В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политическая сцена Виталия Барышникова Назад
Политическая сцена Виталия Барышникова
Вечером он играл в "Утиной охоте" на подмостках театра Александра Гречмана, а на следующее утро уверенно вошел в кабинет министра культуры и архивов Иркутской области. Но это уже был не выход на сцену, а первый рабочий день в должности министра.

У Виталия Барышникова своя роль в общественной жизни Иркутска. Ему доводилось побывать главой и студенческого педагогического отряда Иркутского государственного университета "Товарищ", и клуба молодых ученых "Альянс", и Иркутского горкома Российского союза молодежи, и Комитета по делам молодежи области, а также КВНщиком и школьным преподавателем истории. В прошлом году Центральная избирательная комиссия РФ назначила Виталия Барышникова членом временной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва. А в декабре он стал членом Избирательной комиссии Иркутской области.

- Виталий Владимирович, у вас богатый "послужной список". С чего начиналась ваша общественная деятельность?

- Со второго курса исторического факультета Иркутского государственного университета в 1992 году. Время тогда было переходное, во многих сферах жизни образовался какой-то вакуум. В том числе - и в молодежной сфере. Комсомол приказал долго жить. Его государственные функции - и люди, которые их осуществляли, - перешли в органы власти и комитеты по делам молодежи. Кто-то из комсомольских вожаков занялся бизнесом. В итоге, молодым людям некуда было пойти - только в педагогические отряды. Кроме них в Иркутске студенческих объединений просто не было. Недаром численность отрядов тогда достигала восьмидесяти человек - при норме в двадцать - двадцать пять вожатых. Пришел в педотряд и я - это был отряд госуниверситета "Товарищ". Счастливое время! Слеты, сборы, инструктивные лагеря, творческие и инициативные люди, с которыми всегда интересно и весело. Плюс перспектива - поработать летом в детском лагере, на природе. А после первого "вожатского" лета я попал и на театральные подмостки.

- Какая же связь между педагогическим отрядом и театром?

- После того, как я провел первое лето в детском лагере, я понял, что вожатый с гитарой - это в два раза круче вожатого без нее. В детстве я закончил музыкальную школу по классу баяна, так что был более или менее подготовлен. Я решил записаться в кружок игры на гитаре студенческого театра "Диалог" и тут "попался" режиссеру - Валентине Просекиной. Под её чутким руководством начал заниматься актерским мастерством, танцами, сценическим движением - словом, всем, кроме собственно игры на гитаре. Так в мою жизнь вошел театр. И здесь было много интересных и творческих личностей, поэтому вскоре люди из "Диалога" начали появляться в педотряде "Товарищ", а некоторые педотрядовцы, в свою очередь, пополнили актерскую труппу театра. Здесь же в студенческом театре я встретил и свою будущую жену. С ней в паре мы играли в чеховской "Чайке", тургеневском "Месяце в деревне".

- До сих пор играете вместе?

- Только в пределах семьи. А в театре - посменно. Один играет или репетирует - второй сидит с детьми.

- Если не секрет, какую роль мечтали бы сыграть?

- Хотелось бы сыграть в спектакле о Великой Отечественной войне. Причем, чтобы действие происходило не в 1943-1945 годах, когда победа казалась достижимой, а в 1941-м. Время это уникально, по-моему, тем, что в самом начале войны фашисты стремительно продвигались вглубь России, рвались все ближе к Москве. У нашего народа практически не оставалось даже проблеска надежды на победу - и все равно люди не ломались, шли в бой, на верную смерть... А еще хотелось бы сыграть в какой-нибудь веселой, "отвязной" комедии или сказке.

- КВНовская молодость дает о себе знать?

- Быть может. В 1992-1993 годах команда ИГУ, где я тогда играл, заняла первое место в городском чемпионате, организованном иркутским горкомом Российского союза молодежи.

- А сами вы тогда уже состояли в этом новом союзе молодежи?

- Я в нем не состоял, а работал - с 1993 года, когда учился еще на третьем курсе университета. Тогда я как лидер педотряда "Товарищ" курировал в Союзе молодёжи педотрядовскую деятельность. Однако заниматься пришлось не только этим - особенно с 1996 года, когда я возглавил иркутский горком РСМ.

Взять тот же КВН - вузовские команды существовали с конца 80-х годов прошлого века. Однако именно Российский союз молодёжи в начале 90-х годов объединил их в Городскую лигу веселых и находчивых. Движение КВН стремительно набирало обороты, стали постоянными городские турниры. А на базе четырех лучших команд - Иркутского госуниверситета, Иркутского государственного лингвистического университета, Иркутского государственного педагогического университета и Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища - были созданы небезызвестные "Иркутские декабристы" во главе с Вадимом Белинским, которые играли не в студенческом, а "настоящем КВН у Маслякова". Прижилась у нас и еще одна телеигра - "Что? Где? Когда?". Тогда, в начале 90-х мы проводили игры для школьных команд.

- Наверно, с этих игр и началась история клуба молодых ученых "Альянс"?

- Можно сказать и так. Хотя клуб появился позже, в 1996 году, но среди его основных целей были и такие - организация интеллектуальных игр в Иркутске и выход команды на игры центрального телевидения. И сегодня, спустя годы, наши иркутские команды показывают очень неплохие результаты на сибирском и общероссийском уровне. С телевидением, правда, сейчас туго - там теперь все больше показывают различные ток-шоу.

- А не слишком ли мелкие цели для ученых, пусть даже и молодых - интеллектуальные игры?

- Во-первых, интеллектуальные игры замечательно развивают эрудицию - широкий кругозор не повредит и самому "узкому" ученому. Недаром многие эпохальные научные открытия относятся к междисциплинарным. Кроме того, у нас были и другие направления деятельности. Среди них - организация научно-практических конференций. Мы провели даже несколько международных мероприятий - одна конференция была посвящена перегонам американских самолетов в рамках ленд-лиза по маршруту Аляска-СССР. Следующая достигнутая нами цель - создание научного сборника "Паритет", в котором публиковались со своими разработками наши молодые ученые и публикуются до сих пор. А ведь публикации очень много значат для успешного подъема по академической "табели о рангах". Об этом говорит и мой личный опыт человека, закончившего аспирантуру, - публикации необходимы уже там.

- Аспирантура, союз молодёжи, театр - и на все хватало времени?

- Хватало - и не только на это. В 1996-1997 годах я еще работал преподавателем истории девятых классов в 71-й иркутской школе. Пока был холостым, уходил из дома в восемь утра, возвращался - около полуночи, отсыпался - и все по-новому. Да и сейчас график похожий, несмотря на семейную жизнь. Недаром сын, когда его спрашивали, где живет папа, отвечал: "На работе". А дочка на вопрос, как зовут папу, говорила: "Пока-пока". Сейчас они уже подросли. Просто так меня научили в молодости: сначала о деле, потом - о семье. И еще - работать на результат.

- Неудивительно, что вы пришли работать в Комитет по делам молодежи областной администрации, а со временем и возглавили его.

- Мне нравится работать с молодыми. Наверно, поэтому и получалось в этой сфере. Мы разработали и добились принятия закона о молодежной политике в Иркутской области. Возродили в масштабах региона военно-патриотическую игру "Зарница", чем я особенно горжусь.

- В сфере культуре вы тоже человек не посторонний - полтора десятилетия театральной практики о чем-то да говорят. Так что и в кресле министра соответствующего ведомства у вас, судя по всему, многое может получиться. Поделитесь своими планами?

- Возглавляю министерство я всего два месяца - а это очень большое "хозяйство". Так что пока в основном вхожу в курс дела: стараюсь понять, как тут все устроено, какие отношения связывают учреждения культуры, какие существуют традиции. И уже сделал некоторые выводы. Во-первых, в нашей области очень много талантливых людей, и нам есть чем гордиться. Во-вторых, в учреждениях культуры - крайний недостаток молодых кадров. И в третьих - в этой сфере очень слабая нормативно-правовая база.

Приведу один пример. Много лет в Иркутской области вручалась Премия губернатора в сфере культуры и искусства. А в областной закон о поддержке культуры, принятый в декабре 2007-го, она не вписана - забыли! И в 2008 году вручалась премия с невнятным статусом "Культура и искусство Приангарья". Вроде премия-то та же самая, но с другой стороны - не губернаторская, не такая престижная. Одной из своих ближайших задач считаю внесение изменения в этот закон с целью восстановления статуса этой награды. Еще одно изменение, которое стоит внести в него, касается поддержки творческих союзов.

- Это, как я понимаю, первоочередные задачи. А более глобальных задач перед собой пока не ставите?

- Отчего же? Я выделил три главных направления деятельности министерства. Первое - предоставление равного доступа всем жителям области к культурным ценностям, возможности творчества через работу областных, муниципальных и частных учреждений культуры. Второе - сохранение историко-культурного наследия: памятников старины, различных архивов. И третье, самое, по-моему, важное - "капитализация", как я это называю, Иркутской области средствами культуры. Об этом направлении хотелось бы сказать подробнее. Культура меняет качество жизни. Скажем, не такой уж и глухоманью станут самые отдаленные районы области, если премьера нового фильма будет проходить там день в день с московской премьерой. Людям будет комфортно жить и работать в таких местах, если они не будут чувствовать себя оторванными от "Большой земли". Этой же цели могут служить библиотеки с возможностью для посетителей выйти в Интернет, найти там последнюю справочную или иную информацию.

А в масштабах всей области такой капитализации можно добиться с помощью новых знаковых культурных проектов. В качестве примера могу назвать "Звезды на Байкале" нашего земляка Дениса Мацуева. Вы посмотрите, на этот фестиваль сегодня едут туристы из Европы. Для них дешевле получается прилететь сюда и послушать сразу нескольких мировых звезд (и на Байкал уж заодно посмотреть), чем ездить за каждым из них по разным концертным площадкам. Такие проекты повышают имидж Приангарья.

- У вас уже есть какие-то идеи по поводу таких проектов?

- Пока у меня есть идея, что такие проекты должны появиться. А если без шуток - нам действительно как воздух нужны нестандартные идеи. В самое ближайшее время я намерен провести встречи с иркутскими культурологами, историками, другими специалистами. Мы будем проводить мозговые штурмы - мы должны явить новую амбициозную иркутскую идею. Такую, чтобы она привлекла к нам людей, привлекла крупный бизнес. И это не фантазии. В ХVIII-ХIX веках люди тянулись в Сибирь за богатством и волей. В ХХ веке сюда ехали на молодежные стройки, возводить новые города и грандиозные комбинаты, строить новую жизнь. Теперь нам нужна идея ХХI века.

- А нынешний кризис этому не помешает?

- На самом деле кризис в первую очередь находится в головах. И именно во времена кризисов, когда старый образ жизни зашел в тупик, возникали новые идеи, было сделано много новых открытий.

- Совсем недавно вы стали членом Избирательной комиссии Иркутской области. Чем для вас является это назначение?

- Я считаю его своей почетной обязанностью. У вашей газеты замечательное название - "Право выбора". Это право я считаю основным, базовым правом человека, быть может, более важным, чем право частной собственности. И я приложу все силы, чтобы в пределах своей компетенции обеспечить возможность права выбора жителям нашей области.

"Право выбора"

Игорь Алексич

http://news.babr.ru/?IDE=50761

Док. 647229
Перв. публик.: 11.02.09
Последн. ред.: 21.02.12
Число обращений: 0

  • Барышников Виталий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``