В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интеграция науки и образования. Перспективы развития образования на современном этапе Назад
Интеграция науки и образования. Перспективы развития образования на современном этапе
Султанова Виолетта Зелимхановна
к.фил.н, доцент.

Набирает темпы очередная реформа высшего профессионального образования: новые федеральные образовательные стандарты, многоуровневая система подготовки, университетские комплексы... Реализация этих направлений поддерживается на высшем уровне, в том числе в рамках национального проекта "Образование", и начинает существенно подкрепляться.

При обсуждении результатов национального проекта "Образование" в Совете по реализации приоритетных национальных и демографической политике 13 сентября 2007 года было выдвинуто предложение сформировать "современную модель образования". Президент Владимир Путин дал соответствующее поручение правительству РФ.

Сегодня в мире образование все больше превращается в мощную производительную силу - обязательное условие конкурентной устойчивости на геополитическом уровне.
На пути к новому качеству образования возникает ключевой вопрос: как в соответствии с качественно новым состоянием общества и новой стратегией государственного развития мотивировать высшее профессиональное образование и национальную систему образования в целом на качественное обновление целей, задач и содержания, модернизацию образовательных технологий и развитие научных исследований, активную поддержку творческого мышления детей и молодежи.
Ответов несколько:
- заложить фонд на развитие вузовской науки (примерно 30-40 процентов от затрат на образование);
- обеспечить совместно с бизнесом значительное повышение базовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава и средств на содержание вузов;
- высшие учебные заведения должны организовать предметное обсуждение проблемы качества образования на уровне кафедр и факультетов, обратив внимание на роль педагога, студента, внутреннего уклада жизни вуза;
- провести обсуждение с подготовкой перечня проблем в масштабе областей, федеральных округов (для учета геополитических особенностей региона) с публикациями материалов в местной прессе;
Образование - это отрасль экономики, причем важная. В этой отрасли должны быть сообщества профессионалов, в том числе и по территориальному, и по профильному признакам. Именно эти профессиональные сообщества и должны стать каналом отбора инноваций и их закрепления в образовании. Причем эти ассоциации, сообщества должны охватывать не только ректоров, деканов, заведующих кафедрами, но и преподавателей. Вот это- создание среды и процессов обмена информацией, - то, что раньше называлось обменом передовым опытом. Эта система была совершенно необоснованно разрушена в 90-е годы.

Создание благоприятной, комфортной среды для совместной реализации своих профессиональных обязанностей - это совершенно необходимо.

Система высшего образования в России сталкивается сегодня с различными проявлениями качественных изменений, часть из которых характерна и для других стран, но в основном проблемы образования в России обусловлены особенностями ее экономического развития.

Экономические процессы по сути своей противоречивы. Есть застойные очаги, а есть и сектора экономики, которые стремительно развиваются: например, телекоммуникации, финансовые услуги. То же происходит в сфере образования.

По-прежнему высок спрос на такие специальности, как менеджмент, финансы, кибернетика, право. С другой стороны - большое количество выпускников, например, строителей или кадров технических вузов, для гуманитарной науки.

Одним словом, налицо дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. Он будет обостряться с каждым годом. Но проблема еще сложнее. Ведь профессиональные образовательные учреждения решают не только задачи подготовки профессионалов к еще неочевидным потребностям экономики, но и берут на себя задачи общекультурного образования, проводя социализацию выпускников общеобразовательных школ. Ощущая кадровый голод, ведущие крупные корпорации или создали заново, или восстановили деятельность различных центров переподготовки кадров, повышения квалификации. Сектор корпоративного образования будет развиваться и дальше.

В журнале "Прогнозис" (2005, N 2/3, с. 304-318) опубликована беседа с профессором философии одного из американских университетов Борисом Капустиным. Вот одна из тем этой беседы:
"В среднем американские первокурсники, даже в лучших университетах, никак не сильнее наших, даже нынешних, выходящих из деградирующей средней школы. Наверное, то же самое я мог бы сказать и о второкурсниках. Но уже у третьекурсников, я по-прежнему говорю о лучших американских университетах, начинают обнаруживаться преимущества над нашими третьекурсниками - не столько в объемах познаний или глубине мышления, сколько во владении методикой и методологией академической работы, а также в открытости мышления и восприимчивости к разным точкам зрения. В дальнейшем эти преимущества нарастают. <...> Чем это объяснить?

Разгадка таится, видимо, в той самой академической свободе, которая вроде бы вносит полную дезорганизацию в учебный процесс. В кажущемся хаосе действует некий организующий принцип, и им является самоорганизация студентов. Ко второму или третьему году обучения они становятся способны сами отбирать то, что им нужно в соответствии с их индивидуальными планами, причем распространяющимися не только на студенческую жизнь, но и на жизнь после университета. Это позволяет им ориентироваться в безбрежном море курсов, концепций, точек зрения, подходов и идей, в котором они оказываются. Но само такое ориентирование предполагает усвоение неких общих приемов "академического плавания". Поверите ли, но уже второкурсникам не нужно объяснять, как структурировать эссе, что означают "формулировка центрального тезиса", "достаточная аргументация", "финальное заключение". Еще более удивительно: они умеют укладываться в фиксированные объемы, отведенные для тех или иных видов работ. Они умеют в достаточной мере планировать свое время, чтобы аккуратно укладываться во всякие сроки. Обратите внимание: в задании преподавателя на очередное эссе будет обязательно указано нечто вроде "3,5 тысячи знаков, сдать 22 октября до 16 часов". <...> Опаздывающие есть всегда, но для большинства такой стиль работы - норма, которой они "естественно" руководствуются".

За год-два подобных навыков не приобретешь: база для них должна быть заложена ранее. С этим согласится любой педагог. А вот прямая связь этих навыков с теми приоритетами образования, о которых писалось выше, видна без всякой лупы. Приведенное наблюдение профессора Б. Капустина в определенной мере характеризует результат постановки перспективных приоритетов.

В России также принимаются документы стратегического характера по вопросам образования, например, "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.", утвержденную в 2001 году, или более современный документ "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации".
Формирование действительно современной модели образования является не просто своевременным, а "первейшей и наисрочнейшей" задачей: если сейчас ее не решить, будет поздно.

Результат любого высшего образования - сочетание множества факторов. Разные люди ходят в одни и те же аудитории, но один запоминает из ста сказанных профессором слов два, другой ничего, а третий может все повторить дословно, да еще и творчески развить. Многое зависит от мотивационной структуры самих студентов. Есть и те, кто приходит в вузы, мотивируясь идеями, далекими от познания. Не случайно еще в 70-е годы А.И. Солженицын называл их "образованцами", а все это явление "образованщина".

Если у человека не развита мотивационная составляющая, трудно от системы образования ждать чудес.

www.allrus.info

Док. 647003
Опублик.: 15.02.12
Число обращений: 0

  • Солженицын Александр Исаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``