высшего образования.

В то же время из данных ЮНКТАД видно, что на международном рынке НИОКР и инноваций ключевую роль начинают играть Китай и Индия, а Россия представляет собой одну из самых привлекательных стран для ведения инновационного бизнеса в Европе, обойдя на нем (в отличие от высшего образования) Германию, Францию и Испанию.

По состоянию на начало 2006 г. объем объединенного рынка высшего образования, НИОКР и инноваций составляет примерно 450 млрд. долл., а через четыре года, с учетом действующих тенденций, он может удвоиться, то есть приблизиться к 1 трлн. долл. в 2010 г.

Уже сейчас четко прослеживается тенденция к интеллектуальному переделу мира, которая проявляется по самым разным азимутам12. Конечно, Россия обязана занять здесь достойное своему интеллектуальному потенциалу место.

Второй и важнейший фактор, оказывающий воздействие на интернационализацию высшего образования - это современные формы, методы, технологии и инновации в области высшего образования, без которых невозможно нарастить национальные потенциал и конкурентоспособность в данной сфере. Речь идет о так называемом открытом образовании, транснациональном кибернетическом образовании, образовательном франчайзинге, новых образовательных технологиях и ноу-хау.

Открытое образование - новый феномен МРОУ и национальных систем высшего образования. В современном мире действует международный форум "Образовательные технологии и общество", издающий одноименный журнал13.

В России функционирует Ассоциация открытого образования, созданная и возглавляемая
__________________________

9 См.: Кольчугина М. Указ. соч. С. 62.

10 См.: Массовое, гибкое и интернациональное // Эксперт. 2005. N43. С. 115.

11 См.: Ведомости - Форум: Инновационный потенциал России, ИТ и высокие технологии. М., 2005. С. 11.

12 См.: Кольчугина М. Указ. соч. С. 62.

13 См.: www.ifets.ieee.org

стр. 78
___________________________

ректором Московского государственного университета экономики, статистики и информатики В. Тихомировым. Именно в МЭСИ было предложено следующее определение открытого образования: "... система организационных, педагогических и информационных технологий, в которых архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией... "14.

Основные компоненты открытого образования - это самостоятельная работа обучаемых как основа учебы, виртуальный университет и инновационные образовательные технологии типа дистанционного образования, метода кейсов, мультимедийного способа преподавания и т.д. Анализ этих компонентов указывает на отличие открытого образования от "обычного" высшего образования, прежде всего, с точки зрения объекта преподавания, а также некоторых инновационных образовательных технологий. Виртуальный университет означает отсутствие обычных аудиторий для проведения занятий, столовой или физкультурного зала. Для него важна программно-телекоммуникационная среда.

Понятно, что авторы и сторонники открытого образования исходят из открытого мира, открытого познания и открытого образования человека и считают, что "открытая модель образования не зависит от политики государства в области образования"15.

Действительно, в эпоху глобализации и формирования глобального информационного общества суверенитет должен адаптироваться к новым условиям международных отношений. Однако, думается, что деятельность высших учебных заведений, действующих на территории государства, должна лицензироваться, чтобы не допустить некачественного по содержанию и даже вредного (например, культивирующего ксенофобию) образования. В этом смысле открытое образование при всей самостоятельности не может быть полностью независимым от политики государства, на территории которого оно осуществляется.

В научной литературе нередко встречается термин транснациональное образование. Международный союз транснационального образования включает в это понятие любую преподавательскую деятельность, связанную с обучением за рубежом, и выделяет в качестве его главного признака перемещение за государственные границы не студентов, как это было прежде, а учебных материалов и программ, пересылаемых с помощью компьютерных сетей и телекоммуникационной связи16.

Транснациональное образование имеет разнообразные виды и формы организации. К ним относится в первую очередь франчайзинг образовательных услуг. В этом случае вуз разрешает другому вузу этой же или другой страны оказывать образовательную услугу и, в частности, использовать его учебные программы, а также выдавать дипломы и присуждать ученые степени от его имени. По мнению М. Кольчугиной, формами организации транснационального образования стали также филиалы зарубежных вузов, различные международные институты, виртуальные университеты на базе Интернета и другие виды дистанционного обучения.

Как видим, у транснационального образования много общего с открытым образованием. Это явления одного порядка, если говорить о средствах и способах преподавания. Вместе с тем транснациональным образованием весьма активно занимаются и "обычные" вузы, не претендующие на кокой-то особый статус. Они создают свои филиалы за рубежом, но, например, в рамках СНГ каждый случай создания филиала российского вуза - это предмет договоренности на уровне министерств образования двух стран с тем, чтобы подчеркнуть уважение суверенного права соседнего государства на обучение собственных граждан.

Так называемое классическое транснациональное образование слабо подвержено национальному контролю и базируется в первую очередь на критериях эффективности, практикуемых бизнесом. В связи с этим ЮНЕСКО и Совет Европы в 2003 г. приняли совместно разработанный ими "Кодекс хорошего поведения в сфере транснационального образования", в котором подчеркивают необходимость обеспечения баланса между инновациями в диверсификации высшего образования и сохранением подтвержденных временем ценностей университетов и других традиционных вузов17.

Кибернетическое образование как термин наиболее часто употребляется Образовательным фондом АТЭС, который осуществляет соответствующую программу, и по существу, и по форме, и по способу преподавания идентично открытому и транснациональному образованию.

Третий фактор. Многие авторы единодушны в том, что знание становится основным ресурсом конкурентоспособности. Приход к знанию от военной силы через экономику - путь, сформиро-
_________________________

14 www.info.mesi.ru/program/glossaryOO.html

15 Там же.

16 См.: Майбуров И. Указ. соч. С. 12; Кольчугина М. Указ. соч. С. 61.

17 См.: Report on trends and development in higher education in Europe 1998 - 2003. P., 2003. P. 25.

стр. 79
_________________________

вавшийся на глазах нескольких поколений после окончания в 1945 г. Второй мировой войны. Однако и после войны "военное мышление", "поиск врага", "абсолютизация различий" остаются доминирующими в международных отношениях. Ведь вокруг знания развернулась "война за интеллектуальный капитал". Обозначилась четкая тенденция к интеллектуальному переделу мира. В этих условиях представляется весьма любопытным подход к образованию в Японии, одной из самых передовых с точки зрения НТР стран современного мира. В Японии была создана комиссия "Цели страны в XXI столетии", по мнению которой, основным вектором должно быть развитие внутренних способностей личности, и государство обязано сделать все, чтобы эти способности проявлялись максимально...18. Такой подход называется frontier inside, то есть линия фронта внутри человека, и он будет определять, как считает японская элита, развитие человечества в эпоху глобализации.

Важное воздействие на интернационализацию высшего образования и его участие в международных интеграционных процессах оказывает новая парадигма международных отношений.

Смысл старой парадигмы международных отношений наиболее ярко отразил в своих работах Самюэль Хантингтон. По его мнению, возрождение исламизма и экономический динамизм Азии "потенциально угрожают Западу", который, в свою очередь, должен озаботиться вопросом, что могло бы надолго гарантировать существование западной цивилизации? Такие гарантии Хантингтон видит в усилении евро-атлантического союза в противовес другим цивилизациям, а также поощрении конфронтации, как это уже неоднократно бывало в прошлом - например, в истории Древней Греции, Римской империи, Византии и других прекративших свое существование цивилизаций. Думается, в частности, что декларируемые Хантингтоном приоритеты по существу противоречат его же фундаментальному тезису о том, что "вмешательство Запада в дела цивилизаций является, вероятно, единственным наиболее опасным источником потенциального глобального конфликта в полицивилизационном мире"19.

Цивилизации, исторически возникшие на планете, отличаются друг от друга в культурных, религиозных, этических, эстетических и других аспектах. Вопрос заключается в том, нужно ли культивировать эти различия - образно и упрощенно говоря, "тот, кто отличается, тот не прав"?

Будет ли работать старая парадигма международных отношений в эпоху глобализации?

На эти вопросы попытались ответить 20 международных экспертов, которые по инициативе ООН разработали новую парадигму международных отношений20.

В прошлом многообразие трактовалось не иначе как источник угрозы. Если ты отличаешься от меня, ты становишься потенциальным врагом. Поскольку многообразие имело такой негативный смысл, любой человек мог легко найти оправдание тому, чтобы "демонизировать" другого, отличного от него человека21. Незнание и непонимание отличных от себя людей (народов, государств) обусловлено невежеством. Вступает в силу принцип "прав тот, кто сильнее" без каких-либо моральных ограничителей по отношению к чужим, причем сила понимается как навязывание своей воли, а чужие воспринимаются как враги. Такова логика террористов и политиков, культивирующих ксенофобию, а неспособность противопоставить эффективный барьер этой логике присуща, к сожалению, жертвам террористов. Как разорвать этот замкнутый круг? На наш взгляд, самое важное здесь - преодолеть невежество как террористов, так и их жертв, которое есть результат отсутствия образованности.

Эксперты ООН предложили ряд идей для включения в новую парадигму.

Равноправие, подразумевающее равное уважение достоинства каждого участника международных отношений. Одновременно имеет место справедливое отношение ко всем участникам международных отношений с ясным пониманием того, что их вклад в развитие цивилизации не одинаков. Достижение равноправия становится возможным благодаря взаимозависимости, восприятию "другого" как равного и отказу от представления о многообразии как угрозе. "Диалог ... не может изменить и не изменит фактическое соотношение сил. Он, скорее, дает возможность каждому члену сообщества сыграть на международной арене совсем иную роль. ... Мнение каждого будет услышано"22.

Переосмысление понятия "врага". Враг является многоликим для всех, а общий враг, в свою очередь, требует единства. "На протяжении всей истории "враг" неизбежно связывался с "другим", "с тем, кто иной". Но в еще большей степени он был связан с незнанием другого"23. Поэтому прогресс знаний освободит многих от изоляционизма
________________________

18 См.: Архангельская Н. В поисках справедливости (интервью с С. Переслегиным) // Эксперт. 2006. N 1 - 2. С. 66.

19 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. (Пер. с англ.) М., 2003. С. 496, 514.

20 См.: Абулмаг А. К., Ариспе Л., Аршави Х. и др. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями. (Пер. с англ.) Под ред. С. П. Капицы. М., 2002. С. 5.

21 См.: Там же. С. 84.

22 Там же. С. 95.

23 Там же. С. 96.

стр. 80
________________________________

невежества, которое ведет к страху и враждебности. Однако при этом очень важно понимать значимость иного как собственного богатства. "Все иное должно стать частью жизни каждого человека"24.

Децентрализация власти. Доступ к знаниям и информации больше не обеспечивается посредством традиционных властных структур. Барьеры и границы на пути к знаниям разрушаются. Власть децентрализуется, поскольку знаниями и информацией овладевает все большее количество людей, способных благодаря этому оказывать влияние на принятие решений. Сегодня новые влиятельные организации никем не избираются. "Вероятно, при новой парадигме власть будет распределяться вне выборного процесса...". Точно также будут расти влияние и представительство в международных отношениях неправительственных организаций, не являющихся суверенами своих народов.

Заинтересованность. Понимается как причастность к общему делу и обусловливает ответственность. "Возрастающая способность воздействовать на жизнь других людей, невзирая на пространство и время, заставляет нас быть более ответственными"25. Государства неизбежно становятся частью целого благодаря законам развития человечества, поэтому "игра командой" также неизбежна, а выигрыш или проигрыш - это общий результат, в котором заинтересован и за который несет ответственность каждый.

Создание союзов на основе решения конкретных проблем. Они есть следствие заинтересованности в будущем всей планеты.

Глобальные проблемы существуют и требуют глобальных решений на базе общих усилий международного сообщества. Возникают международные объединения для решения таких проблем. Усиливается интеграционный компонент международных отношений. Возрастает международное сотрудничество в области науки, образования, технологий и инноваций. Увеличивается прозрачность государственных границ. Все это проявления новой парадигмы международных отношений.

Можно, конечно, отнестись к мнению экспертов ООН относительно новой парадигмы международных отношений как некоей умозрительной схеме, которая якобы отличается от "тенденций унификации" в эпоху глобализации. Однако такая оценка представляется поспешной. Дополнение и даже поиск в ряде случаев альтернативы господствующим в мире ценностям абсолютно необходимы, поскольку помогут человеческой цивилизации и дальше развиваться на эндогенной основе.

Четвертый фактор. Ничем иным, кроме как наполнением международных отношений новым содержанием, нельзя объяснить бурное развитие межкультурного образования, в том числе связанного с религиозным разнообразием. Эта тенденция стала предметом пристального внимания Совета Европы и, по сути, культивируется на этом континенте.

В ноябре 2003 г. в Греции эти вопросы рассматривались министрами образования европейских государств, собравшимися на свою регулярную встречу. Основная цель межкультурного образования - научиться жить вместе в условиях, когда (в данном случае) в европейских обществах сосуществуют различные культуры, религии и интересы.

Европейские эксперты считают, что речь должна идти не только о взаимном уважении, понимании и восприятии друг друга, но и об общих целях и деятельности, а также о разделяемых ценностях. Мультикультурализм предполагает воспитание гражданственности, управление конфликтными ситуациями, решение проблем, преодоление предрассудков в рамках демократических обществ.

В частности, Питер Бателаан, идеолог проекта "Межкультурное разнообразие и вызовы религиозного разнообразия и диалога", осуществляемого Советом Европы, составил таблицу межкультурного образования, в которой разработал основные компоненты диалога представителей разных культур и религий. Эти компоненты состоят в том, что диалог должен быть содержательным, с точки зрения достижения результата и решения проблем, должен содействовать рассмотрению вопроса с разных позиций, должен базироваться на умении слушать и быть услышанным, а также знании предмета дискуссии и взаимном уважении.

Разделяемые ценности должны, по его мнению, основываться на уважении к людям как представителям человеческой цивилизации, их культуре и традициям, природе, в которой они живут. В противном случае этим ценностям противостоят этнический эгоцентризм и расовая нетерпимость, вандализм и насилие, потребительское отношение к природе и загрязнение окружающей среды26.

То, что Совет Европы акцентирует внимание на необходимости активизации педагогики в области межкультурного образования и межрелигиозного диалога, является отражением в образо-
________________________________

24 Бондарева С. К. Иное в этническом самоопределении и общекультурном определении // Известия Академии педагогических и социальных наук. Москва-Воронеж, 2005. С. 31.

25 Абулмаг А. К., Ариспе Л., Аршави Х. и др. Указ. соч. С. 105, 108.

26 См.: www.coe.ont/DGIVRestricted

стр. 81
______________________________

вании целого ряда важных элементов новых международных отношений.

Пятый фактор. Необходимо подчеркнуть значение конкретных условий, в которых развиваются интернационализация образования, его участие в международных интеграционных процессах и их реализация на местной почве. Речь идет о глокализации - новом термине в политологии, который понимается как проявление общего, глобального на местности с учетом ее особенностей. То есть результаты глобализации видны нам через призму местной специфики.

В глокализации как "зеркале глобализации" существует несколько аспектов, но в части, касающейся высшего образования, следует говорить прежде всего об особенностях потенциала высшего образования России.

Россия, о чем упоминалось выше, занимает весьма слабые позиции на МРОУ. Однако "крупный вклад России в развитие фундаментальной науки, высокий уровень образованности населения, богатейшее культурное наследие и уникальные педагогические традиции - все это дает право анализировать состояние нашего образования в сопоставлении с самыми развитыми в социально-экономическом отношении странами современного мира"27. Наш научно-педагогический потенциал по-прежнему высок, хотя к концу XX в., по мере ослабления национальной высшей школы, он снизился. Тем не менее Россия может гордиться собственной высшей школой не только как совокупностью вузов и других организаций, предоставляющих высшее образование (которых насчитывается более тысячи). Речь идет о высшей школе, отличающейся интегрированием с наукой, фундаментальностью преподаваемого знания, эрудицией выпускников, традициями образования и связью с историческим наследием. Развитие этих важных компонентов в сочетании с относительно низкими ценами на предоставляемые образовательные услуги может иметь первостепенное значение для роста конкурентоспособности российской системы высшего образования на МРОУ.

Между тем в современном мире недостаточно развивать перечисленные компоненты.

Высокое качество российского высшего образования - это широко признаваемый факт, однако явление преходящее. Качество научно-педагогического потенциала, как показал комплексный анализ, снижается28. Вместе с тем следует подчеркнуть, что представленные Центром социального прогнозирования выводы основаны на информации, собранной в период, когда процесс быстрого и легкого разрушения завершался, а медленного и сложного созидания еще не начался.

Статус национального проекта, безусловно, ускорит созидание, но последствия разрушения еще долго будут видны. Поэтому обращение к упомянутому крупномасштабному социологическому исследованию вполне оправдано.

Происходит сокращение численности научных коллективов многих вузов, значительное старение профессуры. Молодежь не желает связывать свою судьбу с потерявшей общественный престиж, малодоходной, бесперспективной научной и преподавательской деятельностью. Одновременно снижается уровень подготовки педагогов в аспирантурах и докторантурах.

По разным причинам уменьшается научная составляющая в деятельности педагогов. Этому мешает, в частности, высокая загруженность преподаванием, слабая техническая оснащенность вузовских лабораторий, отсутствие доступа к электронным базам научной информации, а также неудовлетворительная комплектация университетских библиотек научной и учебной литературой. У вузов плохие возможности демонстрировать свои научные достижения. Требуется серьезное улучшение информационного обеспечения научной работы.

Проблемой остается финансирование университетских исследований. Научную работу преподавателей финансируют как бюджетные источники, так и внебюджетные, преимущественно иностранные благотворительные фонды, аккумулировавшие научную информацию и знания и направлявшие их в зарубежные экономики.

Установки научно-педагогических кадров вузов на эмиграцию или временную работу за рубежом по-прежнему очень высоки. Связано это с низкой заработной платой, отсутствием технической и информационной возможности реализовать свои творческие устремления, отсутствием в нашей экономике эффективных механизмов реализации изобретений, а также со снижением престижа научно-педагогических профессий. Если перечисленные причины не будут устранены, улучшения качества научно-педагогического состава ожидать не следует.

Наконец, оставляет желать лучшего научно-методическая литература, используемая в педагогическом процессе.

Все эти недостатки проявились в подготовке иностранных учащихся, которые, имея возможность сравнивать с другими национальными системами высшего образования, отмечают, в частности, что в российских вузах:
____________________________________

27 Вулъфсон Б. Л. Указ. соч. С. 28.

28 См.: Шереги Ф. Э., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М., 2002.

стр. 82
_________________________________________________

- читается много предметов, не нужных для будущей профессии;

- не хватает современного оборудования и хорошей учебной литературы, связанной с изучаемой профессией;

- имеет место низкий профессионализм тех, кто учит профессии;

- проводится мало практических занятий, на которых приобретаются профессиональные навыки29.

Национальный образовательный потенциал характеризует связь вузов с работодателями. В прошлом практически единственным работодателем выпускников вузов было государство. Появление частного сектора обусловило возникновение новых требований к образованию и людям, окончившим вузы.

Российский бизнес исходит из того, что вузы не способны дать выпускнику необходимый комплекс знаний, навыков и качеств. За ними работодатели оставляют лишь селекцию способной молодежи и базовое образование. Гораздо сложнее со специальными знаниями, навыками и личностными свойствами - лидерством, коммуникабельностью, мобильностью30. Думается, что эти соображения работодателей важны с точки зрения повышения конкурентоспособности российской высшей школы.

Социологические исследования показывают, что на потенциале высшего образования России отрицательно сказываются и такие явления, неразрывно связанные с общественной жизнью страны, как негативное отношение к представителям других национальностей, трудности обеспечения их безопасности в стране пребывания, бюрократические препоны, с которыми приходится сталкиваться отечественным и иностранным учащимся. Негативный эффект имеют также бытовая неустроенность, трудности русского языка и даже суровые климатические условия.

В целом к постсоветскому этапу в развитии высшего образования подходит определение "экстенсивный". Российская высшая школа вместе со всей страной "проживала" ресурсы советской эпохи. Общежития, аудитории, лабораторная база, методы обучения - все это было накоплено за предшествующее время.

Сегодня российская система образования вступает в новый - интенсивный этап развития. Руководством Министерства образования и науки Российской Федерации ставится задача сделать "образовательный продукт" на экспорт, что должно позитивно сказаться на потенциале высшего образования.

И, наконец, последний шестой фактор. Думается, что синергетический подход к результатам действия всех перечисленных факторов, который должен быть осознан, осмыслен и реализован на практике, может обеспечить их позитивный кумулятивный эффект на развитие российской системы высшего образования, повышение ее конкурентоспособности на МРОУ.

МРОУ, новая парадигма международных отношений, межкультурное образование и межрелигиозный диалог в совокупности превосходят глокализацию высшего образования по уровню воздействия на его же интернационализацию. Соотношение интернационализации и национальной самобытности - вопрос здравого смысла. Абсолютизация любого компонента из этой дихотомии ведет в тупик и напоминает классическое противостояние в России XIX в. западников и славянофилов. Только сочетание этих компонентов, причем с постепенным ростом всего позитивного, что приходит извне - и есть, по нашему мнению, оптимальное решение задачи.

* * *

Подводя итоги, следует отметить следующее. Образовательная проблематика стала предметом обсуждения на саммите "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге в июле 2006 г. Ключевой вопрос, который был рассмотрен участниками встречи, - образование как фактор развития глобального инновационного общества. В этих условиях особое значение приобретает "международный формат российского образования"31. Интернационализация образования, в том числе высшего, необходима и в ходе адаптации мигрантов образовательными средствами - тема, которая также обсуждалась на саммите.

Таким образом, интернационализация высшего образования заслуживает самого пристального внимания. Она призвана способствовать национальному развитию в направлении общества, основанного на знаниях, в русле экспортоориентированной модели.
_____________________________________

29 См.: Там же. С. 75 - 76, 182, 235, 248.

30 См.: Вузы и работодатели о выпускниках и реформе высшей школы. М., 2005.

31 См.: Галушкина М. Задать тренды (Интервью помощника министра образования и науки России А. Волкова) // Эксперт. 2006. N 1 - 2. С. 70.

стр. 83



Мировая экономика и международные отношения. 2006. N 10. C. 76-83
Автор: А. Бирюков

http://www.socpolitika.ru/

Док. 647730
Перв. публик.: 02.10.06
Последн. ред.: 02.03.12
Число обращений: 0

  • Бирюков Алексей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``