В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чем Третьяков лучше Прохорова? Назад
Чем Третьяков лучше Прохорова?
В октябре в трех тысячах километрах друг от друга стартуют два крупных театральных проекта. В Москве пройдут масштабные гастроли Малого драматического театра - Театра Европы, а в Красноярском крае - пятый фестиваль "Норильские сезоны". У обоих этих событий один спонсор, они стали возможны при финансовой поддержке Фонда Михаила Прохорова. О деятельности этого фонда и проблемах меценатства в России Ирину ПРОХОРОВУ расспрашивает корреспондент Русфонда Ольга КОРШАКОВА.

* Созданный в 2004 году бизнесменом Михаилом Прохоровым этот фонд системно работает в Красноярском крае, ежегодно проводя 15 грантовых и стипендиальных конкурсов в области науки и образования, обустройства городского пространства, спорта, СМИ. Наиболее крупные акции: Красноярская ярмарка книжной культуры, театральный фестиваль "Норильские сезоны", фестиваль современного искусства "Таймырский кактус". Фонд является генеральным партнером Малого драматического театра Льва Додина и Государственного театра наций, поддерживает фестиваль NET и Красноярскую музейную биеннале. Бюджет на 2008 год - $10 млн. Подробности на www.prokhorovfund.ru

Ирина ПРОХОРОВА - Сегодняшние меценаты являются продолжателями традиций меценатов Серебряного века?
- И сто лет назад, и сейчас главной проблемой в развитии отечественного меценатства является неопределенный статус благотворителя в обществе. С одной стороны, в конце 1980-х гг. произошла шквальная реабилитация дореволюционной культуры, причем не только писателей, ученых, политиков той эпохи, но и меценатов. 150 лет спустя братья Третьяковы заслужили, наконец, памятник. Оказалось, что феномен Серебряного века стал возможен исключительно благодаря частной поддержке, что государство тогда почти не участвовало в создании новой культурной индустрии. Знаменитые литературные журналы, галереи, музеи и прочее, - все создавалось на деньги купцов и промышленников. К сожалению, в последующих мемуарах литераторов и театральных деятелей редко встретишь слова признательности "благодетелям". Эта печальная традиция социальной неблагодарности легко перекочевала и в наше время. Мы воспроизводим систему полуфеодальных предрассудков, существовавшую 100 лет назад. И проблема та же: статус благотворителей еще не легитимен в общественном сознании. В отличие от 90-х годов ХХ века, когда общество сочувственно относилось к идее богатства у людей предприимчивых и успешных, сейчас идет откат к советскому мышлению. Идея благотворительности сводится к тезису: наворовали - делитесь.

- А корпоративная и частная филантропия, тем не менее, развивается и очевидны две тенденции. Одна - действовать в избранной сфере по всей стране, другая - в отдельных регионах, зато глубоко. Вы предпочитаете второе?
- Да, норильско - красноярское направление для Фонда Михаила Прохорова приоритетное. Но мы также поддерживаем образовательные и культурные проекты федерального и международного уровня с тем, чтобы потом показать их в Красноярском крае. Например, мы подружились с замечательным Театром Льва Додина; стали его генеральным партнером. Фонд финансировал постановку его спектакля "Жизнь и судьба" по Василию Гроссману. Лев Додин не раз приезжал с актерами в Норильск, и с гастролями, и чтобы увидеть места бывшего Гулага. Российская премьера "Жизни и судьбы" прошла именно в Норильске, а уже потом в Петербурге и Москве. Мы также стали генеральными партнерами Театра наций, театрального фестиваля NET (Новый Европейский Театр) и планируем в следующем году показать их спектакли в Норильске и Красноярске. Театральная столица необязательно должна находиться там же, где и административная.

- Как встречает ваши акции норильская публика?
- Замечательно. Норильск - особое место со всех точек зрения, я прикипела к нему душой. С одной стороны, он в концентрированном виде воплощает в себе все проблемы постсоветского существования. А с другой стороны, уровень образованности горожан здесь куда выше среднего по стране. В Норильске очень сильны культурные запросы. Там мощный костяк интеллигенции, норильчане - люди независимого нрава. В начале деятельности фонда мы часто сталкивались с недоверием, становилось обидно, ты же с лучшими намерениями. А потом осознаешь: недостаточно быть полным благих идей, благими намерениями известно куда дорога выстлана. Надо понять, в какую культурную среду ты приходишь. Есть общая российская культура, но есть и культура локальная со своей историей, традициями, культурной мифологией. Ее нужно знать и уважать. Тогда и налаживается диалог.

- Нужны ли изменения в законе о благотворительности?
- Конечно, этот закон надо совершенствовать, он принят в середине 90-х годов, с тех пор многое изменилось. Но для начала надо сформулировать статус благотворителей, которые государству не враги и не конкуренты, а помощники. Современное государство не может и не должно брать на себя тотальный контроль над общественной жизнью, тем более развитием культуры. Да, наши святыни - Большой и Мариинский театры, Третьяковка, - постоянно требуют серьезных вложений, это государственный масштаб. Но даже здесь не исключены частные спонсоры. Да, нужна государственная стратегия развития и поддержки культуры. Но современное общество устроено сложно, должны сосуществовать самые разные фонды: государственные, частные, общественные, комбинированные. И чем их больше, тем лучше стране. В Германии в одном только Гамбурге действует тысяча благотворительных фондов. Скажите, в России сейчас наберется тысяча действующих благотворительных организаций?

Ирина ПРОХОРОВА,
соучредитель Фонда Михаила Прохорова

http://www.rusfond.ru/issues.html?id=117

Viperson

Док. 647431
Перв. публик.: 29.09.08
Последн. ред.: 12.03.12
Число обращений: 0

  • Прохоров Михаил Дмитриевич
  • Прохорова Ирина Дмитриевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``