Владимир Березко: Соотношение интернационализма и национальных интересов в государственно-правовой идеологии западноевропейского марксизмаНазад
Владимир Березко: Соотношение интернационализма и национальных интересов в государственно-правовой идеологии западноевропейского марксизма
Полагаю, что настало время остановиться на малоизвестном и почти неизученном аспекте идеологии марксизма. Считалось практически аксиомой, что марксизм сугубо интернационален. Однако довольно легко разглядеть за этой декорацией реализацию исключительно германских национальных интересов. Особенно показательны в этом смысле статьи, опубликованные классиками в "Новой Рейнской газете".
Полагаю, что максимально точный анализ работ Маркса и Энгельса с указанной точки зрения провел писатель Николай Ульянов. Символично, что у этого критика марксизма фамилия оказалась такой же, что и у одного из главных последователей данного политико-правового учения. В 1968 году появилась его работа "Замолчанный Маркс", где сделан акцент на геополитических моментах политико-правового наследия Маркса и Энгельса. Он подчеркивал, что "за несколько последних десятилетий, корабль марксизма подвергся жестокому обстрелу и зияет пробоинами; самые заветные его скрижали ставятся, одна за другой, на одну полку с сочинениями утопистов. Позорная же шовинистическая страница ...все еще остается неведомой подавляющему числу последователей и противников Маркса"1. По справедливому замечанию Ульянова, это "высказывания, о которых ортодоксальные марксисты стараются не говорить как о секретной болезни. Именно сейчас, когда мировая революция делает ставку на национальные противоречия, когда ни "пролетариат", ни "революционное крестьянство", ни, даже "трудящиеся" не фигурируют в революционном словаре, уступив место "народам", "сегрегациям", "расовым дискриминациям", полезно открыть запечатанную книгу и посмотреть, что писал о "расах" тот, кто призывал пролетариев всех стран соединяться и кто считается создателем современного учения о политическом расширении национальной проблемы. Говорю "считается", потому что на самом деле это учение создано не им, а его эпигонами в эпоху II Интернационала"2.