В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Февральская революция в РФ` Назад
`Февральская революция в РФ`
В событиях Февральской революции можно усмотреть аналогии с событиями, которые происходят в постсоветских странах сегодня, однако извлечь уроки для практической политики все же трудно, - такую мысль высказал в ходе международной конференции "Февральская революция: власть, оппозиция, народ. История и современность" в Киеве посол России в Украине Михаил Зурабов.

Впрочем, несмотря на это идея провести подобную встречу (куда, надо заметить, съехался целый "десант" российских ученых и публицистов - от академика Юрия Пивоварова и историка Леонида Млечина до "эховцев" Венедиктова и Ганапольского), по словам российского дипломата, преследовала вполне конкретную, практическую цель. Зурабов даже попытался эту пользу максимизировать, буквально спрашивая у каждого участника, что бы лично он сделал, дабы не допустить фатальных для страны потрясений. Вопрос для историков, конечно, отчасти "запрещенный", "сослагательный", но что делать, когда Россия, кажется, опять стоит на пороге новой революции - по крайней мере, определенные силы не исключают для себя такого сценария...

"Я понимаю, что совета мне сегодня никто не даст", - тут же посетовал Зурабов, отметив, что, по-видимому, "никто из собравшихся не в состоянии реконструировать метод решения задачи". Между тем, по словам посла, характер сегодняшних проблем мало изменился с 1917 года, да и с более ранних времен: "Земельный вопрос, он существовал с 1861 года, вопрос реформы промышленности, он стоял с первых десяти лет ХХ века, целый ряд вопросов демократического устройства". Дипломат отметил, что в ходе дискуссии он не услышал рекомендаций, как решать эти проблемы, более того, он "озадачен тем, что дискуссия превратилась в нечто похожее на то, что нередко у нас возникает в парламентах или на ток-шоу".



Михаил Гусман, Алексей Венедиктов и Матвей Ганапольский

Страсти на конференции, продолжавшейся в общей сложности около пяти часов и правда порой кипели нешуточные и вовсе "неакадемические". Настоящая схватка возникла между главредом "Эха" и представителем украинского госархива, заметившим, что Февраль в отличие от Октября 1917 был бескровным... "Это ложь! Приведите цифры", - закричал из зала Венедиктов, тут же подхваченный своим коллегой Матвеем Ганапольским, и вовсе грозившемся покинуть зал, если украинский архивист не перестанет "фальсифицировать". А предупреждение одного из украинских политологов, что российские "гламурно-протестные акции" могут нести серьезную опасность едва не перерос в бесконечный спор, получали ли российские оппозиционеры деньги и инструкции в американском посольстве...



Впрочем, были и те, кто призывал к осторожности и продуманности действий. Так, профессор МГИМО Алексей Подберезкин (на фото) отметил, что сегодня для властей России и российского общества главной задачей является выработка правильной стратегии модернизации страны и понимание, что развивать надо, прежде всего, человеческий потенциал.



Политолог Владимир Корнилов





Блестяще выступил академик, директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) Юрий Пивоваров (на фото). Он напомнил, что и в 1917 году царь не знал "что делать", созвал закрытое совещание (стенограмма которого, разумеется, вскоре была издана в Берлине), на которое был приглашен историк Василий Ключевский, но и тот не знал, как помочь царю...

Февральская революция имела, разумеется, и объективные предпосылки, в частности, таковыми можно считать незавершенные реформы, а также, как отметил Пивоваров, "дуализм легитимности", существовавший в российской Конституции - монарх фактически находился "над законом". Кстати, этот дуализм сохраняется и поныне, заложенный в новом основном законе России, только вместо монарха - демократически избираемый президент. Пивоваров добавил, что и сегодня в России на практике "не реализован принцип народного суверенитета", фактически отсутствует политическая конкуренция, и при такой системе России "из кризиса не выйти".

"Вопрос "что делать?" - это вопрос жизни и смерти России", - резюмировал академик, добавив, что в складывающейся ситуации Февральская революция - "это урок нам всем, как осторожно надо действовать". Правда, тут же успокоил: при всех проблемах революция в ближайшее время в России вряд ли возможна - в стране демографический спад, а революции - это дело молодых и активных. Но не будет 1917 года, а будет "украинский 2005", не революция, а "технологический процесс" (это опеределение особенно понравилось Зурабову) - об этом участники конференции тоже взялись спорить.

Правда, некоторые украинские участники потом посетовали, что об Украине и ее революционном опыте, - что недавнем, что 95-летней давности говорили все же маловато. Так, историк Владислав Верстюк из НАНУ заметил в конце, что разговор зачастую касался того, что нас разъединяет, а не то, что объединяет, а ведь события февраля 1917 года - это то, что объединяет россиян и украинцев.



Вечером "жаркая" дискуссия о Феврале продолжилась уже в формате Посольского вечера, причем, московские гости с "Эха" привнесли в него доселе отсутствовавшую интерактивность: впервые разговор в бальном зале отеля "Интерконтиненталь" транслировался в Интернет, где его мог посмотреть любой желающий. А "эховцы" даже устроили голосование среди зрителей, была ли Февральская революция прогрессивным явлением.

Дополнительного "жару" дискуссии добавила и забавная оговорка Михаила Юрьевича, допущенная им в самом начале: "Февральская революция в Российской Федерации... в Российской Империи, простите, - сказал посол и засмеялся, - Фатальная оговорка, да". Оговорку моментально подхватили другие спикеры, как крайне удачную.





Историк Леонид Млечин и Михаил Зурабов



Политолог, депутат российской Госдумы Вячеслав Никонов и Алексей Подберезкин





Политолог Михаил Погребинский, атташе посольства по культуре Наталья Батова и посол



Валерий Солдатенко из Института нацпамяти





С книгой Никонова





Кроме, собственно, продолжившихся споров еще одним событием вечера стала презентация книги Вячеслава Никонова о Февральской революции. Гусман даже грозился быстренько ее прочитать гостям: "Всего-то 900 страниц!" Впрочем, не стал, - и о книге рассказал сам автор...







http://polit.ua/

21 февраля 2012 г.



Док. 647335
Перв. публик.: 21.02.12
Последн. ред.: 22.02.12
Число обращений: 0

  • Гусман Михаил Соломонович
  • Зурабов Михаил Юрьевич
  • Никонов Вячеслав Алексеевич
  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Пивоваров Юрий Сергеевич
  • Млечин Леонид Михайлович
  • Венедиктов Алексей Алексеевич
  • Ганапольский Матвей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``