В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
История успеха Ирины Прохоровой Назад
История успеха Ирины Прохоровой
В гостях: Ирина Прохорова, редактор "Нового литературного обозрения" и владелица одноимённого издательства


ЛИХАЧЕВА: Доброе утро. 09.07 в столице. Меня зовут Елена Лихачева, вы слушаете "Финам FM", адрес нашего сайта www.finam.fm. "Маленькие издательства открывают новые имена, а большие их тиражируют", - говорит наша сегодняшняя гостья. Наша сегодняшняя гостья открыла несколько новых имен, она открыла несколько журналов, она, в конце концов, открыла небольшое... прямо скажем, маленькое, но очень интересное издательство, которое, наверняка, вам знакомо. Оно называется "Новое литературное обозрение". У нас сегодня в гостях Ирина Прохорова. Доброе утро, Ирина.

ПРОХОРОВА: Доброе утро.

ЛИХАЧЕВА: Сначала рубрика "Статус", потом начнем.

СТАТУС: Ирина Прохорова, филолог, историк культуры, главный редактор издательства "Новое литературное обозрение".

КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ: Окончила филфак МГУ, кандидат филологических наук. Работала на телевидении, со второй половины 80-х была редактором в журнале "Литературное обозрение". В 92-м году основала первый независимый гуманитарный журнал "Новое литературное обозрение", вокруг которого сложилось интеллектуальное книжное издательство. В настоящее время в издательский дом "Новое литературное обозрение" входят три гуманитарных журнала: "Новое литературное обозрение", "Неприкосновенный запас", "Теория моды" и 22 книжные серии. На вопрос о хобби Ирина признается, что работа и есть ее хобби.

ЛИХАЧЕВА: Ирина, еще раз доброе утро. Спасибо, что в столь ранний по московским меркам час вы к нам все-таки пришли. Очень признательны. Знаете, я вначале специально так оговорилась - то ли небольшое издательство, то ли вполне себе большое издательство, то ли маленькое... Вы сами как оцениваете? Вы основали и сейчас являетесь владельцем и главным редактором издательства какого рода? Это небольшое частное издательство или это вполне себе такая солидная организация? Как вообще оценивается это?

ПРОХОРОВА: Вы знаете, это трудно, и в каждой стране маленькое, среднее и большое немножко по-разному. Конечно, есть гиганты, концерны, мы о них не говорим, но на сегодняшний момент в издательстве, помимо трех журналов - а два из них выходят шесть раз в год, и толщина их соответствующая...

ЛИХАЧЕВА: Да, толщина во сколько? В четыре пальца маленьких, да?

Ирина ПрохороваПРОХОРОВА: Почти, да. И это уже сам по себе подвиг, я бы сказала.

ЛИХАЧЕВА: Да.

ПРОХОРОВА: Да, и мы сейчас выпускаем последние несколько лет 80 книг в год. На самом деле, это уже не маленькое издательство, это вполне среднее издательство. По меркам издательств, которые выпускают такую сложную литературу, как гуманитарную и высокого качества художественную, это вообще, на самом деле, может считаться вполне крупным издательством. Знаете, есть же такое понятие (по-английски это называется high-quality publishing - такое культурное издательство - то, что у нас называется интеллектуальное издательство. Они существуют во всем мире. Как правило, никогда не бывают крупными концернами, это невозможно.

ЛИХАЧЕВА: Да.

ПРОХОРОВА: Это штучная работа. Но если вы спросите любого из коллег в таких издательствах, им скажешь, что в "НЛО" ("Новом литературном обозрении"), чаще всего употребляют, выходит 80 книг в год, они скажут, что это много. В данном случае, для такого издательства оно вполне крупное. А так оно может считаться средним издательством.

ЛИХАЧЕВА: Итак, все-таки критерии, по которым оцениваются небольшие частные, интеллектуальные, как мы сейчас с вами выяснили, издательства. Это что? Это качество литературы, количество книг, выходящих в год, это репутация, или, наверное, в последнюю уже очередь, деньги, которые зарабатывают издательства. Какой главный критерий, вот интересно?

ПРОХОРОВА: Вы знаете, критерий, конечно, для таких издательств... знаете, в книжном мире, как, в общем, и в любой, наверное, индустрии, всегда бывает такой водораздел. Существуют такие первопроходцы - люди, которые экспериментируют, и в издательском бизнесе как раз мало издательств. И определяет уровень развития издательского дела, и, в общем, на самом деле, статус литературы, скажем так, потому что они открывают новые имена, они на этом живут. Больше издательства, как правило, не то, что они никогда не откроют имена, они уже смотрят, что всплывает на поверхность, а у них есть...

ЛИХАЧЕВА: Что им принесет, другими словами, коммерческий успех.

ПРОХОРОВА: Да. А что вдруг неожиданно какое-то яркое имя, которое прозвучало... естественно, у них больше ресурсов потом для тиражирования. Чаще всего, издатель все оплачивает, потому что только открыли, а человек ушел уже в крупное издательство. Это нормально. И, на самом деле, для меня в издательском деле увлекательность - это отыскивать новые тренды, открывать новых людей, формулировать какие-то новые направления. Это, видимо, на любителя. В этом смысле это как раз для такого издательства деньги, прям скажем, те еще, потому что вы понимаете, как культурное издательство может заработать.

ЛИХАЧЕВА: Я понимаю.

ПРОХОРОВА: Но это престиж, это репутация, и это качество, которое дает репутацию. И в этом смысле всегда все издатели смотрят: если издательство с репутацией выпускает что-то новое, есть некоторый кредит доверия, говорят: "Как интересно! Давайте посмотрим, что оно там издало". И в этом смысле, понимаете, репутация - это тоже капитал - то, что часто у нас не понимают. У нас, поскольку общество юное, с точки зрения рыночных отношений, у нас представления о том, что все измеряется величиной мешка денежного. Это не во всех областях. Например, в банковском деле, там как раз прямая зависимость количества денег и успешности. А в большом количестве других индустрий, особенно, культурных, количество вкаченных денег ничего не гарантирует. И в этом смысле символический капитал в таких областях, как издательский бизнес, очень важная вещь.

ЛИХАЧЕВА: Понимаете, с другой стороны, долгосрочное отсутствие денег, вкачивание денег вот в эту отрасль, о которой мы сейчас с вами говорим... раз уж мы решили, что прибыль там небольшая, если она вообще есть...


Ирина ПрохороваПРОХОРОВА: Иногда ее и нету, потому что обычно такие издатели ищут гранты постоянные, какую-то спонсорскую поддержку, но бывают случаи, когда одна книжка успешная, она кормит еще пять, это классический вариант. И в этом смысле издатели, которые начинают такой род деятельности - вот именно культурное книгоиздание - они, в общем-то, достаточно реалистично смотрят на вещи, что тут не будет никакой особо большой прибыли. Понимаете, но сама по себе идея открытия, высокая репутация и из каких-то личных исследовательских интересов здесь превалирует, это тоже рынок, скажем так. Он только более сложный, более тонкий. И в этом смысле, пожалуйста. Если человек понимает, что ему это надоело, он может перейти в коммерческую сферу.

ЛИХАЧЕВА: Да. Ирина, у меня есть знакомый, у которого есть небольшая сумма, и который мечтает открыть небольшое, узконаправленное издательство - издательство, действительно, интеллектуального толка. Вы бы ему что посоветовали? К чему быть готовым, в первую очередь?

ПРОХОРОВА: Быть готовым к довольно сложной жизни. Понимаете, я хочу сказать, что мое поколение... посмотрите, как большинство издателей, особенно культурной продукции, - это все люди моего поколения приблизительно, которые в конце 80-х, наконец, в восторге от того, что...

ЛИХАЧЕВА: Можно.

ПРОХОРОВА: Начинается свобода, да. Все бросились издавать книги в сумасшедшем и так настрадались от этого интеллектуального голода. И в этом смысле вот эта память культурная, что было время, когда вообще ничего нельзя было достать, она до сих пор нами движет. Я думаю, что более молодое поколение, которое входит в этот бизнес, они уже не очень себе представляют, что такое ничего не иметь. И я думаю, что здесь советы какие? Здесь, наверное, четкое понимание стратегии, в какой нише человек будет работать, понимание того, что это вечная борьба, поиск денег, и работают так все во всем мире. Другое дело, что в некоторых странах есть очень мощная государственная поддержка таким издательствам, большое количество фондов, которые могут помогать. У нас с этим значительно хуже. Но, с другой стороны, если амбиции велики, человек может быть вполне успешен. Вот знаете, у нас же ведь очень долгое время был такой голод по массовой литературе, поэтому, конечно...

ЛИХАЧЕВА: Но мне кажется, он уже сполна удовлетворен. Дальше уже некуда.

ПРОХОРОВА: И мы знаем, что и крупные издательства начинают переориентироваться. Мы видим, они вводят более сложные книги. Это тоже показатель. Так что сейчас очень хорошее время для специализированных издательств выходить на рынок, потому что специализированные области очень нуждаются в новой литературе.

ЛИХАЧЕВА: Вы бы какую узкую такую нишу посоветовали для начала?

ПРОХОРОВА: Вы знаете, я бы сказала, я ничего тут не могу советовать. Это зависит от образования самого человека, в чем он специалист, потому что, как правило, в таких издательствах маленьких культурных работают люди, которые сами профессионалы именно в той области, в которой они занимаются. Иначе это невозможно. Если вы мало что смыслите, грубо говоря, в истории, в гуманитарной области, вряд ли вы, открыв вот такое маленькое издательство, процветете, потому что вы должны сами чувствовать, знать людей, новые идеи, книги, и так далее. В этом смысле как раз маленькие издательства - это все авторские проекты. В этом смысле человек должен для себя сформулировать, где он точно знает, он может хотя бы интеллектуально состояться, он чувствует новые тренды и может их открыть и именно туда входить или пытаться, так сказать, везде отовсюду хватать. Это сложная сфера, но как, наверное, и любой бизнес, особенно, на стыке культуры и бизнеса.

ЛИХАЧЕВА: Мы тут недавно с друзьями обсуждали такую связку. Вполне она может быть реализуемой. Я хочу ваше мнение услышать на этот счет. Вот есть большое издательство (какой-то концерн), которое за счет объема и массовой литературы делает из книгоиздательства исключительно бизнес - будем называть вещи своими именами. Вот у меня такое ощущение: не существует ли возможности, знаете, такой связки небольшого издательства, которое открывает новые тренды, а потом вот это большое издательство, которое кормит вот это маленькое издательство, а оно подхватывает вот эти имена, эти тренды, и дальше делает коммерческий успех? В результате, и маленькому издательству хорошо, и интеллектуальной публике хорошо, и массовому читателю, и коммерческому этому предприятию (большому концерну) тоже хорошо.

ПРОХОРОВА: А, собственно, так есть. Если это издательство, даже маленькое, самостоятельное, то все равно, скажем, все великие писатели 20-го века открывались маленькими издательствами. Потом уже, соответственно, стали такими величинами, что их брали большие. Сейчас же вот идет общий процесс, и это очень много переживаний во всем мире, когда маленькие эти издательства, причем, с репутациями долгими, это часто, как правило, семейный бизнес, 100-150 лет. Их скупают большие концерны, оставляя, конечно, лейбл. То есть, они вроде бы существуют более-менее автономно.

ЛИХАЧЕВА: Вот об этом как раз я и говорю.

ПРОХОРОВА: Но вы знаете, как... Мы в свое время издали книгу, которая теперь настольная, вообще, Библия для интеллектуальных издателей. Был такой и есть замечательный издатель Андрей Шифрин (его отец, кстати, выходец из России), который открыл в Америке издательство и много лет его возглавлял - маленькое издательство. И он работал в крупных издательствах. И он, собственно, описал этот драматический процесс. Это только так кажется, что замечательно - маленькое издательство, наконец, встает на якорь, большое его кормит, и так далее. Просто есть некоторые жесткие законы логики, которые надо понимать, существующие на рынке. Маленькое издательство может существовать на 2-3% прибыли в год. Это считается отлично. А большое издательство не может существовать. Оно, как только его забирает маленькое, начинает от него требовать 15-20% прибыли. Это означает сразу вымывание вот этого самого рискового поля поиска новых имен. И в какой-то момент через какое-то время проседает вся индустрия и общий интеллектуальный уровень. Когда мы сегодня говорим, и все жалуются, что вот что-то стало как-то нечего почитать, это не потому, что не рождаются талантливые писатели. Это потому, что в отсутствии вот этой инфраструктуры небольших издательств им никто не помогает, государство никаких законов не принимает, чтобы защитить их (налоговые льготы и прочие вещи). У нас книжку переслать, эта книга будет золотая, по почте, и так далее.

ЛИХАЧЕВА: Да.

ПРОХОРОВА: Исчезновение этого слоя сразу снижает общий интеллектуальный уровень, и писателю значительно тяжелее пробиться, потому что начинающий писатель, скорее, найдет друга в маленьком издательстве и скажет: "Ну, рискните". "Ну, рискнем", чем он будет обивать пороги больших издательств, поскольку там идет на массу и на некоторый усредненный спрос. Большие издатели боятся рисковать.

ЛИХАЧЕВА: Согласна.

ПРОХОРОВА: Понимаете, это логика. Это не то, что они плохие, а это уж так устроен механизм. И поэтому поглощение маленьких большими заканчивается, как правило, понижением. В нашей же стране значительно более драматическая ситуация - у нас нету традиций столетних издательств, они у нас появились 20 лет назад.

ЛИХАЧЕВА: Только раскрылись, и все.

ПРОХОРОВА: Да, и они уже... вы видели, одно за другим они исчезают, они просто не выдерживают, потому что нет никакой поддержки нигде. Это очень грустно, потому что мы тогда получаем абсолютный балласт.

ЛИХАЧЕВА: Давайте мы прервемся на рекламную паузу. После этого я бы хотела вас спросить: как вы думаете, помимо всего вышеперечисленного, какая самая главная и пока неразрешимая проблема существует у нас на книжном рынке, который мешает развиваться, кстати, не только маленьким интеллектуальным издательствам, но и всем прочим остальным? Мы об этом сегодня обязательно поговорим. Мы поговорим также о тех именах, которые, как вы считаете вполне справедливо, были открыты именно вашим издательством, поговорим о новых трендах, которые, возможно, в нашем книгоиздательстве скоро будут выстреливать. Вы - большой специалист по открытию новых трендов, так что ваше мнение будет очень интересно послушать. Я еще раз представлю нашу сегодняшнюю героиню. У нас сегодня в программе "Они сделали это!" Ирина Прохорова, основатель и главный редактор "Нового литературного обозрения". Вообще-то все называют это издательство "НЛО", оно известно с 90-х годов. Прервемся на полторы минуты.


http://finam.fm/archive-view/2031/

Док. 647622
Перв. публик.: 21.01.10
Последн. ред.: 01.03.12
Число обращений: 0

  • Прохорова Ирина Дмитриевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``