В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Объединяя усилия Назад
Объединяя усилия
Подземное строительство по праву считается одним из сложнейших видов работ. Для того чтобы более полно реализовать потенциал этого рынка, повысить качество и безопасность проектов, профессионалы объединяют свои усилия.

О создании СРО для подземных строителей мы беседуем с генеральным директором ОАО "Метрострой" Вадимом Александровым.

- Вадим Николаевич, чем объективно обусловлена необходимость создания СРО, ориентированной именно на подземных строителей, решению каких задач подобная "специализация" будет способствовать в первую очередь?
- Дело в том, что подземное строительство - наиболее сложный среди всех прочих видов строительных работ. Между тем, нормативно-техническая база резко упала. Если раньше было Министерство транспортного строительства, Главки, специализированные институты, на которых возлагалась задача по разработке нормативно-технической базы, то сейчас этого нет. В результате наша нормативная база явно отстает от прогресса. Подтянуть ее уровень до требований сегодняшнего дня в общестроительных СРО не смогут ввиду специфики технологий подземных работ. Поэтому логичным решением стало создание нами около года назад профессионального некоммерческого партнерства "Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов". Буквально на днях мы подаем заявку на регистрацию соответствующего СРО. Единомышленникам, говорящим на одном профессиональном языке, проще учесть все технические нюансы и разработать современную нормативную базу. Сейчас очень важный этап - надо зарегистрировать СРО и показать всем участникам рынка его возможности. При этом мы пошли не по территориальному принципу приема членов, а ориентировались именно на их подземную профильность. Мы приглашаем подземных строителей не только из Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, а со всей России. Уже подали заявления на вступление в нашу СРО, например, организации из Челябинска, Сочи, Волгограда, Самары... Считаю принцип формирования СРО, основанный на специализации работ, наиболее целесообразным и продуктивным.

- Насколько универсальны условия приема и уровень требований к компаниям, ведущим собственно подземное строительство (метро, тоннели, подземные паркинги, путепроводы и прочее) и к организациям, специализирующимся на работах нулевого цикла для заглубленных объектов или на прокладке инженерных сетей?
- Сейчас на начальном этапе создания СРО мы стараемся учитывать потенциал развития вступающих организаций на будущее, то есть не обязательно они должны быть признанными "флагманами" в своей профессиональной сфере. Однако среди основных универсальных требований для всех рассматривается высокий уровень квалификации персонала компаний. Учитывая повышенную сложность и ответственность подземных работ, иначе никак. К сожалению, во многих организациях не проводится повышение квалификации сотрудников. Но этот недостаток можно и нужно устранять. Тем более что в ОАО "Метрострой" накоплен мощный потенциал, которым смогут воспользоваться участники нашей СРО. У нас действуют договоры на обучение в рамках повышения квалификации сотрудников с ПГУПС, СПбГАСУ, Гостехнадзором. Процесс этот непрерывный - согласно графикам, разработанным для каждого отдела нашей компании. Аналогично мы готовы систематизировать обучение персонала и вступающих в нашу СРО компаний. С нашей стороны - это и помощь, и требование одновременно.

- Насколько, по вашему мнению, могут оказаться эффективными СРО в области внедрения инновационных проектных, технологических решений в подземном строительстве? Что планируется делать, чтобы уровень квалификации специалистов, состояние нормативно-технической базы поспевало за стремительной поступью прогресса?
- Безусловно, решению данных задач СРО будет способствовать. Приведение в соответствие нормативно-технической базы с достижениями в области подземного строительства, а также мероприятия по повышению квалификации специалистов объективно будут стимулировать более широкое применение инновационных технологий. Мы и сейчас приобретаем много современной техники и с успехом используем ее на важных городских стройках. С другой стороны, учитывая актуальность кадрового вопроса, еще раз отмечу, что качество обучения специалистов приобретает все более определяющую роль. Кстати, одной из отличительных особенностей СРО по подземному строительству можно назвать гораздо более жесткие требования к квалификации персонала по сравнению с общестроительными СРО. Например, у нас проблематично использование труда гастарбайтеров - наши технологии по наукоемкости и ответственности многократно превосходят, например, кладку кирпича или заливку бетона. Чтобы стать проходчиком, надо учиться 2 года. Для решения кадрового вопроса необходимо улучшать условия труда, технику безопасности, внедрять средства механизации. СРО и в этих аспектах должно сыграть положительную роль.

- Принято считать, что конкуренция - двигатель прогресса. Насколько корпоративные интересы участников СРО согласуются с этим тезисом, где грань между общими целями организации и частными интересами каждого ее участника?
- Конечно, надо понимать, что внутри СРО сохранится соперничество за получение заказов, выигрыш тендеров, - рынок есть рынок. С другой стороны, благодаря корпоративным усилиям всех участников будут успешно решаться вопросы совершенствования нормативной базы, повышения квалификации, внедрения инновационных технологий, что создаст объективные предпосылки для более эффективной работы каждой компании без исключения. Цивилизованная конкуренция - нормальное явление.

- Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития российского рынка подземного строительства и роли СРО в повышении как количественных, так и качественных его показателей?
- На мой взгляд, в России, если сравнивать с общемировой практикой, подземное строительство - пласт, который еще и не поднимали. В российских городах даже элементарные подземные переходы - дефицит. В Санкт-Петербурге дело осложняется сложными грунтами, однако сейчас уже имеются эффективные и безопасные технологии подземного строительства. Если их не применять, город просто задохнется в транспортной петле. Пропускная способность мостов уже исчерпала себя, новые переправы в центре города строить негде из-за плотности застройки. Поэтому необходимо строить тоннели. По моим оценкам - как минимум шесть-семь. Учитывая сотни островов, перспективы строительства подземных магистралей огромны. По развитию метро город отстает от сегодняшних потребностей уже лет на 20. Считаю, что наша СРО, как регулирующая и контролирующая данные процессы, должна сыграть определяющую роль.

Автор: Андрей Мельников
"Строительный Еженедельник"©, N 37 (377) от 21.09.2009

http://asninfo.ru/se/article/24588

Док. 647124
Перв. публик.: 21.09.09
Последн. ред.: 17.02.12
Число обращений: 0

  • Александров Вадим Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``