В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Китин: `У кризиса есть и положительная сторона!` Назад
Сергей Китин: `У кризиса есть и положительная сторона!`
О перспективах российской индустрии кинопоказа в условиях экономического кризиса, планах развития национальной сети кинотеатров "Синема Парк" и о многом другом заместителю главного редактора журнала "Кинобизнес сегодня" рассказал Сергей Китин, генеральный директор ЗАО "Синема Парк".

Сергей Некрасов: Сергей Вячеславович, свое предыдущее интервью нашему журналу вы дали в марте 2007 года. Как бы вы оценили динамику развития киносети "Синема Парк" за прошедшее с тех пор время?

Сергей Китин: Иначе как впечатляющей ее не назовешь. Помню, что когда мы только начинали свою деятельность, было немало скептиков, довольно пессимистично относившихся к планам открытия 100 кинозалов на первом этапе развития нашей сети. Тем не менее мы на деле доказали и продолжаем доказывать обоснованность своих прогнозов. Только в прошлом году мы построили шесть мультиплексов и, преодолев заветную планку в 100 экранов, переместились с четвертой на вторую строчку в чарте крупнейших российских операторов кинотеатральных сетей. Кроме того, мы уже ввели в эксплуатацию очередной мультиплекс второй очереди. Он открылся 28 декабря прошлого года в Нижнем Новгороде. В этом кинотеатре восемь залов. А всего в составе "Синема Парка" сейчас 107 экранов в 13 мультиплексах.

Главное же, на мой взгляд, достижение сети "Синема Парк" состоит в том, что нам удалось создать брэнд, востребованный потребителями и пользующийся уважением у наших коллег по рынку. Все наши мультиплексы сертифицированы по ISO 9001 и предоставляют клиентам услуги самого высокого качества. По результатам прошлого года две наши площадки получили высокие оценки профессионалов киноиндустрии: тюменский мультиплекс был признан лучшим в России по версии АНКО, а девятизальник "Синема Парк", расположенный в петербургском ТРК "Гранд Каньон", стал лауреатом VII Национальной премии за достижения в кинобизнесе в категории "Лучший кинотеатр двух столиц". Разумеется, мы и впредь будем повышать уровень предоставляемого нами сервиса и, в частности, технологического оснащения наших кинотеатров. Мы уже являемся лидерами в области цифрового 3D-кинопоказа в России и считаем его наиболее перспективным. Сегодня в каждом из мультиплексов "Синема Парк" установлено по два цифровых кинопроектора с возможностью демонстрации контента в формате 3D - то есть, всего 26 аппаратов. Ни одному из наших конкурентов не удалось пока достичь подобных показателей. Более того, в своем следующем мультиплексе, который будет открыт в Москве в торговом комплексе "Филиманджаро" в районе Горбушки, мы инсталлируем цифровые 3D-кинопроекторы сразу в трех залах из 10. И если в прошлом году довольно много цифрового контента демонстрировалось в формате 2D, то в наступившем мы все чаще будем радовать зрителей блокбастерами с объемным изображением, которые сейчас, после успеха "Путешествия к центру Земли" и "Вольта", столь востребованы публикой. В 2009 году у нас будет не менее 10-11 таких релизов. Цифровую революцию не остановить, и мы рады быть флагманом этого направления развития индустрии кинопоказа в России!

- А каков средний срок работы одной цифровой копии фильма в формате 3D в вашей сети кинотеатров?

- Представьте себе, 3D-копии "Вольта" работают в наших кинотеатрах вот уже два месяца! Конечно, поначалу в каждом из мультиплексов "Синема Парк" эта лента работала в формате 3D двумя экранами, потом - одним, а сейчас - ограниченным количеством сеансов. Но, тем не менее, публика до сих пор продолжает посещать эти показы. Примерно два месяца работала у нас и картина "Путешествие к центру Земли". В феврале новых анимационных и игровых фильмов в формате 3D на российском рынке кинопоказа не будет, но и эту проблему нам удалось решить. Сейчас (интервью состоялось 5 февраля.- Прим. ред.) мы демонстрируем на наших экранах снятые в 3D замечательные документальные картины "Дельфины и киты", "Динозавры" и "Чудеса океана", пользующиеся популярностью и у детей, и у взрослой аудитории. Конечно, огромные ожидания мы связываем со стартующей в российском кинопрокате 19 марта анимационной лентой "Монстры против пришельцев". "Синема Парк" будет очень плотно работать с этим наполненным юмором и идеально подходящим для семейной аудитории релизом. Уверены, он понравится зрителям самых разных возрастов.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы демонстрации альтернативного контента (концертов, спортивных состязаний и т. д.) в цифровых залах российских кинотеатров в нынешних условиях?

- Тема демонстрации альтернативного контента в цифровых залах нам очень интересна. Понятно, что это крайне своеобразный продукт, к которому аудиторию необходимо подготавливать особо, но мы к этому готовы. Наш опыт, приобретенный, в частности, во время работы с картинами "U2 в 3D" или "Зеленый театр в Земфире", показывает, что у публики есть интерес к подобным релизам, а значит, они имеют право на жизнь. Мы опрашивали зрителей, выходящих с таких сеансов, и люди, даже не будучи фанатами этих музыкантов, давали самые положительные отзывы об увиденном. Сейчас нам предложили взяться за демонстрацию концерта Лучано Паваротти, недавно показывавшегося в кинотеатрах Европы. Мы подумали - и согласились.

- Как, по вашим прогнозам, будет развиваться российская индустрия кинопоказа в условиях нынешнего экономического кризиса? Сказался ли этот кризис на экономических показателях сети "Синема Парк" в наступившем году?

- Сборы декабря и января в целом по стране выглядят скромнее, чем результаты за тот же период годом раньше. Но здесь необходимо помнить, что в конце декабря 2007 года на экраны России вышел замечательный с коммерческой точки зрения фильм "Ирония судьбы. Продолжение", который смог привлечь в кино аудиторию, обычно до кинотеатров не добирающуюся. Так что сравнивать сегодняшние кассовые показатели нам приходится с очень высокими результатами, продемонстрированными картиной Тимура Бекмамбетова. Тем не менее те наши кинотеатры, которые проработали более года, в праздничный сезон смогли, что называется, удержать планку, а некоторым из них удалось заработать даже больше, чем годом ранее. Конец же января с точки зрения бизнеса был не таким ударным, и поэтому результаты прошлого месяца оказались несколько хуже, чем в январе 2008 года. Но винить в этом один лишь кризис, на мой взгляд, не стоит. Во многом ситуация была связана и с контентом, демонстрировавшимся в кинотеатрах во второй половине января. Как бы то ни было, но с фильмами, выходящими на экраны страны в феврале и марте, мы связываем очень большие ожидания.

Что же касается влияния кризиса на индустрию кинопоказа, то оно, на мой взгляд, будет не таким сильным, как, скажем, в металлургии. Но если кризис затянется, то это, безусловно, скажется и на развитии кинотеатральных сетей. Мы сейчас постоянно находимся на связи с девелоперами, возводящими комплексы, в которых в этом и следующем году должны открыться наши кинотеатры. И, надо сказать, что новости со строек порой внушают тревогу, поскольку девелоперы оказались заложниками сложившейся экономической ситуации. Кредиты дорожают, графики срываются, и это негативно влияет на темпы роста числа кинотеатров в стране. В наступившем году мы планировали открыть пять новых кинотеатров, но сейчас нам понятно, что в лучшем случае их будет не более трех. Ввод в эксплуатацию оставшихся двух площадок, скорее всего, придется перенести на следующий год.

- Каков срок окупаемости кинотеатра в наши дни?

- Трудно сказать. Ясно одно - он, безусловно, становится длиннее. Не следует забывать, что в последние несколько лет рынок кинопроката и кинопоказа развивался в довольно благоприятных условиях. Стабильно росли и объем российского бокс-офиса, и число новых кинотеатров. Однако эта стабильность привела, в частности, к тому, что девелоперы начали штамповать в крупных городах торговые комплексы с кинотеатрами чуть ли не у каждой станции метро, а тендеры стали проводиться в ажиотажных условиях. Увеличилась конкурентная составляющая бизнеса. Кинотеатры стали ощущать "локоть соседа", что, сами понимаете, влияло на развитие рынка совсем не позитивно. Завышение же цен на вхождение в тот или иной проект начинает сказываться уже сейчас. Многие договора были заключены в долларах, евро и у.е., что ставит сейчас многих деятелей кинотеатрального бизнеса в весьма затруднительное положение. Надеюсь, что администраторам кинотеатральных сетей и отдельных кинотеатров удастся договориться с девелоперами по вопросу фиксирования арендной платы в рублях, поскольку непрерывный подъем цены на билет в связи с девальвацией рубля отнюдь не благотворно скажется на бизнесе, да и успеть за ростом инфляции будет трудно. В текущей ситуации, как мне кажется, было бы справедливо, если бы арендаторы делили риски с девелоперами.

Кстати, хотелось бы заметить, что с момента образования сети "Синема Парк" половину наших площадок мы приобретали в собственность, а другую половину арендовали.
И эта стратегия себя оправдала. Благодаря ей мы хотя бы в какой-то мере минимизировали риски, связанные с повышением ставок аренды. Теперь пережить кризис нам будет существенно легче.

- Какую цену аренды вы считаете оптимальной сегодня в столичных городах и в регионах?

- Регион региону рознь. В одних региональных городах мы подписывали контракты на $160 за квадратный метр в год, а в других - на $220. Сюда входила аренда и эксплуатационные затраты. В условиях девальвации рубля эти ставки оказались очень высокими.

В Москве же и Санкт-Петербурге мы отказывались от участия в тендерах, если арендная ставка превышала $300 за квадратный метр в год. Время показало, что эта позиция была абсолютно верна. Если бы мы тогда согласились на предлагаемые нам условия, то сегодня наше положение было бы весьма незавидным. Мы, разумеется, и впредь будем стараться приобретать ряд объектов в собственность (планируется сохранить пропорцию "50 на 50"). При текущей экономической ситуации это просто необходимо. Только так сейчас в индустрии кинопоказа можно построить более-менее устойчивый бизнес.

Не следует, кстати, забывать и о том, что, хотя кризис, безусловно, создает ряд трудностей для ведения бизнеса, однако у него есть и положительная сторона. В нашем случае она проявляется, прежде всего, в том, что сейчас резко выросло количество предложений о приобретении объекта в собственность (это объясняется повышением ставок по кредитам; теперь девелоперам проще позволить кинотеатру выкупить определенную зону, чтобы разделить риски, связанные со строительством). Кроме того, теперь, на мой взгляд, девелоперы поумерят свои аппетиты и перестанут просто отдавать площади в аренду тому, кто больше платит, а будут обращать более пристальное внимание на опыт и профессионализм команды арендаторов, на взвешенность ее подхода к ведению дел и т. д.

- Сегодня некоторые аналитики (в частности, представители компании "Невафильм") говорят, что если в наступившем году рост рынка кинопоказа продолжится за счет ввода в эксплуатацию площадок, строительство которых началось до наступления кризиса, то в 2010-2011 годах число открываемых кинотеатров заметно снизится. Согласны ли вы с этим мнением?

- Да, это суждение вполне справедливо. Мы, например, видим, что ни на одном из тех объектов киносети "Синема Парк", которые должны быть введены в эксплуатацию в этом году, не обходится без определенных трудностей. Даже в тех случаях, когда девелоперы обладают средствами, необходимыми для завершения строительства объекта, наблюдается отставание от графика. Не слышал я и о том, чтобы где-то в нашей стране сейчас начинали строить новые кинотеатры или мультиплексы. Все застыли в ожидании. Это, к сожалению, объективная реальность. Так что прогноз Олега Березина в какой-то степени оправдается.

- Как повлиял кризис на работу кинобаров в сети "Синема Парк"?

- В январе мы не стали повышать цены на билеты, оставив их на декабрьском уровне, и, как и предполагалось, это привело к увеличению продаж в кинобарах. В праздничные дни люди вообще склонны тратить больше денег на развлечения и баловать своих близких. Так что на concession-бизнесе в наших кинотеатрах кризис не сказался. В будущем же к работе кинобаров, безусловно, потребуется подходить очень взвешенно, вводить гибкие системы скидок на различные предложения и т. д., чтобы сохранить в числе наших клиентов, скажем, студентов или представителей других малозащищенных в экономическом отношении социальных групп.

- Как ведется строительство кинотеатров сети "Синема Парк", относящихся к так называемой "второй очереди"? Сколько таких объектов уже введено в эксплуатацию?

- В "первую очередь" вошло 12 мультиплексов сети "Синема Парк". Первым объектом "второй очереди", куда входит еще 12 мультиплексов в городах-"миллионниках", стал кинотеатр в Нижнем Новгороде, о котором я говорил в самом начале интервью. Параллельно же со второй мы будем строить объекты и "третьей очереди". В нее войдут 12 мультиплексов, которые начнут работу в городах с населением около 500 тысяч человек. Таких населенных пунктов в России достаточно много, и проживает в них примерно 30% населения страны. Расширяя географию кинопоказа, мы не будем поступаться основными принципами нашей сети. В каждом из кинотеатров "третьей очереди" будет не менее семи залов, два из которых будут цифровыми. Все объекты "второй и третьей очередей" мы планируем ввести в эксплуатацию к концу 2012 года. Объем инвестиций в каждую из этих групп составит около $100 млн (впрочем, эти цифры в свете текущей экономической ситуации нуждаются в дополнительной корректировке, поскольку стоимость строительства существенно изменилась). Сегодня мы имеем достаточно большой пакет предложений по этим городам и площадкам. Один из объектов "третьей очереди" начнет работу в Вологде, скорее всего, уже в этом году.

- Может быть, несколько несвоевременный вопрос, но все же... Не планирует ли "Синема Парк" открывать кинотеатры и за пределами России?

- Такие планы у нас есть. Мы даже заключили с украинскими компаниями несколько договоров, имеющих отношение к объектам, которые планировалось ввести в эксплуатацию в этой стране уже в 2010-2011 годах. Однако в нынешних условиях говорить о чем-то конкретном пока не представляется возможным. Брать на себя лишние обязательства по этим объектам мы не хотим, но и отказываться от них пока не планируем. Все-таки мы рассчитываем на то, что рынок стабилизируется, а когда кризис будет позади, мультиплексы "Синема Парк" откроются и в Украине.

- А какие кинотеатры сети "Синема Парк" откроются в России в текущем году?

- Напомню, что в прошлом году мы открыли шесть мультиплексов. Работа их коллективов (хотя их члены и прошли программу специального обучения) требует постоянного контроля. Необходимо, чтобы у каждого из этих кинотеатров сформировалось свое "лицо", чтобы каждый из этих мультиплексов вышел на требуемые бизнес-показатели. Такова одна из наших наиболее насущных задач в наступившем году.
Кроме того, как я уже говорил, у нас есть пять проектов, находящихся на завершающей стадии разработки. Уже готовы их дизайны. Теперь все дело за окончательным определением сроков сдачи этих объектов. Надеюсь, что ситуация прояснится уже довольно скоро.

И, конечно, мы обязательно откроем в 2009 году упоминавшийся мною ранее объект в торговом комплексе "Филиманджаро" неподалеку от Горбушки. Там уже ведутся отделочные работы. Дизайн будет очень нетрадиционным, я бы даже сказал революционным. В концепции этого кинотеатра есть свои изюминки (например, наличие двух залов повышенной комфортности и трех цифровых проекторов с возможностью показа фильмов в формате 3D). Уверен, что открытие этого десятизального мультиплекса станет настоящим событием в культурной жизни столицы.

http://www.kinobusiness.com/content/view/1745/31/

Док. 647540
Перв. публик.: 24.02.09
Последн. ред.: 29.02.12
Число обращений: 0

  • Китин Сергей Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``