В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Центры превосходства инфраструктуры инновационной деятельности: мировой опыт и перспективы для России Назад
Центры превосходства инфраструктуры инновационной деятельности: мировой опыт и перспективы для России
Саввинова М.В. -к.э.н., с.н.с. Научно-исследовательского проектно-экономического института (НИПЭИ) Якутского государственного университета (ЯГУ)
Бекетов Н.В. - д.э.н., профессор, академик Академии гуманитарных наук, директор НИПЭИ ЯГУ

1. Потребность России в создании центров превосходства в сфере науки и технологий в целом определяется:
o    отсутствием значимых позитивных сдвигов в решении задач технологической модернизации, устойчивого развития и роста конкурентоспособности экономики;
o    необходимостью приоритетной (специальной) государственной поддержки лучших организаций отечественного научно-технологического комплекса, их взаимодействия и кооперации;
o    сохранением конкурентных преимуществ страны в отдельных отраслях (космос, вооружения и др.);
o    угрозой утраты мирового лидерства по ряду областей науки (математика, физика и др.);
o    необходимостью структуризации сети институтов, причастных к достижению важнейших социально-экономических целей развития страны, решению масштабных государственных задач, реализации приоритетных направлений науки, технологий и техники и т.д.

2. В программных документах государственной политики в сфере науки и технологий центры превосходства определены как "конкурентоспособные научно-исследовательские организации, обладающие, в частности, приборно-технологической базой мирового уровня, высококвалифицированным персоналом, который обеспечивает приоритет Российской Федерации по отдельным критическим технологиям, при этом понятие "центры превосходства" не связано с каким-либо специальным статусом организаций". Формирование и развитие таких центров предусмотрено, начиная с 2008 г.
Наряду с этим в последние несколько лет о создании центров превосходства заявило несколько ведущих российских вузов, позиционирующих себя в качестве исследовательских университетов. Так, МФТИ планирует создать у себя центры превосходства в области нанотехнологий, живых систем и высокопроизводительных вычислений. К реализации программы центров превосходства приступил в 2006 г. Томский политехнический университет и т.д.

В этой связи заслуживают внимания как мировая практика создания центров превосходства в сфере науки и технологий, так перспективы их создания в России.
Мировая практика создания центров превосходства

3. Мировая практика создания центров превосходства характеризуется нарастающим разнообразием их моделей и определений, целей, задач, масштабов и границ деятельности и т.д., что создает определенные сложности, как для типологии таких центров, так и для оценки возможности использования этого опыта в России. Прообразом современных центров превосходства в сфере науки и технологий, продемонстрировавшим потенциал и эффективность этого института в условиях глобализации и становления экономики, основанной на знаниях, по-видимому, можно считать научные подразделения (лаборатории, центры, институты) ведущих американских университетов (исследовательских университетов). Несмотря на безусловное лидерство США в реализации и развитии этой идеи, интенсивные и весьма успешные усилия в этом направлении в последние годы предпринимает не только Европа (причем, как на уровне ЕС, так на уровне отдельных стран и их объединений), но и развивающиеся страны.

4. В седьмой Рамочной Программе ЕС, рассчитанной на 2006-2010 годы, создание центров превосходства выделено в одну из шести задач Программы и призвано обеспечить развитие транснационального сотрудничества между европейскими исследовательскими центрами, университетами и компаниями, определяющими качество и уровень исследований и разработок, распространение и использование их результатов.

Эти центры должны удовлетворять следующим основным требованиям:
-    наличие критической массы специалистов высокого уровня;
-    четкая структура (как правило, созданная на базе уже существующих структур) с собственной исследовательской программой;
-    способность к междисциплинарным исследованиям;
-    наличие условий для мобильности высококвалифицированного персонала;
-    значимый вклад в развитие инновационной системы (в прирост знаний);
-    международное признание и активное взаимодействие с исследовательскими структурами и/или промышленностью;
-    стабильность финансирования и условий деятельности;
-    независимость от колебаний объемов государственной поддержки.
Они могут выполнять:
-    монодисциплинарные исследования;
-    междисциплинарные исследования, основанные на кооперации;
-    исследования, основанные на возможностях инфраструктуры (например, ЦЕРН), или больших "коллекций";
-    исследования и разработки в сотрудничестве с промышленностью;
-    прикладные промышленные исследования и разработки (проводимые лабораториями компаний).

Организационно центры превосходства могут представлять собой:
-    отдельные центры (подразделения, лаборатории или институты крупных (как правило, исследовательских) университетов или ведущие исследовательские организации);
-    сетевые структуры (включая сетевые институты), объединяющие взаимодополняющее оборудование, исследователей и/или центры знаний.
В качестве критериев отбора претендентов для создания центров превосходства предлагается использовать такие показатели, как:
-    публикационная активность претендента;
-    наличие и использование патентов, патентные области;
-    численность исследовательского персонала и приглашенных исследователей;
-    число и объем коммерческих контрактов;
-    число spin-off компаний;
-    участие в трансевропейских образовательных программах и т.д.

Созданием подобных центров превосходства ЕС рассчитывает обеспечить достижение следующих целей и эффектов:
-    сформировать "критическую массу" знаний, человеческих, инфраструктурных и иных ресурсов, необходимую для повышения эффективности европейских исследований и разработок;
-    максимизировать влияние существующих национальных центров превосходства на инновационные системы европейских стран;
-    повысить привлекательность европейского научного пространства для исследователей (в том числе неевропейских) и мультинациональных компаний, а также роль региона в глобальных научных проектах и инициативах, отвечающих его интересам.

Основные направления деятельности по созданию в Европе центров превосходства:
-    идентификация центров превосходства и компетенций Европы в приоритетных областях науки и технологий и распространение информации о них.
-    создание информационных систем, обеспечивающих доступ к результатам деятельности европейских центров превосходства (особенно для малого бизнеса);
-    разработка механизмов трансферта знаний/технологий и мобильности персонала, адекватных условиям деятельности центров превосходства в Европе;
-    объединение лучших ресурсов Европы в отдельных областях исследований и разработок либо за счет их физической концентрации в ограниченном числе европейских центров превосходства, либо за счет создания виртуальных сетей существующих центров.

5. Примером региональных европейских усилий в этой области может служить программа поддержки сотрудничества национальных центров превосходства, финансируемая Советом Министров Северных стран (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия) и национальными исследовательскими фондами. Ее цели:
-    содействие региональным исследованиям и разработкам высокого уровня;
-    рост привлекательности науки региона в европейском и глобальном контекстах;
-    обеспечение эффективного использования ресурсов северных стран;
-    поддержка эффективных и перспективных исследований и разработок;
-    создание в регионе критической массы исследований и разработок;
-    развитие мобильности ученых (особенно молодых) в рамках региона;
-    стимулирование междисциплинарных исследований;
-    поддержка разделения труда и специализации стран региона;
-    интеграция центров превосходства в национальные исследовательские системы стран региона.

Характеристики Программы:
-    важнейший критерий создания центров превосходства - высокое (по мировым меркам) качество исследований и разработок претендента в определенной области и потенциал его роста;
-    центры превосходства создаются на пять лет, на основе открытого конкурса и с участием зарубежных экспертов;
-    виртуальные центры превосходства предназначены для максимального развития взаимосвязей между исследовательскими группами региона.
6. Цели, задачи, границы деятельности и иные параметры центров превосходства национального уровня европейские страны определяют исходя из особенностей национальных инновационных систем, целей и приоритетов своего развития, стратегии и тактики их реализации и т.д.

Например, в Германии под центрами превосходства понимаются исследовательские проекты, обеспечивающие наибольший вклад в рост конкурентоспособности страны. Они отбираются по результатам конкурса, проводимого Федеральным правительством вместе с землями, в рамках инициативы "Центры превосходства в области конкурентоспособности". В Великобритании центры превосходства (или научно-исследовательские центры экспертизы) создаются в вузах и адаптируют свою деятельность к потребностям международного, национального или регионального бизнеса.

Финляндия, лидирующая в мировых рейтингах конкурентоспособности, создает центры превосходства с 1995 г. Они представляют собой мини-сети, объединяющие лучшие в стране исследовательские подразделения (лаборатории) по каждой области проводимых в стране исследований. Финский опыт характеризуется использованием центров превосходства для селективной поддержки наиболее перспективных фундаментальных исследований, проводимых отдельными лабораториями, координации и объединения их усилий; активным привлечением иностранных экспертов к созданию таких центров и оценке результатов их деятельности, наконец, эффективным взаимодействием центров с реальным сектором экономики.

7. Интерес к центрам превосходства, проявленный в последние годы такими странами как, например, Турция и Египет, позволяет признать их универсальным инструментом современной политики в сфере науки и технологий, адекватным вызовам глобализации и новой экономики и инвариантным к уровню развития той или иной страны.
В Турции эта деятельность осуществляется в рамках государственных программ развития, под эгидой правительства и направлена на создание современной крупномасштабной инфраструктуры ведущих национальных университетов и исследовательских центров, исследования и разработки которых соответствуют потребностям страны и глобальным научно-технологическим приоритетам.

Подходы Египта характеризуются стремлением к использованию возможностей интеграции ресурсов и потенциала развивающихся стран (прежде всего, стран региона); расчетом на масштабную международную финансовую и техническую поддержку (со стороны развитых стран и таких международных организаций как МБРР, ЕБРР, ООН, НАТО, ОЭСР и др.), а также реальными оценками усилий, времени и ресурсов, необходимых для создания центров превосходства (в частности, создание типичного центра превосходства в Северной Америке занимает около 3 лет и оценивается примерно в 30 млн. долл., из которых 10 млн. долл. - стартовый капитал и т.д.)
Перспективы создания центров превосходства в России

8. Несмотря на то, что к созданию центров превосходства в России предполагается приступить лишь с 2008 г., новизна этого предложения весьма условна и относительна, т.к. попытки, если не собственно создания таких центров, то приоритетной поддержки лучших организаций научно-образовательного комплекса, в России уже предпринимались.

Первой можно считать создание в начале 1990-х годов института государственных научных центров (ГНЦ), предназначенного для сохранения ведущих (и лучших на тот момент) организаций отечественной прикладной науки за счет их селективной государственной поддержки. Вне зависимости от приведших к этому причин важно то, что институту ГНЦ не удалось трансформироваться в отечественную модель центров превосходства, стать системообразующим блоком национальной инновационной системы, обеспечить технологическую модернизацию, устойчивый рост и конкурентоспособность отечественной экономики.

Вторым подходом России к реализации идеи центров превосходства можно признать конкурсный отбор и дополнительное финансирование ВУЗов, внедряющих инновационные образовательные программы, начатые в 2006 г. в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Учитывая краткосрочность национального проекта "Образование", неопределенность перспектив его продолжения и другие параметры, достаточных оснований для позиционирования 57 вузов-победителей в качестве центров превосходства пока нет. Однако сам факт реализации данного проекта свидетельствует о возможности перехода от интенсивных в последние годы дискуссий о целесообразности смещения акцентов отечественной политики в сфере образования, науки и технологий в пользу приоритетной поддержки лучших к принятию и выполнению необходимых для этого решений.

Наконец, индикатором возможных новаций и перемен, так или иначе связанных с центрами превосходства, можно считать разработку и обсуждение в конце 2007 года проекта постановления Правительства РФ "О мерах государственной поддержки в 2009-2011 годах научных организаций, реализующих программы развития в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации". Хотя критические замечания, высказанные в адрес этого документа, весьма многочисленны, серьезны и разнообразны, его причастность к идее приоритетной государственной поддержки лучших организаций сферы науки и технологий и создания в ней центров превосходства несомненна и достаточно очевидна. Многое будет зависеть от окончательной версии этого документа, практики его реализации, содержания и качества ее методического обеспечения (регламентов, порядков, типовых положений, критериев оценки программ и процедур принятия решений и т.д.).

9. Очередной попыткой адаптации концепции центров превосходства к условиям России и их встраивания в систему институтов отечественного научно-технологического комплекса стало позиционирование национальных исследовательских центров (НИЦ) в качестве центров превосходства национального (федерального) уровня по приоритетным направлениям науки и техники.

Данное предложение было сформулировано при разработке модели НИЦ РФ, решение о создании которых и основные параметры заданы перечнем поручений Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию 17 октября 2006 г. Хотя какой-либо официальной информации о создании пилотного НИЦ РФ в области нанотехнологий и наноиндустрии, который должен быть создан на базе Российского научного центра "Курчатовский институт", пока нет, а его роль в системе инструментов и институтов одноименной национальной программы представляется не вполне очевидной, следует подчеркнуть, что позиционирование НИЦ РФ в качестве национальных центров превосходства по приоритетным направлениям развития науки и техники может дать значимые позитивные эффекты лишь при выполнении целого ряда предварительных условий. К ним, в частности, относится необходимость дополнения этих центров сетями региональных, локальных, отраслевых и иных центров превосходства; их активное взаимодействие между собой и с другими организациями (частными, государственными, выполняющими исследования и разработки, промышленными компаниями, малыми и средними предприятиями и т.д.); формирование и развитие необходимой инфраструктуры, преодоление инновационной пассивности частного сектора и т.д.

10. Разработка модели НИЦ РФ и их позиционирование в качестве центров превосходства национального (федерального) уровня позволяет определить следующие параметры таких центров в России:
o    Масштабы. Центры превосходства национального уровня по приоритетным областям науки и техники должны создаваться на базе лучших организаций, выполняющих междисциплинарные исследования и разработки, способных демонстрировать и тиражировать свои успехи и достижения. В России соответствовать подобным требованиям могут лишь крупные организации и/или объединения организаций, из чего, в частности, следует, что национальные центры превосходства должны выделяться среди прочих организаций и своими масштабами.
o    Лидерство в прорывных направлениях науки и технологий. В свете тенденции к концентрации усилий и ресурсов научно-технологической политики лидеров мировой экономики на приоритетных направлениях развития науки и технологий, "обещающих" инновационные прорывы, в средне- и, особенно, долгосрочной перспективе, решение национальных проблем глобальное позиционирование страны, ключевыми характеристиками центров превосходства национального (федерального) уровня в России должны быть как причастность к подобным приоритетам, так и лидерство в соответствующих областях исследований и разработок.
o    Эффективная коммерциализации результатов выполняемых исследований и разработок. Значимость этого требования для создания в России центров превосходства национального уровня определяется настоятельной необходимостью технологической модернизации отечественной экономики и содержанием стратегических целей развития страны (в части параметров и качества экономического роста и конкурентоспособности). Принципиальная сложность его выполнения связана как с низкой в целом инновационной активностью отечественной промышленности, так и с особенностями правового положения организаций сферы науки и технологий. Так, большинство из них является федеральными государственными учреждениями (бюджетными учреждениями) и унитарными предприятиями, возможности участия которых в коммерциализации научных результатов и технологий ограничены (в том числе, нормами и требованиями действующего законодательства). Хотя определенные надежды на разрешение этих проблем связаны с предстоящим созданием в науке института автономных учреждений, по центрам превосходства (в том числе, национального уровня) могут потребоваться специальные решения, направленные на устранение существующих сегодня барьеров и ограничений для коммерциализации результатов исследований и разработок.
o    Государственная поддержка. Высокая в целом эффективность института центров превосходства за рубежом во многом обеспечена высоким уровнем его государственной поддержки, которая проявляется в наделении таких центров необходимым имуществом, полномочиями, их финансировании и т.д. Учитывая состояние отечественного научно-технологического комплекса (в частности, его материально-технической базы) создание в России центров превосходства (прежде всего, национального уровня) представляется целесообразным только в случае масштабной и комплексной государственной поддержки.
o    Формирование сети центров превосходства. Решение о создания пилотного НИЦ РФ по нанотехнологиям и наноиндустрии, позиционируемого в качестве национального (федерального) центра превосходства по соответствующем приоритетному направлению науки и техники, в сжатые сроки не соответствует лучшей в этой области мировой практике. Дело в том, что создание центров превосходства, как правило, начинается снизу, т.е. в университетах и исследовательских организациях, занимает в среднем около трех лет и требует значительных финансовых ресурсов (для формирования современной материально-технической базы центров и необходимой инфраструктуры, подготовки персонала, приглашения экспертов и т.д.). Спектр проблем и сложностей, возникавших при разработке модели пилотного НИЦ РФ, как центра превосходства национального уровня, позволяет предположить, что формирование сети таких центров в России предпочтительней также начинать снизу.
Эти и другие выводы относительно центров превосходства в России получены при разработке модели НИЦ РФ. Они фрагментарны и явно недостаточны для создания таких центров. В этой связи необходимо разработать концепцию и модели центров превосходства для России, учитывающие как лучшую в этой области мировую практику, так и национальные особенности и условия.
11. Некоторые проблемы разработки и реализации концепции центров превосходства для России
-    Отсутствие сводной (достоверной, актуальной, должным образом детализированной и структурированной и т.д.) информации о направлениях, качестве и результатах выполняемых в России исследований и разработок, потенциале и практике их коммерциализации. Хотя отчасти это объяснимо масштабами страны и отечественного научно-технологического комплекса, подобная информация необходима для идентификации фактически существующих центров превосходства. Определенные надежды на решения этой проблемы связаны как с предстоящей инвентаризацией организаций, выполняющих в России исследования и разработки, так и с внедрением современных подходов к оцениванию результатов их деятельности.
-    Правовое положение организаций отечественного научно-технологического комплекса определяется преимущественно организационно-правовой формой их деятельности. Ни одна из форм, в которой действуют эти организации (особенно организации госсектора науки), не позволяет осуществлять те функции и направления деятельности, которые собственно идентифицируют современные центры превосходства. Это касается не только инновационной деятельности, возможности, осуществления которой организациями госсектора науки (особенно, его учреждениями) весьма жестко ограничены, но и взаимодействия с партнерами, мобильности персонала, возможностей мотивации и привлечения лучших специалистов и экспертов и т.д. Новые возможности могут появиться с созданием в науке автономных учреждений, хотя судить об этом пока несколько преждевременно (хотя бы потому, что пока ни одного такого учреждения в науке не создано).

-    Инновационная пассивность отечественного бизнеса и низкий в целом спрос на инновации. Смысл создания центров превосходства в этих условиях может быть во многом девальвирован.

Док. 647298
Перв. публик.: 21.02.12
Последн. ред.: 22.02.12
Число обращений: 0

  • Бекетов Николай Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``