В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Изменение экономического и политического курса России по направлению движения к геоэкономическому и геополитическому лидерству в глобальном сообществе Назад
Изменение экономического и политического курса России по направлению движения к геоэкономическому и геополитическому лидерству в глобальном сообществе
От редакции: Продолжаем публикацию книги "Новая эра: Глобализация и Россия"Игоря Филькевича. Представляем вашему вниманию главу "Исторические реалии формирования глобального сообщества".

"Земля была, есть и будет фундаментом экономических преобразований. И если есть в чем у нас в России наиболее теперь беспорядок, так это во владении Землей. И покамест это не устроится, не ждите твердого устройства во всем остальном".
Ф.М.Достоевский

"Вы знаете, я прочитал Достоевского в последние три месяца. И испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывает у меня желание разорвать его на куски".
Из интервью А.Чубайса "Financial Times". 14 ноября 2004 года.

Важно отметить, что большинство политической и научной элиты российского общества в независимости от своей принадлежности к тем или иным течениям осознает угрозу исчезновения с глобального атласа мира Великой державы, которой являлась Россия на протяжении тысячелетия. Всего за несколько лет радикальных реформ Российская Федерация прошла путь от экономического гиганта до экономического карлика, а теперь совершает стремительное падение от политического гиганта до страны, неспособной высказывать и отстаивать свою позицию на международной арене.

Потеря Россией своего экономического, а теперь и политического имиджа заставляет задуматься о будущем страны даже тех лидеров бывшей политической элиты, которые в свое время приложили значительные усилия к разрушению экономической мощи Российской Федерации. В частности, бывший ельцинский глава правительства Е.Гайдар считает, что путинские реформы, реализуемые сегодня, не опираются на моральные ценности и оборачиваются кошмаром. По его мнению, судьба России, как страны - догоняющего развития, еще не предопределена. Россия способна сократить отставание от лидеров, но смогут ли национальные элиты, общества в целом использовать этот шанс? [109].

Вместе с тем либеральные проекты преобразования российского общества в государство всеобщего благоденствия на практике обернулись движением, которое ведет к неизбежному краху России. Пытаясь свалить все ошибки и неудачи на своих предшественников-коммунистов, управляющих Россией на протяжении семидесяти лет, демократы ельцинской волны забывают главное, что именно ими была создана новая разрушительная система, погубившая экономическую мощь страны и поставившая под вопрос ее политическое могущество.

Фактически, начиная либеральные реформы и опираясь, как и коммунисты на классиков XIX века, новая демократическая волна не учла главное, что мир давно не живет идеалами свободной торговли, провозглашенными в свое время А.Смитом. Даже самая свободная и "обожествленная" демократами Америка не представляет собой хаотично развивающийся механизм, полагающийся лишь на Бога и рынок.

В то время как демократы России отказались от эффективной системы стратегического планирования, развития интеграционных образований, управления с помощью займов странами третьего мира, занялись разрушением науки и образования внутри страны и создали райские условия жизни для избранной кучки олигархов, США пошли совсем другим путем.

Современная Америка - это не дикий Запад конца XIX века, когда кучка авантюристов и проходимцев с большой дороги смогла сделать себе состояние и войти в политическую элиту американского общества. Сегодня Соединенные Штаты Америки представляют собой хорошо отлаженный механизм управления, в рамках которого имеются институты и элита, способные руководить и направлять бизнес и общество в нужном направлении для сохранения гегемонии в глобальном сообществе. Стремление Америки к глобальной гегемонии стало главной национальной идеей и миссией страны. Для разработки стратегических программ по укреплению мощи США, в качестве великой и единственной сверхдержавы мира, привлекаются лучшие умы всего человечества. Причем стратегия формируется как на долгосрочную, так и на среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Могущество Америки обеспечивается не только благодаря эффективному механизму разработки и реализации глобальных планов и идей в рамках мирового сообщества, но и за счет гигантских затрат на развитие науки, образования и инновационных технологий.

Инновационные технологии, создаваемые при финансовой поддержке государства, стимулируют и развитие частного бизнеса и национальной экономики, в направлении технологического лидерства США в условиях глобализации. В частности, как показали исследования Дж.Риттера, если в начале 1900 года на железнодорожные компании приходилось 63% капитализации американского фондового рынка, то в 2002 году - 0,2%. При этом в настоящее время наибольшую доходность американским инвесторам приносят бумаги фармацевтических компаний и IT-сектора, которых сто лет назад вообще не существовало [110, с.1].

В период нескончаемых реформ, продолжающихся в России и поныне, возникает один и самый главный вопрос: "Почему демократы и либералы ельцинской и путинской волны в своих преобразованиях и модернизациях пытаются заимствовать опыт Чили и других развивающихся государств, которые так и не смогли приблизиться к достойному образу жизни характерному развитым странам?"

Любой малограмотный, а иногда даже просто безграмотный житель цивилизованного мира прекрасно понимает, что если в своих начинаниях и реформах ты ориентируешься на худшего и пытаешься обогнать давно уже безнадежно отставшего, то в своих начинаниях ты волей или неволей должен будешь опуститься до его уровня. Если знаменитого бегуна-рекордсмена мира заставить на протяжении десяти лет учиться бегать по образу и подобию начинающего спортсмена и с его скоростью, то со временем даже самый выдающийся бегун утратит заложенные в нем природой таланты и станет посредственным спортсменом.

Современные российские политики, входя в состав Большой восьмерки, получили уникальный шанс непосредственно изучить и заимствовать опыт великих держав по преобразованию своих государств в лидеров процесса глобализации. Однако применить данный по-настоящему передовой опыт преобразований у нашей политической элиты нет ни возможности, ни желания. Дело в том, что новая эра глобализации сформировала сверхжесткие условия, без которых страна никогда не сможет претендовать на роль политического лидера. Среди наиболее важных требований к современным супердержавам выступают наличие высоких норм права и морали, определяющих способность страны занимать ведущую позицию в глобальном сообществе.

Сегодня во всех ведущих державах мира создана четкая система государственного управления, в которой патриотизм и честность чиновников определяют лицо всей политической элиты страны. Безусловно, равенство перед законом, честность, порядочность, патриотизм требуют от политиков наличия особых моральных качеств.
В США кандидаты в президенты готовы пожертвовать своим личным богатством и пойти на оклад 420 тысяч долларов в год для укрепления могущества американской супердержавы. При этом коррупция рассматривается как одно из самых тягчайших преступлений перед американским народом и карается большими сроками тюремного заключению. Более того, американские чиновники полностью равны в своих правах с гражданами страны и несут правовую ответственность за все противоправные деяния.
В отличии от США, Россия избрала абсолютно иной путь государственного строительства. Наша страна входит в пятерку тех стран, где процветает самая большая коррупция в глобальном сообществе. Надежда на то, что положение дел может измениться после проведения административной реформы в 2004-2005 годах, показала всю свою несостоятельность. После того как глава правительства М.Фрадков и министры Российской Федерации получили возможность иметь ежемесячные оклады от 88 тысяч до 10 миллионов рублей, система управления не улучшилась. Напротив, общая картина экономического, внешнеполитического и социального положения в стране приобретает все более негативную тенденцию.

Действительно, может ли нормально развиваться страна, где глава правительства имеет возможность получить из бюджета 10 миллионов рублей в месяц (что равносильно годовому окладу президенту США), в то время как средняя заработная плата в сфере образования составляет сейчас 5 тысяч рублей. Более того, когда разница между доходом первого лица правительства и первых лиц в сфере формирования инновационного потенциала страны достигает 2000 раз, то о каком будущем страны может идти речь. Даже в самых недоразвитых государствах современного мира лидеры страны не позволяют себе открыто иметь такой ужасный разрыв в доходах между чиновниками и научной элитой общества.

Люди, возглавляющие государственное управление в развитых странах современного мира, приходя в политическую элиту, оставляют свой частный бизнес, часто идут на финансовые жертвы ради служения своему народу во имя процветания общества. Причем после ухода из государственного аппарата многим из них приходится практически с нуля поднимать подорванный во время их отсутствия собственный бизнес.

В тоже время Президент России В.Путин приветствует, что российские чиновники входят в состав директоров крупных компаний. Хотя при таком положении дел политическая элита подвергается соблазну вместо служения интересам народа, заняться исключительно личным обогащением, подрывая устои общества. Только современная российская демократия смогла создать условия, когда слуги народа - чиновники - уже в процессе своей государственной службы превращаются в российских олигархов, имеющих несметные богатства. В такой ситуации в политическую элиту, в первую очередь, стремятся попасть люди, имеющие лишь меркантильные интересы, для которых мысли о судьбе страны и собственного народа остаются в самых затаенных извилинах разума.

Надеяться на формирование достойной идеи у чиновников, погрязших в коррупции и страдающих жаждой наживы, не приходится, поскольку они относятся к категории капиталистов описываемых К. Марксом в XIX веке. Ради получения сверхприбыли эти люди готовы убить и предать кого угодно, даже родную мать.

Многие российские чиновники уже превратились в потенциально опасных для страны граждан. Дело в том, что для совершения своих противоправных деяний они нуждаются в том, чтобы Российская Федерация находилась в череде непрерывно совершающихся реформ и преобразований. До тех пор, пока система управления государством будет нестабильной, любой грабеж народа можно объяснить либо незаконченностью реформ, либо ошибками модернизации.

Учитывая, что цель многих современных российских реформ состоит в разворовывании страны и разрушении могущества государства, то сегодня как никогда важно преобразовать систему управления. Лишь дав оценку каждому члену политической элиты по его результатам труда и желанию работать ради интересов российского общества, можно сформировать команду, способную возвратить Россию в качестве великого и могущественного государства.

Глобальный мир устроен таким образом, что всякая нестабильность внутри страны, направленная на обогащение избранной кучки, неизбежно приведет к потере политического авторитета и имиджа государства. Современная Россия предстает миру как страна, стремительно утрачивающая свое политическое влияние. Причина подрыва российского политического имиджа вызвана не только ошибками во внешнеполитическом управлении, недооценкой вызовов глобализации, отсутствием системы стратегического планирования, неспособностью выступать в качестве лидера интеграционных процессов даже с бывшими республиками Советского Союза, но также результатами крупных политических скандалов и раскрытием фактов отмывания российских капиталов в зарубежных банках. Так, в 2005 году в центре мирового внимания оказался и бывший министр атомной энергетики Е.Адамов, являющийся российским чиновником, и В.Кузнецов, А.Яковлев, являющиеся чиновниками Организации Объединенных Наций и многие другие видные политические деятели России.

Безусловно, факт коррупции и отмывания денег российскими гражданами, занимающими руководящие должности в ведущем институте управления глобальным сообществом, наносит очень серьезный удар по имиджу России. При этом американское правосудие очень точно рассчитало время ареста и начала скандала. Российские чиновники оказались в тюрьме перед началом празднования шестидесятилетия образования ООН. Тем самым всему миру демонстрируется, что российские чиновники, привыкшие к коррупции на родине, не забывают о пагубном пристрастии к взяткам и противозаконным деяниям, работая в глобальных институтах управления международным сообществом. Отсюда, может последовать вывод о необходимости замены российских чиновников, имеющих отношение к глобальному управлению, на представителей других государств наиболее лояльных к гегемонии США в рамках современного атласа мира.
Разрыв между политической верхушкой и остальным российским обществом приобретает все более угрожающий размах, о чем вынужден говорить Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации И.Иванов. Чем больше становится дистанция в доходах, получаемых простыми гражданами и политической элитой страны, тем сложнее создать условия для консолидации усилий государства ради сохранения России в качестве Великой державы. Уходя от политического диалога в ходе предвыборных компаний, президент и правящая партия создали иллюзию, что они достаточно уверенно стоят на ногах и поддерживаются российским народом. Вместе с тем, политическое падение имиджа России, заставляет задуматься о судьбе страны даже тех, кто получил свои богатства за счет грабежа в период ельцинской демократии.
Дело в том, что чем слабее становится Российская Федерация, тем больше угроза обвинения ведущими державами мира российских олигархов в незаконном получении капиталов и изъятия хранящихся в зарубежных банках российских денег в пользу своих государств. Процесс изъятия российских капиталов западными державами с 2003 года приобрел характер неизбежной реальности и заставил "старых демократов" перейти к активной критике "путинского режима". Учитывая успешный опыт борьбы с советским режимом, можно отметить, что уже сегодня создается основа для начала новой либеральной революции, как это имело место в 1991-1993 году. Хотя команда В.Путина и утверждает, что не допустит революционной ситуации в 2008 году и активно раскрывает "заговоры" олигархов, без изменения внешнеполитического курса трудно рассчитывать на сохранение спокойствия в российском обществе в ближайшие годы.

Важно отметить, что наряду с либералами приобретает все более яркие очертания и новейшее русское национальное движение. Русский "национальный проект" в его современной форме, по мнению Т. Полянникова, в решающей степени является антитезисом провалившегося либерального проекта. К ключевым элементам современной русской национальной идеологии Т.Полянников относит следующие позиции:
1) патриотизм как признание высшей ценностью не блага "человечества в целом", а процветание, прежде всего своей Родины - России;
2) антизападничество или враждебное отношение к Западу (прежде всего - США), отрицание его культуры и политических ценностей;
3) империализм, выражающийся в стремлении воссоединить с Россией бывшие союзные республики (если и не все, то, по крайней мере, славянские);
4) православный "клерикализм" или желание укрепить в обществе авторитет Русской Православной Церкви и усилить влияние православной иерархии на государственные дела;
5) милитаризм, т.е. установка на возрождение России как "военной сверхдержавы", отказ от политики разоружения и стремление к реставрации военно-промышленного комплекса;
6) авторитаризм - неприятие либеральной демократии, любовь к "сильной власти" и "твердой руке", надежда на харизматического вождя, намерение "установить в стране порядок и дисциплину";
7) культурный моностилизм или критика индивидуализма и эгоизма, поощрение коллективизма ("соборность"), осуждение "безнравственности и распущенности" средств массовой информации;
8) "ксенофобия" (от греч. хenos - чужой, посторонний) - недоверчивое и подозрительное отношение к "инородцам", людям других рас, наций и вероисповеданий, стремление ограничить въезд мигрантов в Россию, ущемить их правовой статус и, по возможности, вытеснить их из страны;
9) экономический "дирижизм" или требование широкого государственного вмешательства в экономику, национализация стратегических отраслей, стремление защитить отечественного производителя от конкуренции со стороны иностранцев, патерналистская социальная программа;
10) демографический пессимизм, выражающийся в излишне мрачных, даже алармистских оценках демографических трендов ("депопуляция"), в страхе перед вырождением и исчезновением русского народа и стремлении противодействовать этому всеми возможными средствами [102, с.84-85].

Рассмотрим более подробно выделяемые в "национальном проекте" идеологические контуры.

Безусловно, патриотизм выступает высшей ценностью любого государства, стремящегося ассоциировать себя с супердержавой. В Америке проблема воспитания патриотов стала особенно остро после поражения во Вьетнаме. Именно тогда американцы пошли по пути массовой идеологической обработки населения с целью повышения у людей сознания, что даже после неудачи в войне США были и остаются ведущей супердержавой мира. При этом истинные патриоты - американские граждане - были призваны приложить максимальные усилия для формирования нового облика американской супердержавы, как страны всеобщего благоденствия.

В отличие от Америки еще со времен коммунистического "режима" в России процветает идея о том, что великороссы выступали поработителями и угнетателями большинства народов, проживающих на территории Российской империи. Лишь во времена Великой Отечественной войны, когда для большевиков возникла реальная угроза тотального уничтожения, они вспомнили о доблестной истории русской армии и об особой миссии русского народа в глобальном сообществе.

После войны на смену русскому патриотизму пришел советский патриотизм, в соответствии с которым все граждане Советского Союза в независимости от их национальности внесли равный вклад в победу над фашизмом. Вместе с тем, сохраняя в советских паспортах графу о национальности, трудно было ожидать создания новой народной общности в виде советского гражданина. В годы перестройки уже советский народ стал обвиняться в оккупации стран Балтии и ряда других союзных республик, что привело не только к развалу общности, лишенной патриотических чувств, но и разрушению государства.

Новая российская демократия, провозглашая свободу личности, ушла как от идеи патриотизма, так и от сохранения гордости за Российскую империю, которая существовала до большевистского "режима". В этой связи в первые годы ельцинского правления в качестве общенационального праздника отмечался День независимости России. Однако провозглашение независимости России является не совсем корректным. Даже в годы правления коммунистического "режима", Советский Союз для ведущих держав мира воспринимался исключительно как Россия. Развал Советского Союза мог действительно восприниматься в качестве независимости для большинства союзных республик, которые до создания СССР даже не существовали на карте мира. В свою очередь, после совершившейся в 1991 году либеральной революции, Россия фактически потеряла контроль над своими исконными территориями и владениями.

Важно отметить, что уже во времена правления М.Горбачева Советский Союз утратил свой патриотизм. СССР с 1985 года перестал жить ради укрепления могуществ Родины, а лишь с целью признания своих деяний мировым сообществом. Неслучайно главный труд Генерального Секретаря ЦК КПСС М.Горбачева получил название: "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира". Стремление определить в качестве высшей ценности не благо Отчизны, а интересы всего человечества в целом привело к краху великую супердержаву мира (в лице СССР). При этом победившая российская демократия вновь забыла о необходимости процветания прежде всего своей Родины - России. Как следствие сейчас мы имеем государство с "безнадежно разрушенной" экономикой и лишенное былого политического могущества. Признавая высшей ценностью современной России - интересы глобального сообщества, Российская Федерация сегодня безнадежно потеряла и свои капиталы, и экономическую мощь, а также утрачивает былое политическое влияние.

США, даже оставшись единственной супердержавой, которая диктует глобальному сообществу по каким принципам и каким образом надо жить, тем не менее на первый план выдвигают идеологию защиты интересов исключительно простых американцев. Причем в случае отказа американца от гражданства, он должен продолжать исправно платить Америке налоги со своих доходов в течении десяти лет с момента лишения американского гражданства [112]. В свою очередь любой простой американец прекрасно осознает, что добиваясь процветания Америки, укрепляя ее экономическое могущество, патриотически воспитывая своих детей, он обеспечивает защиту своих интересов в рамках всего глобального пространства. Дело в том, что патриотически воспитанные американские чиновники и бизнесмены готовы пойти на огромные жертвы в любой точке мира с целью защитить интересы США, права и свободу каждого американца.

Необходимо учитывать, что во всех ведущих державах современного мира высшая ценность, обеспечивающая их могущество и процветание, закладывается в патриотическом воспитании любви к своей Родине. Питая высокие чувства к Отечеству, гражданин готов мобилизовать все свои усилия на достижение экономического и политического могущества национального государства. В той же Америке, где все население страны, за исключением коренных индейцев, воспринимается в качестве эмигрантов " новой волны", за двести лет существования суверенного государства правительству США удалось воспитать истинных патриотов и привить американцам гордость за свою принадлежность к избранной касте граждан, проживающих в стране всеобщего благоденствия.

Удивительно, но в России, где более тысячи лет воспитывалась гордость принадлежности к великороссам, после коммунистического "режима" и совершения демократических революций в 1991 и 1993 годах, ни нашлось политических лидеров, которые бы возродили в российском обществе былое величие за возможность жить и творить на территории Великой России. Более того, издевательский подтекст имел лозунг, используемый В.Жириновским в ходе последних выборов в Государственную Думу: "Мы - за бедных! Мы - за русских!" [113]. В стране, где 80% населения ассоциирует себя с русскими унижать людей, заявляя их "неполноценность" в плане возможности украсть капитал или попасть в политическую элиту, звучит кощунственно и создает предпосылки для активного развития националистических течений.

То обстоятельство, что за пятнадцать лет своего правления демократы не смогли выработать основы нового российского патриотизма и не предприняли шагов к возрождению патриотизма великороссов, неизбежно ведет к утрате Россией экономического и политического авторитета в глобальном сообществе. При этом в отличие от многих "диких" племен и народностей, великороссы имеют значительные духовные, культурные, политические и моральные ценности, которые могут быть востребованы обществом для изменения характера развития Российской Федерации. Тот, кто сумеет всколыхнуть российский народ, возродить великоросский патриотизм и вернуть любовь к своей Родине, определив это главной ценностью России, тот и создаст условия для качественного рывка страны в качестве державы, способной претендовать на роль лидера в условиях глобализации.

Борьба за умы русского народа сегодня только начинается. В случае сохранения демократических основ российского общества именно русский народ со своими истинно патриотическими лидерами способен прекратить процесс деградации и разграбления своего национального государства.

Большинство сторонников "современного русского национализма" связывают русскую национальную идеологию с антизападничеством и отрицанием культурных и политических ценностей США. Такое отношение к Западу в условиях глобализации может нанести серьезный вред развитию России. Как показывает практика, главная беда современной демократической российской политической элиты состоит в том, что она не смогла заимствовать для своего развития передовые и наиболее позитивные политические и культурные ценности Запада. За ошибки заимствования негативных западных ценностей наш народ сегодня расплачивается высокой смертностью, нищетой, падением культуры, ростом преступности, наркомании и проституции, разграблением национальных ценностей, безыдейностью, утратой военного и политического могущества, крахом экономики и многими другими губительными процессами.

Вместе с тем, современный Запад давно перестал быть тем обществом, о котором писали классики политической и экономической мысли вплоть до окончания Второй мировой войны. С помощью идей этих классиков трудно создать общество всеобщего благоденствия по образу США. Это обусловлено тем, что развитые страны, опираясь на передовые идеи современных мыслителей, уже расстались со своим прошлым и сделали качественный рывок в политике, экономике и культуре, который обеспечивает им гегемонию в глобальном сообществе.

Нельзя надеяться, что благодаря антизападничеству современная политическая элита или национальные идеологи России смогут совершить позитивное движение в направлении к геополитическому и геоэкономическому лидерству. Уникальный пример изоляции Советского Союза от мирового сообщества на протяжении нескольких десятков лет уже канул в лета. В эпоху глобализации России, как догоняющей стране, важно заимствовать позитивный опыт Запада и предпринять максимальные усилия к укреплению своих позиций в глобальных институтах, обеспечивающих управление процессами развития всего мирового сообщества.

Идея развития тесной экономической интеграции между бывшими союзными республиками вышла в число первостепенных задач для Российской Федерации сразу после осуществления демократической революции, когда на смену Союзу Советских Социалистических Республик пришло Содружество Независимых Государств.

Первоначально в состав содружества входило лишь шесть бывших союзных республик. Причем в первые годы существования СНГ именно этой организации интеграционного объединения отводилась главенствующая роль создания нового имперского объединения во главе с Российской Федерацией. Через Содружество Независимых Государств миру предстало интеграционное объединение, которое имело тесные производственные и экономические связи, проводило единые политические решения, обеспечивало единое руководство всеми вооруженными силами бывших союзных республик и даже представляло собой общую спортивную команду на крупнейших спортивных соревнованиях, включая Олимпиаду. Такой характер развития интеграции содействовал привлечению в интеграционное объединение всех бывших союзных республик за исключением государств Прибалтики.

Вместе с тем политическая элита Российской Федерации, имевшая наибольший политический и экономический вес в странах интеграционного объединения, не смогла оценить в полной мере возможности возрождения реальной Российской империи на демократической основе в рамках Содружества Независимых Государств. Как следствие, проводимые российской политической элитой национальные экономические реформы подорвали основы развития СНГ в качестве новой супердержавы мирового сообщества. Вслед за проведением либерализации цен и либерализации национальной экономики, которые вызвали всплеск гиперинфляции в обществе в период осуществления новой демократической революции, в 1993 году были подорваны экономические основы интеграции, так как Россия выступила инициатором отказа от использования советского рубля в качестве единого платежного средства в рамках Содружества Независимых Государств.

В свою очередь, утрата политического авторитета России привела к тому, что в апреле 1994 года на территории стран СНГ было создано первое межгосударственное объединение в лице Центрально-азиатского экономического сообщества в составе: Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана. Причем в данном объединении Российской Федерации не нашлось места.

Осуществив экономическую дезинтеграцию, российская политическая элита подорвала экономические устои на всем пространстве бывшего Советского Союза. Попытки после развала интеграционных основ Содружества Независимых Государств возродить мощь Российской Федерации в рамках точечной интеграции, посредством создания российско -белорусского объединения на основе российского рубля, окончательно провалились в 1994 году, и вынудили Россию пойти по пути создания разноплановых интеграционных объединений. Пытаясь сохранить свое политическое лицо в рамках содружества, Россия создала в 1995 году Таможенный союз в составе: Беларуси, Казахстана, России, к которому в последующие годы присоединились Таджикистан и Кыргызстан. В 1997 году был сформирован Союз Российской Федерации и Республики Беларусь.
По мере того, как Россия утрачивала свое политическое и экономическое влияние на просторах Содружества Независимых Государств, на политической арене данного интеграционного объединения появились более серьезные игроки в лице: Западной Европы и США. В частности формирование интеграционного объединения ГУУАМ произошло в ходе встреч президентов Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы в Страсбурге (одном из политических центров Европейского Союза) 10 октября 1997 года и в Вашингтоне (столице США) 24 апреля 1999 года.

Следует обратить внимание, что в последние годы правления Б. Ельцина Россия попыталась поднять свой политический имидж на международной арене. С этой целью Россия пошла по пути многоплановой интеграции. В 1997 году Российская Федерация присоединилась к Азиатско-Тихоокеанскому экономическому содружеству, представляющему собой межправительственный форум государств Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1998 году Россия вошла в качестве наблюдателя в состав Большой семерки и содействовала формированию Большой восьмерки при обсуждении политических проблем. В 1999 году Россия стала учредителем интеграционного объединения "Шанхайская пятерка". В декабре 1999 года Россия создала Союзное государство с Республикой Беларусь.

Вместе с тем приход путинской политической элиты к власти не обеспечил динамичного развития интеграционных связей, позволяющих повысить имидж государства и заявить миру, что Россия остается серьезным политическим игроком в условиях глобализации. После преобразования Таможенного союза в Евразийское экономическое сообщество в октябре 2000 года укрепление интеграционных связей с бывшими союзными республиками, утратило приоритетное значение для российской политической элиты.

Последней российской инициативой в области развития интеграции на территории бывших союзных республик стало формирование Организации региональной интеграции в лице: России, Беларуси, Казахстана, Украины в декабре 2002 года, которая в последующем была преобразована в единое экономическое пространство.
С целью извлечения сомнительных выгод из интеграции и стремления оказать давление с помощью политических и экономических механизмов на республики бывшего СССР, Россия стала открыто демонстрировать свое нежелание осуществлять экономическую интеграцию в рамках Содружества Независимых Государств. Причем, в начале XXI века Российская Федерация отказалась поддерживать идею создания свободной экономической зоны на территории стран СНГ.

Вместе с тем полная политическая и экономическая несостоятельность России, оставаться ведущим игроком на постсоветском пространстве проявилась летом 2003 года. Своим заявлением "о мухах и котлетах в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь" В. Путин сорвал намеченный процесс запланированного возрождения единого валютного пространства в рамках Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь, а в последующем и в рамках ЕврАзЭС. Данное обстоятельство стало побудительным мотивом к началу новых демократических преобразований на просторах СНГ. Вслед за грузинской революцией в 2003 году, последовали революции на Украине в 2004 году, а также в Кыргызстане и Узбекистане в 2005 году.

При всей значимости революций в Грузии и на Украине, наибольший политический вес для мирового сообщества имеет революция, совершившаяся в Кыргызстане. Дело в том, что Кыргызстан входит в число основных стратегических интеграционных партнеров России, так как участвует совместно с Российской Федерацией в нескольких интеграционных объединениях. Неспособность России контролировать политическую ситуацию в стране, являющейся одним из главных интеграционных партнеров, безусловно подрывает политический имидж нашего государства. Это свидетельствует о неумении российской политической элиты поддерживать стабильность в контролируемой ею части глобального сообщества.

В сложившейся ситуации следует ожидать нарастания политической напряженности на всем постсоветском пространстве, которое может создать условия для формирования сети враждебных колец вокруг России на пространстве от Каспийского до Черного и Балтийского моря в лице: стран Балтии, Украины, Молдовы, Грузии, Азербайджана, а также в случае совершения успешных революций в лице: Беларуси, Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Такое развитие политической ситуации приведет к полной изоляции России от глобального сообщества даже при сохранении демократического устройства в стране.

Утрачивая свой политический авторитет в рамках Содружества Независимых Государств, Россия неизбежно теряет свое влияние на глобальное сообщество. Сжимающееся кольцо вокруг Российской Федерации вынуждает команду В.Путина пойти на строительство нового газопровода с Германией по дну Балтийского моря, хотя это связано с огромными материальными затратами. По существу данный способ экспорта газа может стать единственно возможным, в сложившейся политической ситуации.
Россия могла заявить миру о своем политическом весе в 1998-1999 годах, создав Союзное государство России, Беларуси и Югославии, затем в 2003-2005 годах за счет формирования валютного союза в рамках ЕврАзЭС. К сожалению не одна из предоставленных историей возможностей возродить былую мощь России, как Великой державы, способной претендовать на лидерство в геополитическом и геоэкономическом строительстве мира, не была использована.

Без осознания необходимости тесной экономической интеграции, как с бывшими союзными республиками, так и с Китайской Народной Республикой, а также с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона Россия не может надеяться на укрепление своего политического авторитета на международной арене.
Православный "клерикализм" и желание усилить влияние православной иерархии на государственные дела, рассматриваемые в "национальном проекте" в качестве ключевого элемента современного русского национализма, с точки зрения укрепления позиции России в глобальном сообществе имеет как позитивные, так и негативные тенденции.

К позитивному моменту укрепления авторитета в обществе Русской Православной Церкви можно отнести то обстоятельство, что опираясь на славные традиции Великих русских святых, включая: Сергия Радонежского, можно надеяться, что представители православной иерархии в своих стенах воспитают достойных приемников, которые будут содействовать укреплению патриотизма в обществе и возрождению былой гордости у великороссов. Вместе с тем данная гигантская функциональная задача, которую готова возложить на церковь государство, до сих пор не решается. Дело в том, что в годы большевистского "режима" церковь почти не участвовала в воспитании советских патриотов. В этой связи многие священники утратили искусство с помощью своих пламенных проповедей возрождать в обществе чувство гордости за Отечество и желание преобразовать страну в Великую державу. Кроме того современная Русская Православная Церковь стремится обособиться от других течений в христианстве, включая и православную религию русских эмигрантов. Такое позиционирование Русской Православной Церкви не приемлемо в процессе глобализации и подрывает авторитет России на международной арене.

В отличие от русских православных "затворников" Католическая Церковь США и Западной Европы активно помогает росту политического авторитета ведущих держав мира в глобальном сообществе. Проповедники Христа из западных стран, включая самые радикально настроенные секты, при финансовой поддержке ведущих держав осуществляют миссию по продвижению глобальной идеологии Запада во все точки земного шара. Именно Католическая Церковь выступает инициатором проведения глобальных конфессионых съездов представителей различных религий с целью распространения идей западной цивилизации в самые удаленные уголки планеты.
Сегодня только Русская Православная Церковь остается в стороне от глобальной идеологической религиозной борьбы и пропаганды. Вместе с тем данная изоляция наносит колоссальный урон политическому и деловому имиджу России. Неслучайно на экономическом форуме в Давосе в 1999 году страны, исповедующие православную религию, были отнесены к зоне максимального делового риска наряду с мусульманами в процессе формирования глобальной бизнес-элиты.

Следует обратить внимание, что страх перед глобализацией Русской Православной Церкви привел к тому, что лидеры российской православной иерархии оказались неспособными пойти по пути идеологической экспансии в отношении русской православной церкви, находящийся в эмиграции. Тем самым русские граждане, покидающие Россию вследствие экономических или политических мотивов, оказываются в духовной изоляции от современной Русской Православной Церкви.

Для России стремящейся к глобальному лидерству, необходимо сформировать новые подходы к позицированию Русской Православной Церкви в глобальном сообществе, чтобы вести успешную идеологическую борьбу в интересах русского народа и российского государства. К сожалению, трудно надеяться, что в ближайшее время в нашей стране появится глобально мыслящая православная элита, способная укрепить авторитет Российской Федерации на международной арене.

Во все времена военно-промышленный комплекс и военная мощь государства выступали базовой основой для претензий страны на роль великой державы или супердержавы в рамках глобального сообщества. Современный этап глобализации в этом плане ничем не отличается от периода гегемонии в мире великих империй прошлого, включая и эпоху глобального лидерства России. Именно военная мощь, создание инновационных видов оружия предопределили условия возвышения современной Америки в системе международных отношений.

По мере разоружения России и отказа от ядерного оружия Беларуси, Казахстана и Украины гегемония США в качестве военной сверхдержавы значительно укрепилась. В тоже время Америка готова пойти на значительные финансовые затраты для скорейшего полного и окончательного разоружения Российской Федерации.

После распада Варшавского договора и развала Советского Союза исчезли объективные предпосылки для сохранения НАТО, в качестве крупнейшего военного блока на планете. Однако, прекрасно понимая, что военная мощь и демонстрация силы со стороны ведущих держав мира содействуют укреплению их позиций в процессе глобализации, представители НАТО не только сохранили свой блок, но и продолжают его активно наращивать, добиваясь присоединения бывших социалистических стран Восточной Европы и бывших советских республик.

Сегодня российская военная элита в лице офицеров получает унизительно низкую зарплату, лишающую семьи военных условий для нормальной службы Отечеству. Кроме того, осуществляется массовая ликвидация военных арсеналов и наблюдается катастрофическое физическое и моральное старение вооружения, используемого в российской армии. Слабость нашей армии заставляет обращаться за помощью к Западу даже в случае экстренных ситуаций, имевших место на российском флоте. Не лучше обстоит дело даже с показательными запусками ракет во время учений. Чем хуже становится положение дел в российской армии, тем больше укрепляется авторитет НАТО, как блока, способного безраздельно господствовать в рамках глобального атласа мира.

Первая оценка сил России, как военной сверхдержавы имела место в ходе национальных конфликтов на территории бывшего Советского Союза и бывшей Югославии. При этом в ходе межэтнического конфликта в Косово блок НАТО пошел на открытую демонстрацию своей военной мощи и политического превосходства, осуществив военную агрессию против Югославии, которую Россия поддерживала на политической арене. Вслед за Югославией Америка определила для себя десять ключевых стран, характеризуемых как "ось зла", в отношении которых возможно проведение крупномасштабных военных операций с активным использованием союзников США для осуществления международной агрессии. В "оси зла" оказались те страны, которые существенно влияют на развитие процесса глобализации и укрепление экономического и политического могущества США. Обвиняя эти государства в разработке оружия массового поражения или международном терроризме США и его союзники пошли по пути открытой агрессии, нарушая правовые основы современного миропорядка и создавая условия для пересмотра атласа мира, сложившегося после Второй мировой войны.

Российская Федерация еще остается державой способной производить современную военную технику. Однако в ситуации, когда из российского бюджета в рамках военных инновационных проектов большинство средств выделяется на разработку новых технологий уничтожения, имеющегося в России вооружения, сложно ожидать, что Россия в ближайшее время сумеет сохранить свое место и в числе ведущих производителей военной техники. Продавая вооружение на несколько миллиардов долларов в год, тем не менее, Россия неспособна осуществить модернизацию собственной армии и уже утрачивает статус военной сверхдержавы.
Сегодня российская политическая элита, вслед за американскими политиками, заявляет о своем желании преследовать террористов на любой территории глобального атласа мира, посредством нанесения превентивных ударов. Вместе с тем на деле, современная Россия лишила себя такой возможности, безнадежно отставая в военной мощи от ведущих западных держав.

Разрушение России, как военной сверхдержавы, возможно еще остановить. Дело в том, что в рамках военно-промышленного комплекса удалось сохранить высококвалифицированные кадры истинных патриотов, способных создать самую современную передовую технику, обеспечивающую укрепление позиций России на международной арене. Кроме того, для возрождения военной сверхдержавы российская политическая элита имеет достаточные денежные средства в виде накоплений стабилизационного фонда, которые пока содействуют наращиванию военной и экономической мощи западных сверхдержав.

Используя средства стабилизационного фонда, Россия в состоянии в короткий срок модернизировать и оснастить армию самой передовой техникой. Это создаст условия не только для укрепления национальной безопасности и сохранения целостности российской государственности, но и позволит России требовать от других военных сверхдержав соблюдения международных правил и норм, выработанных после окончания Второй мировой войны.

Надежда на возрождение сильной воли и твердой руки в рамках "национального проекта" безусловно, опирается на миф о том, что один президент, генеральный секретарь ЦК КПСС или император способен своими деяниями в полной мере преобразовать все общество, установить в стране порядок и дисциплину.

Мировая практика показывает, что действительно сверходаренная личность, имеющая цели и установки, живущая ради общего блага, может совершить невиданные чудесные преобразования и мобилизовать народ на коренные преобразования общественного сознания, содействующие укреплению статуса державы в глобальном сообществе. История России, Европы и Азии богата примерами, когда разумный лидер совершал чудо преобразования в стране и поднимал государство, находившееся в числе безнадежно отставших в разряд самых передовых стран в рамках глобального сообщества. В качестве таких примеров могут выступать: США - после гражданской войны 1861-1865 годов, Германия - после установления империи в 1871-1893 годах, США - в период правления Ф.Рузвельта, СССР - в период правления И.Сталина, современная Южная Корея, Малайзия, Сингапур и другие.

Вместе с тем великие личности достаточно редко имеют возможность возглавить государство. В связи с этим надежда на мудрого императора или президента является в большей степени утопической. Поэтому для процветания общества важно ни то кто управляет страной, а то какая политическая элита находится во власти, и какое влияние она способна оказать на свой народ. Неслучайно еще в 1814 году генерал Р.Баден-Пауэлл, думая о необходимости укрепления своей державы, писал: "Мы хотим, чтобы наша нация состояла из джентльменов, людей высокого достоинства. Рыцарей по отношению к другим. Такие люди ведут игру храбро и бескорыстно, они играют по честному и ради общего блага" [114, с.566].

В современной России после развенчивания культа личности И. Сталина любая попытка, направленная на усиление власти и наведение порядка в стране, вызывает панический страх у либералов и демократов. Именно по этой причине попытка В.Путина навести порядок в уплате налогов ведущими нефтяными транснациональными компаниями, вызвала истерический крик об установлении авторитарного "режима" в стране и подрыве основ демократии в обществе.

Еще в 2000 году генерал Ю.Дроздов и В.Фартышев в статье "Полный портрет Владимира Путина" писали: "...либо Путин в интересах нации и государства, возрождения великой державы действительно берет власть в свои руки, начинает наводить порядок жесткими методами, не смущаясь воплями об авторитаризме, - либо он станет декоративной фигурой, зачитывающей разнообразные обращения к нации, принимающей верительные грамоты послов да раздающий награды...>>.

Действительно от первого лица страны зависит судьба России. Именно первое лицо определяет весь порядок взаимодействия, дисциплину и правила игры в области национального развития и международного сотрудничества, а также формирует политическую элиту государства.

Все обращения к Федеральному Собранию, высшим органом управления, политической и бизнес-элите страны, которые звучат из уст Президента Российской Федерации В.Путина, наполнены заботой о судьбе Родины и желанием видеть Россию в числе великих держав многополярного мира. Вместе с тем большинство позитивных предложений политического лидера так и остаются в качестве благих пожеланий. В тоже время в очередном ежегодном послании президента не разбирается по чьей вине Россия, так и не стала жить лучше и не смогла осуществить запланированных на год преобразований, которые могли бы укрепить ее могущество в глобальном сообществе.
Надежды на светлое будущее остаются благими пожеланиями, когда в стране отсутствует четкая стратегия развития, нет порядка в правилах игры, и нет желания ради лидера или Отечества затрачивать энергию и силы на укрепление могущества страны. Более того, никто из современной политической элиты не отвечает за свои слова, допущенные просчеты и неумелые реформы, разрушающие политическую, экономическую и военную мощь Российской Федерации. Отсутствие контроля и безнаказанность ведут к деяниям, недопустимым для политической элиты любой ведущей державы, и только в силах Президента Российской Федерации изменить негативные правила поведения элиты российского общества, что будет содействовать укреплению позиций государства в рамках глобального сообщества.

Успешное развитие индивидуализма и эгоизма в Российской Федерации в годы либеральных реформ было вызвано стремлением сформировать новую элиту, способную принимать и нести ответственность за проводимое реформирование экономики. Именно индивиду-личности отводилось место главного фактора, обеспечивающего рост политического и экономического могущества России. Однако, перегнув палку возвышения индивида и эгоизма, современные либеральные идеологи породили в российском обществе формирование новой элиты, которая лишена всяких моральных и нравственных основ, содействующих развитию бизнеса и укреплению позиций российского государства. Важно подчеркнуть, что беспредел в бизнесе привел не только к подрыву экономического могущества России, но и поставил под угрозу само существование современной бизнес-элиты. При этом бизнес-элита, объединенная в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), оказалась вынуждена пойти по пути отказа от эгоистической анархии и выработать корпоративные правила поведения в бизнесе. В октябре 2002 года на правлении Российского союза промышленников и предпринимателей был принят пакет документов, определяющих принципы коллективного бизнеса (Хартия корпоративной и деловой этики, Декларация принципов деятельности РСПП, Регламент разрешения споров, Кодекс корпоративного управления), а также были учреждены Комиссии РСПП по корпоративной этике и Комитет РСПП по корпоративному управлению.

В то время как Россия в условиях демократической революции пыталась изжить из себя последние ростки советского коллективизма и пошла по пути пропаганды безнравственности и распущенности, ведущие страны избрали абсолютно иной путь развития.

С момента формирования нового глобального сообщества в 1991 году идея коллективизма стала преобладающей как для западных политиков, так и для западного бизнеса. Современный этап глобализации характеризуется тем, что безусловное преимущество в мировом сообществе получают те страны и тот бизнес, который опирается на корпоративное сотрудничество с целью извлечения преимуществ коллективного объединения.

Если во время Российской империи, когда Россия имела глобальное лидерство, слово мир ассоциировался с понятием русский мир (русская община), то теперь глобальное сообщество ассоциируется с гегемонией США, могуществом транснациональных компаний и наличием глобальных институтов управления. Причем большинство глобальных институтов стали динамично развиваться после того, как США заявили о себе в качестве единственной супердержавы мира, стремящейся развивать коллективные взаимосвязи с любыми демократическими государствами. Даже в агрессии против Ирака Америку трудно обвинить в нарушении глобальных норм мироустройства. После победы в войне для наведения "демократического" порядка США привлекли в Ирак не только войска своих союзников по НАТО, но также Австралию, Украину, Японию и другие страны.

Коллективные действия агрессора, объясняющего свои поступки борьбой с международным терроризмом, воспринимаются миром более позитивно, чем заявление "индивидуальной" России о готовности применить силу против террористов в любой точке мира.

После развала Советского Союза западный мир продемонстрировал невиданную раннее способность к международной интеграции. На смену разваливающегося Советского Союза в Европе в 1993 году возник новый Союз, который должен развиваться на принципах европейского коллективизма и ущемления национальных интересов ради достижения общих целевых задач. Вслед за Европейским Союзом произошла коллективная интеграция развитых стран в рамках НАФТА, АТЭС и других объединений.
В рамках развития коллективного бизнеса ведущие транснациональные компании мира столкнулись с проблемой наличия ограничений к объединению из-за антимонопольных законодательств, действующих в ведущих мировых державах. В условиях, когда на смену борьбы с супердержавой в лице СССР, вышло стремление передела мировых рынков сбыта, западный бизнес заставил своих политиков пересмотреть правила игры для крупнейших ТНК, которые препятствовали им полностью захватить международные рынки. В ответ на желание ТНК "коллективно" развиваться на глобальных рынках между США, Западной Европой, Японией и Австралией были подписаны соглашения поощряющие объединение ТНК в нарушении норм национального законодательства в монополии.

Западный мир прекрасно осознает, что безнравственность, распущенность, эгоизм должны процветать в безнадежно отставших странах, которые благодаря такой морали навсегда покинут ведущую политическую арену. В тоже время, реальная глобализация предполагает невиданный рост коллективизма, когда за счет межгосударственной интеграции и развития корпорационных связей формируются новые глобальные коллективы, работающие в интересах своих создателей и лидеров.

Тот кто управляет глобальными коллективами, тот и управляет глобальным сообществом. Это в полной мере осознали представители политической и бизнес-элиты США. Поддерживая с политической точки зрения любые демократические начинания и недовольства в рамках глобального атласа мира, они создают предпосылки для политического подчинения новых демократических "режимов" воле "хозяина мира" в лице США. При этом получают экономические дивиденды, создавая предпосылки для дальнейшего процветания и благоденствия Америки за счет грабежа народов третьего мира, неспособных отстаивать свои национальные интересы.

По мере реализации ведущими странами коллективных программ экономического и политического развития глобального сообщества, на словах направленных на достижение всеобщего равенства в мире, разрыв между развитыми и развивающимися странами значительно увеличился и продолжает расти.

Страх перед коллективизмом для российской демократической элиты обусловлен тем, что она не заинтересована в возрождении русского мира. В тоже время коллективные объединения русского народа - в любой форме могло бы стать колоссальным импульсом, обеспечивающим качественный и стремительный рывок России в число ведущих держав глобального сообщества. Вместо этого современная политическая элита создает предпосылки дальнейшего распространения эгоизма, безнравственности и распущенности. Для реализации данной целевой установки используются не только средства массовой информации, но и специальные политические технологии управления общественным сознанием.

Однако, подрывая основы нравственности у чиновников, разрушая систему образования, науки, армии уже сегодня Российская Федерация обрела в качестве главной проблемы национальной безопасности эгоизм и индивидуализм. В последнее время многие политические заявления государственных чиновников, которые призваны поднимать авторитет России во внешней и национальной политике, благодаря их собственной позиции и мышлению, на деле подрывают основы российской государственности.

Эгоист никогда не будет думать ни о своем Отечестве, ни даже о своей семье. Воспитанные на принципах индивидуализма лидеры политической и бизнес-элиты России не способны жить и работать ради интересов Российской Федерации. В этой связи, современная элита нуждается в решительных преобразованиях, когда на смену эгоистам придут люди, способные не только коллективно думать, но создать условия для укрепления политического и экономического могущества России.
Останавливаясь на проблеме миграции необходимо отметить, что такие государства как США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, относящиеся к числу высокоразвитых держав мира, представляют собой страны, где миграционная политика обеспечивает их успешное развитие в глобальном сообществе.

Одной из особенностей Российской империи было то, что великороссы демонстрировали терпимость и возможность развития любых наций и вероисповеданий на своей территории. При этом многие иноземцы, прибывшие в Россию, приложили максимальные усилия для укрепления ее могущества в качестве ведущей империи мира. В рамках Советского Союза имело место некоторое ограничение въезда иностранцев на территорию Советского государства. Вместе с тем многие мигранты, поддерживающие Советскую Россию, принимали самое активное участие в реализации программ по индустриализации государства и формировании СССР в качестве супердержавы.

Современная Россия также сталкивается с проблемой необходимости реализации эффективной миграционной политики. Причем масштабность данной проблемы будет возрастать по мере снижения образовательного уровня в России и усиления отставания от ведущих держав в развитии инновационного бизнеса. Уже сегодня во многих ведущих российских компаниях посты топ менеджеров занимают иностранцы. Вместе с тем современный характер развития российской экономики свидетельствует, что в отличии от Российской империи и Советского Союза большинство иноземцев, на которых рассчитывает российская политическая бизнес-элита, не прилагают усилий к возрождению нашей страны в качестве супердержавы. Более того мигранты из высокоразвитых стран, занимающие высокие посты, оказываются замешаны в финансовых аферах, подрывающих политическое и экономическое могущество России. Покидая Российскую Федерацию, они не только увозят наворованные капиталы, но и подрывают имидж России, создавая судебные прецеденты, как это было во время обсуждения дела ЮКОСа в суде города Хьюстона США, или в отношении П.Бородина и Российской Федерации в рамках судебного разбирательства со швейцарской фирмой, когда под арестом оказался не только руководитель Союзного Государства Российской Федерации и Республики Беларусь, но и счета Российской Федерации во Франции и ее имущество.
Любая миграция может быть позитивной только в том случае, когда государство проводит избирательную миграционную политику и содействует притоку в свою страну лиц, способных укрепить ее политическое и экономическое могущество. Вслед за развитыми государствами эффективный опыт привлечения позитивных мигрантов демонстрируют и многие догоняющие государства (в первую очередь Индия).
Современная Россия должна создать правовое поле, при котором в Россию прибывали бы мигранты, способные обеспечить поступательное развитие страны и содействующие укреплению ее политического статуса в рамках глобального сообщества. Вместе с тем, отсутствие четких ориентиров в развитии миграционных потоков лишает Российскую Федерацию добиться качественного улучшения состава иностранцев, желающих участвовать в экономических преобразованиях страны. Более того, рост нелегальной миграции, обеспечивающий приток в Российскую Федерацию низкоквалифицированной рабочей силы, либо криминальных элементов, способствует подрыву экономической стабильности в стране и содействует росту негативного восприятия России в глобальном мире.

Проблема активного государственного вмешательства в национальную экономику, социальную политику и развитие процессов глобализации является первоочередной задачей, гарантирующей позитивное развитие России в рамках глобального сообщества. Действительно, за последние двадцать лет во всех развитых странах мира роль государства в регулировании всех процессов общественной жизни приобретает приоритетное значение. За период с 1990 по 2004 годы объемы государственных расходов в ВВП развитых странах возросли более чем в два раза и в большинстве стран превысили 50% ВВП. Благодаря данной государственной политике развитые страны имеют возможность реализовать свою национальную стратегию на международной арене и определять приоритеты развития всего глобального мира.
В то время как развитые страны в процессе глобализации заметно активизировали роль государства и увеличили государственные расходы на национальные нужды, Россия пошла в диаметрально противоположном направлении. В настоящее время Российская Федерация имеет минимальные государственные расходы в ВВП страны среди всех бывших республик Советского Союза, которые составляют около 20% ВВП.
Усиление позиций государства в регулировании национальных экономик развитых стран обусловлено тем, что глобализация побуждает государства вырабатывать новые механизмы регулирования, связанные со стремительными изменениями, которые происходят в международном сообществе. Причем современный бизнес, ориентированный на извлечение текущих доходов от своей деятельности, оказывается не в состоянии оценить масштабность глобальных преобразований. В этой связи бизнес вынужден все больше опираться на рекомендации и стратегические прогнозы, формируемые государственными институтами. Чем более эффективную стратегию развития в глобальном сообществе изберет государство, тем более успешно на международной арене будет действовать национальный бизнес и быстрее возрастет благосостояние граждан страны.

Современная эра глобализации характеризуется тем, что по мере расширения масштабов проникновения национального бизнеса на международные рынки все более увеличивается потребность в государственной поддержке ведущих транснациональных компаний. Добиваясь от стран третьего мира снижения размеров государственного вмешательства в национальную экономику, развитые страны проводят экономическую экспансию в глобальном масштабе. Сегодня западный бизнес и капитал настолько глубоко проникли на рынки третьих стран, что именно развитые страны полностью определяют судьбу существования на глобальном атласе мира безнадежно отставших в геоэкономическом развитии стран. Обеспечивая для своего бизнеса максимально льготные условия функционирования в третьих странах, в то же время развитые страны не спешат отказываться от защиты национальных рынков и отечественных товаропроизводителей.

Развитые страны демонстрируют миру умение своевременно реагировать на вызовы глобализации и способность создавать эффективные механизмы, позволяющие дирижировать глобальными политическими, экономическими и социальными процессами. Наглядным примером, подтверждающим, что нити управления глобальными процессами сосредоточены в руках ведущих держав мира, подтверждает тот факт, что именно американские эксперты, представляющие государственные институты, наиболее точно определяют картину развития мирового сообщества. В частности, в то время как российские эксперты планировали, что к концу лета 2005 года курс барреля нефти понизится до 30 долларов, американские эксперты определяли, что стоимость барреля нефти возрастет до 70 долларов.

В "национальном проекте" страх по поводу вырождения и исчезновения русского народа вызван тем, что лидеры правых сил, в лице А. Чубайса, в начале XXI века открыто объявили о том, что в ближайшие 15-20 лет российское население может сократиться со 145 миллионов до 50 миллионов человек. Не менее радужный прогноз будущего России дают американские стратеги в рамках "Карты будущего". По их мнению, позиции Российской Федерации на политическом Олимпе в ближайшие годы подорвет серьезный демографический кризис, вызванный низкой рождаемостью, низким качеством медицинского обслуживания и потенциально взрывоопасной ситуацией со СПИДом [103, с.54-55]. Более того, национальная статистика, вынуждена констатировать, что смертность населения превышает рождаемость практически во всех субъектах Российской Федерации. Даже в условиях современного экономического роста численность населения страны сокращается ежегодно почти на один миллион человек (958,5 тыс. человек в 2000 году, 943,3 тыс. человек в 2001 году, 935,3 тыс. человек в 2002 году, 888,5 тыс. человек в 2003 году, 709,1 тыс. человек в 2004 году). Причем, по сравнению с началом демократических реформ естественная убыль населения в 2004 году возросла в 3,6 раз.

Демографическая проблема России во многом обусловлена тем, что в государстве отсутствует социальная политика, направленная на увеличение численности русского народа, а также других народов и национальностей, составляющих российское общество. Когда большинство населения живет за чертой бедности или у данной черты, а пособие на ребенка почти в сто тысяч раз меньше заработной платы, которую может получить глава правительства Российской Федерации, то в стране не могут возникнуть стимулы для преодоления негативных демографических последствий, сложившихся в ходе демократических реформ. Необходимо иметь в виду, что в ближайшие годы в зрелую жизнь вступят дети, которые родились в "независимой" Российской Федерации. При этом демографическая проблема приобретет по истине характер национальной трагедии. Дело в том, что Россия будет вынуждена искать мигрантов, способных обеспечить и поддержать устойчивое развитие национальной экономики.

В большинстве стран национальные природные ресурсы не выступают в качестве блага элитной кучки олигархов и чиновников, получающих сверхдоходы от народного достояния. В силу этого сверхдоходы от добычи и экспорта сырья не идут в стабилизационные фонды или на счета в зарубежные страны, а направляются на реализацию социальных и специальных программ, стимулирующих прирост населения и повышения уровня развития человеческого потенциала данных государств. Сегодня не только развитые сырьевые государства: Норвегия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, но и сырьевые страны третьего мира: Объединенные Арабские Эмираты, Бруней, Бахрейн, Катар, Кувейт и другие совершили качественный рывок в уровне жизни членов своего общества. Неслучайно, в соответствии с Докладом ООН о развитии человека за 2003 год все вышеперечисленные государства вошли в число стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.

В тоже время Россия, занимая второе место в мире в экспорте нефти, первое место в экспорте газа и редкоземельных металлов, не входит в число стран, обеспечивающих достойный уровень жизни и развития своего общества. Причем Российская Федерация входит в число восемнадцати из ста семидесяти стран мира, где за период с 1990 по 2003 годы наблюдалось снижение индекса развития человеческого потенциала. Следует заметить, что в данном списке представлены лишь государства Африки и пять республик бывшего Советского Союза [115, с.25]. Более того, российская элита до сих пор не осознает, что сверхдоходы, получаемые от сырьевых богатств, принадлежат всему народу, и каждый гражданин страны имеет право рассчитывать на свою долю доходов от сырьевого бизнеса.

С помощью стимулирования рождаемости за счет доходов, полученных от сырьевого бизнеса, Россия могла бы обеспечить желательный прирост населения, препятствующий уничтожению российской государственности изнутри. Уничтожение российской государственности изнутри уже приобретает масштабы глобальной угрозы и вызывает оживленные научные дискуссии и политическую полемику. В частности, заслуживают серьезного внимания российских чиновников предложения по стимулированию рождаемости в России, которые предлагает Г.Х.Понов в ходе своих публичных выступлений в Международном университете в Москве.

Лишенное идейной основы, не воспитывающее общество в русских исторических традициях, подрывающее основы семьи, создающее многомиллионную армию беспризорных, не реализующее целевых социальных программ, Российское государство неспособно сплотить народы России и иностранных мигрантов на работу во имя процветания российского общества. В такой ситуации, с увеличением притока в ближайшие десять лет новой волны иностранных мигрантов, российская политическая элита неизбежно столкнется с проблемой территориальной целостности Российской Федерации. При этом мигранты станут своеобразным "шариком из американского домино", который при целенаправленном движении может в одно мгновение рассыпать Русский дом и устои русского общества.

В целом новая эра глобализации характеризуется необходимостью поиска новых стратегических подходов к геополитике, геоэкономике, геокультуре и другим составляющим глобализационного процесса.

Россия вступила в глобальное сообщество неподготовленной к вызовам нового времени. Эйфория свободы и вседозволенности, участие в клубе ведущих держав мира породило иллюзию, что праздник политического могущества России при новой демократии может продолжаться бесконечно долго даже в условиях нищеты русского народа и разрушения основ национальной экономики. Вместе с тем начало цветных революций на просторах Содружества Независимых Государств, социальные катаклизмы в российском обществе и готовность демократической элиты к свершению новой революции в стране заставляют современных лидеров российской политической элиты более трезво и осмысленно взглянуть на происходящие изменения в глобальном мире. Времени на праздность и безумное веселье давно прошло. Сегодня страна, стремительно утратившая свое былое экономическое могущество, теряет и свой политический авторитет.

Мировая история позволяет надеяться, что в критических ситуациях россияне вновь найдут возможность преобразовать свое общество таким образом, чтобы избежать краха забвения и сохранить государственную целостность. Новые вызовы глобального мира требуют от России коренного изменения экономического и политического курса в направлении движения к геополитическому и геоэкономическому лидерству в глобальном сообществе. Если Россия не сможет преодолеть современный "беспорядок" в ее внешнеполитической и национальной стратегии, то она не только лишится своего политического могущества, но и исчезнет с глобального атласа мира.

Вызовы глобализации требуют от политического руководства страны крупномасштабных преобразований, которые должны охватить все сферы российского общества. Порочный круг, в котором оказались лидеры российской демократии, заставляет пойти на комплексные реформы, обеспечивающие России путь к геополитическому и геоэкономическому лидерству. Без новой стратегии развития, без понимания глобальных процессов, без продуманных идей позицирования на международной арене, невозможно совершить качественный рывок и возродить статус Российской Федерации в качестве супердержавы мира.

Viperson

Док. 647277
Опублик.: 21.02.12
Число обращений: 0

  • Филькевич Игорь Александрович
  • Новая эра: Глобализация и Россия

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``